Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Документы для скачивания
Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста – большие любители исследовать что- то новенькое, неизвестное. Им очень нравится экспериментировать и проводить опыты с различными предметами и веществами. Познание детьми окружающего мира является неотъемлемой частью их жизни, одной из самых интересных, увлекательных и творческих видов деятельности. При проведении совместных экспериментов я даю детям возможность сами м открыть что- то новое. П реодолевая трудности в ходе экспериментов, ребёнок развивает свою волю, любознательность, терпение, учится отстаивать собственное мнение. Мероприятия по исследованию окружающего мира провожу на прогулках, в ходе экскурсий, экологических тропинок. В мини- лаборатории группы дети проводят опыты с песком, водой, землёй, камнями, бумагой, воздухом, семенами и т. д. Работая в разновозрастной группе с детками от 4 до 7 лет, удобно организовывать исследования по подгруппам из 3- 5 человек. Для проведения исс ледований на улице подбираю упро щенные вариа н ты опытов. Сегодня предлагаю Вашему вниманию некоторые исследования, которые провожу в специальном помещении группы. Исследования. 1. «Картофельный сок». Цель: дать представление о картофельном соке и способе его приготовления. Внимание: использование ножа детьми запрещено, процесс натирания клубня могут осуществлять дети 6- 7 лет( по усмотрению воспитателя) . Ход исследования. Загадать загадку. Неказиста, шишковата, А придёт на стол она – Скажут весело ребята: - Ну, рассыпчата, вкусна! Что копали из земли, жарили, варили, Что в золе мы испекли, ели да хвалили? ( Картофель) В группу заходит повар и просит детей помочь ему в приготовлении сока из картофеля. Как вы думаете, бывает картофельный сок? Предложить рассмотреть клубни овоща и подумать, как из него можно получить сок. Когда дети выскажут мысль о том, что нужно клубень разрезать, воспитатель самостоятельно проделывает данную процедуру. Дети натирают кусочки клубня на тёрке. Полученную картофельную массу выкладывают на марлю. Концы марли соединяют, а образовавшийся мешочек с картофелем закручивают в одном направлении. Объяснить детям, что во время скручивания мешочка происходит давление на картофельную массу. Если в массе есть жидкость – сок, то она выльется. Какой сок у нас получился? Какого цвета? Имеет ли картофельный сок запах? Для чего повару необходим картофельный сок? Вывод: при измельчении клубней картофеля можно получить картофельный сок; картофельный сок коричневатого цвета, имеет не очень приятный запах. Дидактическая игра «Виды соков»( воспитатель показывает картинку с изображением овоща или фрукта, а ребёнок называет вид сока из него) . 2. «Как найти крахмал». Цель: познакомить с крахмалом, со способом его определения в продуктах. Внимание: следить за тем, чтобы дети не пробовали воду после разведения в ней йода. Ход исследования. Загадать загадку. Сварить кисель без порошка, Похожего на снег, Не сможет мама никогда- Секрета в этом нет. ( Крахмал) Предложить детям найти крахмал среди веществ: сахара, соли, муки. Пусть дети потрогают их руками и расскажут о своих ощущениях. Далее разводим небольшое количество крахмала в стакане воды. Что мы видим? Крахмал в воде не растворяется. Воспитатель осторожно добавляет в стакан капельку йода. Жидкость станет медленно менять цвет на тёмно- синий. Объясните, что это реакция на наличие крахмала. По данному признаку будем определять наличие крахмала в продуктах. В стакан с чистой водой воспитатель добавляет йод. Дети по очереди опускают в него кусочки продуктов. Заранее приготовьте кусочки овощей, фруктов, хлеба, немного крупы, макаронные изделия и другие продукты. Вывод: крахмал меняет свой цвет при добавлении в него йода; крахмал содержится в макаронных изделиях, хлебе, рисе, картофеле, т. к. при соприкосновении с йодовым раствором продукты поменяли свой цвет на синий. «Где прячется воздух? ». Цель: формировать представления о воздухе. Ход исследования. Раздать детям пустые пластиковые бутылочки. Пусть они немного поиграют с ними. Спросить, что находится внутри бутылочек. Предложить опустить бутылочки в таз с водой и нажать на них. Почему появились пузыри? Объяснить детям, что вода, попадая в бутылочки, вытесняет воздух из неё. Предложить детям поролоновые губки, резиновые игрушки для самостоятельного исследования. Вывод: воздух находится везде, даже в пустых предметах; его можно определить в воде по пузырькам. 4. «Воздух – невидимка». Цель: уточнять представления о свойствах воздуха. Ход исследования. Показать детям надутый воздушный шарик, не завязанный на нитку. Спросить, что находится у него внутри. Загадка. Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас! ( Воздух) Далее воспитатель осторожно выпускает воздух из шарика, направляя струю на руки детей. Что вы почувствовали? Вдохните глубоко и выдохните на свои пальчики. Что вы снова почувствовали? Вы увидели, что коснулось ваших рук и пальцев? Раздать воздушные шарики детям и предложить их надуть. Объяснить, что когда мы надуваем шарик, то набираем воздух сначала в себя, а потом выдыхаем его в шарик. Игра «Полёт шариков на дальность». Вывод: воздух нельзя увидеть; мы дышим воздухом, он как будто прячется в нас; можем надуть воздухом шарик, поэтому его называют воздушным. «Что растворяется в воде? ». Цель: закрепить представления о свойствах воды, учить делать умозаключения, опираясь на практический опыт. Внимание: следить за тем, чтобы дети не пробовали воду после разведения в ней веществ. Ход исследования. Предложить детям набор стаканчиков с водой для рассматривания и определения знакомых свойств воды. Определите, какая вода? ( Прозрачная, жидкая, без запаха, без вкуса, тёплая. ) В гости заходит Хрюша. Он хочет узнать, что кладут взрослые в чай для его аромата и вкуса. Предлагаю организовать чаепитие. Во время приготовления дети рассказывают как с помощью воды, заварки и сахара приготовить чай. На столе стоят ёмкости с разными веществами( сахар, соль, песок, земля, мёд, крупа, мука, сода, мелкие камушки, листья мяты, пакетики заварки и т. д. ) . Хрюша просит детей помочь ему приготовить чай для друзей. Во время проведения исследования уточняем, какие вещества растворились, какие остались без изменений, что происходит с водой. В конце работы распределяем разведённые в воде вещества на две группы – игра «Растворяется- не растворяется». Вывод: вода может растворить сахар, соль, соду, мёд без остатка, другие вещества и предметы вода не растворяет. «Пенопласт – что это? ». Цель: формировать представления о пенопласте и его свойствах. Ход исследования. Предложить детям рассмотреть изделия из пенопласта( упаковки для продуктов, потолочные плитки, уплотнители из коробок) . Некоторое время дети тактильно исследуют предметы. Выясняем их назначение и где применяют. Показать иллюстрации пенопласта, его использования в быту. Объяснить, что пенопласт – это искусственный материал, который придумали люди. В процессе исследования дети выясняют свойства пенопласта: лёгкий, не тонет, воду не впитывает, легко ломается, крошится на гранулы, не имеет запаха, тёплый на ощупь. Вывод: пенопласт – это искусственный материал, который придумал человек для улучшения условий быта. Перечисление свойств пенопласта. «Куда исчезает талая вода? ». Цель: побудить детей построить простую модель «весеннего таяния снега в природе», провести наблюдение за процессом таяния, подвести детей к осмыслению того, что талая вода просачивается в почву. Ход исследования. Появляется Степашка и загадывает детям загадку. Тает снежок, ожил лужок, Снег убывает. Когда это бывает? ( Весной) Почему снег убывает? Как называется вода, получившаяся от растаявшего снега? Куда же исчезает талая вода? ( Ответы детей) . Степашка не верит высказываниям детей. Что же делать? Дети предлагают сделать природную модель, с помощью которой Степашка и дети смогут увидеть, куда же исчезает талая вода. 1- й этап. Перед прогулкой дети насыпают небольшой слой сухой земли в пластиковую банку. 2- й этап. Выйдя на улицу, дети укладывают в банку слой снега. В ходе прогулки обращаю внимание детей на нашу модель. Происходят ли какие изменения с землёй и снегом? 3- й этап. После прогулки банку с содержимым заносим в группу. Оставляем её на некоторое время( примерно 40- 50 минут) . Далее дети объясняют Степашке, почему тает снег, и показывают изменения в банке. Вывод: снег под воздействием солнца тает; талая вода просачивается в почву по пустотам, земля становится влажной. Уважаемые коллеги, экспериментируйте с детьми чаще. Этот вид детской деятельности – залог полноценно развитой, любознательной и отзывчивой личности ребёнка.