a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Парциальная программа "Народный календарь – отражение народной мудрости"

Автор: Сомова Татьяна Владимировна Опубликовано: 2017-03-13 22:25:32

Документы для скачивания

СОГЛАСОВАНО УО УТВЕРЖДАЮ г. Новотроицка Заведующий МДОАУ «Детский сад №39»_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ( подпись) ( Ф. И. О. ) ( подпись) ( Ф. И. О. ) «_ _ _ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2014г. «_ _ _ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2014г. Принято На педагогическом совете №_ _ _ _ _ _ _ _ _ Протокол №_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2014г. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ( Ф. И. О. ) Парциальная программа" Народный календарь – отражение народной мудрости" Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 39 «Василек» комбинированного вида г. Новотроицка Оренбургской области» Автор: Сомова Т. В. , Воспитатель МДОАУ «Детский сад № 39 г. Новотроицка Оренбургской области» Новотроицк, 2014 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 1. 1. Направленность парциальной программы Программа реализуется в рамках познавательного, речевого и социально- коммуникативног о, художественно- эстетического и физического направления развития дошкольника. 1. 2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы Новизна данной образовательной программы заключается в обогащении жизни ребенка в ДОУ использованием традиций Оренбургского края, культурного наследия нашего народа, а также объединение для этого усилий ДОУ и семьи. В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Современная жизнь диктует свои правила, требуя все новых и новых открытий, изобретений, модернизации. Однако в этой технической и технологической гонке не нашлось места духовному развитию, отошли в прошлое некоторые известные традиции, праздники, а взамен появились новые, боле е приземленные и материальные. В связи с этим, м ожно с уверенностью сказать, что у подрастающего поколения занижен интерес и уважение к прошлому родной страны, к культуре своего народа. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой, проблемой духовному возрождению. Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы. Формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, по–своему отразившийся в загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, легендах и волшебных сказках. Другое, живое свидетельство богатства бытовой культуры русского народа – его обычаи и праздники, а также церковные обряды и таинства. Сохранение этого наследия – благородная задача. Дошкольный возраст — особо значимый период в развитии личности. Именно в этот период у ребёнка формируются многие качества( физиологические, психологические) ; складываются интересы; начинается процесс самопознания, — ребёнок пытается понять, кто он в этом огромном мире. Знакомство детей с народным искусством( поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно- прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания. Интерес к внедрению народного искусства в практику дошкольного воспитания в нашей стране возрождается. Подтверждением этому служат многие, появившиеся за последнее время, региональные обучающие программы: « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой М. Д. Маханёвой( Данная программа позволяет формировать общекультурную компетентность дошкольников в системе «детский сад – музей». Восприятие детьми народной культуры носит эстетический характер- это является основой творчества дошкольни ков в разных видах деятельности) ; « От родного порога»: программа- руководство по воспитанию детей на традициях русскоязычного населения Алтайского края( Программа о возрождении семейных ценностей) ; программа" Непреходящие ценности малой родины" ( Е. В. Пчелинцева) ( Главный критерий данной программы- искусство и история, факты и события как составные части общей национальной культуры России) ; программа" Развитие у детей представлений об истории и культуре" ( Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова) ( Особое внимание в программе уделено непреходящим ценностям мировой цивилизации. Основная цель- формирование у детей старшего дошкольного возраста основ духовной культуры, гуманного отношения к человеку и его труду, уважения к культурным ценностям разных народов, развитие познавательной активности, творческих способностей) и др. Однако бросается в глаза отсутствие методических разработок о народном календаре( включающим в себя приметы, пословицы, поговорки, обрядовые праздники, народ ные подвижные игры) . Вследствие этого составл ение данной программы считаю педагогически целесообразным. 1. 3. Цель и задачи парциальной программы Цель: приобщение старших дошкольников к русской народной культуре посредством народного календаря. Задачи программы: Задачи обучения: - н а доступном уровне знакомство детей с народными играми, народным календарём, основами нравственной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа; - формирование положительного отношения к обычаям, традициям русского народа; - привлечение родителей к приобщению ребенка к русской народной культуре, к народному календарю. Задачи воспитания: - воспитани е нравственных качеств личности, чувства красоты, любви к родному краю. Задачи развития: - развитие познавательной активности, творческого и логического мышления, любознательности. 