методические рекомендации по организации двигательной активности на прогулке в зимний период
Документы для скачивания
Двигательная активность на прогулке в зимний период Методические рекомендации Соста витель: Шульга И. Н. старший воспитатель МБДОУ « Детский сад № 23 «Золотой петушок» Исследования, п роведенные Н ИИ г игиены и о храны здор овья детей и п одростков, Н аучным ц ентром з доровья д етей и Р оссийской академией м едицинских н аук, п оказывают, ч то с остояние з доровья населения Р оссии з а п оследние п ять л ет р езко у худшилось, а ч исло здоровых д ошкольников сос тавляет в сего о коло 1 0% . Н аиболее важная п ричина сниж ения з доровья д етей д ошкольного в озраста — дефицит д вигательной а ктивности. Двигательная активность — е стественная потребн ость д етей в движении, у довлетворение к оторой являетс я у словием и х полноценного р азвития. В н астоящее врем я п роанализированы основные п ричины н есовершенства д вигательного р ежима дошкольников, о пределены задач и, с одержание и с пособы рациональной о рганизации двигат ельной д еятельности д етей. Однако в п рактике дошкольн ого в оспитания э та п роблема о стается актуальной д о с их пор. Особенно н изкие п оказатели д вигательной а ктивности х арактерны д ля п рогулок в з имний п ериод, ч то объясняетс я причинами о бъективного и с убъективного х арактера. К о бъективным п ричинам м ожно о тнести с ледующие: - в результате с нижения г осударственного финансиров ания сократилось к оличество о борудования д ля спортивн ых и гр и упражнений( таких к ак с анки, л ыжи, к оньки, хокк ейные принадлежности) ; - т еплая о дежда н е с пособствует р азнообразию двигат ельного содержания п рогулки; и з- за э того д вижения реб енка н еловки, существует в озможность п ерегрева. Субъективной п ричиной я вляется т о, ч то в оспитатель ч аще в сего не с тремится п роявлять и зобретательность в п одборе и к омбинации упражнений, т ак к ак э то т ребует з атрат л ичного времени. Учитывая снижение ДА детей в осенне- зимнее время года, важно пополнить ежедневный суточный объём движений за счёт увеличения моторной плотности разных видов организованной двигательной активности( занятия по физической культуре тренировочного типа, гимнастика или пробежки после дневного сна, прогулки- походы в лес на лыжах, игровые упражнения на ледяных дорожках, санках и т. д. ) Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2. 4. 1. 2660- 10( в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20. 12. 2010 N 164) ( извлечения) 12. 4. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3- 7 лет составляет 5, 5- 6 часов, до 3 лет- в соответствии с медицинскими рекомендациями. 12. 5. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4- 4, 5 часа. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину- до обеда и во вторую половину дня- после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/ с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 15 м/ с для детей до 4 лет, а для детей 5- 7 лет при температуре воздуха ниже минус 20 °C и скорости ветра более 15 м/ с. 12. 6. Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДО. 12. 13. Занятия по дополнительному образованию( студии, кружки, секции и т. п. ) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их проводят: - для детей 4- го года жизни- не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут; - для детей 5- го года жизни- не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут; - для детей 6- го года жизни- не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут; - для детей 7- го года жизни- не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут. 12. 14. Непосредственно образовательная деятельность физкультурно- оздоровительного и эстетического цикла должна занимать не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность. 12. 19. В середине года( январь- февраль) для воспитанников дошкольных групп рекомендуется организовывать недельные каникулы, во время которых проводят непосредственно образовательную деятельность только эстетически- оздоровительного цикла( музыкальные, спортивные, изобразительного искусства) . В дни каникул и в летний период учебные непосредственно образовательную деятельность проводить не рекомендуется. Рекомендуется проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие, а также увеличивать продолжительность прогулок. XIII. Требования к организации физического воспитания 13. 1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств. 13. 2. Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом состояния здоровья, возрастно- половых возможностей детей и сезона года. Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие. Следует предусмотреть объем двигательной активности воспитанников 5- 7 лет в организованных формах оздоровительно- воспитательной деятельности до 6- 8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных организаций. Для реализации двигательной деятельности детей следует использовать оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка. 13. 5. Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуют не менее 3 раз в неделю. Ее длительность зависит от возраста детей и составляет: - в младшей группе- 15 мин. , - в средней группе- 20 мин. , - в старшей группе- 25 мин. , - в подготовительной группе- 30 мин. Один раз в неделю для детей 5- 7 лет следует круглогодично организовывать непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе. Ее проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию максимально организуют на открытом воздухе. Основные направления работы в свете выполнения СанПиН: Рациональная организация двигательной активности детей Оптимизация двигательного режима Создание условий для обеспечения оптимального двигательного режима Обеспечение безопасности детей Создание интереса и приобщение детей к играм с элементами спорта Задачи: Прирост результатов, характеризующих динамику развития двигательных качеств в течение года Гармоничность развития двигательных качеств Анализ организации двигательной активности на прогулке Дата_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Группа №_ _ _ _ _ / _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Воспитатель( ФИО) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Вопросы анализа Результаты наблюдений 1. Индивидуальная работа по развитию движений • Систематичность • Учет уровня физического развития ребенка • Учет состояния здоровья • Количество охваченных детей 2. Учет интересов детей в выборе форм двигательной активности 3. Выносное оборудование для ДА, соответствие плану, задачам 4. Подвижные игры • Количество • Степень подвижности • Подбор основны х движений • Обучение новой игре • Способы организации знакомой игры 5. Спортивные игры • Разнообразие • Соответствие возрасту • Соответствие сезону 6. Игровые упражнения/ подбор в соответствии с освоением основного движения 7. Формы организации двигательной деятельности • фронтальные • подгрупповые • индивидуальные 8. Закрепление двигательных умений 9. Самостоятельная двигательная деятельность • активность • самостоятельность • интерес 10. Время затраченное на ДА Анализ мастерства воспитателя по воспитанию у детей двигательной активности Дата_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Группа №_ _ _ _ _ / _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Воспитатель( ФИО) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Вопросы анализа Результаты наблюдений 1. Знание программных задач по физическому воспитанию для детей своей возрастной группы 2. Знание показателей физического развития для детей своей возрастной группы 3. Знание индивидуальных особенностей детей своей возрастной группы, показателей их здоровья 4. Умение грамотно расставить мебель для обеспечения двигательной активности детей 5. Правильный подбор и соответствующая маркировка мебели в зависимости от роста детей 6. Грамотный подбор подвижных игр по возрасту 7. Правильное оформление физкультурного уголка в группе 8. Умение правильно организовывать занятия по различным видам деятельности с точки зрения обеспечения двигательной активности детей 9. Знание 5- 7 физкультминуток 10. Наличие комплексов физминуток в группе 11. Знание методики проведения утренней гимнастики и разных форм её проведения 12. Знание методики и умение провести занятия по физкультуре 13. Знание различных методик закаливания 14. Выполнение рекомендаций по закаливанию, данных врачом 15. Грамотное руководство формированием у детей культурно- гигиенических навыков 16. Точное соблюдение режима дня Анализ проведения и организации прогулки Дата_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Группа №_ _ _ _ _ / _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Воспитатель( ФИО) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Вопросы анализа Результаты наблюдений 1. Соответствие времени прогулки режиму группы. 2. Планирование прогулки: тема и основные приемы наблюдения, подвижные игры, индивидуальная работа с детьми, трудовые поручения, организация свободной деятельности детей. 3. Организация одевания и раздевания детей. 4. Уровень сформированности у детей навыков самообслуживания соответствует данной возрастной группе. 5. Соблюдение на прогулке двигательного режима детей. 6. Подвижные игры и их количество соответствуют возрасту детей. 7. Разнообразие и достаточное количество выносного материала. 8. Организация наблюдения: тема наблюдения соответствует возрасту детей, педагог использует различные методы и приемы, содержательный аспект наблюдения направлен на развитие познавательной активности детей. 9. Использование педагогом обучающих и дидактических игр во время совместной и индивидуальной работы с детьми. 10. Руководство педагогом самостоятельной деятельностью детей на прогулке( организация сюжетно- ролевых игр и др. ) . Анализ предметно- игровой среды для развития двигательной активности детей Дата_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Группа №_ _ _ _ _ / _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Воспитатель( ФИО) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Вопросы анализа Результаты наблюдений 1. Правильное расположение мебели и игрового материала в группе, с тем чтобы обеспечить детям возможность удовлетворять двигательную активность. 2. Мебель подобрана по росту и промаркирована. 3. Наличие картотеки подвижных игр по возрасту, атрибутов для п/ и, спортивных игр( городки, бадминтон и т. д. ) . 4. Наличие атрибутов для игр с прыжками( скакалки, колечки, плоские круги для перепрыгивания и т. д. ) . 5. Наличие атрибутов для игр с бросанием, ловлей, метанием( кегли, кольцеброс, мячи, мешочки с песком, дартс, летающие тарелки и т. д. ) . 6. Наличие в группе комплексов утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, картотеки физкультминуток 7. Наличие выносного материала для проведения подвижных игр на прогулк е 8. Наличие в группе условий для гигиенических процедур( правильно оборудованное помещение умывальника; содержание в порядке полотенец, их маркировка; наличие стаканчиков для полоскания полости рта; наличие у каждого ребенка индивидуальной расчески) . 9. Наличие в группе методик закаливания и оздоровления, заверенные врачом. 10. Наличие в группе наглядной информации для родителей по вопросам организации оптимального для детей двигательного режима( рекомендации по закаливанию, материалы по профилактике различных заболеваний и т. д. ) . Требования к зимним постройкам на участке ДОУ в зимнее время. № п/ п Снежные постройки Ясли( 1, 5–2 лет) I мл. гр. ( 2- 3 лет) II мл. гр. ( 3- 4 лет) Средняя гр. ( 4- 5 лет) Старш. гр. ( 5- 6 лет) Подгот. гр. ( 6- 7 лет) 1. Снежные горки Высота 70- 80 см 90- 100 см До 1, 5 м 1, 5- 2 м Длина ската 3 м 4- 5 м 5- 6 м Ширина ската внизу 1, 5 м Наклон 20- 30˚ Площадка сверху горки 1, 5х1, 5 м 1х1 м- лесенка( справа от ската) Высота ступенек 12- 14 см 14 см Ширина ступенек 25 см 25 см- лоток для санок Ширина 50- 60 см Высота бортика 10 см 2. Снежный вал( для упражнений в ходьбе, беге, спрыгивании, перешагивании, перелезании, для упражнений в равновесии) Длина Наклонные валы для ходьбы От 1. 5 м до 5 м 2- 3 м и более Высота От 10 до 35 см От 20 до 50 см 3. Лабиринт( сооружают из валов) Высота Несложные лабиринты из валов Выше роста ребенка 60- 70 см 50 см 4. Снеговые дорожки( для катания на санках) Ширина 1 м 1 м Длина 10 м( вне участка) По периметру участка, ограничивается валами 5. Лыжня Ширина 1 м 1 м Длина 10 м В зависимости от объема территории ДОУ( возможно до 1 км с остановками для отдыха) 6. Ледяная дорожка Ширина 30- 40 см 30- 40 см 40- 45 см Параллельно и последовательно, чередуясь со снежными дорожками. Длина До 1 м До 1. 5 м 3- 4 м и более 7. Мишени для метания Корзины, ящики с набивными мешочками Горизонтальные цели на разной высоте, фанерные щиты размером 50х50, 60х60 см, укрепленные на шестах 1, 5- 2 м. Горизонтальные круглые на разной высоте( диаметр 50- 40 см) 8. Крепости, снежные скульптуры и т. д. Для с катывания н а с анках исп ользуются д еревянные, з емляные и снежные г орки В г ородах и т ам, г де н ет естественных возвышеннос тей, довольно п росто п остроить д еревянные горки. О ни х ороши т ем, ч то с н их можно с катываться з имой д аже п ри небольшом снежн ом п окрове, а в есной — п ри утр енних и в ечерних з аморозках, когд а с нежные г орки т еряют ф орму. Д елают г орки в ысотой д о 3 — 4 м. Д оски б ерут т олщиной 2, 5 — 3 с м, б руски — с ечением 10 х! О с м. В место прямоугольных б русков м ожно использовать б ревна. Е сли п редполагается и спользовать бруск и сечением 1 0х10 с м, т о с тойки надо р асполагать ч ерез к аждые 1, 5 м, иначе г орка б удет непрочн ой Ч тобы стойки н е к ачались и х н адо у крепить раскосами и з д осок т олщиной 3 — 4 с м. Настил г орки д елают и з д осок толщиной 3 с м, а б арьер — и з д осок толщиной 1 5 с м Г возди д олжны б ыть забит ы т ак, ч тобы ш ляпки н е выступал и наружу Л естницу н а г орку дел ают обычную с п оручнем н а высот е 6 0—70 см. Д еревянный с клон г орки п оливают водой т онкими с лоями, п остепенно намораживая л ед д о т олщины 2 — 3 с м. Можно т акже н аложить н а с клон с нег и у трамбовать н огами, ч тобы с лой б ыл н е толще 5 с м. П осле э того с клон поливают в одой. Деревянная г орка у добна, т ак к ак с обрать е е можно б ыстро. Н о с амое главн ое — ей н е с трашна о ттепель, т ак к ак наращенный з аранее л едяной с лой не т ак б ыстро р астает. К огда н астанет м ороз, г орку н ужно с нова п оливать. Д еревянная г орка должн а быть с о с катом, л есенкой и лотк ом( по н ему с анки в езут в верх) . Ж елательно, ч тобы с кат, л есенка и л оток б ыли с о дной с тороны. Э то д аст в озможность у строить г орку в одном и з у глов п лощадки. Реком ендуется д елать с кат д линой 5- 6 м и ш ириной 9 0 с м. В ысота горки 1 — 1, 5 м. Д лина в ерхней площадк и — 2 м, ш ирина — 1, 5 м К скат у п рилегает л оток( справа и ли с лева) ш ириной 4 2 с м с б ортами д ля ввоза с анок. Б орта у с ката и л отка необходимы д ля т ого, ч тобы у держать с анки о т п адения. Ширин а борта — 1 0 с м. К л отку прилег ает лесенка ш ириной 5 0 с м. Выс ота перил у п лощадки лесенки- 7 0 с м. Высота с тупенек лестниц ы — 12—14 с м, ш ирина ступен ек — 23—25 с м. Горка- петля. Э та д еревянная г орка и нтересна т ем, ч то, скативш ись п о н ей, о писываешь петлю и в озвращаешься к л естнице д ля н овых с тартов. П о з амыслу конс трукторов о на п римыкает к как ому- либо с ооружению н а террит ории, ч тобы и меть б ольшую уст ойчивость. К роме т ого, т ень о т з дания д ольше с охраняет л едяной п окров. В ысота г орки — 2 — 4 м. О на с ооружается и з б русков и дос ок, п ричем м ожно и спользовать не ц елые д оски, а о брезки. С начала с ооружают о снование д ля желоба. Ширина с амого ж елоба примерн о — 8 0—100 с м. Ч тобы с пуск б ыл безопасным, р аскат н а г орке о гораживают д еревянными бортик ами. П ройдя п олпути п о желобу, л ежащий и ли с идящий н а санках п роскакивает ч ерез с нежный тонн ель и з аканчивает с пуск у ступен ек, в едущих н а с тартовой стол. В с оответствии с м естностью и имеющимися в р аспоряжении мат ериалами г орку м ожно рассчит ать т ак, ч тобы б ыли н е только спуски, н о и п одъемы. Морская з везда. Г орки д ля кат ания п ривлекают т ак м ного желаю щих, ч то п орой о бразуются очеред и. П оэтому п ри строительстве гор ок х орошо предусмотреть в озможность массового к атания. М ожно рекомендовать с анную г орку в форме м орской з везды, и меющей пять л учей — п ять раск атов. Раскаты м огут б ыть коротк ие и более д линные, к рутые и бол ее отлогие. К к аждому и з н их вед ут свои с тупеньки. Д елать г орку м ожно ц еликом и з с нега и ли н а дер евянном к аркасе. Тоннель. С пускаться с г орки н а с анях е ще и нтереснее, е сли н а с пуске п остроить т оннель. Е го дел ают н а к аркасе и з д осок и бруск ов, к аркас о бкладывают снегом. Д лина т оннеля с оставляет не бол ее 3 — 5 м. В ысота н е д олжна б ыть н иже 1 — 1, 5 м, ч тобы спускаю щийся н а с анках н е пригибался, в ъезжая в н его. Е сли разгон сильн ый и п ротяженность проката б ольше 5 0 м, н а п ути спуска м ожно у строить н е о дин, а несколько тоннелей. Мамонтовая г орка. К ататься с г орки е ще и нтереснее, е сли о на о формлена в в иде к акого- нибудь ж ивотного и ли с казочного чудов ища. Н ачинается к атание н а сан ях с о громной « головы мамонт а». Т акую г орку м ожно сделать к омбинированной. О на будет и меть д еревянную о снову, н а кот орую н асыпают с нежный х олм Д еревянная о снова п озволяет сдел ать к аркас б олее у стойчивым. А придать е му ф орму доисторич еского животного н есложно. П однимаются на т акую г орку п о в ысеченным в «туловище мамонт а» с тупенькам. Чтобы п одъем б ыл б олее л егким, устанавливают п оручень, з а к оторый можно держ аться л евой р укой. С правой с тороны п араллельно лестнице д елается к олея, ч тобы санки б ыло у добно в езти з а с обой. Для к атания н а с анках х орошо и спользовать з емляные г орки. К ак только о ни п окрываются снег ом, и х можно п олить в одой с о стор оны ската, и т огда у д етей б удет в озможность к ататься с э тих г орок в первые ж е м орозные д ни. Н г у частке д олжны б ыть н ебольшие п ригорки, с к оторых м алыши катаю т с воих к укол и с катываются с ами. Н е с ледует о тказываться и о т естественных г орок, к оторых м ного в л есу, п арках. Н ужно тольк о определить м есто д ля п одъема с с анками н а т акую г орку. Снежные г орки л егко м ожно с делать с илами п ерсонала и родит елей. Э то д елают с ледующим обр азом: с нег с гребают в к омья, с кладывают в к учу, утрамбовыва ют( ногами и л опатой) и п ридают ф орму г орки. В ысота е е д ля малыш ей — 1 м, д ля д етей с реднего и с таршего в озраста — 1, 5 — 2 м. Н аверху в ыравнивают п лощадку, п ереходящую в с кат. П о к раям п лощадки и с ката у страивают с нежные в алы( барьеры) . С зади и ли сбоку г орки с ооружают лесенк у с нешироким л отком. Д ля малыш ей лесенка д олжна б ыть с лева о т л отка, чтобы р ебенку б ыло удобн ее п равой рукой в возить н а г орку с анки. Снежную г орку с легка обр ызгивают холодной в одой, котор ая, з амерзая, образует л едяную к орку Н а в торой день г орку б олее и нтенсивно поливают в одой( начин ая с верху) . Ступеньки л есенки и в ерхнюю площадку н емного засып ают снегом, а в д альнейшем песк ом, чтобы н е о бразовалась скольз ящая поверхность( ступеньки м ожно сделать и з д осок) . Целесоо бразно строить г орку в о в ремя о ттепели Для к атания н а с анках х орошо и спользовать з емляные г орки. К ак только о ни п окрываются снег ом, и х можно п олить в одой с о стор оны ската, и т огда у д етей б удет в озможность к ататься с э тих г орок в первые м орозные д ни. Н а у частке д олжны б ыть н ебольшие п ригорки, с к оторых м алыши катаю т с воих к укол и с катываются с ами. Н е с ледует о тказываться и о т естественных г орок, к оторых м ного в л есу, п арках. Н ужно тольк о определить м есто д ля п одъема с с анками н а т акую г орку. Снежные г орки л егко м ожно с делать с илами п ерсонала и родит елей. Э то д елают с ледующим обр азом: с нег с гребают в к омья, с кладывают в к учу, утрамбовыва ют( ногами и л опатой) и п ридают ф орму г орки. В ысота е е д ля малыш ей — 1 м, д ля д етей с реднего в озраста — 1, 5 — 2 м. , с таршего в озраста — 3, 5 — 4 м. Н аверху в ыравнивают п лощадку, п ереходящую в с кат. П о к раям п лощадки и с ката у страивают с нежные в алы( барьеры) . С зади и ли сбоку г орки с ооружают лесенк у с нешироким л отком. Д ля малыш ей лесенка д олжна б ыть с лева о т л отка, чтобы р ебенку б ыло удобн ее п равой рукой в возить н а г орку с анки. Снежную г орку с легка обр ызгивают холодной в одой, котор ая, з амерзая, образует л едяную к орку Н а в торой день г орку б олее и нтенсивно поливают в одой( начин ая с верху) . Ступеньки л есенки и в ерхнюю площадку н емного засып ают снегом, а в д альнейшем песк ом, чтобы н е о бразовалась скольз ящая поверхность( ступеньки м ожно сделать и з д осок) . Целесоо бразно строить г орку в о в ремя о ттепели Тогда л егко с кладывать с нег комьями и п ридавать е му н ужную форму. С кат г орки долж ен б ыть пологим( наклон 20- 3 0 г радусов) , лоток д ля в воза сан ок — б олее крутым. Ч ем в ыше и д линнее горка, т ем у влекательнее к атание с нее. Д орожку с ката пол ивают водой, к огда подморозит, л учше горячей В к онце п роката н асыпают песок и ли с угроб с нега, ч тобы санки в овремя остановил ись. З а состоянием г орки н ужно с истематически с ледить: о чищать с тупеньки о т с нега, п осыпать и х п еском. КАТАНИЕ НА САНКАХ Горка Из снега делают горки, предварительно накатав снежные шары разной величины; досыпая затем снег, придают форму горки. Поливают ее водой. Спуск с заледеневшей горки становится значительно быстрее. С нее можно кататься не только на санях, но и на ногах. Широко используются естественные снежные горы( время от времени можно поливать их водой) и искусственные деревянные горки( из деревянного каркаса, обшитого тесом) , которые строятся под наблюдением специалистов. Высота обычной детской горки — 3, 5—4 м. Вверху делается помост со ступеньками, окруженный прочным заборчиком; от помоста — спуск из досок( плавный, пологий) , имеющий по бокам дощатые борты и разделенный небольшими бортиками на 2—3 одинаковые дорожки. Кроме односкатной горки могут быть двухскатные, имеющие один общий помост и скаты в разные стороны, а также так называемые встречные горки, расположенные так, что спустившийся с одной горы может тут же подняться на другую. Санки Виды санок: - классические( советского образца) ; - санки надувные; - в форме тарелки- так называемые ледянки; - « круглянки », представляющие собой решето, покрытое снизу толстой ледяной к оркой; - лотки, корзинки, лукошки с обледенелым дном и т. п. Руководство катания на санках Катанием д етей н а с анках н адо р уководить, т ак к ак, у влекаясь, они не з амечают у томления, а и звестно, ч то дети з атрачивают п ри э том м ного энергии, К атание н а с анках с г орки может б ыть травмоопасн ым, е сли н е соблюдать определенн ых п равил. 1. С ш ирокой г орки д ети м огут с пускаться п о н ескольку ч еловек о дновременно, р асстояние м ежду н ими должно б ыть н е м енее 3 м. 2. С и скусственной( деревянн ой) горки д ети д олжны к ататься п о о дному. 3. П осле с пуска н еобходимо быс тро встать и о твезти с анки в стор ону, ч тобы другой р ебенок с разу м ог н ачать с пуск с горы 4. С пускаться м ожно т олько тогд а, когда с кат у же п устой. 5. П одниматься н а г орку н адо с к рая ската, ч тобы н е м ешать друг им д етям. Воспитатель у казывает м есто п одъема и отмечает е го кегл ями. 6. В оспитатель д олжен наход иться на г орке, в нимательно след ить з а поведением и т ребовать с трого придерживаться п равил д вижения. 7. С анки н ужно в озить т олько з а веревку, а н е н осить в р уках. 8. Е сли н а с анках е дут д вое, упр авлять с анками д олжен с идящий с зади. При с пуске с г орки д ля с тарших д ошкольников ц елесообразно исп ользовать д остаточно с ложные з адания, р азвивающие двигательн ые качества( ловкость, координац ию, равновесие и д р. ) . Н апример: —спуститься с г орки, у правляя санками с п омощью н ог, л ежа н а ж ивоте, с тоя н а к оленях, парами; — с пуститься с г орки, в ыполняя поворот в п равую и л евую стор оны( объезжая ф лажок, п алку и т. д. ) ; —при с пуске с г орки п опасть в мишень( щит, к орзину, о бруч) с нежком и ли м аленьким м ячом, с обрать р асставленные в доль с клона 2 — 3 ф лажка. Если в Д ОУ н ет в озможности п остроить г орку, т о в се н азванные з адания в ыполняются н а с нежной д орожке к ак и ндивидуальные упр ажнения и ли к ак индивидуальн ые и коллективные соревнован ия. П ричем сложность з адания и зменяется с у четом степени подг отовленности, с остояния здоров ья, г ендерных р азличий д етей. Н апример, д евочкам д ается задан ие передвигаться, о тталкиваясь н огами, сидя н а с анках л ицом п о н аправлению движения, а мальчик ам — с пиной. Продуктивное п роведение и гр и у пражнений п редполагает и х вариа тивность. В ариативность деятельн ости о беспечивает многократное п овторение у пражнений, сохранен ие м отивации, ч то ф ормирует двиг ательные н авыки и п овышает двиг ательную а ктивность. Н иже даетс я описание и гр с п рименением с анок. Катание с горки На санках катаются по одному, вдвоем и редко втроем. Если на горе имеются две полосы для спуска, то катаются на дальность или на скорость спуска на санях. Можно установить по ходу спуска препятствия в виде палочек с флажками, воткнутых сбоку спуска в снег, которые при спуске нужно вырвать из снега. Кто больше вынет палочек, тот побеждает. Можно сделать воротца из палок, под которыми надо проехать. Если сбоку горы есть деревья, хорошо натянуть веревку и на ней подвесить колокольчики, в которые надо при спуске позвонить, или другие предметы, до которых надо при спуске дотянуться или сорвать. Можно расставить кегли, которые следует объехать на санях. Иногда устанавливают сразу несколько препятствий. Можно при спуске бросать снежком в мишень( в виде дощечек, колец и т. п. ) , установленную на воротцах или сбоку спуска. За каждое правильное преодоление препятствий команде начисляются очки в зависимости от сложности препятствия. За каждый схваченный флажок — 1 очко; за проезд под воротцами так, чтобы они не упали, — 3 очка; за сорванный предмет — 3 очка и т. п. Побеждает команда или игрок, набравшие большее количество очков. Каждый раз сани выезжают по сигналу, чтобы не наскочить друг на друга. Самыми п ростыми, н о достаточн о привлекательными, я вляются у пражнения с с анками п о т ипу общ еразвивающих. П риведем нес колько примеров т аких упражнен ий: 1. В стать с боку о т с воих с анок, п одальше д руг о т д руга. Наклон иться, взять с анки з а с иденье, приж ать и х к груди, з атем д ержать н а в ытянутых руках п еред с обой, подн ять н ад головой. 2. П однять с анки н ад г оловой и о пустить и х н а с нег с д ругой стор оны. 3. С тоя к с анкам л ицом, наклон иться и о переться о н их р уками, п рисаживаться и в ставать, н е отрыв ая рук о т с анок. 4. В стать л ицом к с анкам с боку, в стать н а с анки, с ойти с н их т ак, ч тобы они н е с двинулись с м еста. 5. У стоять н а с анках н а о дной ноге к ак м ожно д ольше. Проведение и гр и у пражнений с с анками в н екоторой с тепени пом огает снять п роблему организац ии д етей, т ак как д ля н их интер есно н е т олько участие, н о и наб людение з а х одом игры. Как в идно и з п риведенных прим еров, д ля о рганизации а ктивной д вигательной д еятельности ч исло с анок не и меет р ешающего значен ия Достаточно п риобрести о дни с анки д ля двух, д аже т рех д етей г руппы. Организуя а ктивную деятельн ость по о бучению д етей к атанию н а с анках, педагог д олжен опиратьс я н а следующие п ринципы: - ч ередование к оллективных и и ндивидуальных ф орм работы; - в ыполнение з аданий р азной и нтенсивности, с очетание двигат ельной и и нтеллектуальной деят ельности, - в ключение р азличных основн ых движений( прыжков, м етания, л азания, равновесия) в содержан ие и гр и упражнений н а санках. Это п оможет о беспечить тренир ующий э ффект и и збежать переу томления д етей. С детьми старшего возраста можно проводить игры- эстафеты. Например, опираясь руками на конец санок, дети везут их до какого- либо ориентира( предмет, снеговик) , обегают его, возвращаются на исходную позицию. В другом случае они садятся на конец санок спиной вперед и, отталкиваясь ногами, продвигаются вперед до указанного места. Задача ― пройти до финиша как можно быстрее. Воспитатель отмечает, кто выполнил задание первым. Расстояние до ориентира может увеличиваться в зависимости от возраста детей и их подготовленности. Правила безопасности при катании на санках с горки: Детские санки- не автомобиль, и ДТП им не угрожает. Но и на ледяной горке опасностей хватает. Бывает, что санки переворачиваются, ломаются, наезжают на соседа или «таранят» ближайшее дерево. По свидетельству травматологов, самыми распространенными травмами у детей, катающихся на санках, являются сотрясения мозга, а также рваные раны мышц голени, бедра и ягодиц. Научите ребенка правильно… падать. Объясните, что валиться при этом лучше всего на бок, подгибая колени. Не желательно приземляться на спину или вперед на руки. Можете даже найти большой мягкий сугроб и потренироваться. Соблюдение правил: - скатившись, не останавливаться с санками внизу ската или на дорожке, а отойти в сторону; - скатываться после того, как отойдет в сторону впереди едущий ребенок; - не носить санки на верхнюю площадку в руках, а везти за веревку по лотку; - не входить с санками по скату горки; - Правила посадки на санках: - самое безопасное положение – сидя, когда верхняя часть корпуса с ледует отклонить назад на 30- 45 градусов; - для спуска с горки нужно сесть посередине санок; - туловище слегка отклонить назад; - ноги вытянуть вперед, упираясь ими в полозья, или слегка расставить их в стороны, обеими руками держаться за веревку, натягивая ее. - чтобы санки ехали прямо, надо натянуть обе веревки одинаково. Когда нужно, например, повернуть направо, то сильнее натягивают правую часть веревки, а массу тела переносят на правую часть санок. - управлять санками можно и ногами. - дети старшего возраста спускаются с более крутых и длинных горок из разных исходных положений: сидя, стоя на коленях, стоя, лежа на животе, по одному и вдвоем. - когда скатываются двое, то они садятся вплотную друг за другом, вытягивают ноги и упираются ими в переднюю закругленную часть полоза, впереди сидящий натягивает веревку и управляет санками, сзади сидящий держится за рулевого. - скатывание на санках в положении стоя на коленях и лежа на животе ― трудные упражнения, выполнять могут только дисциплинированным и достаточно подготовленные дети. - при скатывании можно одному ребенку стоять сзади на коленях( они слегка расставлены, спина прямая, взгляд обращен вперед) , держаться за плечи впереди сидящего и управлять( - инками с помощью веревки, а в случае необходимости наклонять туловище вправо или влево. - скатываясь на санках с горки лежа на животе, нужно поднять голову, смотреть вперед, расправить плечи, руки согнуть в локтях и держаться руками за перекладины спереди. Управлять санками можно с помощью веревки и ног. Детям младшей группы воспитатель помогает скатываться с горки. Вместе с малышами он поднимается на площадку, усаживает их на санки и осторожно спускает вниз. Если ребенок боится, то воспитатель берет веревку в руки и бежит около горки, направляя санки. Иногда он предлагает скатываться вдвоем и впереди сажает более смелого. Постепенно дети становятся решительнее и скатываются с горки самостоятельно. На небольших горках они катают в санках своих кукол и скатываются с ними сами. Спуск с горок на санках можно усложнять различными заданиями. Для этого над скатом, на его середине, протягивается веревка на высоте вытянутой вверх руки сидящего на санках ребенка. На эту веревку вешают несколько разноцветных лент или колокольчики. Проезжая на санках, ребенок снимает одну из лент или звонит в колокольчик. Можно предложить детям скатываться с вытянутыми в стороны руками; попасть снежком в цель( в стоящий сбоку горки ящик, корзину) ; взять один из предметов, положенных вдоль спуска( например, еловые шишки) ; проехать в «ворота»( между флажками) ; повернуть в конце спуска направо или налево. Задания постепенно усложняются. Воспитатель следит, чтобы дети долго не ждали очереди, но и не скатывались с горки беспрерывно, так как в первом случае они могут озябнуть, а во втором переутомиться. Если катаются 6―8 человек, то дети успевают отдохнуть. Через 20― 30 мин следует предложить детям другие виды деятельности. Правила устанавливают сами играющие в зависимости от препятствий при спуске. Катание друг друга Дети 3 лет уже сами возят санки за веревку, катая кукол и перевозя снег. На четвертом году жизни дети катают на санках друг друга по дорожке: один ребенок садится на санки, двое( или один более сильный ребенок) везут его до определенного места, подтягивая санки за веревку или подталкивая их сзади( держась за спинку) . Взрослые следят, чтобы катающиеся менялись местами. Воспитатель объясняет, как нужно сидеть на санках: голову и туловище держать прямо, смотреть вперед, ноги вытянуть вдоль санок( сомкнуть или расставить на ширину плеч) ; руки положить на ноги или взяться за борта санок. Ребенок, который везет санки, держит веревку двумя или одной рукой, меняя их время от времени. На пятом году жизни дети катают друг друга не только по прямой, но по кругу, змейкой. Для этого на снегу ставят предметы, обозначают круг и рисуют змейку. Дети выполняют задания: довезти на санках до предмета, обогнуть его и вернуться на место. На санках можно передвигаться и самому с помощью ног: сесть на конец санок спиной вперед и, отталкиваясь ногами, передвигать их вперед. Есть и другой способ: опираясь руками на конец санок, идти или бежать, передвигая их вперед. Катание на санках нередко организуется в игровой форме. Из двух или трех санок, соединяя их веревками, составляют «поезд». Сидящие на санках( в вагонах) , передвигая ногами по снегу, помогают движению вперед. Прибыв в условленное место, пассажиры встают, а на их место садятся те, кто везли «поезд». Использование снежных построек для повышения двигательной активности на прогулке в зимний период Технологии создания снежных построек: Материалы и оборудование для приготовления" снежного теста" комплект теплых и плотных резиновых перчаток для" скульптора" ; два оцинкованных ведра объемом 10–12 литров( при достаточно низких температурах пластмасса лопается, а эмаль дает трещины) ; лопата для взрослого –" подсобного рабочего" ; несколько лопат для детей – помощников. При строительстве снежных построек использовались разнообразные технологии, например снежные шары, кучи снега, деревянные короба. Преимущество последних заключается в том, что они изготавливаются необходимых размеров и легко заполняются снегом до требуемого уровня. Снег в них слеживается значительно прочнее, чем в кучах, что способствует повышению качества постройки. При вырезании фигур не приходится удалять большое количество снега, как при постройках из сугробов( снежных куч) . Если в снежной постройке необходимо сделать перекрытие, для его укрепления можно использовать доски. Древесно- стружечные плиты не подойдут. Под воздействием влажного снега они размокают и могут привести к травматизму детей. Доски закладываются в короб, заполненный до определенного уровня снегом, после их укладки он снова заполняется снегом. Короба желательно устанавливать за месяц- полтора до планируемых сроков оформления построек и постепенно наполнять их снегом по мере расчистки участков. В зависимости от обильности снегопада их можно заполнить и за один- два дня, но в любом случае требуется не менее двух недель, чтобы снег хорошо слежался. Когда снег достаточно слежится, приступают к созданию образа. Проверить" готовность" снега в коробах можно, проткнув его заостренной палкой: если она легко, без усилий входит в снег, значит, заготовка еще не пригодна для работы над фигурой. Вырезать крупные детали, например туловище медведя или шляпку гриба, можно штыковой лопатой, а небольшие элементы( фары, украшения, черты лица) – более мелкими орудиями – детскими лопатками, строительными металлическими шпателями и другими приспособлениями. Выпуклые части можно изготовить из" снежного теста" способом налепа. Оно также используется для выравнивания поверхности, отделки фигуры и придания прочности. Технология приготовления" снежного теста" проста: в ведро с холодной водой накладывается снег, через несколько секунд оно готово. Успех зависит от слаженности работы всех членов" строительной бригады" . " Скульптор" ( взрослый, владеющий художественными навыками) работает только с" тестом" и постройкой, дает устные распоряжения своим помощникам. " Подсобный рабочий" ( воспитатель или родитель) своевременно доставляет воду, а помощники( воспитанники группы) загружают снег в воду. Основу технологии создания снежных построек, условно названной коллективом дошкольного учреждения" Снеговик" , составляет изготовление шаров. Их укладывают цепочкой, а образующиеся пустоты или заполняются" снежным тестом" , или излишками снега, срезанным с шаров сверху и с боков лопатой. В результате постройка получается достаточно прочной. Недостаток технологии в том, что шары скатываются только в оттепель, когда снег липкий. Вместо них можно использовать неоформленные комья, которые остаются от уже вырезанных из сугробов фигур, но чтобы придать такой постройке эстетичный вид, потребуется много времени. На основе данной технологии создают длинные вытянутые фигуры, например змей, щупальца осьминога, различные лабиринты. Одной из распространенных технологий создания снежных построек является преобразование уже имеющихся стационарных конструкций, например металлических дуг – в тоннель, лесенок- стремянок – в дом и др. Они изготавливаются с помощью досок, листов фанеры и снежных комьев. По такой технологии были сделаны дом и пещеры Большинство снежных построек в первую очередь способствуют повышению двигательной активности детей, укреплению их здоровья и физического развития. Беговая дорожка, расположенная на площадке, предназначена для разминки, а также для развития выносливости во время длительного медленного бега. Для удобства ориентации по трем сторонам площадки дорожка выделена снежными бортиками. В качестве ориентира для бега змейкой можно дополнительно использовать другие постройки спортплощадки: Одно из основных требований к оформлению зимних участков — их безопасность для здоровья детей. Чтобы избежать травматизма, мы стараемся сделать так, чтобы поверхность построек была гладкой, не имела острых выступов, углов. Наши постройки всегда прочные и способны выдержать любые нагрузки. Горки строим так: собираем снег в большую кучу, по бокам устанавливаем деревянные щиты. С помощью щитов боковые стороны горки получаются ровными. Для украшения используем барельеф, налепы. Это помогает превратить горку в теремок или в замок. Ледяной скат и ступеньки имеют с двух сторон надежные бордюры, площадка наверху обносится перилами. Несмотря на то, что в нашем снежном городке много построек, среди них нет ни одной случайной фигуры. Мы стараемся, чтобы каждая из них была не только красивой, но и функциональной. Они помогают отрабатывать разные виды основных движений: прыжки, лазание, метание. Неделя зимних игр Понедельник. «Зимние забавы» Первая половина. Утро. Беседа. Почему мне нравится зима? Цель: вызвать радость от времени года радость к играм со снегом. Рисование снежинок. Цель: учить рисовать снежинки. Игра «Снежная карусель». Цель: Учить изображать снежинок, учить бегать врассыпную. Прогулка. Наблюдение за снежинками. Цель: обратить внимание детей на форму снежинок. Соревнования на лыжах. « Кто быстрее доедет до финиша» цель: развивать ловкость, быстроту движения, при ходьбе на лыжах. Подвижная игра. «Слепи снежок». Цель: учить лепить снежок быстрее соперника. Игра «Слалом»( на лыжах) Цель: учить ходить на лыжах ставя ноги параллельно друг другу. Вторая половина дня. Спортивные соревнования. Соревнования между командами на лыжах и на санках. Цель: развивать быстроту, ловкость, смелость Самостоятельные игры. Цель: создание условий для самостоятельных игр. Вторник. «Путешествие в страну здоровья» Первая половина дня. Утро. Беседа «О здоровом образе жизни». Цель: обобщить понятия о здоровом образе жизни и что для этого нужно делать. Игра – хоровод « Снежиночки – пушиночки ». Цель: Учить водить хоровод, меняя направление движения в хороводе. Самостоятельная деятельность. Цель: создание условий для самостоятельной деятельности. Прогулка. Подвижная игра «Два мороза». Цель: развивать внимание и умение действовать по сигналу. Исследовательская деятельность. Понаблюдать где быстрее тает снег на варежке или на руке? Цель: дать понятие о том, что рука теплее и снег быстрее тает в тепле. Эстафета с санками. Цель: Учить быстрее и, не выронив участника из санок перевести его и передать эстафету другому участнику. Вторая половина. Консультации родителям «Закаливание зимой». Чтение художественной литературы. Русская народная сказка «Снегурочка» Цель: подвести детей к закреплению того, что снег любит холод и в тепле он тает. Лепка «У нас в гостях Снегурочка». Цель: Учить лепить из целого кус ка пластилина фигуру человека. Среда. Современные виды спорта. Первая половина Утро. Дидактическая игра «Спорт это здорово». Цель: воспитать желание заниматься спортом для укрепления здоровья. Игра «Снежинки и ветер». Цель: Учить слушать сигнал и бегать врассыпную. Рассматривание иллюстраций и картинок «Зимние виды спорта». Свободное рисование «Зимние виды спорта». Цель: учить рисовать зимние виды спорта. Чтение художественной литературы, чтение стихотворений о зиме. Цель: привить любовь к прекрасным произведениям, написанным писателями о зиме как о самом прекрасном времени года. Прогулка. Самостоятельная двигательная и творческая деятельность детей, игровые упражнения на санках, лыжах. Цель: создание условий для игр. Подвижная игра «Извилистая тропинка по лабиринту из снега». Цель: учить самостоятельно, находить выход из лабиринта, не сбившись с пути. Исследовательская деятельность. Изготовление цветных льдинок, используя краски, снег и формочки Цель: вызвать интерес к проделываемой работе и любознательность. Вторая половина. Настольная игра «Биатлон». Цель: развивать ловкость. Экспериментальный опыт. Мыльные пузыри на морозе. Цель развивать любознательность. Аппликация разноцветные снежинки. Используя клей и нитки. Цель: использование нетрадиционного метода аппликации. Мини конкурс «Передай снежок». Цель: учить предавать снежок быстро из рук в руки пока он не растаял. Четверг. Первая половина. Чтение художественной литературы русская народная сказка «Морозко». Цель: дать понятие о том, что мороз морозит тех, кто мало двигается. Рисование конкурс рисунков «Зимние фантазии». Цель: развивать воображение и фантазию, эстетический вкус. Дидактическая игра. Зимние виды спорта. Цель: закрепление знаний о зимних видах спорта. Прогулка. Проведение прогулки( самостоятельная двигательная и творческая деятельность детей, игровые упражнения на санках, лыжах) Оформление участков постройками из снега «Лучшая снежная сказка на зимнем участке». Печатание на снегу( следы птиц) . Подвижная игра. Эстафеты на санках. Цель: развивать быстроту ловкость смелость. Пятница. Первая половина. Беседа: Почему зимой снег белый? Цель: развивать мышление. Конкурс с участием родителей «Лучший рисунок о зиме». Цель: привлечь родителей в неделю игры с детьми. Прогулка. Постройки из снега. Цель: вызвать желание и интерес к лепке из снега, а так же вызвать радость. Подвижная игра. «Берегись, заморожу». Цель: развивать быстроту и ловкость. Подвижная игра «Хоккей». Цель: учит отбивать клюшкой шайбу и забрасывать ее в ворота соперника. Вторая половина Дидактическая игра: «Знаешь ли ты? » Цель: Закреплять знания детей о видах спорта, пробуждать желание заниматься им; воспитывать интерес к спортсменам, гордость за их победы. Подвижная игра «Метелица». Цель: учить ходить цепочкой не расцепляя рук. Игра «Донеси снежок в ложке». Цель: Учить донести снег в ложке, не выронив его. И передать ложку следующему игроку. Разгадывание кроссворда. «Зимний кроссворд». Цель учить отвечать на вопросы мыслить Неделя здоровья в зимнее время года( 5- 7 лет) ( план- конспект) Цель. Ф ормировать п редставление о з доровом о бразе жизн и, вызывать э моционально- положительные о тношения к и грам, спортивным у пражнениям и с оревнованиям, к занят иям с портом. Участники: В инни- Пух, П ятачок, Т игра, О слик И а, С ова — взрослые. Время п роведения. В т ечение в сей недели. Понедельник. Д ень п одвижных и гр 1- я п оловина д ня У тром п едагог п роводит б еседу п о с казке А. А. М илна «Винни- Пух и в се- все- все». Р ебята в се в месте в споминают с казочных героев. В оспитатель р ассказывает, ч то н а э той нед ели и м п редстоит встреча с В инни- Пухом, П ятачком, Тигр ой, О сликом И а и С овой, которые х отят з аниматься спорт ом, с тать з доровыми, с ильными, выносливыми. Утренняя п рогулка( 9. 30 — 1 2. 30) . Н а и гровую п лощадку приходит В инни- Пух( воспитатель) и п редлагает д етям поигр ать в подвижные и гры. 1. « Белые м едведи». П осередине п лощадки д линным шнуром в ыкладывается н еправильный к руг, о бозначающий л ьдину. Н а «льдине» д вое д етей — э то б елые м едведи. О ни д ержатся з а р уки. Остальные д ети — м оржи. О ни б егают п о п лощадке — р езвятся в м оре. Медведи в ыходят н а о хоту и с тараются п оймать м оржа, с омкнув в округ него р уки. Пойм анный о тводится н а « льдину». К огда п оймают трех- четыр ех м оржей, в ыбираются н овые м едведи. Игра п овторяется 3 — 4 р аза. 2. « Ловишки- елочки». Д ети п роизвольно р асполагаются на п лощадке, В инни- Пух( воспитатель) с тоит в с ередине. П о с игналу: «Раз, д ва, т ри л овил» — в се р азбегаются п о площ адке, у вертываясь о т С овы. Ребята с тараются в ыручить д руг д руга, т ак к ак С ове н ельзя п ятнать т ех д етей, которые с тоят л ицом д руг к д ругу и, в ытянув р уки в с тороны в низ, i и зображают елочку. Игра п овторяется 3 — 4 раза. 2- я п оловина д ня В г руппе п роводятся м алоподвижные и гры « Найди и п ромолчи», «Береги р уки», « Летает н е л етает», «От гадай п о г олосу», « Зайка с ерый умывается». Вечерняя п рогулка( 16. 30. — 1 9. 00) . П роводятся совместн ые и гры с другой г руппой( по ж еланию детей) . Вторник. И гры с с анками 1- я половина д ня Утром в оспитатель б еседует о в кусной, з доровой и полезн ой е де. Закрепляет з нания д етей о п ользе в итаминов, и х з начении д ля з доровья человека. Утренняя п рогулка( 9. 30 — 1 2. 30) . Н а и гровой п лощадке п оявляется П ятачок. О н п роводит и гры- эстафеты: « Гонки н а с анках», «Быстрые у пряжки». 1. « Гонки н а с анках». Д ети с тавят с анки н а о дну л инию, с адятся н а них в ерхом, о пустив н оги н а з емлю. П о с игналу П ятачка: « Вперед! » — все п ередвигаются н а с анках д о заданн ого о риентира, н апример, снежного в ала, о тталкиваясь ног ами. Игра п овторяется 3 — 4 р аза, м еняются о риентиры. 2. « Быстрые у пряжки». Д ети в ыстраиваются н а л инии с тарта п о т рое у о дних с анок. П о к оманде: « Старт! » — о дин с адится н а с анки, а д вое берутся з а в еревочку и в езут с анки д а ф иниша. В ыигрывает с амая быстрая у пряжка. Игра п овторяется 3 — 4 р аза, д ети м еняются ролями. 2- я п оловина д ня В г руппе п роводятся и гры с редней п одвижности: «Затейн ики», «Угадай, ч то д елаем», « Не н амочи н ог», « Так м ожно, т ак н ельзя»( запрещенное д вижение) . Вечерняя п рогулка( 16. 30 — 1 9. 00) . П роводятся р усские н ародные игры: « Казаки р азбойники», « Кружева», «Стоп». Среда. С кольжение н а л едяных д орожках 1- я п оловина д ня Утром п едагог б еседует с р ебятами о б о дежде. В оспитатель р ассказывает, ч то о дежда з ащищает ч еловека о т ж ары и хол ода, д ождя и ветра. Ч тобы с охранить з доровье и н е б олеть, н адо п равильно о деваться. 9. 05 — 9. 45. М узыкальный р уководитель п роводит и гры и у пражнения с и спользованием м узыкально- ритмических д вижений. Утренняя п рогулка( 10. 00 — 1 2. 30) . С казочный г ерой Тигр а предлагает р ебятам п оиграть в и гры- упражнения н а ледян ых д орожках: «Кто д альше? », « Цветной к убик ». 1. « Цветной к убик». Н а л едяной д орожке с начала н а р асстоянии 3 — 4 м, а п отом 5 — 6 м о т е е н ачала к ладут цветн ой к убик. Р ебенок, разбежавшись и с кользя п о л едяной д орожке, с тарается н аехать н а к убик и с двинуть е го с мест а н огой. 2. « Кто д альше? ». Т игра о бъясняет п равила с ледующей и гры. Д ети объединяются в г руппы п о т рое. Д вое и з н их бег ут п о с негу с лева и справа в доль л едяной д орожки, д ержа в р уках к онец в еревки д линой 1 — 1, 2 м. Т ретий с кользит п о ле дяной д орожке, п рисев, д ержась з а в еревку. И грающие п о очереди м еняются м естами. Тигра п редлагает: а) в о в ремя с кольжения п овернуться к ругом, п рисесть и снова в ыпрямиться; б) п осле р азбега с кользить н а о дной н оге; в) п оймать в о в ремя с кольжения б рошенный снежок. 2- я п оловина д ня Самостоятельная д вигательная д еятельность д етей в трен ажерном зале( под р уководством в оспитателя п о физическ ой к ультуре) . Вечерняя п рогулка( 16. 30 — 1 9. 00) . П роводятся и гры и упр ажнения на с анках п од р уководством воспитателя. Четверг. С троительство с нежных п остроек 1- я половина д ня Воспитатель б еседует с д етьми о п риродных я влениях з имнего времени г ода: о с неге и е го с войствах, о в етре, в ьюге, м етели и т. д. Вспоминают п ословицы, з агадки, с тихи, расс казы, с казки о з име. Утренняя п рогулка( 9. 30 — 1 2. 30) . О слик И а в месте с детьм и лепит снеговика, с троит к репость, р азличные с нежные п остройки. Ослик И а п редлагает п ометать с нежки в даль, в д вижущуюся ц ель, поиграть в и гру- соревнование « Гонки н а санках». 2- я п оловина д ня Произвольное п лавание в б ассейне с м узыкальным сопров ождением под р уководством и нструктора п о п лаванию. Самостоятельная д еятельность д етей в г руппе. У ход д етей д омой. Пятница. С портивные и гры 1- я п оловина д ня Утром в оспитатель п роводит б еседу с д етьми о т ом, к ак с ледует заботиться о с воем з доровье, в споминает с р ебятами г ероев и з с казки К. Чуковского « Айболит». 9. 00 — 9. 30. В оспитатель п о ф изической к ультуре провод ит ритмическую г имнастику. Утренняя п рогулка( 9. 30 — 1 2. 30) . С казочный п ерсонаж Сова п роводит и гры с э лементами х оккея, и гры- упражнения е с анками, л ыжные гонки. 2- я п оловина д ня Проводятся м узыкальные н ародные и гры « Лавата », « Ш ла к оза п о лесу», « Бояре, м ы к в ам п ришли», « Золотые во р ота». Вечерняя п рогулка( 16. 30- 19. 00) . П роводятся игры- раз вл е чения с о снегом, р азличные п одвижные и гры( по жела ни ю детей) . Консультация для воспитателей на тему: «Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей» Цель консультации: систематизировать знания педагогов по организации проведения прогулок в зимний период для формировани я здорового образа жизни детей План консультации: Организация проведения прогулок. Создание условий для эффективного проведения прогулок. Условия для активизации движений детей. Структурные компоненты прогулки. Организация проведения прогулок. Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе Воспитательно- образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь представляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях. В самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Прогулка хорошо влияет на формирование физического воспитания детей, укрепление их здоровья, а также на эмоциональное состояние. В зимнее время прогулка проводится 2 раза в день общей продолжительностью до 4 часов. Только понижение температуры до- 15 градусов или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены. В целях охраны жизни и здоровья детей воспитатель и помощник воспитателя, начиная рабочий день, внимательно осматривают весь участок: нет ли поломанного оборудования, битого стекла, каких- либо нежелательных предметов. При организации прогулки на участке дошкольного учреждения помощник воспитателя помогает подготавливать на участке игровую среду. Для того, чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразной деятельности Создание условий для эффективного проведения прогулок. Помимо стационарно установленного оборудования, на участок непременно следует выносить разнообразный дополнительный материал, который служит целям закрепления, уточнения и конкретизации новых знаний детей об окружающем мире, развивает наблюдательность, умение детей сравнивать, обобщать и делать простейшие выводы. В зимнее время, среди припорошенных снегом кустов, с горки спускаются лыжники и саночники( одетые в соответствующие костюмы куклы) . За день здесь могут произойти изменения, например, какие- то из кукол изменили свое положение. Кто из ребят заметит это первым? В следующий раз на пригорке появился заяц, а из- за кустов за ним будет следить хищники- волк или лиса. Грамотный педагог всегда найдет повод как для наблюдения, так и для развернутой беседы с детьми, для инсценировки сказки с этими персонажами или сюжетно- ролевой игры с использованием этих сюрпризных моментов. Нужна только фантазия воспитателя. Нарядный, хорошо украшенный участок сам по себе вызывает у детей устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку. Достаточное количество игрового материала сделает прогулку более насыщенной и интересной. Условия для активизации движений детей. Особенностью детей дошкольного возраста является их потребность в активных и разнообразных движениях. Особое внимание уделяется двигательной активности детей на прогулке в зимнее время, когда движения несколько ограничены одеждой, когда погодные условия не дают возможности много и разнообразно двигаться по участку. Большая часть площадки должна быть расчищена от снега, чтобы дети могли свободно побегать, попрыгать, развернуть игру с разнообразными движениями. Постройки из снега, расположенные по все территории, служат не только украшением участка, но и стимулируют движения детей. По собственному желанию дети могут влезать на спину сооруженного из снега кота, петуха, зайца, собаки, подлезать под оленя, слоненка. Можно покатить под каждым из них мячики, шары, побросать снежки в корзину снеговика, печки, на длинную шею гуся, хобот слоненка, набросить серсо. По спине удава или крокодила можно поупражнять в равновесии, а перепрыгивая через змейку упражнять детей в прыжках. Влезая на горку, и скатываясь с нее, дети получают огромное удовольствие. Такая активная деятельность на прогулках требует правильно одевать малыша. Одежда должна быть удобной, достаточно легкой, но не сковывающей движения детей. Воспитатель так продумывает прогулку, чтобы дети не охлаждались и в то же время не перегревались и не потели, что особенно опасно в зимнее время. Увлеченные разнообразной игровой и развивающей деятельностью, дети постоянно находятся в хорошем настроении, с радостью откликаются на все предложения взрослого и порой выказывают недовольство тем, что прогулка уже окончена. Структурные компоненты прогулки. Непременным условием успешного развития и воспитания дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей – их труда, взаимоотношений, обогащают детские эстетические представления. Таким образом, наблюдение – один из главных компонентов прогулки. Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого. В силу собственной активности дети стремятся включиться в совместный со взрослым трудовой процесс, испытывая радость от полученных результатов. Таким образом, трудовые действия детей следует также считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки. Следует учитывать, что дети постоянно и довольно разнообразно двигаются на участке. Увлеченно двигаясь по участку в процессе выполнения дидактических заданий, активно участвуя в подвижных играх, занимая интересной самостоятельной деятельностью, ребенок достигает хороших результатов без приложения сверх усилий, как бы само собой. Очевидно, что подвижные игры, игровые упражнения, а также дидактические задания являются основным обязательным компонентом каждой прогулки. Таким образом, структурными компонентами прогулки являются: наблюдение дидактические задания трудовые действия детей подвижные игры и упражнения Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано воспитателем в конкретной прогулке. В зависимости от различных погодных и сезонных условий, объекта наблюдения, общего настроя детей, проведенных занятий, эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности. Главное – каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание для физического воспитания детей, укрепления их здоровья, а также эмоционального состояния. Таким образом, правильная организация и проведение прогулки: укрепление здоровья, развитие двигательной активности детей, подбор одежды в соответствии с сезоном и температурой воздуха, подвижные игры, пример взрослого, в отношении к своему здоровью – все это является залогом привития детям здорового образа жизни. Литература. Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2. 4. 1. 2660- 10( в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20. 12. 2010 N 164) Кирсанова Н. В. Двигательная активность детей на прогулке в зимний период. Ж- л «Управление ДОУ» № 5 2007, стр. 76- 84 Коцеруба И. Ю. Неделя зимних игр и забав. Ж- л «Управление ДОУ» № 5 2007, стр. 34- 36 Хухлаева Д. В. «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях» М, . Просвещение, 1984 Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. М. , «Мозаика- синтез», 2000. Рунова М. А. Движение день за днём. М. ЛИНКА- ПРЕСС, 2007 7. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ мин. обр. и науки РФ « Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования ». от 20. 07. 2011 № 2151.