Развитие речи детей в общении с взрослыми в режимных процессах
Документы для скачивания
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте
соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы. Ведь ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты, в ходе которых налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:
целенаправленное формирование речи;
повышение уровня речевого развития;
стимуляция коммуникативной активности.
Развитие речи детей происходит не только на организованных занятиях, но и в совместной деятельности в ходе режимных моментов.
Следует заметить, что возможности для развития речи не во всех режимных процессах одинаковы. Меньшая степень возможностей отмечается в ходе кормления, раздевания после прогулки, одевания после сна. Для речевого общения необходимо выбирать удобное время и создавать специальные ситуации.
Я считаю, что нужно давать детям речевые образцы, объясняя, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Иногда необходимо задавать вопросы. Общение должно строиться таким образом, чтобы оно помогало ребенку при выполнении соответствующих действий и не мешало другим детям.
Прием: Игры на развитие мелкой моторики и артикуляционная гимнастика
Упражнения и дидактические игры: игры с водой с песком, с различными крупами; игры с мозаикой, кубиками, вкладышами
Для развития словаря используем прием поручений. После того, как выполнил конкретное поручение, спрашиваю: «Что ты принес? Где взял? Куда положил?». С помощью таких вопросов ребенок устанавливает связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающими. Важно, чтобы ребенок стремился самостоятельно выполнять поручения, преодолеть трудности, почувствовать объективные условия выполнения задания. В этом случае конечный результат не только осознается, но и лучше запоминается и отражается в речи.
Один из приемов активизации речи ребенка – мотивация действий с предметами и объектами, например с комнатными растениями: «Будем поливать растения, потому что оно хочет пить!», «Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!».
Умывание: Параллельный разговор: мы описываем все действия ребенка, что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, мы как бы подсказываем слова выражающие его опыт, например, мытье рук малыша обычно сопровождаем репликами, отражающими процесс:
«Будем мыть руки. Будем вытирать. Будем сушить»;
– называние необходимых предметов и их качеств: «На мыло. Мыло пахнет. Ах, как приятно пахнет! Вот твое полотенце»;
– указание на результат действия: «Вот какие чистые ручки!».
Дети знают, что перед едой нужно мыть руки, но будет интереснее, если этот процесс будет сопровождаться художественным словом «Водичка, водичка умой моё личико…»можно прочесть новые произведения. "Надо срочно мыться,- говорит педагог малышу, сопровождая его в умывальную комнату, - потому что нос у Тимы (Пети, Кати) грязный, рот тоже грязный, а глазки не блестят, едва глядят". Или спрашивает:
Кто тут будет - куп-куп,
По водичке - хлюп-хлюп.
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.
Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. В начале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях у воспитателя. Один ребенок на коленях другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают, пританцовывают – ждут своей очереди. Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Чтение потешки сочетается с движениями, которые малыши выполняют одновременно. Это игры с пальчиками («Этот пальчик хочет спать», и прибаутки(«Ладушки-ладушки»). В игре «Ладушки» я использую имена всех детей: «Маслом поливала, детям давала: Лизе два, Роме два, Вите два, т. д.». При этом касаюсь ладошек каждого ребенка своими руками. На мой взгляд, такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично.
Кормление. Речевое общение с детьми целесообразно до того, как ребенок начнет есть. Следует обратить его внимание на блюдо: "Кто узнал, какой это суп? Как он называется? Скажите: "Овощной суп" Что тебе дать, чтобы ты, Вика, смогла есть суп? (Ложку.)" Перед обедом, завтраком полезно с двумя-тремя детьми посмотреть меню. Дети охотно расскажут остальным, что приготовлено на обед (завтрак). Очень скоро они запоминают меню целиком: "Будем есть борщ, котлету с картошкой, компот". Или: " Булка с маслом, кофе".
Совместные игры: Бытовые и игровые ситуации; отобразительные игры: дом, больница, магазин, поезд. В этих играх дети получают словесное поощрение и поддержку, например, в игровой ситуации «Купание куклы», я говорю «Как замечательно ты купаешь дочку! Ей очень нравится! Она очень довольна. Затем, подчеркивая интонацией действие, проговариваю его: «Купаем Олю». Провокация, или искусственное понимание ребенка. Например, малыш просит дать ему игрушку, а взрослый дает ему специально не ту которую он хочет. Конечно, ребенок возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.
Подготовка ко сну. Здесь создаются благоприятные условия для введения в активный словарь детей названий частей тела, одежда, спальных принадлежностей и белья, действий с ними, уточнения последовательности действий, пространственных отношений ("Повесь на стул, поставь под стул); для обогащения словаря наречиями и прилагательными: "Не шуми, говори тише, не очень громко; вешай одежду аккуратно, чтобы не помялась". Готовя детей ко сну, воспитатель и сам старается говорить тише и ласковее; в это время может прочесть колыбельную (всем детям или индивидуально какому-либо ребенку, например:
Сон, войди скорее в двери.
Дрема, встань у колыбели,
Тихо песенку пропойте,
Глазки мальчику (Олечке, Костику) закройте.
Одевание после сна. Во время одевания малышей предоставляются большие возможности для индивидуального общения. Детей поднимаем по мере пробуждения. Они малоразговорчивы, одеваются тихо. Для того чтобы создать у ребят после сна хорошее настроение, использую разнообразные песенки и потешки. Например:
- Потягушка, потянись!
Поскорей, скорей проснись!
Для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, проговариваем потешку» «Вот они – сапожки».
Вот они, сапожки:
Этот- с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождичек пойдёт, наденем сапожки.
Прогулка: Наблюдение и элементарный труд в природе; (поделки из песка, снега; наблюдение за деревьями, за листопадом, снегом) Вечерний отрезок времени: Игры – забавы и игры – хороводы; (использование игровых песен, потешек, скороговорок, приговорок доставляет малышу радость и способствует не произвольному обучению слышать звук речи, устанавливать ее ритм).
Слушание художественной литературы с использованием ярких
красочных картинок: это увлекает детей, нравится им и довольно рано подражая взрослым дети сами начинают рассматривать и читать ее, пересказывать наизусть, что им было рассказано и прочитано.
Инсценирование или элементарное драматизация литературных произведений: дети с помощью взрослых обыгрывают небольшие сюжеты из прочитанных произведений, сказок, стихов, песенок по возрасту; показ детьми настольного и пальчикового театра)
Музыкальные игры: значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием не только двигаются под музыку, подпевают, но и играют на музыкальных инструментах, знакомятся с ними.
Режимные процессы особенно благоприятны для формирования взаимопомощи, дружеских взаимоотношений, сотрудничества. Эти проявления внимания детей друг к другу, естественно, должны отражаться и в речи ребенка. Воспитателю и няне надо помнить, что частота и разнообразие обращений ребенка к окружающим зависит от разнообразия поводов обращений взрослых к детям. Поэтому малышей преднамеренно упражняют в умении обращаться к взрослым и товарищам: с просьбой, предложением, за советом, разъяснением, уточнением и т. п. В подобных ситуациях словарь детей обогащается за счет существительных (тетя, мальчик, друг); глаголов (помогать, просить, предлагать, не мешать); наречий (правильно, нечаянно, дружно, вместе) и т. п.
В своей работе мы не можем строго регламентировать применение того или иного приема в этот временной промежуток времени, это деление условно и зависит от ситуации. Но одно несомненно, что для достижения хороших результатов по развитию коммуникативных навыков детей мы старалась создать в группе мирную, доброжелательную обстановку. Можно отметить, что дети играют вместе, развертывают небольшие пока сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.