1. 4. Отличительные особенности парциальной программы Отличительная особенность программы в том, что темы, предусмотренные программой, совпадают с блочно- тематическим планированием детского сада. 1. 5. Возраст детей, участвующих в реализации программы Программа рассчитана на старший дошкольный возраст. В этом возрасте ребенку уже доступно освоение духовно- нравственных и эстетических ценностей народной культуры. 1. 6. Сроки реализации парциальной программы Программа реализуется в течение 1 года. 1. 7. Формы и режим занятий Программа реализуется в совместной деятельности( в НОД, в совместной деятельности в режимных моментах, в центрах художественного развития) , в работе с родителями и социумом. 1. 8. Ожидаемые результаты и способы их проверки Р езультаты интеллектуального развития: повышенный уровень сформированности любознательности и активности в изучении национально- культурных особенностей Оренбургской области; повышенный уровень развития способности решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; наличие первичных представлений о себе и о своей малой родине. Результаты личностного развития: повышенный уровень сформированности эмоциональной отзывчивости к окружающим людям. Результаты физического развития: развитие артикуляционного аппарата в процессе заучивания и рассказывания фольклорных произведений; развитие мелкой моторики в процессе выполнения поделок, рисунков. Анкета для детей( метод индивидуальной беседы) Цель: выявление уровня знаний детей о русской национальной культуре. Детям предлагаются следующие вопросы: 1. В какой стране, области ты живешь? 2. Знаешь ли ты народные праздники? 3. Как народные праздники отмечаете в своей семье? 4. Что ты знаешь о народном календаре? 5. Какие русские народные игры ты знаешь? 6. Какие народные приметы ты знаешь? 7. Какие ты знаешь пословицы, поговорки о временах года? Оценка результатов: высокий уровень- ребенок имеет четкие представления о кул ьтурном достоянии родного края( знает много примет, пословиц, народных праздников, подвижных игр) . Эмо ционально воспринимает семейные традиции, самостоятельно аргументирует свои суждения. средний уровень  - ребенок имеет дифференцированные представления о некоторых элементах национальной культуры. Стремится аргументировать свои суждения, познавательное отношение к культурному достоянию неустойчиво, связано с яркими событиями, моментами. низкий уровень  - у ребенка не сформированы пред ставления о русской народной культуре, о народном календаре, дает неправильный ответ или не отвечает даже после наводящих вопросов взрослого. 1. 9. Формы подведения итогов реализации программы Итоговое занятие с участием родителей, игровой макет жилищ народов Южного Урала, коллекция обрядовых куколок, анкетирование, альбом примет и поговорок по месяцам. 2. Планирование образовательных отношений 2. 1. Тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности( Приложение 1) 2. 2. Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников Сентябрь: - Анкета для родителей: " Знакомство с традиционной народной культурой детей в семье" . - Консультация" Зачем ребенку знания о народном календаре" . - Папка- передвижка: древнее название осенних месяцев, приметы осени, пословицы. Октябрь: - Консультация для родителей" Семейные традиции" . - " Наши рукоделки" - пан н о" Дерево жизни" ( семейное дерево из соленого теста) . - Совет для родителей: Посетить осенний лес с ребенком, наблюдать изменения в природе, сфотографировать интересные моменты в жизни леса и приготовить вместе с ребенком небольшое сообщение об увиденном. Ноябрь: - Родительское собрание на тему: " Народный календарь- отражение народной мудрости. - Консультация для родителей: " Что такое пословицы и поговорки? " . - Праздник" Рябинник" . Декабрь: - Папка- передвижка: древнее название зимних месяцев, приметы зимы, пословицы. - Праздник с участием родителей: " Волшебная новогодняя сказка" . - Изготовление кормушек, обеспечение кормом для птиц. Январь: - Анкета для родителей: " Знакомство с традиционной народной культурой детей в семье" - Организация Посиделок( чаепития) . - Помощь в изготовлении макета" Улица дружбы" ( основа макета, юрта) . Февраль: - Семейный проект «Моя семья». - Развлечение" Масленица" . Март: - Папка- передвижка: древнее название весенних месяцев, приметы весны, пословицы. - Открытое занятие: " Жаворонки, прилетите, весну- красну принесите" . Апрель: - Рекомендовать провести экскурсию по своему городу. - Изготовление" Календаря праздников семьи" . - Подготовка детских выступлений по" Календарю праздников своей семьи" . Май: - Выставка рисунков и поделок на тему" Пасха" - Поручить родителям сбор трав для изготовления куклы Кубышка- травница. - Анкетирование" Что вы и дети узнали о народном календаре? " . Июнь: - Папка- передвижка: древнее название летних месяцев, приметы лета, пословицы. - Поручить наблюдение за различными садовыми растениями( с фотографиями или рисунками) . Июль: - Рекомендовать заготавливать природный материал для поделок. Август: - Рекомендовать заготавливать природный материал для поделок. - Организация чаепития с приготовлением молодильных яблочек на Яблочный Спас. 2. 3. Перспективный план взаимодействия с социумом Сентябрь- " Забавы наших бабушек" , традиции( НМВК) . Октябрь- " Как звери домами менялись" , познавательный урок- игра из цикла экологическое краеведение( НМВК) . Ноябрь- " Синичкин день" , познавательный урок- игра( заключительная беседа об осени, НМВК) Декабрь- " Волшебная новогодняя сказка" , новогодние традиции народов Южного Урала( ДОУ №39 совместно с НМВК) . Я нварь- " Праздник и в январе- пришла Коляда" ( детская библиотека" Алые паруса" ) . Февраль- " В гости к Оренбургским казакам" , познавательно- игровая программа( детский клуб" Казачок" ) . Март- " Масленичные гулянья" , театрализованный фольклорный праздник( НМВК) . Апрель- " Грач на дворе- весна на дворе" , познавательно- игровая программа( НМВК) . Май- " Здоровье- это здорово" , народные подвижные игры( НМВК) . Июнь- " Побеседуем в беседке" , о празднике Троица( детская библиотека" Алые паруса" ) . Июль- " Побеседуем в беседке" , о празднике Ивана Купалы( детская библиотека" Алые паруса" ) . Август- " Побеседуем в беседке" , о праздниках Ильин день и Спас( детская библиотека" Алые паруса" ) . 3. Ресурсное обеспечение парциальной программы 3. 1. Нормативно- правовой ресурс- Декларация о правах ребенка; - Конвенция ООН о правах ребенка; - Конституция РФ; - Концепция модернизации дошкольного образования; - Федера льный закон" Об образовании РФ" . 3. 2. Научно- методический ресурс- Государственная программа" Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 годы" ; - ООП ДО" От рождения до школы" под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; - " Концепция предшкольного образования в Образовательно й системе" Школа 2100" ( Проект) ; - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 39 «Василек» комбинированного вида г. Новотроицка Оренбургской области» на 2012- 2015 год. 4. Список использованной литературы 1. Басанова Е. Н. Составление и реализация программы развития ДОУ – нормативной модели инновационного процесса. Арх. , 2005г. 2. Белая К. Ю. «Инновационная деятельность ДОУ» М. , ТЦ Сфера, 2004г. 3. Вариативные программы дошкольных образовательных учреждений и технология их использования: Метод. рекомендации. / Сост. О. А. Соломенникова. – М. : АРКТИ, 1999 г. 4. Гейченко И. Л. , Исавнина О. Г. Пословицы и поговорки- детям дошкольного возраста. СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО" ДЕТСТВО- ПРЕСС" , 2012. - 64 с. 5. Лыкова И. А. , Шипунова В. А. Народный календарь. ЛЕТО КРАСНОЕ( книга для педагогов и родителей) . - М. : Издательский дом" Цветной мир" , 2013. - 96 с. 6. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде/ Сост. и авт. вводн. текстов Г. Д. Рыженков. - М. : Современник, 1991. - 127 с. 7. От осени до лета( детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях) : Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л. А. Владимирская. - Волгоград: Учитель, 2004. - 160 с. 8. « От родного порога»: программа- руководство по воспитанию детей на традициях русскоязычного населения Алтайского края – Барнаул: АКИП КРО, 2002 9. Образовательная программа ДОУ. Алгоритм разработки( Интернет- ресурс http: / / ww w. resobr. ru/ materials/ 310/ 4866/ ) . 10. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4- 7 лет. - М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2013. - 80 с. 11. Природа вокруг нас. / Сост. М. А. Фисенко. - Волгоград: ИТД" Корифей" . - 128 с. 12. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой М. Д. Маханёвой- СПб. : Детство- Пресс, 2006 13. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования « Отрождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. − Москва: Мозаика- Синтез, 2011. 14. Пчелинцева Е. В. «НЕПРЕХОДЯЩИЕ ЦЕННОСТИ «МАЛОЙ РОДИНЫ» программа нравственно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста. ( Интернет- ресурс https: / / portal. iv- edu. ru/ dep/ mouofurmn/ furmn_ mbdou12/ commondocs/ PROGRAMM/ PCHELINCEVA. pdf) . 15. Римашевская Л. С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. Учебно- методическое пособие. - М. , Центр педагогического образования, 2007. - 112 с. 16. Цыгвинцева О. А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. - СПб. : ООО" ИЗДАТЕЛЬСТВО" " ДЕТСТВО- ПРЕСС" , 2013. - 80с 17. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2008. - 144 с. 5. Приложения Приложение 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема недели Познавательное развитие Соц. - ком. развитие Речевое развитие Физическое развитие Худ. - эстет. развитие ОСЕНЬ Сентябрь- жовтень, хмурень, вересень" Вот и стали мы на год взрослее. Наша группа" Беседа" Что такое народный календарь? " Рождество Богородицы( традиции праздника) Заучивание наизусть стихотворения М. Сухорукова" Сентябрь- хмурень" П/ и" У дядюшки Трифона" Рисуем одну страницу народного календаря" Я и моя семья" Игра" Волшебный месяцеслов" ( раскрыть древнее название месяца, признаки) " Забавы наших бабушек" , традиции( НМВК) Рассказ по фото- коллажу о своей семье Спортивная эстафета" Папа, мама, я- спортивная семья" Пано" Дерево жизни" ( из соленого теста) " О моем здоровье и безопасности" Правила поведения возле костра( во время сжигания мусора на садах, огородах, дачах) Беседа" Взрослых надо слушаться" Зажигай ог онь с сентября в избе и на поле( пословица) Игра народная хороводная" Пошла Млада за водой" Коллективное рисование: первый плакат" Так нельзя делать" , второй плакат" Так можно делать" Октябрь- грязник" Мы встречаем осень золотую" Игра" Волшебный месяцеслов" ( раскрыть древнее название месяца, признаки) 1 октября- Покров Пресвятой Богородицы( традиции) . Каков Покров, такова и зима. Заучивание наизусть стихотворения М. Сухорукова" Октябрь- грязник" Игра народная хороводная" Рябинушка" Наблюдение за красотой рябинового дерева, в процессе- беседа" О традиции народного праздника Рябинник" " Осенние заботы лесных жителей" Прогулка к дубу и осине, в поисках подтверждения приметы октября- у дуба и осины самый поздний листопад. " Как звери домами менялись" , познавательный урок- игра из цикла экологическое краеведение( НМВК) Чтение стихотворения Е. Трутнева" Белкина кладовка" П/ и" Зайцы и волк" " Снегири на ветке рябины" " Витамины из кладовой природы" Познавательная минутка" Что такое ярмарка" ( Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна) Игра народная" Хороводная огородная" Инсценировка р. н. с. " Репка" Малоподвижная игра" Урожайная" Создание атрибутов к р. н. с. " Репка" " Путешествие в хлебную страну" Что такое" озимые" ? Бережное обращение с хлебом. Дидактическое упражнение" Опиши и угадай" ( хлебобулочные изделия) П/ и" Пирог" Объемная аппликация" Колосок" . " Испечем- ка мы печенье" ( лепка) Ноябрь- студень, листогной, грудень, полузимник" День народного единства. Здоровье начинается с семьи. Неделя здоровья" Игра" Волшебный месяцеслов" ( раскрыть древнее название месяца, признаки) 1 ноября- проводы осени, встреча зимы. Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка. Заучивание наизусть стихотворения М. Сухорукова" Ноябрь- листогной" Спортивная эстафета Рисование" Папа, мама, я- здоровая семья" " Моя малая Родина" Рассматривание фотоальбома" Природа родного края" Памятники в нашем городе Мини- сочинение" Я люблю свой город потому что. . . " П/ и" Городки" Рисование по замыслу" Моя Родина" " Моя республика- Россия. Всемирный день приветствий" Рассказ башкирина( родитель из соседней группы) о традициях своего праздника Башкирская народная игра" Ласточки и ястребы" " Кто как здоровается? " ( народы Южного Урала) Игра народная хороводная" Капуста" Изготовление атрибутов к игре" Капуста" " Встречают по одежке" В ноябре зима с осенью борется. Уход за одеждой Описание" осенней одежды" леса Малоподвижная игра" Иголка, нитка, узелок" Рисование" Осенний лес" " Мама одна на свете" Беседа о том, как в старину почитали маму, бабушку, как к ней обращались. Сюжетно- ролевая игра" Маме помогаем" Обогащение словаря по теме Пальчиковая гимнастика" Мамины помощники" Изготовление Вепсской куклы( Кормилки) - символа материнства Праздник" Рябинник" ЗИМА Декабрь- лютень, студень" Зимний лес" Игра" Волшебный месяцеслов" ( раскрыть древнее название месяца, признаки) Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет( пословица) Заучивание наизусть стихотворения М. Сухорукова" Декабрь студеный" Русская народная подвижная игра" Коза" Рисование по мокрому" Зимний лес" " Мы- друзья зимующих птиц" " Синичкин день" , познавательная игра( заключительная беседа об осени, НМВК) " Почему надо кормить птиц зимой" В. Поляков" Синички" П/ и" Бабка Ежка" Конструирование" Кормушки" . Лепка" Лакомство для птиц" " Мастерская Деда Мороза. Почта" " Откуда пришла традиция украшать елку, и чем ее украшать? " 17 декабря. Варварин день. Самые сильные морозы, зима мосты мостит. Чтение стихотворения Н. Артюховой" Белый дед" П/ и" Дед Мороз" Лепим снегурочку Новый год Год декабрем кончается, а зима начинается. " Волшебная новог одняя сказка" ( ДОУ №39 совместно с НМВК) Составление рассказа по сюжетной картине" Дети готовятся к празднику" П/ и" Баба Яга" Пряник к Новому году Январь- сечень, просинец" Народная культура и традиции. Зимние забавы" Январь на порог- прибыло дня на воробьиный скок( наблюден ие об увеличении светового дня) . Не будет снега, не будет следа( эксперимент) . " Праздники в январе- пришла Коляда" ( детская библиотека" Алые паруса" ) Заучивание наизусть стихотворения М. Сухорукова" Январь- просинец" П/ и" Мороз- Красный нос" Изготовление КУКЛЫ- КУБЫШКИ( или куклы- Крупенички) " Что за прелесть эти сказки" Игра" Волшебный месяцеслов" ( раскрыть древнее название месяца, признаки) 19 января- Крещение Господне( обряды, традиции) Викторина по рнс П/ и" Бабка Ежка" Составить картотеку сказок групповой библиотеки" В гончарной мастерской. Посуда" Народное глиняное творчество. Ярмарка расписной посуды Обогащение словаря по теме П/ и" Горшки" Посиделки( чаепитие) . " Дом. Строитель" О русской народной избе Особенности интерьера русской народной избы Поиск в групповой библиотеке книг с иллюстрациями русской избы П/ и" С города долой" Конструирование" Русская изба" Февраль- лютень, бокогрей" Путешествие вокруг света" Сельскохозяйственный транспорт. Игра" Волшебный месяцеслов" ( раскрыть древнее название месяца, признаки) Сюжетно ролевая игра" Комбайнер" Заучивание наизусть стихотворения М. Сухорукова" Февраль- бокогрей" " " Кот и автомобиль" Конструирование" Трактор" " Современные профессии" Профессии, связанные с земледелием" Почему к людям всех профессий надо относиться с уважением" " Расскажи о. . . " П/ и" Огородник и воробей" Изготовление куклы Десятиручки- помощницы в работе" День защитника Отечества" " В гости к Оренбургским казакам" , познавательно- игровая программа( детский клуб" Казачок" ) Традиции праздника. Почет и уважение. " Мой папа( дедушка) служил" П/ и" Заря" " Танк" в подарок казакам" Масленица" Просмотр слайдов" Как Масленицу праздновали на Руси" Масленица( обряды, традиции) Рассказы заранее подготовленных детей о каждом дне праздника П/ и" Горелки" Изготовление" Куклы- чучела" Развлечение" Широка масленица" ВЕСНА Март- протальник, березол" Моя мамочка" Когда и почему появился женский день Моя мама любит играть в. . . Разучивание весенних закличек Играем в мамину любимую игру Подарок для мамочки" Первые проталинки" Игра" Волшебный месяцеслов" ( раскрыть древнее название месяца, признаки) " Почему я люблю весну" Заучивание наизусть стихотворения М. Сухорукова" Март- протальник" П/ и" Березка" Оригами" Подснежники" " Встречаем пернатых друзей" Развлечение" Жаворонки, прилетите, весну- красну принесите" " Грач на дворе- весна на дворе" , познавательно- игровая программа( НМВК) 22 марта- " Сороки" ( раскрыть значение названия праздника) Разучивание закличек о жаворонках Русская народная игра" Ручеек" Приготовление жаворонков" О труде в саду и на огороде" О лунном календаре В марте вода, в апреле трава. Описание изменений, происходящих на" огороде" П/ и" Огородник и воробей" Сажаем рассаду Апрель- березень, снегогон" Будь здоров! " Неделя здоровья Игра" Волшебный месяцеслов" ( раскрыть древнее название месяца, признаки) 7 апреля- Благовещение Пресвятой Богородицы. Вербное воскресенье( обряды, традиции) Заучивание наизусть стихотворения М. Сухорукова" Апрель- снегогон" П/ и" Филин и пташки" Рисование" Чтобы быть здоровым я. . . " " Наш город" Новотроицк- город металлургов Экскурсия по родному городу Речевая игра" Мой город. . . " Любимые игры Рисование по мокрому" Мой ночной город" " Пасха" Беседа о традициях и обрядах праздника Пасха Рассматривание иллюстраций по теме. Чаепитие с куличами. Рассказы, подготовленных дома детей, о том, как их семья отмечает праздник Русская народная игра" В круги" Узоры на пасхальных яйцах" День рождение Земли" Развлечение" Мы в ответе за тебя, дорогая наша Земля" Май- травень, цветень, песенник" День Победы" Игра" Волшебный месяцеслов" ( раскрыть древнее название месяца, признаки) 8 мая. Марков день. Прилет певчих птиц стаями. " Если на Марка ясный день- будет хороший урожай яровых" Заучивание наизусть стихотворения М. Сухорукова" Май- травень" Веселые старты Оригами" Цветы для ветерана" " Международный день семьи. Любимое увлечение нашей семьи" Беседа" Чем мы любим заниматься" ( отдых на природе, сад- огород) Сюжетно- ролевая игра" Моя семья" Составление рассказа по сюжетной картине: " Дети ухаживают за растениями на огороде" " Здоровье- это здорово" , народные подвижные игры( НМВК) . Рисование" Моя семья" Цветущая весна. Цветы. Насекомые" Роль цветов и насекомых в нашей жизни. Майская травка и голодного кормит. Дидактическое упражнение" Весна- какая? " П/ и" Венок" Рисование" Мои любимые цветы" Выставка рисунков и поделок на тему" Пасха" ЛЕТО Июнь- червень, хлеборост Игра" Волшебный месяцеслов" ( раскрыть древнее название месяца, признаки) Беседа" Здравствуй, Лето красное! " ( Летом заря с зарей встречаются. Летом каждый кустик ночевать пустит) . " Побеседуем в беседке" , о празднике Троица( детская библиотека" Алые паруса" ) Наблюдение за дождем. ( чем отличается спорый дождь от грибного) Заучивание наизусть стихотворения М. Сухорукова" Июнь- хлеборост" Чтение летних приговорчиков. Русская народная хороводная игра" Веночек" . Татарская народная подвижная игра" Земля, вода, огонь, воздух" . Изготовление куклы Кубышка- травница. Июль- прибериха, страдник, сенозарник Игра" Волшебный месяцеслов" ( раскрыть древнее название месяца, признаки) " Побеседуем в беседке" , о празднике Ивана Купалы( детская библиотека" Алые паруса" ) Заучивание наизусть стихотворения М. Сухорукова" Июль- страдник" Татарская народная подвижная игра" Хромая курица" . Русская народная игра" Горячее место" . Изготовление куклы КУПАВКА Август- серпень, жнивень, хлебосол Игра" Волшебный месяцеслов" ( раскрыть древнее название месяца, признаки) " Побеседуем в беседке" , о праздниках Ильин день( 14 августа) и Спас( 19 августа) ( детская библиотека" Алые паруса" ) Заучивание наизусть стихотворения М. Сухорукова" Август- жнивень" Башкирская народная хороводная игра" Белая кость" . Русская народная игра" Пчелы" . Приготовление маковых коржиков Приготовление молодильных яблочек Развлечение" Лето- веселая пора" Приложение 2 Конспект по непосредственной образовательной деятельности на тему: " В гости к бабушке Варварушке" ( или" Жаворонки, прилетите, весну- красну принесите" ) Для детей подготовительной к школе группы с применением методов здоровьесберегающих технологий( организация рациональной двигательной активности, физминутка- подвижная игра" Пироги" , пальчиковая гимнастика" Тесто замесили мы" ) . Интеграция образовательных областей: " Познавательное развитие" ; " Речевое развитие. Чтение художественной литературы" ; " Художественно- эстетическое развитие. Лепка" ; " Физическое развитие" . Задачи: Образовательная: Познакомить детей с народным праздником Сороки, обрядами, пословицами и поговорками, связанными с этим праздником; продолжать учить детей чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворений, передавать своё отношение к содержанию; продолжать формировать навыки выразительного чтения. Развивающая: Развивать познавательную активность, любознательность, мелкую моторику рук. Воспитательная: Воспитывать интерес к народным традициям, уважение и почитание к пожилым людям, дружеские взаимоотношения в группе. Методы и приемы: словесный( художественное слово, беседа, указания, пояснение) ; наглядный( рассматривание образца) ; практический( самостоятельное выполнение детьми работы, с использованием опорных схем) ; проблемно- поисковый( стимуляция активности детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия) ; сюрпризный момент. Материал: макет деревенской избы, весеннее дерево, подарок для бабушки; схема изготовления жаворонков, противень, тесто; фартуки, колпаки, клеенки, безопасные ножи, атласные ленточки по количеству детей. Предварительная работа: изготовление лоскутной скатерти для подарка, разучивание пословиц и поговорок о весне, подвижная игра" Пироги" . 1. Вступительная часть Организационный момент. Воспитатель: Ребята, с приходом весны мы поздравили наших мам и бабушек с первым весенним праздником. Но в марте есть ещё один праздник- «Сороки». Об этом празднике хочет рассказать вам бабушка Варварушка. Она ждёт вас у себя дома. Пойдём в гости? ( Пойдём. Раз мы идем в гости надо взять с собой подарок для бабушки) . В. : А что же можно подарить бабушке Варварушке? ( дети предлагают различные варианты, среди них скатерть, изготовленная детьми ранее) . В. : Верно, я тоже думаю, что бабушке понравится наш подарок. В. : А по дороге я предлагаю вам поиграть в игру" Ручеек" . Дети самостоятельно играя в р. н. и. " Ручеек" приближаются к домику, где их встречает воспитатель в костюме бабушки Варварушки. Вступительная беседа. Бабушка Варварушка: Здравствуйте, дорогие мои гости( дети здороваются и дарят подарок) . Б. В. : Спасибо большое! ( сразу стелет на стол) . Присаживайтесь, отдохните с дороги, а я вам расскажу о празднике «Сороки». Слушайте внимательно. ( дети садятся на лавочки) Б. В. : По народному календарю день 22 марта называли Сороки. В народе этот мартовский день связывали с приходом весны, прилетом певчих птиц, и в их числе жаворонков. По приметам именно с этого времени, «когда сорока начинает вить гнездо и кладет в него сорок палочек, а с юга возвращаются сорок разных пташек», наступает весна. Более ранний прилет птиц считался как бы «ненастоящим». 2. Основная часть Подготовка к восприятию произведения. Б. В. : Вспомните, ребята, какие птицы прилетят к нам из теплых краев? Б. В. : А почему раньше птицам не следует прилетать? ( Ответы детей) Б. В. : Птицы очень долго добираются назад. Много километров приходится преодолеть, чтоб вернуться домой. Потом они начинают обживаться и радовать нас своим пением. А чтобы птицы быстрее возвращались в родные края, люди придумывали заклички- это обращения народа к природе, которые излагались в стихах. При помощи закличек люди закликали, зазывали птиц, обращались к природе. Чтение произведения Б. В. : Яна уже выучила закличку о жаворонках. Расскажи нам пожалуйста. Яна: Жаворонки, прилетите! Студену зиму прогоните! Теплу весну принесите! Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела. Б. В. : Что значит слово- студеный? Б. В. : Каким образом «зима хлеб поела»? Б. В. : А чем же может помочь наступление весны? Б. В. : Может вы еще и пословицы, поговорки о весне знаете? ( «Весной трёх погожих дней рядом не бывает»; «В марте курочка под порожком напьётся». ) Б. В. : Молодцы! А вот послушайте, какую я знаю пословицу: «Март – месяц капризный: то плачет капелью, а то «морозом на нос садится». Б. В. : Как вы поняли, чем же март капризный? ( погода меняется часто, то тепло, то морозно) . Б. В. : Верно, поэтому слишком торопливые птахи, вернувшиеся в родные края «до сроку», могут и погибнуть от холода. Б. В. : Чтобы этого не произошло, на праздник Сороки люди пекли из теста жаворонков, на улице протягивали их к небу и произносили заклички, призывая жаворонков прилететь, а потом кормили птичек крошками. Б. В. : А мы давайте отдохнем, испечем необычный пирог. Физкультминутка Подвижная игра «Пирог». Дети стоят в 2 шеренги друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий пирог. Все говорят: Да экий он высоконький, да экий он широконький, Да экий он да мягонький, режь его да ешь. После слов «режь его да ешь» к пирогу бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первым коснётся «пирога», уводит в свою команду, а неудачник остаётся изображать пирог. Выигрывает группа, забравшая больше пирогов. Б. В. : Посмотрите, каких я испекла жаворонков. Хотите вас научу? ( Да) Б. В. : Проходите, вот я приготовила для этого место. Только помойте сначала руки( дети моют руки) . Б. В. : Что нужно обязательно надеть, если мы собираемся готовить? ( фартук, колпак) Б. В. : А для чего надевают колпак? ( чтобы волосинки не попали в еду) Б. В. : Итак, первым делом надо замесить тесто. Кто знает, какие продукты нужны, чтобы сделать тесто? ( ответы детей) Пальчиковая гимнастика. Тесто замесили мы, ( изображаем руками как месят тесто) Сахар не забыли мы. ( Сыплем сахар щепоткой) Птенчики пшеничные В печку посадили мы. ( Воображаемый пирог обхватили руками и ставим в печку – движение вперёд) Печка весело горит, Наша мама говорит: - Крошки, что останутся, Воробью достанутся. ( Изображаем, как воробей клюёт крошки – указательным пальцем одной руки с ладони другой руки) . Уточнить последовательность лепки жаворонка. Б. В. : Тесто мы замесили, теперь пора лепить жаворонков. ( бабушка демонстрирует технику лепки жаворонка) Работа детей. Индивидуальная помощь воспитателя. Б. В. : Можно приступать к работе, если кто- то позабудет, то может подсмотреть на доске. После выполнения работы «жаворонков» из теста укладываем на противень. Б. В. : Ребята, а теперь давайте вместе позовем весну нашей закличкой. Жаворонки, прилетите! Студену зиму прогоните! Теплу весну принесите! Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела. Б. В. : Закличку мы с вами произнесли, а теперь попросим  поставить наших «жаворонков»  в  духовку выпекаться( отдает поднос) . Б. В. : Кто догадается, что нужно сделать сейчас обязательно? ( помыть руки) Дети моют руки и возвращаются в дом к бабушке, садятся лавочки. 3. Заключительная часть Итог Б. В. : Пока наши жаворонки пекутся, скажите, понравилось вам у меня в гостях? Б. В. : Чем мы сегодня занимались? Б. В. : Что нового узнали? Б. В. : Ребята, нам теперь радостно и тепло, давайте теплом приближающейся весны поделимся с гостями и поиграем в игру «Человечек»  ( дети встают лицом к гостям, в руках у них разноцветные ленточки) Я – человечек( показ на себя) , вы – человечек, ( показ на гостей) У меня есть сердечко, у вас есть сердечко. У меня щёчки гладкие, у вас щёчки гладкие, У меня губки сладкие, у вас губки сладкие. С кем дружу- тому дарю! ( дарят ленточки гостям) Б. В. : Наши гости могут взять ленточки, загадать доброе, сокровенное желание и повязать на нашем весеннем букете. А мы пойдем с вами и узнаем, не готовы ли наши вкусные, аппетитные «жаворонки». Б. В. : Всем до свидани я! Приложение: Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию( ручной труд) . Тема: «Кукла- чучело на Масленицу». Для детей подготовительной к школе группы с применением методов здоровьесберегающих технологий( организация рациональной двигательной активности, физминутка с элементами ритмических упражнений «Кукла», р. н. и. " Заря" ) . 30 февраля 2014г. Задачи: Образовательные: - продолжить знакомить с народными традициями, их местом в народном творчестве; - формировать знания о народном прикладном искусстве, о народной кукле( " Чучело" ) , расширять кругозор детей об ее использовании в обрядах праздника Масленица; - о бучать техническим  навыкам и приемам выполнения куклы. Развивающие: - продолжить развивать полноценную духовно богатую личность ребенка; - развивать познавательный интерес ребенка к декоративно- прикладному искусству, творческие способности,  мышление, самостоятельность, инициативу, мелкую моторику. Воспитательные: - воспитывать любовь и уважение к народным традициям, трудолюбие, бережливость, эстетический вкус; - формировать эмоционально – отзывчивую, творчески активную личность; - вызывать интерес к процессу и результату своей работы. Методы и приемы: словесный( художественное слово, беседа, указания, пояснение) ; наглядный( рассматривание образца) ; практический( самостоятельное выполнение детьми работы, с использованием опорных схем) ; проблемно- поисковый( стимуляция активности детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия) ; сюрпризный момент. Материалы и инструменты: образец  куклы, инструкционные карты для изготовления куклы; кисти для побелки, лоскуты квадратной формы разноцветной ткани, нитки мулине белого цвета, ножницы. Предварительная работа: - оформление выставки народных традиционных кукол; - выучить стихотворение о кукле; - вспомнить с детьми технику завязывания узелков. Содержание: 1. Вступительная часть Организационный момент Входит мастерица( воспитатель в русском национальном костюме) . - Здравствуйте, ребята! Я снова пришла к вам гости. ( здравствуйте) - Ребята, а вы знаете какой на этой неделе праздник? ( масленица) - Что вы можете рассказать мне о понедельнике этой недели? ( ответы детей) - А теперь расскажите о вторнике. ( ответы детей) - Чем отличается среда? ( дети отвечают) - А может кто- нибудь знает, чем заканчивается масленица, что происходит в воскресенье? ( дети рассказывают свои варианты) - В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями- " на богатый урожай" . Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов. Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права. Таким образом люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой. - А вы хотите, чтобы и к нам поскорее пришла весна? ( да) - Тогда я предлагаю вам сделать самим куклу- чучело, которую можно будет сжечь и проводить зиму. Только у нас соломы нет, поэтому мы будем делать вот из такой щетки. ( мастерица показывает щетку для побелки) Согласны? ( да) - Тогда приступаем к работе! 2. Основная часть. Работа по схемам. - Как надо держать щетку, чтобы она напоминала фигуру куклы? ( ручкой вверх) - Какая часть тела у нас уже готова? ( голова) - Верно. А что будем делать дальше? ( руки) Этапы выполнения работы. - Отделяем небольшие пучки щетки для рук, внизу на необходимой длине завязываем ниткой, и отрезаем лишние концы. руки готовы. - Потом слегка затягивая нитку формируем талию куклы- чучела. - Чего не хватает? ( одежды) - Из квадрата ткани по шаблону вырезаем отверстия для рук. Наряжаем чучело. Подвязываем поясок из нитки. - Кто помнит как завязывать косынку? Покажи. ( ребенок показывает) - Надо свернуть квадрат ткани пополам через углы. Накинуть на голову куклы и концы завязать. - У кого есть вопросы? Физкультминутка" Кукла" Поднимает кукла руки, Вверх- вниз, вверх- вниз! ( поднимать и опускать руки вверх) А потом она танцует, Покружись, покружись! ( повороты вокруг себя) После танца всем ребятам Поклонись, поклонись! ( наклоны вперед) Самостоятельная практическая деятельность детей( Индивидуальная помощь воспитателя) 3. Заключительная часть. Итог: - Ребята, вы постарались, чучела получились великолепные. - Кто хочет рассказать, что было трудно делать, и что понравилось больше всего? ( высказывания детей) . - Чему научились? ( высказывания детей) . - Давайте сейчас мы отнесем ваших куколок- чучела на выставку, а вечером обязательно заберете и в воскресенье с родителями поиграете на улице, попросите прощения друг у друга, и сожжете чучело чтобы весна поскорее вступила в свои права. ( оформляют выставку и играют в русскую народную игру" Заря" ) - А сейчас, я с вами прощаюсь, но обещаю, что скоро мы опять встретимся и смастерим уже совсем другую куколку. До свидания! Приложение: Наблюдение на прогулке. Тема: Наблюдение за ветром. Для детей подготовительной к школе группы. Март 2014 г. Оборудование: вертушки, палочки с ленточками, стрелка из картона( Флюгер) , мелко нарезанная бумага. Цель:  продолжать вызывать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе, расширять кругозор; продолжать обучать описывать увиденные явления природы, выделять в наблюдаемых объектах характерные признаки. Содержание: - Ребята, разгадайте загадки: 1. Не зверь, а воет? 2. Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, Людей с ног сшибает, слышишь его, да не видишь его? 3. По полю рыщет, поет да свищет, деревья ломает, к земле пригибает. ( ветер) - Правильно, сегодня наши наблюдения будут за ветром. Обратите внимание на небо, как бегут облака? ( то медленно, то быстро) - А что их гонит? ( ветер) - Правильно, если ветер сильный, то облака бегут……. ( быстро) - Если ветер слабый, то…. ( медленно) - А сейчас обратите внимание на деревья, что раскачивает ветви деревьев? ( ветер) - По ветвям деревьев можно определить силу ветра? ( да) - Иногда у ветра не хватает сил заставить дрожать даже легкий березовый листик на ветке, такой ветерок называется бриз, но случается, его порывы вырывают с корнем толстые стволы крепких деревьев. Как вы думаете, как он называется? Правильно, он называется штормовой, или ураганный. Разным бывает ветер: и ласкающим тихим, и пугающе грозным. - Обнаружить ветер просто: можно посмотреть рябится ли вода на поверхности лужи или озера, раскачиваются ли ветки деревьев, развиваются ли полотнища флагов, бегут ли облака по небу. Если нам повезет. То можно определить наличие ветра по дыму идущему из труб. Дым покажет не только направление ветра по направлению хвоста, но и его скорость по наклону дымового следа( шлейфа) . Чем больше скорость ветра, тем больше наклон дыма к горизонтальной линии. - А с помощью еще чего еще мы можем определить, откуда дует ветер? ( с помощью деревьев, вертушек и палочек с ленточками) - Давайте проведем эксперимент. Проводится эксперимент. Дети берут вертушки и наблюдают за тем, сильно ли дует ветер, палочки с ленточками покажут силу ветра, а мелко нарезанная бумага в руке, покажет, есть ли ветер, и так же его направление. . . Далее опыт со стрелкой из картона, проткнутой тонким стержнем и насаженной на палочку. - А, знаете ли вы, какие- нибудь приметы о ветре? ( Северный ветер к ночи стихает. Направление ветра и облаков не одинаково- к дождю. ) - Давайте проверим вторую примету. Одинаково ли сейчас направление ветра и облаков? ( дети проверяют разными способами) - Вечером или завтра посмотрим, сбылось ли наше предсказание по примете. - Что защитит весной вас от ветра? Какую одежду вы должны одевать? ( куртки) - И все же согласитесь, что гораздо приятнее, когда ветер дует в спину, а не в лицо. Почему? ( ответы детей) Заключение: - Отшумела злая вьюга. Стала ночь короче дня Теплый ветер дует с юга, капли падают звеня. Солнце землю нагревая, гонит с нашей горки лед, Тает баба снеговая, и ручьями слезы льет. ( Ладонщиков) . Итог: - Чем занимались сегодня на прогулке? - Что нового для себя узнали?

Оставить комментарий: