Дополнительная образовательная программа по обучению пластилинографии "Пластилиновая радуга"
Документы для скачивания
Управление образования города Кузнецка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 19 города Кузнецка Принята на заседании Педагогического совета МБДОУ ДС № 19 г. Кузнецка Протокол № 1 от 30. 08. 2017 г. Утверждаю Заведующий МБДОУ ДС № 19 г. Кузнецка_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Л. Б. Королькова Приказ № от 30. 08. 2017 г. Дополнительная образовательная программа по обучению пластилинографии «Пластилиновая радуга» Возраст обучающихся: с 2 до 4 лет Срок реализации программы: 2 года Автор – составитель: Дмитриева Ольга Геннадьевна г. Кузнецк, 2017 Оглавление TOC\ o" 1- 3" \ h\ z\ u 1. Пояснительная записка PAGEREF_ Toc480394644\ h 2 Актуальность PAGEREF_ Toc480394645\ h 4 Новизна PAGEREF_ Toc480394646\ h 4 Цель и задачи программы. PAGEREF_ Toc480394647\ h 5 Особенности реализации программы PAGEREF_ Toc480394648\ h 5 Возраст детей, участвующих в реализации программы PAGEREF_ Toc480394649\ h 6 Сроки реализации программы PAGEREF_ Toc480394650\ h 6 Формы и режим занятий. PAGEREF_ Toc480394651\ h 6 Условия реализации рабочей программы. PAGEREF_ Toc480394652\ h 7 Планируемые результаты и способы определения их результативности. PAGEREF_ Toc480394653\ h 7 Освоение дополнительной образовательной программы. PAGEREF_ Toc480394654\ h 8 Формы подведения итогов реализации программы PAGEREF_ Toc480394655\ h 8 2. Нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность по дополнительной образовательной п рограмме PAGEREF_ Toc480394656\ h 9 3. Годовой календарный учебный график PAGEREF_ Toc480394657\ h 9 4. Учебно – тематический план( 1- ый год обучения) PAGEREF_ Toc480394659\ h 11 5. Содержание программы( 1- ый год обучения) PAGEREF_ Toc480394660\ h 11 6. Учебно – тематический план( 2- ой год обучения) PAGEREF_ Toc480394661\ h 15 7. Содержание программы( 2- ой год обучения) PAGEREF_ Toc480394662\ h 16 8. Методы и приемы, используемые в процессе реализации программы PAGEREF_ Toc480394663\ h 20 9. Материально- техническое обеспечение программы PAGEREF_ Toc480394664\ h 20 10. Методическое обеспечение реализации программы. PAGEREF_ Toc480394665\ h 20 11. Взаимодействие с родителями. PAGEREF_ Toc480394666\ h 21 12. Материально- технические ресурсы: PAGEREF_ Toc480394667\ h 21 13. Список литературы и интернет – источников PAGEREF_ Toc480394668\ h 21 14. Список литературы, рекомендуемый для детей и родителей PAGEREF_ Toc480394669\ h 22 15. Приложение. PAGEREF_ Toc480394670\ h 23 1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Пластилиновая радуга»( далее Программа) для детей от 2 до 4 лет определяет содержание и организацию образовательной деятельности по обучению дошкольников пластилинографии. Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра ( вида) в изобразительной деятельности. Понятие « пластилинография » имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова « пластилин » подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука ( вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами. Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Педагогическая целесообразность Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно- значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Актуальность В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности “ Пластилиновая радуга ”- основной идей которой является рисование картин – пластилином, пластилинография. Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами ( в рисовании- карандаш и кисть, в аппликации- ножницы и кисть, в лепке- стека) . На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом( конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими) . Новизна Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра ( вида) в изобразительной деятельности. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами. Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста. Так – же данная образовательная программа- обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях( по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д. ) . Цель программы: р азвитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии. Задачи программы. Образовательные: у чить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии; ф ормировать приемы пластилинографии ( надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание) ; с овершенствовать работу на заданном пространстве; у чить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию; у чить обследовать различные объекты ( предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета. Развивающие: р азвивать мелкую моторику, коо рдинацию движения рук, глазомер; р азвивать изо бразительную деятельность детей; р азвивать сюжетно – игровой замысел; р азвивать интерес к процессу и результатам работы; р азвивать интерес к коллективной работе. Воспитательные: в оспитывать навыки аккуратной работы с пластилином; в оспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им; в оспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах. Особенности реализации программы Образовательная деятельность адаптирована к спецификам и особенностям преподавания в МБДОУ ДС №19 г. Кузнецка. Изменения или дополнения в образовательной деятельности внесены на основе полученных диагностических материалов. Работа ведется с детьми, желающими и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе повседневной деятельности. Данная программа реализуе т познавательную актив ность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения. Обучение проводится в интересной игровой форме, обогащает словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Дошкольники з накомятся с художественными произведениями: стихами, потешками, пальчиковыми играми. У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величин е; р азвивают сенсорные эталоны, т. к. с енсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных спосо бностей: цвет, форма, величина, воспитывается тактильные и те рмические чувства пальцев. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорош ая мышечная нагрузка пальчиков. Возраст детей, участвующих в реализации программы- млад ший дошкольный возраст от 2 до 4 лет. Сроки реализации программы- 2 год а, 96 занятий. З аня тия проводятся в форме кружка 1 раз в неделю в течение года( с сентября по август) , периодичность занятий – еженедельн о, во вторую половину дня. Группы, В озраст Продолжительность занятий Периодичность в неделю Количество занятий в год Количество часов в год Первый год обучения( 2- 3 года) 10 минут 1 раз 48 занятий 8 часов Второй год обучения( 3- 4 года) 15 минут 1 раз 48 занятий 12 часов Итого: 96 занятий 20 часов Примечание: 40 минут в месяц( с 2 до 3 лет) ; 60 минут( с 3 до 4 лет) Формы и режим занятий. Выбор форм провидения образователь ной деятельности по художественно- эстетическому развитию, форм и мето дов обучения обусловлен психолог о- педагогическими особенностями младших дошкольников. Программа предполагает групповую форму занятий по 12- 15 человек, что позволяет вести как групповую, так и индивидуальную работу с деть ми. Основной формой работы являе тся занятие. Форма организации деятельности детей на занятие фронтальная, в парах, групповая и индивидуальная. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой ( движения, действия и т. п. ) . Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, в лепке применяется информационно- рецептивный метод, т. е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Индивидуально- дифференцированный, групповой, практический, н аглядный. Ведущий метод – игра. Чтение художественной литературы повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию. Коллективный просмотр рисунков воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности. Анализ работ идет от игрового персонажа. Условия реализации рабочей программы. Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности. Диагностический инструментарий. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает воспитатель детям при выполнении заданий: чем помощь воспитателя меньше, тем выше самостоятельность воспитанников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; поведение воспитанников на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты занятий; косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности. Планируемые результаты и способы определения их результативности. К концу года дошкольники должны знать: правила использования и правила техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами и материалами; технику и основные приемы оригами, пластилинографии, объемной аппликации; определения: «аппликация», «коллаж», «оригами», " пластилинография" ; о свойствах материалов, с которыми они работают( пластилин, бумага, искусственные материалы) ; о культуре некоторых стран( Япония, Китай) ; правила композиционного построения изображений. Уметь: работать с природным и искусственным материалом, создавая различные композиции; правильно и аккуратно пользоваться ножницами, различными материалами; использовать в работе приемы различных техник( оригами, пластилинография, объемная аппликация) ; использовать схемы при изготовлении поделок; подбирать нужный материал( по форме, величине, структуре, цвету) ; выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца; творчески подходить к выполнению задания; видеть прекрасное вокруг себя, отражая это в своих работах. В течение года и по итогам работы проводится контроль знаний, осуществляемый в форме обычных и специально подобранных практических заданий. Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. Освоение дополнительной образовательной программы по обучению пластилинографии «Пластилиновая радуга » не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников. Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления основных( ключевых) характеристик развития личности ребенка, результаты которого могут быть использованы только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности. Формы подведения итогов реализации программы Подведение итогов осуществляется в виде составления индивидуальных и коллективных готовых поделок- выставок, фотоотчетов. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий. Выставки: однодневные- проводится в конце каждого задания с целью обсуждения; постоянные- проводятся в помещении, где работают дети; тематические- по итогам изучения темы; итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей Результаты работы по реализации программы отслеживаются в течение учебного года методом наблюдения. Оценка результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Каждый параметр оценивается по уровневой системе: «низкий», «средний», «высокий». Критерии оценки основных параметров педагогических наблюдений. Критерии оценивания: 3 балла – самостоятельно выполняет задание. 2 балла – выполняет задание с небольшими неточностями. 1 балл – выполняет задание с помощью педагога. Уровни развития: 1 – 3 низкий уровень. 4 – 6 средний уровень. 7- 9 высокий уровень. Д иагностическая карта уровня развития детей Таблица оценки результативности работ детей( сентябрь, май) . Фамилия, имя ребенка Технические навыки Проявление творчества в декоре Развитие мелкой моторики Проявление аккуратности и трудолюбия Раскат. Сплющ. Размаз. 2. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, регламентирующие образовательную деятельность по дополнительной образовательной п рограмме «пластилиновая радуга »: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 N 273- ФЗ. Концепция развития дополнительного образования детей( утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726- р) . Письмо Минобрнауки России от 11. 12. 2006 г. № 06- 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва" Об утверждении СанПиН 2. 4. 4. 3172- 14" Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" . Годовой календарный учебный график по реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности «Пластилиновая радуга» для детей младшего дошкольного возраста 2- 3 лет Годовой календарный учебный график разработан в соответствии с п. 10 ст. 13, п. 1 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»: № п/ п C одержание годового календарного учебного графика Наименование образовательной услуги Кружок «Пластилиновая радуга» 1 Возрастная категория 2 – 3 лет 3 – 4 лет 2 Начало занятий кружка 01. 09. 2017 3 Окончание занятий кружка 30. 05. 2018 4 Продолжительность учебной недели 1 день 1 день 5 Продолжительность учебного года: 36 недель 36 недель I полугодие 16 недель 16 недель II полугодие 20 недель 20 недель 6 Длительность одного занятия 10 минут 15 минут 7 Количество занятий в неделю 1 1 8 Количество занятий в месяц 4 4 9 Количество занятий в год 36 36 10 Регламентирование образовательной деятельности II половина дня II половина дня 11 Сроки проведения педагогической диагностики 10. 12. 2017 15. 05. 2018 10. 12. 2018 15. 05. 2019 12 Сроки проведения отчётных мероприятий для родителей 21. 12. 2017 23. 05. 2018 21. 12. 2018 23. 05. 2019 13 График каникул Зимние каникулы – 01. 01. 2018 – 10. 01. 2018 01. 06. 2018 – 31. 08. 2018 14 Праздничные( выходные) дни 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово; 23 февраля - День защитника Отечества; 8 марта - Международный женский день; 1 мая - Праздник Весны и Труда; 9 мая - День Победы; 12 июня - День России; 4 ноября - День народного единства. 16 Родительское собрание Сентябрь Сентябрь 17 Консультация « Развитие мелкой моторики и развитие речи младших дошкольников » Ноябрь Ноябрь 18 Выставка работ детей «Новогодняя ёлочка » Декабрь Декабрь 19 «Подарочек для любимой мамочки» Март Март 20 Индивидуальное ко нсультирование родителей По мере необходимости По мере необходимости 21 Оформление инфор мационных стендов для родителей 1 раз в квартал 1 раз в квартал Учебно – тематический план( 1- ый год обучения) № п/ п Наименование Всего Теория Практика 1. Времена года( осень) . 4 1 3 2. Вот какие листочки. 4 1 3 3. Червячок в яблочке. 4 1 3 4. Времена года( зима) . 4 1 3 5. Елочный шарик. 4 1 3 6. Ежик на окошке. 4 1 3 7. Пушистые тучки. 4 1 3 8. Времена года( весна) . 4 1 3 9. Сосульки заплакали. 4 1 3 10. Итоговая выставка детских работ. Итого: 36 9 28 Содержание программы( 1- ый год обучения) Месяц Название Задачи Октябрь" Вот какие листочки" . " Рябинка- огонек" . Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе. Обучать детей приемам работы в технике « пластилинография »: придавливать, примазывать, разглаживать. Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира, знакомить детей с натюрмортом. Продолжать учить детей в работе с пластилином на плоскости. Воспитывать чувство любви к родной природе. Ноябрь" Червячок в яблочке" . " Сладенький вкусненький" . " Елочка иголочка" . Закреплять умение работать пластилином: раскатывание, сплющивание, разглаживание поверхностей. Развивать мелкую моторику. Вызывать интерес к окружающему миру, продолжать учить использование в творческой деятельности детей технического приема- пластилинографии. Продолжать учить смешивание пластилина. Продолжать учить раскатывать ровные жгутики, развивать мелкую моторику, освоение пластических особенностей пластилина. Декабрь" Мы идем на карнавал" . " Елочный шарик" . " Золотая рыбка" . Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал. Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки. Продолжать воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей. Развивать фантазию, воображение. Продолжать вызывать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал. Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформле ние работы «бросовый» материал. Январь" Ежик на окошке" . " Плавают по морю киты и кашалоты" . Развивать фантазию, воображение. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал. Дать детям представление о разнообразии животного мира, познакомить с самым большим представителем водной среды – китом. Продолжить знакомство детей со специальным жанром изобразительного искусства – анималистикой. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида животного способом пластилинографии. Развивать воображение, композиционные навыки. Февраль" Пушистые тучки" . " Веселый вертолет" . " Милой мамочке цветы- с ердечки" . Развивать образное мышление. Закреплять умение работать в технике пластилинографии. Развивать воображение. Испытывать радость от создания работ. Закреплять умение детей делить брусок пластилина на две равные части, раскатывать его круговыми и прямыми движениями ладоней. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости – пластилинографии. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. Развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные. Закреплять умение детей выполнять лепную картину, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Формировать композиционн ые навыки. Март" Солнышко- колоколнышко" . " Сосульки заплакали" . " Матрешка" . Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочуствовать персонажам, желание помогать им. Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать шарик, сплющивать его на картоне. Упражнять в скатывании колбасок. Поддерживать в детях желание доводить начатое до конца. Воспитывать интерес к изменениям в природе. Закреплять навыки скатывания и сплющивания пластилина. Стимулировать интерес к экспериментированию. Развивать фантазию. Воспитывать интерес к народной игрушке. Познакомить с историей создания русской матрешки. Учить отражать характерные особенности оформления матрешки в технике пластилинографии. Закрепить понимание взаимосвязи декоративно- прикладного искусства и русского фольклора. Апрель" Звезды на небе" . " Терем- теремок" . Учить детей передавать образ звездного неба. Закрепить навыки работы с пластилином. Научить делить готовую форму на мелкие части и скатывать из них шарики. Развивать композиционное и пространственное воображение. Развивать у детей творческое воображение. Развивать умение создавать сказочные здания. Закрепить способы работы в технике «пластилинографии». Май" Луговые цветы" . " Весенний коврик" . Развивать эмоциональное восприятие окружающего мира. Учить детей отражать впечатления и наблюдения в технике пластилинографии. Побуждать передавать разнообразие природных форм луговых цветов. Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе. Учить создавать образы растений. Развивать пространственные представл ения. Вызвать интерес к цветам. Учебно – тематический план( 2- ой год) № п/ п Наименование Всего Теория Практика 1. Времена года( осень) . 4 1 3 2. Осенние деревья. 4 1 3 3. Кусочек сахарный. 4 1 3 4. Времена года( зима) . 4 1 3 5. Новогодняя маска. 4 1 3 6. Кактус в горшочке. 4 1 3 7. Облака белогривые лошадки. 4 1 3 8. Времена года( весна) . 4 1 3 9. Весенний коврик. 4 1 3 10. Итоговая выставка детских работ. Итого: 36 9 28 Содержание программы( 2- ой год обучения) Месяц Название Задачи Октябрь" Осенние деревья" . " Дары осени" . " Золотой подсолнух" . Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе. Обучать детей приемам работы в технике « пластилинография »: придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей. Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира, знакомить детей с натюрмортом. Учить оформлять композицию из разных объектов. Продолжать учить детей в работе с пластилином на плоскости. Учить детей приему «влияние одного цвета в другой». Воспитывать чувство любви к родной природе Закреплять умение работать пластилином: раскатывание, сплющивание, разглаживание поверхнос тей. Развивать мелкую моторику. Ноябрь" Кусочек сахарный" . " Зеленая красавица" . Вызывать интерес к окружающему миру, продолжать учить использование в творческой деятельности детей технического приема- пластилинографии. Продолжать учить смешивание пластилина. Продолжать учить раскатывать ровные жгутики, развивать мелкую моторику, освоение пласти ческих особенностей пластилина. Декабрь" Новогодняя маска" . " Новогоднее украшение" . " Рыбка в аквариуме" . Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал. Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей. Развивать фантазию, воображение. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал. Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформле ние работы «бросовый» материал. Январь" Кактус в горшочке" . " Кто в море живет" . Развивать фантазию, воображение. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал. Дать детям представление о разнообразии животного мира, познакомить с самым большим представителем водной среды – китом. Продолжить знакомство детей со специальным жанром изобразительного искусства – анималистикой. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида животного способом пластилинографии. Развивать воображение, композиционные навыки. Февраль" Облака белогривые лошадки" . " Веселые вертолеты" . " Милой мамочке цветы" . Развивать образное мышление. Закреплять умение работать в технике пластилинографии. Развивать воображение. Испытывать радость от создания работ. Закреплять умение детей делить брусок пластилина на две равные части, раскатывать его круговыми и прямыми движениями ладоней. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости – пластилинографии. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. Развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные. Закреплять умение детей выполнять лепную картину, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Фор мировать композиционные навыки. Март" Солнышко покажись" . " Сосульки до чего же хороши" . " Чудо хохлома" . Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочу в ствовать персонажам, желание помогать им. Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать шарик, сплющивать его на картоне. Упражнять в скатывании колбасок. Поддерживать в детях желание доводить начатое до конца. Воспитывать интерес к изменениям в природе. Закреплять навыки скатывания и сплющивания пластилина. Стимулировать интерес к экспериментированию. Развивать фантазию. Воспитывать интерес к народной игрушке. Познакомить с историей создания русской матрешки. Учить отражать характерные особенности оформления матрешки в технике пластилинографии. Закрепить понимание взаимосвязи декоративно- прикладного искусства и русского фольклора. Апрель" Звезды и кометы" . " Волшебный теремок" . Учить детей передавать образ звездного неба. Закрепить навыки работы с пластилином. Научить делить готовую форму на мелкие части и скатывать из них шарики. Развивать композиционное и пространственное воображение. Развивать у детей творческое воображение. Развивать умение создавать сказочные здания. Закрепить способы работы в технике «пласт илинографии». Май" На лугу растут цветы" . " Весенний коврик" . Развивать эмоциональное восприятие окружающего мира. Учить детей отражать впечатления и наблюдения в технике пластилинографии. Побуждать передавать разнообразие природных форм луговых цветов. Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе. Учить создавать образы растений. Развивать пространственные представл ения. Вызвать интерес к цветам. Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам: “Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности. “Развития речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. “Продуктивные” занятия, где осуществлялась закрепление образов. “Познавательные” занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе. “Музыкальные занятия”. Методы и приемы, используемые в процессе реализации программы Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой( движения, действия и т. п. ) . Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление. Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у н их педагогических умений и др. Материально- техническое обеспечение программы Художественные средства: методические пособия и книги по пластилинографии; энциклопедии; литературные произведения( тематические) . Наглядные средства: стенды( правила техники безопасности и др. ) ; технологические карты; иллюстрационный тематический материал, презентации. демонстрационные работы и образцы в технике пластилинография. Технические средства: видео- аудио материалы компьютер проектор интерактивная доска магнитофон цифровой фотоаппарат Методическое обеспечение реализации программы. Для успешной реализации данной программы используются современные методы и приёмы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности: Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный( устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой и т. д. ) ; наглядный( показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий, поделок, схем, работа по образцу и др. ) ; практический( ролевые игры, выполнение работ по технологическим картам, изготовление изделий, экскурсии, игровой тренинг др. ) . Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно- иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; частично- поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся. Методы создания положительной мотивации обучаемых: эмоциональные: ситуации успеха, поощрение и порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью; волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний, информирование о прогнозируемых результатах образования. 11. Взаимодействие с родителями. В рамках реализации программы дополнительного образования «Пластилиновое чудо» определена система работы с родителями( законными представителями) воспитанников. Ежегодно изучается статус семьи, проводится анкетирование опрос родителей. Изучение запросов родителей на воспитательные, образовательные услуги. Организованна систематическая работы родительского комитета. Рассматриваются вопросы привлечения дополнительного финансирования на развитие и укрепление материальной базы группы, воспитательно- образовательного процесса. Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др. Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей младшего возраста, мастер – класс, беседы. Материально- технические ресурсы: группа; мультимедийная установка: экран, проектор, ноутбук; магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе; CD – DVD- диски, с записями музыкального материала, сказок, стихов; дополнительная и методическая литература, программно – методические материалы; дидактический материал, наглядный материал. 12. Список литературы и интернет – источников 1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010. - 304 с. 2. Веракса Н. Е. , Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М. : Мозаика – Синтез, 2006 3. Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». - М. , 2000 г. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 80с. 4. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008. 5. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. 2007. 6. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 3 – 4 лет. Конспекты занятий. – М. : Мозаика- Синтез, 2008. – 48 с. 7. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. – М, 1995 – 156 с. 8. Комарова Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М, 1984 – 213 с. 9. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. Изд. 2- е, перераб. И доп. М. , «Просвещение», 1976. – 158 с. 10. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : мозаика- Синтез, 2008. – 64с. 11. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации. Младшая группа. – М. : «КАРАПУЗ», 2009. – 144 с. 12. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки». 13. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – М. : Аст; СПб: Сова, 2006. 14. Шкицкая И. О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009. 15. Орен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010. 16. Чернова Е. В. Пластилиновые картины. Издательство: Феникс. 2006 17. Яковлева Т. Н. « Пластилиновая живопись». — «Т Ц СФЕРА», 2010. 1 8. Ветлугина Н. А. , Казакова Т. Н, Пантелеев Г. Н. «Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду» / . – М. : Просвещение, 1989. – 79 с. 19. Комарова Т. С. , Савенков А. И. «Коллективное творчество дошкольников». - М. : Педагогическое общество России, 2005. – 128 с. 20. Грибовская А. А. «Коллективное творчество дошкольников» / - «ТЦ Сфера», 2005. – 192 с. 21. Доронова Т. Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2005. – 96с. 22. Дубровская Н. В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004. – 128с. 23. Давыдова Г. Н. « Пластилинография » - 1, 2. – М. : Издательство «Скрипторий 2003г», 2006. 24. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинографи я- М. : Издательство «Скрипторий 2003г», 2008. 25. Аппликации из пластилина/ Шкицкая И. О. - Изд. 7- е, испр. - Ростов на Дону: Феникс, 2014. - 87с. , Ил. - ( Город мастеров) 26. «Библиотека воспитателя» О. Ю. Тихомирова, Г. А. Лебедева. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - Издательство «Мозаик а- Синтез», 2013. - 53 с. , Ил. 27. Лыкова И. А. «Я будущий скульптор» – М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г. 12. http: / / www. ruskid. ru/ lepka/ 13. http: / / detsadmickeymouse. ru/ load/ detskoe_ tvorchestvo/ rabota_ s_ plastilinom/ tekhnika_ lepki_ iz_ plastilina/ 29- 1- 0- 2138 14. http: / / detskiysad. ru/ izo/ lepka. html 13. Список литературы, рекомендуемый для детей и родителей Г. Н. Давыдова «Подарки к праздникам» Г. Н. Давыдова «Детский дизайн» Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» Г. Н. Давыдова «Цветочные мотивы» Г. Н. Давыдова «Анималистическая живопись» Е. Румянцева «Необычная лепка» Е. Румянцева «Пластилиновые фантазии» И. А. Лыкова «Цветные пёрышки» И. А. Лыкова « Лепим, фантазируем, играем» Приложение 1. Техника безопасности работы с пластилином Приобретать только качественный пластилин. Лепку пластилином выполняй только на специаль ной подложке. Нельзя класть пластилин на стол. Перед началом работы нужно смочить руки водой, тогда пластилин не будет к ним прилипать. Перед работой разогреть пластилин. Не нужно разминать сразу весь кусок пластилина. Можно отделить маленькую часть, размять, потом прибавить еще и т. д. Храните пластилин в коробочке отдельно от другого материала. После работы вытирать руки салфеткой и вымыть их теплой водой с мылом. По окончании работы, убрать рабочее место, протереть стол. Подкладную доску и стеки нужно хорошо протереть салфеткой, а если есть необходимость, то вымыть теп лой водой. Готовые работы можно оформить в рамочки, неокончен ные — убрать в специальные коробки, чтобы ничего не терялось. Материал, находящийся в центре художественного творчества должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных заданий, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития. Огромную помощь в оборудовании центра оказали родители. Данная работа заинтересовала их, что позволило сблизить наши позиции в развитии детей. О собенности используемого материала. Пластилин- мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов: - несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе. - в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна. Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям: Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде( но не заливать кипятком) . Для работы использовать плотный картон. Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин. На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук. После выполненной работы первоначально вытереть руки сухой салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом. В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки. Чтобы работа с пластилином доставила ребенку много радости, он должен: быстро согреваться в руках и становиться мягким; не крошиться, но и не размазываться, не таять; кататься между ладонями и по любой поверхности, не прилипая к ней; с помощью пластмассового стека без усилия сниматься с любой поверхности, не оставляя пятен; один кусочек пластилина должен легко лепиться к другому и хорошо держаться впоследствии; легко лепиться к бумаге, картону, дереву; достаточно долго находиться на открытом воздухе, не меняя своих качеств; легко отмываться с рук теплой водой. Правила подготовки рабочего места перед началом занятия Достань принадлежности лепки. Надень рабочую одежду. Положи на парту рабочую доску, коробки с пластилином и принадлежностями и открой их. Положи коробку для изделий. Тряпку для рук держи в кармане рабочей одежды. Правила поведения на занятиях кружка «Пластилиновые чудеса» На перемене не бегай и не прыгай, чтобы не сбросить со стола чью- нибудь работу, не сломать ее. На занятии соблюдай тишину. Не отвлекай товарища и не мешай слушать воспитателя. Работай руками, а не языком. Не бросайся пластилином. Следи, чтобы пластилин не падал на пол. Следи за принадлежностями. Вовремя поднимай с пола пластилин и зубочистки. Не сори оберткой от пластилина, приноси его из дома распакованным. Не бери пластилин в рот, не касайся грязными руками лица, глаз, одежды. Не трогай тетради, книги, ластики – везде будут жирные пятна, по которым ни одна ручка не пишет. Люби рабочий материал и цени его. Содержи в чистоте, оберегай от пыли и грязи. Грязным пластилином никогда не работай. Используй чистый пластилин второй раз, третий, даже если все цвета смешались, и он стал серым. Уважай труд товарища. Никогда не бери в руки чужую рабо ту без разрешения автора или воспита теля. Не ломай чужих изделий, даже если они плохо сделаны. Не касайся руками представленных на выставке работ, в том числе и своих. Научился сам – помоги товарищу. Подскажи, каким приемом лучше сделать нужную форму или исправить ошибку. Покажи это на своей работе. Исправляй работу товарища или делай за него только с его согласия. В совместной с товарищем работе над композицией будь сговорчив и уступчив в выборе темы и персонажей. Исполняй изделия честно. Уступи товарищу более простые изделия. При неудаче не обвиняй товарища, а помоги исправить ошибки. Правила уборки своего рабочего места Положи готовое или неготовое изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий. Собери со стола и с пола пластилин по цветам и убери в коробку. Стеком почисти рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин – грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку. Протри стек и крышку парты тряпкой. Стек и принадлежности убери в коробку. Тщательно вытри руки тряпкой и вымой их с мылом. Сними рабочую одежду. Все принадлежности убери. Этапы создания картин 1. Подбор эскиза. Возможны следующие вариан ты: детям предлагается готовый эскиз; эскиз вы полнен педагогом после обсуждения с детьми; каж дый ребенок сам выполняет эскиз по собственному замыслу. 2. Перенос эскиза на основу( картон, ДВП, стекло и т. д. ) детьми. 3. Подбор цвета пластилина, смешивание пласти лина для получения необходимых тонов. 4. Выполнение фона: выбор цвета неба, земли в со ответствии с замыслом картины; выбор приемов на несения пластилиновых мазков. Техника нанесения мазков такова: от куска пластилина отрываем ма ленький, с горошину, кусочек и, приложив его к осно ве, размазываем в нужном направлении. Горизон тальное направление выбирается при передаче об раза спокойного неба, земли, круговое — при пере даче образа кучевых облаков, волн, наклонное — для изображения солнечных лучей. На места, в которых будут располагаться персонажи и детали в технике мазка( деревья, кусты) , пластилин на этой стадии не наносится. 5. Создание картины начинаем с дальнего плана и постепенно продвигаемся к ближнему плану. Художе ственные образы выполняются в двух техниках —т ехнике мазка и технике барельефа. Приложение 2 Материалы и инструменты, необходимые для пластилинографии: Пластилин. Выбирать нужный пластилин необходи мо в процессе работы методом проб и ошибок, т. к. иной раз купишь разрекламированный, дорогой, яркий, а он так липнет к рукам, что к картону его не приклеишь, а бывает такой, что не липнет ни к рукам, ни к картону. Такой пластилин подходит для объемной лепки. Имеет значение и упаковка пластилина. Детям бывает трудно справиться с коробочкой, когда она не открывается сверху, а выдвигается в ту или другую сторону. Поэто му лучше покупать в упаковках, которые открываются сверху, к тому же чтобы крышка была с «язычком», т. к. она легко открывается и закрывается. Стеки. Стеки бывают деревянные, пластмассовые, самой разнообразной формы. Иногда вместо стеки мож но использовать нож, деревянную палочку, зубочист ку или медную проволочку. Можно воспользоваться старым маникюрным набором или каким- то своим, только вам удобным и понятным, предметом. К набору пластилина часто прилагается одна стека. Подкладная доска. Чтобы во время работы не ис пачкать свое рабочее место, необходима подкладная доска. Примерный размер доски 30 X 25. Она должна хорошо отмываться теплой водой с использованием обезжиривающих средств. Подкладную доску можно 85921852014855008598535- 53975000 покупать в магазине, а сделать самостоятельно. Для этого подойдет кусок линолеума или отслужившая сухостираемая доска. Работать на клеенке не удобно, т. к. она будет подниматься за пластилином, кататься по столу и заворачиваться. Бумажная или полотняная салфетка. Для того что бы вытирать руки и рабочее место после окончания ра боты или во время лепки, необходима бумажная или полотняная салфетка. Особенно она пригодиться, ког да нужно поменять цвет: с тё много на светлый. Картон. Картину из пластилина можно делать на картоне. Луч ше пользоваться лакированным картоном, в этом слу чае жирные составляющие пластилина не будут высту пать. Но при его отсутствии можно воспользоваться и любым другим, обклеив его бумагой нужного цвета. Для обратной можно пользоваться прозрачным пластиком( пластиковыми крышками, коробками) . Приложение 3 Организация рабочего места. Нужен рабочий стол, на котором можно располо жить коробку с пластилином, картинки, эскизы, ко робку с неоконченными работами, если такие есть, и рабочие инструменты. Должно быть хорошее освещение. Следите за тем, чтобы тень от рук и головы не падала на рабочую поверхность стола. Можно использовать музыку, хорошая музыка на строит на творчество. Очень важно при работе следить за осанкой детей. Пластилин должен лежать в закрытой коробке. Кар тон должен в специальной папке. Стеки должны храниться в футляре или специаль ном пенале. Подкладная доска должна лежать в специальной папке. Во время работы необходимо следить затем, чтобы пластилин не попадал на одежду и на стул. Приложение 4 Таблица смешивания цветов: Розовый( для лепки рук, ног, лица) = 1/ 5 красного+ 4/ 5 белого Темно- серый( для лепки волка) = 3/ 5 черного+ 2/ 5 белого Светло- серый( для лепки зайчика) = 7/ 8 белого+ 1/ 8 черного Салатовый( травянистый) = 1/ 2 зеленого+ 1/ 2 желтого Светло- зелены й( для листочков) = 1/ 3 желтого Светло- зеленый( для листочков) = 1/ 3 желтого+ 2/ 3 зеленого. Если добавить 1/ 5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков. Фиолетовый= 1/ 3 красного+ 3/ 3 синего. Охра= 1/ желтого+ 1/ 2 коричневого Д ля получения разнообразных оттенков используют прием вливания одного цвета в другой двумя способами: 1. смешать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно, а потом размазывая их на поверхности. 2. несколько кусочков разноцветного пластилина, разминают, перемешивают в одном шарике и используют. - Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными. При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получается пластилин нового качества. Составление пластилина нужного цвета- процесс трудоѐмкий, но очень интересный. Руки на протяжении всей работы должны быть чистыми и теплыми. Для подогрева пластилина и рук можно использовать пластиковую бутылку с горячей водой. Приложение 5 Рекомендации по работе в технике «Пластилинография» 1. Твѐрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде( но не заливать кипятком) . 2. Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон. 3. Основу перед началом работы покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен( работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин) . 4. На рабочем столе должна обязательно присутствовать доска или клеѐнка, салфетка для рук. 5. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком или лаком для волос продлит ее" жизнь" . 6. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. 7. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. 8. В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.