a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Автор: Иванова Ольга Фёдоровна Опубликовано: 2017-04-20 14:22:01

«Использование ИКТ в работе  с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

учитель-логопед Иванова Ольга Федоровна –

МБДОУ детский сад № 10 «Золушка» г.Охи

2016 г.

Электронные образовательные ресурсы являются одним из эффективных инструментов реализации целей и задач Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования.

Использование средств информационных и коммуникационных технологий способствует повышению интереса у детей и  оптимизирует процесс обучения с учётом возрастных ограничений пользования компьютером. Экранные микромиры предоставляют ребенку возможности для их исследования и открытий, при этом нет жесткого понятия «ошибки», зато есть возможность проявить творческие способности.

В авторской программе «АБВГДЕй-ка» формируем графические навыки с детьми старшего дошкольного возраста для детей с ОВЗ. Пользование персональным и планшетным компьютером зависит от возраста ребёнка, позволяющая не нанести вреда его здоровью, возникает естественным образом при решении задач в рисовании, письме: дети пальчиками воспроизводят буквы на планшетном компьютере: гласные – красным цветом, твёрдые согласные синим цветом, а мягкие согласные – зелёным. Затем переносят полученные навыки в рисунок, лепку или аппликацию. Созданный детьми образ начинается  с этого звука.

Интеграция с другими видами деятельности, приносит большую пользу из-за более энергичного движения и более интенсивных речевых упражнений без компьютера. Постоянно активизируем вопросами: «что если…?», «а может изобразить крупнее…?»

Чтобы поддержать креативность детей, побуждаем находить альтернативные варианты действий. Однажды, создаём образ буквы «М», а ребёнок хочет рисовать любимого Динозаврика. «Отлично! Придумай ему имя со звуком «М». С огромным вдохновением И. пишет: «Макс». Ведь дети в подготовительной к школе группе по «Программе ФФНр» учатся не только правильному звукопроизношению, но и знакомятся с письмом.

Рассказы детей записываем на диктофон. Очень хорошо проследить за улучшением произношения в течении учебного года, познакомить родителей, воспитателей с успехами детей. Рассказы детей способствуют развитию творческого воображения, слухового внимания и памяти при повторном прослушивании детьми, воспитателями логопедической группы, педагогом-психологом и  родителями.

  Для индивидуальных занятий использую имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений вида, качества объектов (1-2 страницы).  Игра «Вставь букву»: Чистоговорки с мягкими - твёрдыми согласными звуками. «Ла-.а-.а – высокая скала». Рёбёнок «мышкой» перемещает синюю букву «Л» на пропущенное место. То же самое в чистоговорках с мягким согласным звуком, только буква уже зелёного цвета.  Если пропущена гласная буква, то ребёнок перемещает букву красного цвета.

Считаю , что инструменты ИКТ должны быть образовательными. Для дошкольников, не должны способствовать интеграции с речевыми и ролевым играми,  управлению и перемещения гласных – согласных букв на экране путем «перетаскивания».  Дети с большим интересом составлять на экране монитора новые слова с помощью букв, затем пишут их в своих поздравительных открытках и приглашениях для родителей, сотрудников ДОУ, на дни рождения друзей, Новый год, День защитника Отечества, Женский день, День Победы, Выпускной бал. У детей большое желание вручать подписанное и выполненное своими рукам.

В интерактивных электронных образовательных ресурсах содержание предметной области представлено конкретными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться. Интерес – это активность ребёнка, это двигатель мысли и речи, это творчество и успех в автоматизации и дифференциации звуков!

Совсем недавно начала внедрять музыкальные артикуляционные упражнения с  пением /Е. Железновой/ на каждый изучаемый звук. Музыка звучит, а дети у настенного зеркала, вместе со мной придумывают ритмичные движения рук. Всем педагогам известно, что сочетания артикуляционных упражнений с движением рук (биоэнергетика) развивают интеллект малыша.

В своей практике ведем активную пропаганду здорового образа жизни. Это анимационная ритмика, физминутки, которые помогают чередовать умственную и двигательную активность.

Доступнее стали любимые фильмы. «Приключение Буратино», Белорусфильм,  смотрим с детьми небольшими отрывками. Развивается словарь: шарманка, харчевня… Особенно интересны вставки с  рисунками детей. Рисуя Буратино, дети используют контуры частей тела человека, затем одевают и раскрашивают на нём одежду. Так ребёнок воспринимает фигуру в правильных пропорциях.  

 Компьютерная визуализация учебной информации: позволяет наглядно представить на экране  объект, его составные части, возможность демонстрации  их внутренних взаимосвязей  в развитии, во временном и пространственном движении.

В логопедической работе используем речевые игры: «Дэльфа – 142», «Игры для тигры», «Учимся с Логошей», «Мой весёлый букварик», «Кеша учит азбуку» Курляндский А.Е. Караваева Г.А., «Времена года», «Маленький гений» - учимся считать. Особенно детям интересно видеть на экране движения корабликов, вращение мельниц от выдыхаемой воздушной струи.

Отмечу ребёнка со сложным диагнозом – ринофонией: все звуки с носовым произношением. Губные гармошки, вертушки, султанчики, дудочки заинтересовали ребёнка. Когда речевой выдох в микрофон и движение на экране совпадают, прогресс в звукопроизношении происходит значительный. Высшим выражением явилась виртуальная реальность с  мультимедиными компонентами предельного для человеческого восприятия качества: трехмерный визуальный ряд и стереозвук.

Результатом внедрения компьютерных технологий в речевой образовательный процесс расширяет сектор самостоятельной деятельности детей, педагогов, и, конечно, родителей.

Связь между образовательной организацией и домашней средой ребенка, вовлечение родителей в образовательный процесс является эффективной составляющей обучения.

Родители фотографируют детей на экскурсиях, прогулках к Вечному огню и на зимних постройках, муниципальном фестивале творчества, спартакиаде дошкольников и создают  свои музыкальные презентации к развлечениям, выпуску детей в школу. А так же с большим удовольствие  смотрят презентации о жизни детей в ДОУ на утренниках, родительских собраниях.

На севере Сахалина живут малые коренные народы – нивхи. Они очень самобытны. На родительском собрании дети рассказывали стихи а жизни нивсхого народа, удивительного охинского поэта –педагога Б.Н. Пономарёва, слушали выступление жительницы - нивхи: Л. Найкун и с большим интересом смотрели презентацию: «Нивхи - коренные народы севера Сахалина». Все эти методы способствуют формированию коммуникации и сотрудничества. 

Обучение обучению. Есть веские доказательства того, что инструменты ИКТ поддерживают развитие универсальных учебных действий. Разрабатывая перспективный план к сюжетно-ролевой игре «Космос» и  НОД: «Встреча со звездочётом», знакомила детей с портретами первых космонавтов: рассматривая книги и слайды. Даже Е. уже мечтает стать космонавтом, хотя пока он играет главную роль – Зайчишка -Хвастунишка, где ему приходиться встретится с «Медведем» и выполнить кувырок назад. Ведь будущий космонавт должен уметь группироваться, мягко приземляться.

Выступления детей логопедической группы в творческом родительском клубе «Шаг навстречу»  добавляет уверенности детям, и возможность ощутить счастье творчества! Участие в музыкальных сказках, не всегда даёт возможность созданию интересных композиций или производство видеофильмов, поэтому  постепенно привлекаю детей  к  созданию маленьких фильмов. Дети и родители смотрят их с большим интересом.

Использование  ИКТ комбинирую в зависимости от темы коррекции, возраста и особенностей развития детей:

- Музыкальная артикуляционная гимнастика – 2- 3 минуты;                                                         

- Дыхательные упражнения 3 – 4 раза  /вдох и выдох за один подход/;                               

- Фронтальная  коррекция:  2-3 минут /логоритмика/  общая и мелкая моторика;                                                

- Индивидуальная коррекция: имитационное моделирование 5 - 7 минут;                                                                                                                            

- Релаксация 2-3 минуты;                                                                                                                   

 - Презентации использую в работе с детьми, педагогами и родителями.

Интеграция ИКТ поддерживает осознание вопросов здоровья и безопасности. Способствует оказанию  коррекционной помощи детям с ОВЗ,  созданию положительного эмоционального,  интеллектуального развития детей способствует всестороннему развитию  и формированию  внутренней мотивации ребенка к обучению.

                                

              Используемая  интернет  литература.

      Комарова Т.С., Комарова И.И. «ИКТ в ДОУ».  - 128 стр.

Оставить комментарий: