Из опыта работы "Уголок природы"
Документы для скачивания
УГОЛОК ПРИРОДЫ в группе общеразвивающей направленности от пяти до шести лет № 8 « Подсолнушки » « Ничто так не обогащает человека, как общение с природой. Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста. » В. А. Сухомлинский Мир природы нельзя познать по картинке. Для того, чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. В рамках деятельности дошкольного учреждения это возможно путем создания уголка природы в групповом помещении. Организация уголка природы в нашей группе способствует достижению поставленных целей: продолжать работу по углублению и обобщению знаний о растениях и животных; развивать умение обобщать накопленные представления о природе; учить ответственно относиться к природе, понимать ее законы; продолжать формировать умения самостоятельно работать в уголке природы. Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности позваляет решать следующие задачи: - формирование целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру на основе эмоционально- чувственного опыта; – формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления; – развитие поисково- познавательной, интеллектуальной активности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; – развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств. – воспитание любви к природе. Уголок природы условно состоит из следующих зон: I зона мини- лаборатория « Почемучка » Введение сказочного персонажа превращает процесс в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию В лаборатории есть: микроскоп с набором для рассматривания: крылышки, лапки насекомых; волокна тканей, элементы хвои, сухих листьев; ёмкости, пипетки, груши, мерные ложки, фартуки, нарукавники, тканевые салфетки, кисточки, совочки, лопаточки, грабельки, весы, фильтры, лакмусовая бумага. В лаборатории имеется коллекции природных материалов, созданные благодаря родителям. Коллекции и материалы распределены по блокам: " Волшебница вода" , " Нивидимка- воздух" , " Цвет и свет" , " Звук" , " Запах" , " Магнетизм" , " Насекомые" , " Домашние животные" , " Камень, дерево, бумага" , " Нитки, пуговицы, ткани" . Вторая зона носит название" Зеленый островок. « Зеленый островок » расположен возле окна( доступ солнечного света) В уголке природы- хозяйка кукла Катюша, которая знает все о комнатных растениях и помогает детям ухаживать правильно за цветами. У Катюши наряды соответствуют времени года. Ведение календаря природы позваляет вести наблюдения за сезонными изменениями. Журнал фиксации роста растенией в огороде позволяет детям приобретать опыт наблюдения за изменениями корневой и листовой системы овощей. Ежедневно ведется журнал наблюдений за природными явлениями. В зависимости от времени года вносятся временные объекты по сезону, которые являются совместным творчеством детей и родителей. Следующая зона- огород на подоконнике" Деревенский хуторок" Атрибуты изготовлены родителями воспитанников. Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, за условиями их роста. Дети закрепляют знания, полученные опытным путем. IV Зона « Хочу все знать» Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. В зависимости от изучаемой лексической темы или в связи с возникновением устойчивого интереса к какой- либо области познания своевременно вносится наглядный материал- энциклопедии, альбомы с разными природными сообществами, атласы для формирования у детей умения добывать нужную информацию, формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. В зоне расположена игротека. В игротеке находятся игры экологического содержания, игры по валеологии, лото, пазлы, создана картотека игр. В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путем. «Мир, окружающий ребенка- это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума», цитируя В. А. Сухомлинского, остается сделать вывод, рамотное сочетание материалов и оборудования в уголке природы способствует овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, мы стимулируем развитие детских способностей в процессе экспериментирования. Если ребенок- исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный, умеющий делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что- нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг. Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, и росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала не наукой, а частью души. В уголке природы созданы все условия для формирования у наших детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и само ценности природы.