Мордовские традиции встречи весны
Документы для скачивания
Цель: п риобщение к традициям мордовской народной культуры. Задачи: Образовательные: 1. О знакомить с мордовскими народными традициями встречи весны, 2. Р асширить кругозор воспитанников. Развивающие: 1. Ф ормировать приемы лепки жаворонка, развивать умение использовать разные приемы декоративного оформления: насечки( оперение, вытягивание( клюв, налепы( глаза, 2. О богащать словарный запас; развивать речь детей, Воспитательные: 1. В оспитывать любовь к малой родине, интерес к народным традициям, 2. В оспитывать усидчивость, желание довести работу до конца. Методы и приемы: словесные ( беседа, вопросы и ответы, использование художественного слова, индивидуальные консультации во время выполнения практической работы, поощрения, итоговое обсуждение) ; наглядные ( демонстрация иллюстраций, картинок, готового образца) ; практические ( выполнение задания) . Материалы и оборудование: демонстрационный: - иллюстративный материал, - готовый образец, - аудиозапись с мордовской музыкой; раздаточный: - стеки, - солёное тесто, - доски для лепки. Предварительная работа: беседа о праздниках, традициях и обычаях мордовского народа; беседа о жаворонках, разучивание мордовских подвижных игр: « Суркс » ( «Колечко», ( «В жаворонков», рассматривание картинок с изображением птиц; участие детей в течение года в календарно- обрядовых праздниках Словарная работа: жаворонок, закличка. Ход организованной образовательной деятельности Воспитатель. Шумбратада, ялгат! Здравствуйте, друзья! Мой милый край! Мордовия родная! Разливы рек, бескрайние поля. И я не знаю лучше края, Чем наша славная М ордовская земля! Дорогие ребята, я не случайно начала нашу встречу с этих стихов, потому что сегодня мы с вами поговорим о Мордовии и народных праздниках. Беседа о мордовских праздниках. Воспитатель. Наш народ любит праздники и справляет их с давних времён. Ребята, а какие народные праздники вы знаете? Дети. ( Ответы детей) ( Показ иллюстраций о праздниках. Воспитатель показывает иллюстрацию, а дети называют, какой это праздник) . Воспитатель. Одним из самых любимых праздников мордовского народа является Масленица. Как праздновали Масленицу? Дети. ( Ответы детей) Воспитатель. На Масленицу зиму провожали, а весну встречали. Мордовская подвижная игра « Суркс » ( «Колечко») . Воспитатель. На праздники наши бабушки и прабабушки устраивали посиделки, на которых пели песни, плясали и играли. И до нас дошла игра, которая называется « Суркс » ( «Колечко») . Давайте поиграем. Дети встают в круг. Воспитатель. Раю, раю, выбираю И игру я начинаю. Кто колечко найдёт, Топотушки начнёт. Воспитатель раздаёт колечко. Тот, у кого окажется колечко, выходит в середину круга и пляшет под мордовскую национальную музыку. Ведущим становится тот, у кого колечко. Беседа про жаворонка. ( Звучит аудиозапись пения жаворонка) . Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто прилетел к нам. ( Показывает птичку- игрушку) . Воспитатель. Давайте послушаем, как красиво она поёт. ( Слушают пение жаворонка) . Воспитатель. Я думаю, что эта птичка прилетела к нам неспроста. С давних пор повелось на мордовской земле славить приход весны, зазывать птиц, приглашать солнышко выглянуть и пригреть землю. А 22 марта, когда день становился по длине равен ночи, в каждом доме пекли из теста птичек, жаворонков. Потом ходили с ними по селу, пели песни. Воспитатель. Кто из вас видел жаворонка? Дети. ( Ответы детей) Воспитатель. А вот посмотрите, ребята, как выглядит жаворонок в природе. ( Показ ри сунков) . Воспитатель. Кто из вас знает, где живет, чем питается жаворонок? Дети. ( Ответы детей) Воспитатель. А сейчас мы будем лепить вот такого жаворонка. ( Показ образца) . Воспитатель. Давайте рассмотрим его. И з каких частей он состоит? Дети. ( Ответы детей) Воспитатель. Какой они формы? Дети. ( Ответы детей) Воспитатель. Давайте теперь сядем за столы. Садитесь удобно, красиво. Сначала разомнём наши пальчики. Повторяйте движения за мной. 1. Пальчиковая игра «Ладошки». Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу, Поздороваюсь с ним сильно, И вытягивать начну, Затем руки я помою Пальчик в паль чик я вложу, На замочек их закрою, И тепло поберегу! Выпущу я пальчики, Пусть бегут как зайчики! 2. Лепка жаворонков из солёного теста. Мы подготовили свои пальцы к работе, а теперь давайте вспомним простые правила пользования материалами и инструментами. Соленое тесто – хороший материал для лепки, но его ненужно брать в рот, нельзя им бросать в окружающих. Стек – очень полезный инструмент в умелых руках, но может стать причиной серьезной травмы, если пользоваться им не по назначению. Ни в коем случае нельзя подносить стек близко к лицу, делать резкие движения рукой, держащей стек, размахивать стеком в сторону товарищей, бросать стек. Закончив работу со стеком, следует отложить его в сторону. Во время занятия следует сидеть ровно, положив обе руки на рабочий стол. Смотрите внимательно, я вам покажу, как нужно правильно лепить птичек. Берем кусок теста и начинаем делать туловище, раскатываем его в толстую колбаску. Раскатали, теперь вытягиваем из туловища голову и шею с одной стороны, а с другой стороны хвост. Хвост расплющиваем. На туловище делаем два надреза стеком. У нас получаются крылья. Из головы мы вытягиваем клюв. Глаза сделаем из горошин перца. На крыльях и хвосте можно сделать надрезы стеком, имитирующие перья. Жаворонки готовы. ( Дети лепят жаворонков) . Воспитатель. Замечательные жаворонки у вас получились. А теперь и весну с ясным солнышком пора звать- закликать. Возьмите своих птичек. Жаворонки прилетели, на ладошку детям сели! Пусть они принесут в наш край тёплую погоду. 3. Подвижная игра «Жаворонки» Дети с жаворонками в руках бегут по кругу под мордовскую нацио- нальную музыку Воспитатель читает заклички: Жаворонки, жаворонки! Прилетите к нам! Принесите нам лето тёплое, Весну красную! - Иди, весна, иди, красна! Принеси ржаной колосок, Овсяной снопок. Большой урожай в наш мордовский край! Воспитатель. Хорошо позвали, услышало нас солнышко! Засветило ласково! Наигравшись вволю с жаворонками, дети засовывали их под крыши домов, развешивали на ветках деревьев, раздавал и родным и близким. И вы тоже можете подарить своих птичек. Итог занятия Воспитатель. Чем запомнилось вам наше занятие? Дети. ( Ответы детей) .