a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

НОД "Птицы леса родного края"

Автор: Осипова Жанна Борисовна Опубликовано: 2017-03-25 08:53:47

Документы для скачивания

Тема непосредственно образовател ьной деятельности: «Птицы леса родного края». Возрастная категория: дети 6 – 7 лет. Ведущая о бразовательная область: «Познавательное развитие ». Цель: расширя ть представления детей об окружающем мире, помочь лучше узнать природу родного края. Задач и: - с пособствовать формированию обобщенн ых представлений о птицах Сахалинской области, пониманию ценности животного мира. - р азвивать умение п равильно называть птиц, давать описание внешнего вида и краткую характеристику их жизнедеятельности. - развивать словарный запас детей новыми словами: неясыть, клестиха. - в оспитывать у детей интерес к жизни птиц родного края, бережное отношение к ним. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально- художественная. Методы и приёмы: зрительная и слуховая наглядность, выразительное чтение, беседа, рассказ, пояснение, слушание звукозаписи голосов птиц, музыкальное исполнение. Оборудование: макет те ремка с открывающимися окошками, картинки с изображением птиц для теремк а( кукушка, синица, дятел, цапля, клёст) , иллюстрации птиц, конверты с заданиями, настольная игра- пазлы «Цапля», аудиозапись голосов птиц, фонограмма песни «В гостях у сказки». Предварительная работа: ч тение стихотворений и фольклорных произведений о птицах, знакомство с книгой «Вести из леса»( составитель Н. Сладков) , просмотр иллюстраций тематических альбомов, проведение экскурсии в лесной м ассив «На лесных тропинках», проведение дидактических игр «Угадай, чей голосок? », «Что это за птица? », «Клюв, лапка, хвост», рисование «Птички- невелички», проведение подвижных игр «Лягушки и цапля», «Птички и кот». Ход непосредственно образовательной деятельности. Звучит фонограмма песни «В гостях у сказки». Воспитатель показывает детям макет теремка с закрытыми окошками( в окош ках спрятаны картинки с изображением птиц) . Воспитатель: «Стоит в поле теремок – теремок. Он не низок, не высок – не высок. Кто – кто в теремочке живет, Кто – кто в невысоком живет? »- Ребята, посмотрите, какой красивый теремок! В этом домике поселились птицы, которые обитают в нашем лесу. А лес находится на острове. Как называется наш остров? Дети: Остров, на котором мы живем, называется Сахалин. Воспитатель: Правильно. Д авайте же узнаем, какие птицы живут в Сахалинском лесу. Нужно открывать по одному окошку. Открываем первое о кошко. Воспитатель: Кто это? Дети: кукушка. Воспитатель: Расскажите, что вы знаете об этой птице. Дети: Кукушка живёт в лесу на деревьях и кустарниках. Оперенье серого цвета. Питается птичка разными насекомыми. Её легко узнать по голосу. Когда кукушка поёт свою песню, то слышно «ку- ку, ку- ку». Воспитатель: Молодцы! Некоторые виды кукушек не выводят птенцов сами. Они подбрасывают яйца в гнёзда других птиц, которые их высиживают и выкармливают как родных. Посм отрите, в окошке для нас кукушка приготовил а задание – прочитать о ней стихотворение. Ребёнок: Тихие сумерки, солнце садится. Слышно, как плачет какая- то птица. Ку- ку, ку- ку! Это кукушка кричит на суку, Словно прогнать она хочет тоску. Ку- ку, ку- ку! Если б кукушка жила не одна, Так бы весь век не кричала она. Ку- ку, ку- ку! Пела б кукушка весёлые песни, Если б птенцы её были с ней вместе. Ку- ку, ку- ку! ( М. Джалиль) Открываем второе окош ко теремка. Вос питатель: Кто знает, как зовут эту птичку? Дети: Это – клёст. Маленькая птичка с красным опереньем. Эти птицы очень проворные, юркие и весёлые. У клестов необычные клювики: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Питаются птицы семенами шишек. Воспитате ль: А все ли клесты носят красное оперенье? Де ти: У самцов красные перья, а у самок – зелёные. Воспитатель: Молодцы! А знаете, что клесты – единственные птицы, которые зимой выводят птенцов? Послушайте рассказ «Клёст и Чиж» из книги «Вести из леса». - Ты, Клёст, чего визжишь? Обидели тебя, что ли? - Да нет, Чижик, это я радуюсь! - Нашёл время радоваться…- Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись, - до чего милы, до чего хороши…- В этакой- то мороз? ! Да они живыми не останутся! - Ещё как будут жить- поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать- Клестиха греет их, вроде печечки. И тепло им, и сытно, и от моей песенки весело! Воспитатель: Что можно сказать о клестах, какие они? Дети: Клесты – заботливые родители. Задание от клестов – отгадать загадки. Упала с ёлки, проросли иголки. ( Шишка) Кто там прыгает, шуршит? Клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым « Клее! Клее! Клее! » Поёт со свистом. ( Клёст) Отк рываем третье окошко. Де ти: Это птица – сова. Воспитатель: Правильное название этой птицы, которая обитает в наших лесах – длиннохвостая неясыть. Она является родственником совы и очень на неё похожа. Что интересного вы знаете о неясыти? Дети: Это большая хищная птица. Питается неясыть мышками и птичками, но может съесть и насекомого. Охотится она вечерами и ночью. У неё большие глаза, крепкий клюв и острые ко гти на лапках. Оперенье пёстрое серо- чёрного цвета. Может крутить головой в разные стороны, поэтому хорошо видит вокруг себя. Воспитатель: Назовите, где в лесу живёт неясыть, отгадав загадку. Всю ночь летает – мышей добывает, А станет светло – спать летит в…( дупло) . Воспитатель: Вы п равильно отгадали загадку и описали птицу. Интересно ещё то, что неясыть летает бесшумно благодаря особому устройству перьев: все перья на концах как кисточки, мягкие и пушистые – они заглушают шум( показ картинки) . Задание от неясыти – сделать совиную зарядку. Физ культ минутка Совушка- сова, ( взмахи руками) Большая голова, ( соединить кисти рук над головой в замок) На пеньке сидит, ( присесть на корточки, пальцы рук касаются пола) Головой вертит, ( повороты головы вправо- влево) Во все стороны глядит – Да ка- а- ак Полетит! ( встать, взмахнуть руками, изобразить полёт – бег на месте) Воспитатель: Молодцы! Открываем четвёртое окошко. Воспитатель: Кто же там поселился? Дети: Здесь живёт птичка – синичка! Воспитатель: Задание от росомахи – прочитать стихотворение о животном. Ребёнок: Росомаха, росомаха, Ты не кошка, не собака. Не боишься ты пурги И глухой ночной тайги. Вот мелькнули чьи- то тени – Это гонишь ты оленя. Хоть мала и неказиста, Бегаешь ты очень быстро, Ты сражаешься отважно, Чтобы выжить, это важно! Открываем следующее окошко теремка, но животного не видно( картинка перевёрнута) . Воспитатель: Кто же это? Отгадайте. Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы – Уши больше головы. Дети: Это заяц. Воспитатель: Правильно( переворачивает картинку) . В наших лесах водится заяц- беляк. Так его прозвали из- за цвета шерсти в зимнее время. Дети: Заяц – пугливое животное. От врагов прячется под кустами и деревьями. У него длинные уши и короткий пушистый хвостик. Задние лапы длиннее передних. Очень быстро бегает и умеет прыгать. Воспитатель: Всё верно. Во время прыжка заяц выбрасывает вперёд сначала длинные задние ноги, а потом короткие передние. Поэтому заяц легко взбегает на горку, а вот спуститься ему трудно. Убегая от погони, заяц старается избежать спуска с горы, но если всё- таки оказывается на вершине, то скатывается с неё кубарем. Дети: Шубка летом серая с рыжиной, а зимой становится белой, только кончики ушек остаются черными. Воспитатель: А почему зайца в народе называют косым? Да потому что глаза у него не в центре мордочки, а по бокам расположены, и зайчик может видеть, что делается у него сбоку и даже сзади. Ни лиса, ни росомаха незамеченными к нему не подкрадутся! Дети: У зайцев очень острые зубы, поэтому он легко может грызть кору и веточки деревьев. Любят питаться разными растениями, овощами, семенами. Задание от зайчика – спеть песенку. Дети исполняют русскую народную попевку «Зайчик»: Зайка бегает в лесу, Щиплет травку- лебеду, Он рвёт и берёт, Под берёзоньку кладёт. Воспитатель: Открываем последнее окошко теремка. Кто же это? Дети: Это бурундук. Маленький зверёк весёлый, шустренький. Шерсть у него желтоватая с тёмными полосками. У бурундука длинный хвостик. Ест это животное всё подряд: ягоду, грибы, растения, ловят насекомых и червей. На зиму ложатся спать в свои домики. А домики бурундуки устраивают в пнях и дуплах деревьев. Ребёнок: Бурундук, бурундучок – Полосатенький бочок. Ни минуты не молчит, То щебечет, то свистит. Этот умненький малышка Собирает кедра шишки, Их старательно лущит, Напевает, не молчит. Он внимательно, без спешки Чистит вкусные орешки, И несёт их за щекой В свой уютный дом лесной. Задание от бурундука – определите голоса животных, которые живут по соседству с бурундуком( воспитатель включает аудиозапись голосов зверей: медведя, лисицы, рыси, белки. ) Воспитатель: Ребята, вот мы и открыли все окошки лесного теремка. А как вы думаете, все ли животные леса в нём поселились? Дети: Нет. В лесу живёт много других зверей. Дидактическая игра «Найди животных нашего края»( воспитатель раскладывает иллюстрации лисы, соболя, ласки, горностая, рыси, волка, косули и барсука, просит назвать животных и убрать лишние иллюстрации) . Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы правильно убрали иллюстрации животных: в наших лесах не водятся волк, косуля и барсук. Скажите, дети, а может кто- то угрожать этим животным? Дети: Да. Хищники могут съесть травоядных животных. А человек может убить всех зверей. Воспитатель: Какие последствия могут произойти с гибелью животных? ( ответы детей) Ребёнок: Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.

Оставить комментарий: