a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

консультации для родителей "Пальчиковые игры"

Автор: Харсейко Анна Владимировна Опубликовано: 2017-04-13 14:39:13

Документы для скачивания

Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста В последние годы в нашей стране увеличилось количество детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является очень актуальной. Речевые отклонения возникают в раннем возрасте и их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Итак, что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика рук- это разнообразные движения пальчиками и ладонями, крупная моторика- движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить речевое развитие у детей дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята старшего возраста играют молча. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие. с пектакли Они увлекают малышей и приносят им много пользы! Так что же такое пальчиковые игры? Все помнят стишок из детства: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…». Так учителя проводили физкультминутки на уроках в начальной школе. Этот стишок и есть прообраз пальчиковых игр. По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят. Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы дети не только видели ваше лицо, но и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно мешать слушать малышам. Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т. к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. Пальчиковые игры и упражнения- уникальное средство для развития речи. Разучивание с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной. Пальчиковые игры, на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. По сути, пальчиковые игры, выполняют функцию массажа и гимнастики рук и ног малыша, которые влияют на детский организм наилучшим образом. Кроме того, во время занятий, развивается речь ребенка и раскрывается творческая деятельность. Развитие мелкой моторики рук оказывает влияние не только на речь, но и на память, мышление. Учёные, изучавшие психику детей, отмечали, что существует взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Дошкольник с низким уровнем развития моторики, быстро утомляется. Ему трудно выполнять бытовые и учебные действия. Навыки самообслуживания плохо развиты. Особенную сложность для них представляет застёгивание и расстёгивания пуговиц, шнуровка обуви. В учебной деятельности- графические навыки также плохо развиты. При раскрашивании раскрасок «выходят» за контур. В дальнейшем, недоразвитие мелкой моторики может создать трудности в овладении письменной речью. Особое воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью( лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом( изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т. д. ) . Рисование – занятие, которое любят почти все дети. Чем чаще ребенок держит в руках кисть или карандаш, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова. В. А. Сухомлинский писал, что истоки «способностей и дарований детей на кончиках их пальцев». От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума. Очень важно, как говорят учителя начальных классов, поставить руку, т. е. подготовить ее к работе. Такими упражнениями является штриховка, которая не только укрепляет эти мышцы, но и в процессе работы развивается речь, логическое мышление, активизируются творческие способности. Правила штриховки легко запомнить: штриховать только в заданном направлении, не выходить за контуры рисунков( см. образцы предметов для штриховки) . Работа со штриховкой очень увлекает детей, доставляет им удовольствие, они не чувствуют усталости. Также можно предложить ребенку регулярно заниматься с крупой и орехами: сортировать, катать между большим и указательным пальцами: ) Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу. 2) Научился два ореха Между пальцами держать. Это в школе мне поможет Буквы ровные писать. Для нормального развития ребенка вторым по значимости после активных движений тела являются упражнения, помогающие развивать ловкость рук, их мелкую моторику, или, иначе говоря, формировать манипулятивные навыки. Умение манипулировать очень важно для ребенка. Во- первых, потому, что малыш его использует во многих своих действиях. И чем выше это умение, тем лучше получается результат. Ребенок проворнее строит домик из кубиков, увереннее перелистывает страницы книги, рисует и вырезает из бумаги, застегивает пуговицы, пользуется ложкой и вилкой и т. д. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Игры, в которые вы, родители, можете играть с ребенком дома. Игра с крупой. Насыпьте в тарелочку горох, с какой либо другой крупой и предложите ребенку отсортировать горох от крупы в другую тарелочку Игра с грецкими орехами. Ребенок катает грецкий орех между ладонями и при этом приговаривает слова: Я катаю свой орех, что бы стал круглее всех. Игра с массажными мячиками. Ребенок катает мячик одной рукой по ручкам и по ножкам и при этом приговаривает слова: Тише мяч не торопись, Ты по ручкам прокатись, Ты по ножкам прокатись, И обратно возвратись. Игра с карандашами. Манипуляции с цветными карандашами: зажимать карандаш между соседними пальцами, усложнение – совершать колебательные движения карандашом. Я иголки не боюсь. Предложить ребенку нанизывать пуговицы разного диаметра и цвета на иголку с тупым концом. Чудо – прищепки. При помощи прищепок, можно предложить детям следующие задания: сделать из прищепок солнышку – лучики, ёжику или кактусу – иголки, павлину- разноцветный хвост и т. п. ( солнышко, ёжик – плоскостные изображения) . Играя в пальчиковые игры: 1. Развиваем речь. 2. Пальчиковая гимнастика развивает умение подражать взрослым… учит вслушиваться в речь и ее понимать… повышает речевую активность. 3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. 4. Упражнение из пальчиковой гимнастики делает речь более четкой, ритмичной, яркой. Кроме этого, таким образом, ребёнок усиливает контроль за своими движениями. 5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти! 6. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет педагог( взрослый, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории». Пальчиковые игры – это не только увлекательные игры, но и очень полезные упражнения для развития моторики. Они способствуют развитию речи и творческой деятельности дошкольников. Пальчиковые игры подходят всем детям. В возрасте от года и до трех лет детишки играют с удовольствием в пальчиковые игры, выполняемые одной рукой. С трёх до четырёх лет уже подходят игры с участием двух рук. Для детей старше четырёх лет в таких играх можно использовать разнообразные мелкие предметы: шарики, камешки, орехи, кубики и всё, что подскажет фантазия. Приступая к игровым заданиям, всегда следует помнить о следующих правилах проведения пальчиковых игр: 1 правило. Перед игрой с ребёнком нужно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить дошкольника к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. 2 правило. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично( особенно начало и окончание фраз) . Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своей « копилочке » и возвращаться к ней по желанию ребенка. 3 правило. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу( к примеру, показывать движения и произносить текст) . Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может" отбить" интерес к игре. Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых. 4 правило. Стимулируйте подпевание детей, " не замечайте" , если они поначалу делают что- то неправильно, поощряйте успехи. Вот несколько примеров пальчиковых игр … «Дерево» У дерева ствол, на стволе много веток, А листья на ветках зеленого цвета. Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами. «Домик» Дом стоит с трубой и крышей, На балкон гулять я вышел. Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию( труба, балкон) . «Дружат наши пальчики» Дружат наши детки, Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. Пальцы правой руки поочередно постукивают по пальцам левой руки, начиная с большого пальца. " Стол" У стола четыре ножки, Сверху крышка как ладошка. Левая река в кулачок, сверху опускается ладошка правой руки. Консультация для родителей « Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста » Средняя группа Консультация для роди телей «Пальчиковая игра –э то очень интересно! »

Оставить комментарий: