a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Разработанные методические материалы

Автор: Прохорова Ольга Ивановна Опубликовано: 2017-03-21 18:09:45

Анализ парциальных программ экологического воспитания дошкольников( методические рекомендации для воспитателей) Программа «Юный эколог» Составила воспитатель МБДОУ № 244 Прохорова О. И. Цель: воспитание экологической культуры дошкольников. Программа может быть использована любым дошкольным учреждением, которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов экологического воспитания дошкольников. В программе представлено пять разделов: первые два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания; третий прослеживает их роль в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных; в четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать; пятый раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой. В программу «Юный эколог» входит подпрограмма — она предназначена для повышения квалификации педагогов и переориентации их мышления с «ознакомления с природой» на «экологическое воспитание». К программе разработаны методические материалы «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», в которых раскрыта конкретная технология экологического воспитания старших дошкольников в условиях детского сада, представлено планирование работы с детьми на протяжении учебного года по месяцам и неделям. Рекомендована Министерством образования РФ. Программа «Паутинка» Цель: формирование целостной системы знаний и умений, развивающих у детей планетарное мышление на основе формирования социально- экологического идеала; экологическое воспитание. Программа применима для различных видов ДОУ, но особенно она может заинтересовать педагогов тех учреждений, для которых экологическое воспитание является приоритетным. Система знаний, заложенная в программу, представляет собой четыре больших блока ответов на основные вопросы, возникающие у детей этого возраста: - «Как я живу? », «Где я живу? », «Когда я живу? », «С кем я живу? » — и составлена по возрастным группам. К программе «Паутинка» выпущены рекомендации, разработана конкретная технология решения задач экологического воспитания младших дошкольников, представлено примерное распределение учебного материала на год. Рекомендована Министерством образования РФ. Программа «Наш дом — природа» Программа для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Основная цель программы — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологической грамотности и безопасного поведения человека. Данная программа обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир» и «Природоведение». К программе выпущены методические разработки, представленные в серии книг Н. А. Рыжовой: «Волшебница- вода», «Невидимые ниточки природы» и др. Рекомендована Министерством образования РФ.

Рабочая программа кружка в средней группе по аппликации «Волшебные кружочки» Составила воспитатель МБДОУ № 244 Прохорова О. И. Пояснительная записка. Программа раскрывает задачи и содержание работы по художественно- эстетическому воспитанию дошкольников 4- 5 лет с учетом их возрастных особенностей. В программе представлен такой вид художественной деятельности детей как изобразительный, который включает в себя лепку и аппликацию. Лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Программа направлена на художественное воспитание, которое понимается как формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Она предполагает комплексное решение обозначенных задач в различных формах работы с детьми( занятия, беседы, игры, просмотры мультипликационных фильмов, развлечения) . Актуальность создания подобной программы обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств эстетического воспитания детей, их духовного развития, раскрытия индивидуальных творческих способностей каждого ребенка, приобщения к работе в коллективе. В основе передаваемого детям эстетического опыта лежит художественный образ, который является центральным связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста 4- 5 лет, учитывая особенности их развития на данном возрастном этапе. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений. При этом становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. Таким образом, особый акцент программы – творческая деятельность детей. Этапами его служат темы или разделы, которые расположены в порядке увеличения сложности материала, то есть переходят от простого к сложному( применение всё более разнообразных приёмов, техник, средств и материалов для работы) . Цель: развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку  проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности. Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Задачи: воспитание эстетического восприятие мира, природы, художественного творчества детей; развитие воображения детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов; привлечение детей к работе с разнообразными материалами; приобщение к созданию коллективных работ; формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно- деятельного общения со взрослыми. Принципы построения программы учет возрастных и индивидуальных возможностей от простого к сложному связь знаний и умений с жизнью и практикой доступность системность знаний воспитывающая и развивающая направленность активность и самостоятельность сотрудничество детей и взрослых сотрудничество с семьей Организация учебного процесса Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут по подгруппам: ожидаемые результаты реализации программы у детей дети должны знать и уметь Правильно держать ножницы. Вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника. Наклеивать изображения предметов, составленных из нескольких частей. Кисточкой наносить клей и пользоваться салфетками Методы наглядный( показ готовых образцов подделок, показ приемов выполнения заданий) ; словесный( беседа, пояснения, вопросы, художественное слово) ; практический( выполнение работы) Психолого – педагогические условия обеспечивающие развитие ребенка. Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях. Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии. Воспитывать эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру( природе, людям, предметам) . Поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности. Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей. Планирование кружковой работы в средней группе на 2015 – 2016 учебный год Месяц Название темы Цель Октябрь «Божья коровка» Воспитывать у детей интерес к аппликации, правильно использовать кисть, клей и салфетку учить разрезать круг пополам, распределять детали в определенном порядке. «Гусеница» Закреплять умение вырезать по кругу, загибать край. Развивать умение приклеивание материала на фон для получения аппликации. «Крокодил» Учить детей из кружочков делать крокодила, загибать и резать пополам кружочки. Воспитывать настойчивость, самостоятельность. «Медуза» Знакомить детей с представителями моря. Продолжать учить складывать кружочки пополам, распределять детали в определенном порядке. Ноябрь «Черепаха» Уточнить и расширять представление о внешнем виде черепахи. формировать ее из кружочков, правильно складывать и резать. « Косатка » Продолжить знакомство с представителями моря. Учить создавать простые композиции из полукругов. «Клубника» Создать условия для совершенствования умений и навыков работы с бумагой, ножницами и клеем. Создать условия для развития мелкой моторики. «Морковь» Продолжать учить детей вырезать кружочки и складывать их для создания композиции. Декабрь «Мухомор» Продолжать учить вырезать большие и маленькие кружочки. Развивать умение пользоваться ножницами. «Колобок» Продолжать детей учить создавать несложные композиции из кружочков и полукругов. «Корабль» Создать радостное настроение у детей при выполнении свих работ. Учить наносить клей на бумагу, пользоваться салфетками. «Самолет» Продолжать учить детей делать не сложные композиции из полукругов. Развивать мелкую моторику рук. Январь «Ракета» Учить делать ракету из кружочков загибать в нужном месте и приклеивать. Вызвать у детей чувство радости от выполненной работы. «Рыбка» Начинать работу средней сложности. Учить в середине круга делать складку и создавать более сложные композиции. Февраль «Кот» Обеспечить правильное восприятие трудовых процессов. Помочь детям преодолеть неуверенность и страх перед незнакомым делом. «Собака» Способствовать развитию творческой активности. «Подводная лодка» Закрепить умение создавать композицию на листе из кружков и полукругов. а ктивизировать самостоятельность детей в наклеивании фигур, их сочетаниях. «Мышка» Продолжать учить детей при помощи кисточки с одной стороны изображения, прикладывать изображение приклеенной стороной к бумаге и разглаживать салфеткой. Март «Ослик» Закрепить знания о цветах. Формировать интерес и положительное отношение к аппликации. «Поросенок» Продолжать учить детей на данной заготовке наклеивать круги и полукруги бумаги развивая эстетику. «Овечка» Продолжать учить предварительно выкладывать на листе приготовленные детали а затем наклеивать полученное изображение на бумагу. «Белка» Продолжать формировать умение располагать части в определенной последовательности. Апрель «Лиса» Продолжать развивать интерес к аппликации. Формировать навыки пользования клеем. «Заяц» Продолжать детей аккуратно наклеивать детали аппликации, развивать творческую инициативу детей, самостоятельность. Воспитывать любовь и уважение к животным. «Слон» Развивать сосредоточенность, внимание, умение действовать в соответствии с инструкцией взрослого, воспитывать трудолюбие, аккуратность. «Жираф» Продолжать закреплять умение составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе. Май «Носорог» Продолжать детей знакомить с животными. Совершенствовать умение складывать круги пополам, совмещая стороны и углы, сглаживая линию сгиба. «Филин» Продолжать закреплять умение ритмично располагать полукруги на листе бумаги. «Снегирь» Продолжать учить детей намазывать клей при помощи кисточки с одной стороны, прикладывать изображение приклеенной стороной к бумаге и разглаживать салфеткой. «Лебедь» Научить детей составлять аппликацию из полукругов в виде птицы. Закреплять представление об их названиях, особенностях строения.

Методическая рекомендация для воспитателей по использованию ИКТ технологий «Народы Поволжья» Составила воспитатель МБДОУ № 244 Прохорова О. И. Задачи: Уточнить знания детей о народах, населяющих г. У льяновск. Знакомить с городами расположенными вдоль широкой реки Волги. Знакомить детей с обычаями, костюмами народов  Поволжья. Показать детям и рассказать о гостеприимности народов. Знакомить с национальными блюдами Знакомить с национальными музыкальными инструментами Познакомить с устным народным творчеством народов Поволжья Познакомить с музыкальными произведениями, инструментами народов Поволжья. Жизнь современного дошкольника трудно представить без компьютеров, планшетов, интернета. Можно бесконечно долго рассуждать о том, плохо это или хорошо. А можно использовать ИКТ как средство развития и воспитания подрастающего поколения. Рассмотрим применение ИКТ в целях социально – личностного, патриотического воспитания детей напримере модуля «Народы Поволжья». Старая поговорка гласит:   « Все новое – хорошо забытое   старое». Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, « с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек все равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого. На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям. Значение культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Ребенок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведет его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков – тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться. Педагоги ДОУ в своей работе с дошкольниками по приобщению к русской народной культуре и искусству ставят перед собой следующею цель: Формирование основы художественной культуры ребенка, через приобщение к истокам народной культуры, к народным традициям. У каждой национальности есть свои обычаи, традиции, праздники. Как донести до них смысл этого праздника?   В этом нам помогает ИКТ: фото и киноархивы, интернет, компьютерные презентации. Для детей можно создать компьютерные презентаций, которые помогают решить поставленные перед нами задачи. Слайды № 1 –2 «Города Поволжья» Слайды № 3- 4 «Костюмы народов Поволжья» Слайды № 5- 6 «Национальные блюда» Слайды № 7- 8 «Национальные музыкальные инструменты» Слайды № 9- 10 «Национальные праздники» При знакомстве дошкольников с народами Поволжья, с их историей родной страны, с памятными местами. И в этом также помогают ИКТ – с их помощью мы знакомим дошкольников с народами, городами, костюмами и т. д. Поволжья не выходя из ДОУ. Подбираем материал доступный по содержанию и качественного исполнения. Современный ребёнок растёт в эпоху развития и появления новых ИКТ, необходимо использовать все преимущества данных технологий в решении всех поставленных перед нами задач по воспитанию и обучению дошкольников.

Методическая рекомендация по составлению индивидуальной корррекционно- развивающей программы для детей ОВЗ Коррекционная направленность занятий по изодеятельности у дошкольников с нарушением зрения Составила воспитатель МБДОУ № 244 Прохорова О. И. Для детей с нарушением зрения характерна обыденность рисунка из- за худшего зрительного восприятия. Детям надо больше времени для рассмотрения предмета, т. е. у ребенка плохо развит зрительный образ( он не представляет детально тот предмет, который должен нарисовать) . Поэтому интерес к изобразительной деятельности часто отсутствует( “У меня не получается”, “Я делать не хочу) . Изобразительная деятельность используется как средство коррекции всей личности, в том числе и недостатков зрительного образа, предметной деятельности и т. д. Без специальной целенаправленной коррекционной работы практически обучить детей изображению предметов удается только в отдельных случаях. В этой связи особую значимость, особенно в младшем возрасте, приобретает предварительная работа, т. е. обучение процессу обследования предмета. Ребенок должен четко понять строение объекта, уметь разложить его на составные части. Воспитатель учит анализировать строение объекта с точки зрения сенсорных эталонов – прежде всего формы основных деталей, цвета каждой детали. Особое внимание уделяется величине. В предварительной работе используется фланелеграф: на нем выкладывается, например, пирамида из основных частей – деталей. Ребенок видит форму каждой детали( показ) . Затем сверху эта пирамида закрывается формой, на которую похожа пирамида( треугольник) и делается вывод о том, что основная форма пирамиды – треугольник. Далее дети должны обвести пальцем каждую деталь и основную форму, прорисовать общую форму в воздухе, проследить глазом, прорисовать на столе пальцем. Зрительный анализ делается на основе других