Роль воспитателя на занятиях по плаванию.
Документы для скачивания
Роль воспитателя на занятиях по плаванию. Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния, а также развитие гигиенических навыков зависят от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно- гигиенические правила. Организация обучения детей плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно- оздоровительной работы, так как только в сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливании организма. Режим дня, включающий занятия по плаванию предусматривает достаточное пребывание детей на воздухе, полноценное проведение общеобразовательных занятий, приема пищи, сна, всех других форм, физкультурно- оздоровительной и воспитательной работы. Обязательно учитывается время приема пищи. Занятия по плаванию должны проходить не ранее чем через 40 мин после еды. Подготовка детей к занятиям и их гигиеническое воспитание. Гигиеническое воспитание и обучение детей, формирование у них навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах, оказывает положительное влияние на результаты многих видов их деятельности в дошкольном учреждении и дома. Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении должно быть неотъемлемой частью воспитательно- образовательного процесса и осуществления всех форм физкультурно- оздоровительной работы. Оно сопутствует каждому моменту жизни ребенка- утренней гимнастике, учебным занятиям, еде, сну, прогулке и т. д. Гигиенические навыки особенно необходимы ребенку при подготовке к занятиям плаванием и в процессе обучения. При обучении плаванию у детей формируются и закрепляются привычки к водным процедурам, потребность в них, положительное к ним отношение, умение самостоятельно осуществлять необходимые действия, связанные с использованием водных процедур. И в связи с этим становятся более прочными гигиенические навыки – чистоплотность, аккуратность. Развитие гигиенических навыков в процессе обучения плаванию. Возрастная группа Гигиенические навыки Первая младшая Приучают к выполнению простейших правил. При посещении учат пользоваться индивидуальными принадлежностями: с помощью взрослых они должны уметь насухо вытираться, переодеваться, аккуратно складывать свои вещи, необходимые для занятий в бассейне, не забывать их убирать и после окончания занятий. Вторая младшая Продолжают воспитывать навыки личной гигиены, но все больше привлекают детей к самостоятельному их выполнению. Формируют, закрепляют и совершенствуют у детей навыки и умения самостоятельно раздеваться и одеваться, соблюдая определенную последовательность, аккуратно складывать или вешать свою одежду, ставить на место обувь. Напоминают детям правила мытья под душем перед плаванием, помогают им в этом, учат их самостоятельно вытираться. Сушить и расчесывать волосы. Средняя Все гигиенические процедуры дети должны чаще проделывать без помощи взрослых, более осознанно, а также знать свои личные вещи. Старшая Дети должны уметь уже без помощи взрослых мыться под душем, помогать друг другу при одевании и сборе вещей. Следует добиваться от детей умения тщательно, в определенной последовательности вытираться – сначала вытирать голову и лицо, затем шею, уши, руки, туловище ноги. Подготовительная к школе Дети должны самостоятельно, осознанно выполнять все гигиенические правила как в повседневной жизни, так и на занятиях по плаванию. Без напоминаний, но при контроле взрослых должны уметь правильно и быстро раздеваться и одеваться, аккуратно складывать вещи, ставить на место обувь, замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, в одежде и помогать в этом товарищу. Наличие бассейна в детском саду создает возможность привлечь к занятиям плаванием всех детей, начиная с младшего возраста. Обучение детей плаванию представляет собой ряд взаимосвязанных процессов, достаточно сложных в организационном и методическом плане. И от того насколько правильно распределены обязанности педагогического, медицинского, обслуживающего персонала зависит более эффективная организация занятий по плаванию. Организация занятий по плаванию в дошкольном учреждении Обучение плаванию проходит в форме групповых занятий по установленному расписанию. Длительность занятий в разных возрастных группах неодинакова. Она устанавливается в зависимости от возраста, периода обучения. В начале обучения занятия короче по времени, затем, по мере освоения детей с водой, их длительность постепенно увеличивается. Также отличается и длительность пребывания в воде в каждой возрастной группе и зависит уже не только от вышеперечисленных причин, но и от того как организована совместная работа всего коллектива образовательного учреждения. Большая роль в подготовке и проведении занятий отводится воспитателям групп. Они ведут работу в своей группе: следят за выполнением расписания учебных занятий по плаванию и готовят подгруппы к ним, знакомят с правилами поведения в бассейне, непосредственно во время занятий, учат быстро раздеваться и одеваться. Вместе с медсестрой определяет, кому из детей необходим щадящий режим или освобождение от занятий, поддерживает тесную связь с родителями. Воспитатель перед каждым занятием проверяет наличие у детей всех купальных принадлежностей: пакет, плавательная шапка, купальник( трусы) , банное полотенце, халат, сменное белье, тапки, шапка( косынка) для посещения сауны. Перед каждым занятием проверяет их наличие, помогает детям подготовить все необходимое. Воспитатель( младший воспитатель) сопровождает детей в бассейн, под его присмотром дети раздеваются, надевают плавательные шапки и готовятся к занятию. Особого внимания взрослых требуют дети младшего возраста. Им необходима помощь и при раздевании, и при одевании, и при мытье под душем, и при вытирании, так как самостоятельно делать это они еще не умеют, а также при входе в воду и при выходе из нее. Дети младшего возраста плохо еще запоминают свои принадлежности. Поэтому, для того, чтобы ускорить все процессы и не допустить, охлаждения детей и необходима помощь воспитателя( младшего воспитателя) . Роль воспитателя очень важна при организации занятий в бассейне и имеет огромное значение для воспитания гигиенических навыков. Обеспечение безопасности занятий по плаванию 1. Занятия проводить в местах, полностью отвечающих всем требованиям безопасности и гигиены. 2. Не допускать неорганизованного плавания, самовольных прыжков в воду и ныряния. 3. Не разрешать детям толкать друг друга и погружать с головой в воду, садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг другу, громко кричать, звать на помощь, когда она не требуется. 4. Не проводить занятия с группами, превышающими 10- 12 человек. 5. Допускать детей к занятиям только с разрешения врача. 6. Приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости только с разрешения преподавателя. 7. Проводить поименно перекличку детей до входа в воду и после выхода из нее. 8. Научить детей пользоваться спасательными средствами. 9. Во время занятий внимательно наблюдать за детьми, видеть всю группу, каждого занимающегося отдельно и быть готовым в случае необходимости быстро оказать помощь ребенку. 10. Обеспечить обязательное присутствие медсестры на занятии. 11. Не проводить занятия раньше, чем через 40 минут после еду. 12. При появлении признаков переохлаждения ( озноб, «гусиная кожа», посинение губ) вывести ребенка из воды и дать ему согреться. 13. Соблюдать методическую последовательность обучения. 14. Знать индивидуальные данные физического развития, состояние здоровья и специально плавательной подготовки каждого ребенка. 15. Прыжки в воду разрешать детям, умеющим уверенно держаться на поверхности воды. 16. Не злоупотреблять возможностями ребенка, не форсировать увеличения плавательной дистанции. 17. Добиваться сознательного выполнения детьми правил обеспечения безопасности занятий. Правила поведения в бассейне. Внимательно слушать задание и выполнять его Входить в воду только по разрешению Спускаться по лестнице спиной к воде Не стоять без движений в воде Не мешать друг другу, окунаться Не наталкиваться друг на друга Не кричать Не звать нарочно на помощь Не топить друг друга Не бегать в помещении бассейна Проситься выйти по необходимости Выходить быстро по команде инструктора Правила прыжков в воду. Во время проведения прыжков в воду необходимо соблюдать строгую дисциплину, не толкать и не торопить друг друга. Выполняются прыжки строго под наблюдением инструктора и по его команде. Очередная команда подается после того, как выполнившие прыжок дети, отплыли на безопасное расстояние или вышли из воды. При прыжках в воду с твердой опоры необходимо обхватывать пальцами ног передний край этой опоры, чтобы не поскользнуться и не упасть назад. При выполнении прыжка вниз ногами нужно, попав в воду согнуть ноги в коленях. Внимательно слушать объяснение техники прыжка инструктором При соблюдении всех основные требования к организации занятий зависит успешность обучения дошкольников плавательным навыкам и умениям, а также их безопасность. Список литературы: Булгакова Н. Ж. Учить детей плавать. - М. 1977 Васильева В. С. , Никитинский Б. Н. Обучение детей плаванию. М. 1973 Левин Г. Плавание для малышей. – М. 1974 Макаренко Л. Т. Плавание – М. 2002 Осокина Т. И. Как научить детей плавать – М. 1985 Алямовская В. Г. Как воспитывать здорового ребенка. Тимофеева Е. А. Осокина Т. И. Обучение плавания в д/ с М. - 2001 Богина Т. Л. Шебек В. Н. Ермак Н. Н. Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольника. Москва Просвещение- 2000