a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов «Правила выполнения дыхательных упражнений»

Автор: Лачинова Пери Аликперовна Опубликовано: 2017-04-14 19:00:45

Документы для скачивания

Консультация для педагогов «Правила выполнения дыхательных упражнений»          В настоящее время все активнее ведется поиск новых подходов к воспитательно- оздоровительной работе с детьми, основанных на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете особенностей его организма, индивидуализации его мероприятий. Внедрение инновационных технологий в физкультурно- оздоровительную деятельность детей дошкольного возраста обеспечивает не только необходимые условия для их полноценного естественного развития, но и способствует воспитанию у дошкольников осознанной потребности в здоровье, практическому освоению навыков укрепления и формирования здоровья.        Одним из важнейших факторов в оздоровительной работе с дошкольниками, является обучение детей правильному дыханию. Правильное дыхание – это лучшая профилактика многих заболеваний, от дыхания зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга. Для формирования навыков правильного дыхания в используются разнообразные дыхательные упражнения, благодаря которым происходит становление и совершенствование разнообразных функций дыхательной системы. Работа начинается с обучения дошкольников специальным дыхательным упражнениям. Обучение навыкам произвольной регуляции дыхания происходит в процессе разучивания и совершенствования различных дыхательных упражнений с учетом того, какой из навыков преимущественно формирует то или иное упражнение: - управление воздушным потоком( управление дыханием через нос или рот с различными вариантами их соотношения) , - регуляцию легочной вентиляции( произвольное изменение глубины, частоты и ритма дыхания: вдоха, выдоха и задержек дыхания после них) ; - овладение различными типами дыхания( грудным, диафрагмальным, полным) ; - развитие координации дыхания и движения; дыхания и мышечного расслабления. Широко использую комплексы дыхательной гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой это единственная в мире гимнастика, в которой короткий и резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физическую реакцию организма, обеспечивающую необыкновенно широкий спектр позитивного воздействия. Использую на занятиях такие упражнения, как «Шумный ежик», «Накачивание шины», «Обними плечи», «Большой мячи» и другие. Правила выполнения дыхательной гимнастики Стрельниковой 1. Думайте только о вдохе носом. Тренируйте только вдох. Вдох- шумный, резкий и короткий( как хлопок в ладоши) . 2. Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно( желательно через рот) . Не задерживайте и не выталкивайте выдох. Вдох- предельно активный( только через нос) , выдох- абсолютно пассивный( через рот не видно и не слышно) . Шумного выдоха не должно быть! 3. Вдох делается одновременно с движениями. В гимнастике нет вдоха без движения, а движения- без вдоха 4. Все вдохи- движения гимнастики делаются в темпоритме строевого шага. 5. Счет в гимнастике- только на 8, считать мысленно, не вслух. 6. Упражнения можно делать стоя, сидя и лежа. В работе с дошкольниками должен неукоснительно соблюдаться общедидактический принцип обучения – от простого к сложному. Поэтому для приобретения навыков произвольного управления дыханием начинать следует с обучения статическим дыхательным упражнениям. Например упражнение «Ежик».   Ежик добрый. Не колючий, посмотри вокруг получше.   И. П. – о. с. 1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом; 2 – поворот головы влево- выдох через полуоткрытый рот( 6- 8 раз) . Далее можно переходить к разучиванию динамических дыхательных упражнений без перемещения: «Часики».  Часики вперед идут за собою нас ведут. И. п. – стоя, ноги слегка расставлены. 1 – взмах руками вперед – «тик»( вдох) ; 2 – взмах руками назад – «так»( выдох) ( 10- 12 раз) . И в последнюю очередь – дыхательных упражнений в ходьбе: «Паровоз». Ходить по комнате делая попеременные движения руками и приговаривая « чух! ч ух! чух! ». Повторить в течение 20- 30 секунд. Для поддержания интереса детей к занятиям используются упражнения игрового характера с произношением во время выдоха различных звуков, стихотворных строк, пением песенок в такт ходьбе: «Гуси летят».  Гуси высоко летят, на детей они глядят.   И. п. – о. с. 1 – руки поднять в стороны( вдох) ; 2 – руки опустить вниз со звуком « г- у- у »( выдох) ( 6- 8 раз) . Для восстановления организма и дыхания после любой физической нагрузки целесообразно использовать дыхательные упражнения релаксирующей направленности. Например, упражнение: «Дышим тихо, спокойно и плавно». И. п. - стоя, сидя, лёжа( это зависит от предыдущей физической нагрузки) . Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 5- 10 раз. На занятиях гимнастикой с детьми дошкольного возраста неустойчивая координация движений, отсутствие опыта предвидеть опасность приводит к падениям, которые иногда кончаются серьезными травмами. Это, безусловно связано с отсутствием навыков безопасного падения. Повреждения при падении составляют около 80% травм у детей. Научить ребенка владеть своим телом при потере равновесия не: такая уж сложная задача. Обучение желательно проводить в местах, предназначенных для физкультурных занятий на достаточно мягком покрытии, - гимнастических матах, борцовском ковре и т. п. Технику выполнения всех приемов следует совершенствовать до полного овладения ею. Детям 3- 4- х лет можно преподнести элементы безопасного падения в игровой форме. При падении на бок надо согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах, тем самым, приблизив корпус к месту падения, согнуть руки в локтях и приставить их к туловищу, отклонить голову в сторону, противоположную падению. Чем быстрее и точнее отработаны движения, тем меньше сила удара и безопаснее приземление. Падение вперед на руки, вытянутые, слегка согнутые в локтевых суставах. Удар смягчается мышечной силой рук, а если ее недостаточно, то дополнительно- верхнего плечевого пояса. Голову при этом необходимо отклонить назад, ноги должны быть выпрямлены, чтобы избежать повреждения коленных суставов. Опасно падать в упор на прямые руки. Это может привести к переломам в области предплечья и локтевых суставов. Более сложным является падение вперед, когда развивается значительная сила инерции, например, при падении во время разбега, выполнении опорных прыжков, разновидностей бега. Падение вперед в этом случае переводится в один или несколько кувырков вперед через плечо. Однако, этот прием технически сложен и обучать ему следует с осторожностью после предварительной специальной физической подготовки. При падении вниз ноги слегка сгибают в коленных и тазобедренных суставах, стопы удерживают параллельно поверхности приземления. Корпус несколько наклоняют вперед. Руки сгибают в локтях и прижимают к корпусу. Удар при приземлении смягчается мышечной силой ног, а если равновесие удержать не удалось, то приземление завершается падением набок или вперед на руки. При падении назад руки надо развести в стороны, согнуть в локтевых суставах ладонями вниз. Голову наклоняют к груди, ноги сгибают и прижимают к корпусу, силу удара при приземлении смягчают ударом рук о землю и завершают перехватом через спину и плечо или на спину, если инерция незначительна. Особенно опасно падение на спину в упор. Оно чревато серьезной травмой туловища, внутренних органов, головы. Приемам падения назад должно быть уделено особое внимание. В отдельных случаях падение назад при потере равновесия может быть переведено в более безопасное падение набок. Инструктор физической культуры должен помнить, что навыки безопасного падения, развитые в детском возрасте, сохраняются всю жизнь, предохраняя человека от травм. Эта методика дыхательной гимнастики была предложена в 1974 году А.  Н.   Стрельниковой, известным московским педагогом по постановке голоса. В процессе работы Александра Николаевна создала комплекс дыхательных упражнений для решения своей основной профессиональной задачи — борьбы с потерей голоса.          Однако у комплекса обнаружились и весьма интересные «побочные эффекты» в виде общего положительного влияния на здоровье, а не только на процессы дыхания и постановку голоса. В принципиальной основе предложенной гимнастики, развивающей дыхательную мускулатуру, лежит так называемая гимнастика вдоха — т. е. создание определенного сопротивления вдоху за счет напряжения мышц грудной клетки и плечевого пояса на этой фазе дыхательного цикла. Занятия дыхательной гимнастикой по системе А.  Н.   Стрельниковой позволят вам добиться следующих результатов: Нормализовать процессы кровообращения, в первую очередь — в органах грудной клетки: легких и сердце. Восстановить баланс процессов возбуждения и торможения в ЦНС и,  как следствие, нормализовать регуляторную деятельность головного мозга. Улучшить дренажную функцию бронхов. Восстановить нарушенное носовое дыхание. Ликвидировать спаечные процессы в  бронхолегочной системе. Рассосать очаги воспаления и расправить спавшиеся участки в ткани легких. Восстановить нормальное кров о- и  лимфообращение в легких, устранить местные застойные явления. Улучшить функцию сердечно- сосудистой системы и укрепить в целом весь аппарат кровообращения. Постепенно исправить развившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника. Повысить общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшить качество иммунных процессов, оздоровить нервно- психическое состояние в целом.

Оставить комментарий: