«Работа над штрихами с учащимися младших классов»
Документы для скачивания
МБУ ДО «Кадошкинская школа искусств» «Работа над штрихами с учащимися младших классов» Выполнил: Преподаватель по классу аккордеон Е. Н. Балаева 2017г. «. . . чтобы наша игра могла нравиться, зависит исключительно от нас самих. . . усидчивая и направленная по верному пути работа, необходимые усилия и некоторое время неминуемо выровняют пальцы, даже наименее одарённые. . . » Ж. Ф. Рамо Работа над развитием техники правой руки в музыкально- исполнительском искусстве занимает одно из главнейших задач музыканта. Достижение технической свободы исполнения способствует раскрытию художественного содержания произведения, его стиля и характера. Эта работа должна вестись систематически, планомерно и всегда быть одной из основных целей исполнителя, в частности, аккордеониста. На уроках в классе аккордеона педагог должен с первых же дней обучения привить учащемуся наиболее важные двигательно- технические навыки, научить ученика правильно создавать музыкальный образ и воплощать композиторские задумки с помощью штрихов. Цель: Формирование исполнительских навыков игры на баяне, аккордеоне штрихами игры: нон- легато, легато, стаккато. Задачи: Обучающая: обеспечить понимание понятия «туше»; изучить понятие штрихи; уметь применять их на практике. Воспитательная: воспитать устойчивый интерес к занятиям; воспитать люб о вь к искусству во всех формах; воспитать основу общекультурной компетентности( культуру слушателя) и культуру исполнителя. Развивающая: развить внимание и аккуратность в исполнении основных штрихов игры на инструменте; развить умение сравнивать характер музыкального произведения, опираясь на штрих игры; способствовать развитию познавательного интереса, эмоциональной отзывчивости в процессе игровой деятельности. Для того, чтобы правильно произнести звук на меховом инструменте надо потянуть мех, затем конкретным пальчиком приготовить нотку, поднять палец и ударить по клавише. Звук ответит полностью красиво и громко. Такое соприкосновение пальца с клавишей в музыке называют «туше». Toncher( фр. ) – трогать, прикасаться, ощупывать, осязать. Прикоснуться к клавише можно по- разному, в зависимости каким штрихом игры мы будем играть. А, что означает слово «штрих»? В переводе с немецкого- «черта». Да, но я бы сказала, что штрих- это определённая форма звука. Звук может быть коротким или длинным, поэтому в музыке существует такое понятие как штрихи игр ы: non legato, legato, Staccato Штрих non legato исполняется каждый зву к отдельно и берётся он сверху. Это единственный штрих, не имеющий собственного знака обозначения, но он может обозначат ь ся словом non legato. Цель: добиться в исполнении чёткого произношения звуков на хорошо натянутом мехе, «шагая» по клавиатуре. Штрих игры легато об означается графически на письме линией в виде дуги, а также он может обозначат ь ся и словом « legato ». Слово legato в переводе означает – связно, то есть плавный переход одного звука в другой) . Цель: добиться исполнения мягкого, пропетого штриха legato. Ш трих игры стаккато. С таккато. Играем резко, отрывисто, как будто мы укололись об иголку. Staccato в переводе- отрывисто. Штрих имеет своё графическое обозначение, точки над нотами или под нотами еще он может обозначаться словом staccato. Цель: добиться резкого, очень короткого звучания звука на хорошо натянутом мехе. В се словесные обозначения записываются на итальянском языке. Немалое значение при исполнении штрихов имеет ведение меха. Необходимо помнить, что хорошее звучание звука достигается в результате непосредственной работы пальцев и меха, они постоянно дополняют друг друга. На уроке необходимо объяснить ученику, что бывают различные способы извлечения звука на инструменте. Одни звуки можно «пропеть- протянуть», другие «уколоть» или «подчеркнуть». Эти различные способы называются штрихами. Штрих( нем. Strich черта, линия) — способ исполнения нот, группы нот, образующих звук. Они придают звучанию различный характер и окраску. Обусловлены стилистикой, содержанием произведения, исполнительским замыслом и фразировкой. ( картинки –п резентация) Перед разучиванием нового произведения необходимо дать прослушать ученику данное произведение. П осле прослушивания определить характер двух пьес и указать, с помощью какого основного штриха прозвучавшие пьески показали свою музыкальную выразит ельность. Большое внимание следует уделять с первых же уроков правильной посадке, регулировке ремней, установке положению кисти правой руки и пальцев. Соблюдение всех этих правил даёт исполнителю- аккордеонисту возможность свободно владеть звуком и выполнять самые сложные технические приёмы. Приветствие, посадка за инструментом, настрой на активную творческую работу. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика с использованием личностно – ориентированной технологии, закрепление навыка non legato, legato и staccato в исполнении упражнений. Работа над выработкой игровых движений. Обращать особое внимание на исполнение чёткого туше. Нажатие на клавиши должно быть точным, активным. С первых же уроков необходимо добиваться, работать над этим нажатием. Небрежная игра без контроля за качеством исполнения, без определённых художественных целей впоследствии вредно сказывается на исполнении авторского рисунка. Таким образом, развитие техники правой руки аккордеониста будет более плодотворным при использовании всех технических средств, над которыми необходимо тщательно, систематически и целенаправленно работать на протяжении всего периода обучения. Артикуляция и штрихи как средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Одновременное развитие слуха, чувства ритма, умение читать нотную запись, играть выразительно повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на творческом процессе. Зажигая искру интереса в познании увлекательного мира музыки, мы воспитываем в ученике любовь к искусству, формируем его художественно- эстетический вкус. Используемая литература •Сборник методических материалов «Баян и баянисты». Всесоюзное издательство «Советский композитор», г. М осква – 1970г. . Статьи: П. А. Гвоздев «Работа баяниста над развитием техники» иВ. Г. Горохов, С. М. Колобков «Гаммы и арпеджио на баяне» • Р. Н. Бажилин «Школа игры на аккордеоне», Издательство Владимира Катанского, 2008г. •О. Блох «Путь к техническому совершенству аккордеониста», г. М осква – 2007г.