анализаторов. Начинать обследование надо с сохранных анализаторов – осязание, обоняние, тактильно- двигательные упражнения – и уж затем на эту информацию накладывается зрительное обследование, т. е. выделение основных признаков. Всегда нужно помнить, что в рисовании ведущим признаком является форма. Например, при рисовании чашки основной деталью будет квадрат – если срезать два уголка, получается форма чашки, а к ней дорисовывается ручка. При рисовании птицы следует выложить детали, показать, как делается скругление, шея, спинка, которая переходит в хвост. Накануне занятия можно прорисовать птицу по трафарету. На самом занятии необходимо иметь цветное изображение предмета и цветной образец, сделанный воспитателем или родителями. Показать действия можно на большом фланелеграфе. Воспитатель стоит слева, работаем толстым фломастером, или воспитатель сидит за столом, а дети стоят полукругом за ним. От того, как проведен воспитателей анализ образца и показ действия, зависит успех рисования детьми. Это очень важные моменты занятия и экономить на них время не следует. Рисование детей прерывать не рекомендуется, но нужно помнить, что основная нагрузка при этом падает на зрение детей, поэтому полезно провести с детьми упражнения на расслабление( “Закрой на секунду глаза, запрокинь голову, сложи ладошки на затылке, отбрось на них голову” и т. д. ) Организационная сторона занятия требует от воспитателя большого внимания, она более сложная, чем в массовом детском саду. Надо тщательно продумать, какую натуру дать и как ее лучше поставить. Иногда можно дать общую натуру( на фоне большого фланелеграфа) , но лучше – на каждый стол. Рассаживать детей следует, сообразуясь с их зрением: на первые столы – страдающих амблиопией и расходящимся косоглазием, за последние – детей с более высокой остротой зрения и сходящимся косоглазием. Очень полезно рисовать на мольберте, это способствует выравниванию взора. Работая с детьми с нарушением зрения, необходимо помнить, что на начальном этапе надо поупражнять руку. Для этого детям представляют большую площадь стены – рисовальные доски( особенно младшим детям) . Все дети по очереди рисуют речку на доске. Следует учить рисовать отдельные линии, тренировать руку, придать ей смелость. Можно закрыть глаза, покрутить карандашом на одном месте. Очень полезно использовать разные изобразительные средства: мел, мелки, карандаши, кисти разных размеров. При обучении рисованию очень важно научить детей правильно держать кисть, карандаш, причем одного показа, как правило, оказывается недостаточно. Приходится вкладывать кисть в пальцы ребенка и следить за тем, как он держит ее, в процессе рисования неоднократно поправлять. Перед началом занятия необходимо предлагать детям правильно взять карандаш, а по ходу рисования контролировать и поправлять детей. В младшей группе на рисовании допускается использование внутренних трафаретов, т. е. обведение по внутреннему контуру и обучение раскрашиванию предмета. По форме прорисовываются края, затем середина. Трафарет используется на первых этапах, потому что зрительная недостаточность не дает возможности сразу правильно передавать форму. Трафарет помогает приблизить изображение к предмету. Применять трафарет надо до тех пор, пока дети не смогут без него обходиться, но с возрастом следует подходить к этому средству обучения дифференцированно: один детям предлагать внутренний, другим – внешний трафарет, третьим – обводку, сделанную воспитателем. Хорошо помогает в обучении рисованию использование лекал: волнистых, угольных, дорисовывание второй половины образца( елка, яблоко) . В дошкольной методике вопрос цвета не ставится, но в детском саду для плохо видящих в старшем дошкольном возрасте очень полезно давать задания с оттенками, насыщенностью цвета. Приведем пример занятия по рисованию яблока. Вначале задается определенный тон яблоку, на который потом накладываются другие оттенки. Соблюдается этапность раскрашивания, так как яблоко многоцветное, дается понятие освещенности путем показа разных тонов: — 1- й тон очень слабый; — 2- й тон – нужно найти краску чуть темнее первой; — 3- й тон – нужно высветить самую темную сторону яблока. С помощью насыщенности тона дается представление об объеме, большое внимание в рисовании уделяется цвету, порядку цветов и смешению, получению из основных цветов промежуточных: красный+ желтый= оранжевый; синий+ желтый= зеленый; синий+ красный= фиолетовый. Большое внимание в изобразительной деятельности уделяется понятиям соизмеримости предметов, способам изображения пространства. Дается понятие о перспективе( три способа – удаление, перекрытие, выше – ниже) , что используется в сюжетном рисовании. Сюжетное рисование вводится постепенно. Например, тема “Деревья”. Сначала дети рисуют листья, потом ствол дерева, потом лес. Затем переходят к многоплановому изображению по этапам. Сначала выкладывают на фланелеграфе лес( три величины деревьев) , потом срисовывают, и лишь после этого – самостоятельное творчество, появление в лесу человека. Очень полезно рисование с натуры. Например, тема “Яблоки”. Сначала рисуется одно яблоко, определяется его форма, величина, цвет, затем – два яблока, отличающиеся по величине, после этого – два яблока с учетом перекрытия( выкладывается на фланелеграфе) . Допускается сначала срисовывание, поэтапная работа по трафарету: обводим то яблоко, которое больше; накладывает те яблоки, которые ближе, обводим; раскрашиваем сначала то яблоко, которое ближе; раскрашивает ту часть, которую видим у второго яблока. Самое сложное рисование – изображение человека. Дается предварительный анализ позы, используются схемы, рисование портрета, модели человека, ведется предварительная беседа об эмоциях и мимике лица. Можно проводить несколько занятий, объединенных одной тематикой( на одном листе) . Например, в младшей группе проводится серия занятий по теме “Зима” с использованием одного и того же листа бумаги: 1- е занятие: “Идет снежок”; 2- е занятие: “Сугробы”; 3- е занятие: “Снеговик”. В результате получается сюжетная картинка. Важно не количество детских работ, а конечный результат. В работе с детьми с нарушением зрения не следует тратить много времени на свободное рисование, а нужно использовать его на приобретение новых навыков. Не нужно забывать о коррекционных целях при проведении занятий по рисованию. На первых этапах обучения – это коррекция моторики, умение выделять форму, цвет, величину. Примерными коррекционными задачами на занятиях по рисованию могут быть следующие: Развивать мелкую моторику. Развивать глазодвигательную функцию, сопряженную с движением руки. Закреплять умение фиксировать взор. Учить правильно воспринимать сенсорные эталоны и самостоятельно отображать их в практической деятельности. Развивать умение правильно передавать форму предметов, цвет, величину. Развивать пространственное представление детей. Закреплять знание цветов радуги. Закреплять умение самостоятельно получать цвет и его оттенки. Формировать представление о теплых и холодных тонах. Учить воспроизводить изобразительные средства перспективы. Развивать умение самостоятельно выделять изобразительную перспективу. Организация рабочего места ребенка с нарушением зрения в процессе рисования имеет ряд особенностей. Рекомендуется использовать подкладку по цвету( в зависимости от зрительного диагноза) , по размеру( слабовидящим меньше) листа бумаги; размер листа, его фон зависят от остроты зрения( целый лист или его половина) ; для детей со значительной потерей зрения используется вертикальная подставка для индивидуального образца. Следует удобно располагать учебный материал на столе для рисования в зависимости от окклюзии. При обучении детей с нарушением зрения на занятиях по рисованию применяемый образец должен быть крупный, точный по цвету, форме, приближенный к реальности или используется реальный предмет. Необходим лист для крупного, поэтапного( 1, 2 или 3 элемента) , частичного( 1, 2 совмещенных элемента, сложные соединения) показа и показа конкретного элемента( цвет, форма, величина) . Для развития самостоятельности, творчества детей в рисовании используются дополнительные пособия: эталоны цвета, формы, величины; отдельные изображения к сюжетам: елка, человек, дом и т. д. ; отдельные изображения для понимания плановости рисунка, перспективы рисунка( дом большой и маленький, дерево большое и среднее, машина большая и средняя) ; натура( 2–3 одинаковых предмета или одна достаточно крупная, чтобы видели все дети; учитывать яркость натуры, дальность расположения, ее реальность) . При демонстрации образца педагог должен находиться лицом к детям. Следует заранее подготовить место для анализа работ детей. Это может быть выставка, общий пейзаж, 3–4 рисунка для сравнения, 1 – для сравнения с образцом и т. д. Педагог должен соблюдать большую тактичность при анализе работ детей, так как ребенок может обидеться, совсем отказаться от рисования, у него может появиться неуверенность в себе и т. п. В оценке детских работ можно отметить: эстетику( цвет, сочетание цветов, чистоту, аккуратность) ; точность выполнения задания( по форме, цвету, расположению, включению заданных объектов) ; самостоятельное включение ранее изученных элементов( по теме) ; самостоятельное включение в рисунок новых элементов, удачность их использования; самостоятельность в выборе темы.

«Почему дети разные? » Составила воспитатель МБДОУ № 244 Прохорова О. И. ( методические рекомендации для родителей) Почему дети разные? Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или папой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя, «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания, защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Нетрудно заметить, что уже в первые годы жизни дети отличаются друг от друга поведением. Одни шустрые, энергичные, другие более пассивные, третьи хотя и активны, но медлительны. Идеал большинства взрослых- послушный ребенок. Но не к каждому малышу подходит этот эпитет. Драчун и «паинька», « сорви голова » и робкий, боязливый, неумелый, требующий постоянной опеки и вполне самостоятельный- вот какие они разные, наши малыши! Отчего же зависят индивидуальные особенности детей? В этом важно разобраться! Многое, безусловно, решает воспитание. Ребенок не рождается добрым или жадным, послушным или капризным, самостоятельным или неумелым. Эти особенности складываются постепенно, под влиянием условий жизни и воспитания. Имеет значение и состояние здоровья ребенка. Если малыш ослаблен, много болеет, он может стать вялым, раздражительным, капризным. Но ведь есть случаи, когда дети растут и воспитываются в одинаковых условиях, в одной семье, одинаково здоровы, а ведут себя по- разному. С самого рождения дети отличаются друг от друга особенностями нервной системы, накладывающими отпечаток на поведение ребенка. Эти особенности сказываются на общей подвижности малыша, быстроте движений, темпе речи, на том, как скоро и легко возникают чувства и насколько они сильны. Вследствие этого дети очень рано начинают проявлять себя как шустрые или медлительные, энергичные или вялые, более или менее эмоциональные. Один ребенок бурно выражает свои чувства: будучи недоволен, громко плачет и столь же ярко выражает радость, заливаясь смехом, приходя в восторг. Другой при подобных же обстоятельствах лишь тихонько хнычет или добродушно улыбается. Тип высшей нервной деятельности очень устойчив и мало поддается изменениям. Однако надо иметь в виду, что ярко выраженные представители того или иного типа нервной системы встречаются среди детей реже, чем так называемые «переходные». Другими словами, ребенок может проявлять в своем поведении особенности, свойственные как одному, так и другому типу. Случается также, что истинный тип высшей нервной деятельности как бы маскируется под влиянием условий жизни и воспитания. Например, возможно, что ребенок от природы быстрый, подвижный, а его флегматичная мама не дает возможности активно двигаться. Постепенно он становится малоподвижным, флегматичным. Чрезмерная строгость в отношении к ребенку, злоупотребление наказаниями, постоянные запреты также могут привести к маскировке типа высшей нервной деятельности, при которой ребенок с сильными нервными процессами, подвижный может стать робким, тихим, малоактивным. Однако в первые годы жизни типологические особенности проявляются наиболее отчетливо. «Уравновешенный ребенок» Дети с сильными, уравновешенными нервными процессами, чаще всего настроены бодро, плачут изредка и не без существенной  ( с их «точки зрения»)   причины, а при ее устранении быстро успокаиваются. У них преобладают положительные эмоции- радость, удовольствие. Сон глубок и продолжителен. Такой ребенок легко вступает в контакт со взрослыми, детьми, не боится новых людей, что благоприятствует формированию общительности. Однако, если родители, добиваясь послушания, будут запугивать малыша, он может стать боязливым, замкнутым, плаксивым. «Шустрики» У таких детей процесс возбуждения сильнее, чем процесс торможения  ( условно назовем их легковозбудимыми) . Особенностью их физического развития на первом году жизни является неравномерное увеличение веса по месяцам- то в пределах нормы, то ниже ее. При приближении времени кормления такие младенцы обычно проявляют большую нетерпеливость: громко и продолжительно плачут. Приняв небольшое количество пищи и утолив голод, может тут же уснуть. Сон таких детей неглубокий, чуткий. Малейший разговор, даже шорохи в комнате, где спит ребенок, могут разбудить его. У таких детей обычно легко формируется общительность. Они быстро вступают в контакт с незнакомыми детьми, но нередко являются и зачинщиками конфликтов, так как им труднее, чем другим детям, сдерживать свои желания и побуждения. Понравилась лопатка, которую держит в руках сосед, тут же тянет ее к себе; на бегу толкает кого- то Он и не хотел этого, но его вечная неугомонность делает его «без вины виноватым». Воспитывая таких маленьких непосед, надо особые усилия направлять на развитие у них выдержки, положительных взаимоотношений с детьми и взрослыми, интереса к занятиям, требующим усидчивости, устойчивого внимания. Этого можно добиться своей эмоциональностью, искренней заинтересованностью, одобрением самых небольших успехов малыша. « Мямлики » Нервные процессы этих детей характеризуются преобладанием торможения. Они медлительны, невозмутимы, благодаря ровному, спокойному поведению не доставляют обычно хлопот. Но некоторых взрослы х( холериков) , которые сами привыкли все делать в быстром темпе, могут раздражать своей медлительностью. Ребенку надо помочь преодолеть присущую ему инертность, а не сердиться за медлительность. Дети этого типа нередко имеют вес, превышающий средние нормы, хороший устойчивый аппетит. Едят медленно, обстоятельно. Сон их глубок и продолжителен. А вот активности им порой не хватает. Заметив это, взрослые должны чаще побуждать малыша к разнообразной деятельности, к проявлению самостоятельности. Не следует делать за ребенка то, что он может выполнить сам, хотя и не так быстро, как этого хотелось бы взрослым. Проявите чуточку терпения! Ребенка порадует и подбодрит похвала взрослого, одобрение пусть самых малых его успехов. Возможно, некоторым взрослым нравятся медлительность и невозмутимость ребенка, и они не стараются преодолеть его инертность. Ведь такой ребенок не доставляет много хлопот, в общем- то, это удобно! Но следует в таком случае подумать и о его будущем. Пройдет время, малыш подрастет и станет школьником. Его медлительность может мешать ему в учении, а неловкость и нерасторопность в играх сделают его предметом насмешек сверстников. Впечатлительные дети Эти дети требуют особого ухода, потому что их тип нервной системы условно называют слабым. Эти дети очень чувствительны ко всему происходящему вокруг, они чутко реагируют на настроение окружающих, а их собственное настроение отличается неустойчивостью. Самые малозаметные причины могут огорчать их и вызывать плач. Если такого ребенка ничто не беспокоит, он приветлив. Радость выражает улыбкой или тихим смехом, а будучи недоволен чем- то, хнычет, стараясь привлечь внимание взрослых. Это деликатные дети, не требовательные, но остро переживающие малейшие обиды. Они быстрее, чем другие утомляются, что особенно заметно у самых маленьких. Сон их неглубок, потому что для полноценного отдыха им нужно создавать спокойную обстановку, по возможности исключать шумы. Подрастая, такие дети могут чувствовать себя неуютно в обществе сверстников: то кто- то толкнул его, то сломал песочный пирожок, то взял формочку. Для других детей это может и не иметь значения: толкнули- он отошел, сделал другой пирожок, взял свою формочку, а нашему малышу- « слабышу » небезразлично, он огорчается и старается уединиться. Такие дети более остро реагируют на все новое: могут пугаться непривычной обстановки, незнакомых взрослых, большого количества других детей. Зачастую именно они трудно и болезненно переносят поступление в ясли или детский сад. К этому событию их нужно готовить особенно тщательно. Задача взрослых- помочь такому ребенку войти в детское общество. Такого ребенка не стоит излишне опекать, так как это только изнежит его, сделает неуравновешенным, робким. Подбадривая, поощряя похвалой, надо помогать ему преодолевать боязнь. Пусть больше двигается, выполняет поручения взрослых, обращается по их заданию к другим детям и взрослым с вопросами и просьбами, приобщается к самостоятельности. Первые успехи окрыляют малыша, он становится все смелее и решительнее. Период адаптации- тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа родителей и воспитателей. Рассказывая воспитателям об интересах, привычках своих детей, о состоянии их здоровья, об уровне развития, о том, как спит ребенок, любит ли он играть, трудиться, родители способствуют развитию открытых и доверительных отношений с педагогами, помогают воспитателю найти индивидуальный подход к ребенку. В наших общих интересах добиться того, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации и всячески предупреждать и не допускать проявления тяжелой адаптации!

Оставить комментарий: