"Экологическое,духовно- нравственное и социальное проектирование как форма воспитания детей в детском саду"
Документы для скачивания
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
КАК ФОРМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»
Слайд№1
Добрый день уважаемые коллеги!
Слайд№2
Свое выступление хочу начать с одной притчи.
Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.
-Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать своё дитя: в строгости или же в ласке?
Мудрец взял женщину и повел к виноградной лозе…
- Если ты не будешь обрезать лозу, если, жалея, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает.
Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет.
Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!
Разумное сочетание любви, ласки и строгости способствует воспитанию нормально социализирующейся личности.
Слайд№3
На протяжении длительного времени происходило и происходит смещение акцентов в раннем интеллектуальном развитии детей. Одна из привлекательных и результативных форм духовно-нравственного и социального воспитания детей дошкольного возраста – это проектная деятельность, которая является инновационной формой работы с детьми. Метод проектов основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. На протяжении последних лет я пытаюсь в какой-то мере восполнить недостаток духовно-нравственного воспитания в семье. Так, например, в работе с детьми были разработаны и реализованы следующие долгосрочные проекты.
Слайд№4
Первым направлением в воспитании я считаю «Ребенок и семья»
Проект «Славные традиции моей семьи» 2013-2014 учебный год.
Семья – главное в жизни для каждого из нас. Семья — это близкие и родные люди, те, которых мы любим, с кого дети берут пример. Именно в семье дети учатся любви, ответственности, заботе и уважению. Проект «Славные традиции моей семьи» направлен на формирование у дошкольников желания поддерживать и приумножать традиции своей семьи.
Цель проекта: Разработать программу работы и мероприятий, направленных на изучение, обобщение и демонстрацию семейных традиций.
Задачи проекта: Развивать творческие способности воспитанников. Привлекать внимание детей к актуальным семейным вопросам. Воспитывать чувства любви и уважения к предкам, бережного отношения к семье и ее традициям.
Слайд№5
В ходе реализации проекта использовались следующие формы работы с детьми: конкурсы рисунков, на тему: «Моя семья - моя радость», «Здесь живет моя семья», где дети изображали не только маму и папу, но и бабушку, дедушку.
Слайд№6
Участие в конкурсах с родителями, чаепития, спортивное мероприятие. Выступили с концертом ко Дню матери в сельском доме культуры.
Слайд№7
Принимали участие в муниципальном фотоконкурсе в номинации "Мы за здоровый образ".
Слайд№8
В номинации "Наша дружная семья". Здесь дети поняли ,что семья – это святое! Семья – это клад мудрости, терпения, любви.
Слайд№9
В номинации "Семейные традиции".Здесь дети поняли, ничто так не сближает членов семьи, как семейные традиции. Сколько прекрасных традиций живёт в семьях!
Слайд№10
В областном конкурсе «Пожарные и спасатели глазами детей» дети получили призовые места и награждены грамотами.
Слайд№11
На уровне детского сада провели конкурс «Суперпапа», в котором приняли участие все папы без исключения. В числе приглашенных гостей были представители сообщества « Совет отцов» Аткарского района.
Дети и их родители пришли к выводу: Соблюдая семейные традиции, следуя опыту и обычаям своих предков, люди духовно обогащаются, их неизменными чертами становятся доброта, отзывчивость и самопожертвование ради близкого человека, и эти качества сопровождают их всю жизнь, передаваясь от родителей детям, которые, в свою очередь, тоже выстроят крепкую и любящую семью с добрыми традициями.
Слайд№12
Следующее направление в воспитании «Ребенок – нравственная личность»
Нравственное воспитание детей – это комплексное понятие, объединяющее комплекс воспитательных мер, которые приобщают ребенка к моральным ценностям человечества. В течение этого процесса происходят качественные изменения человеческой личности. Ребенок достигает уровня нравственной воспитанности, включается в социальную среду, начинает заниматься самовоспитанием и взаимодействием с другими людьми.
Слайд№13 Цель нравственного воспитания на сегодня — это не только развитие коллективиста, но и отдельной личности. Современные принципы жизни в обществе требуют наличия таких качеств. Личностно-ориентированная теория помогает ребенку открыто выражать свое мнение и отстаивать свою позицию. Так формируется собственная значимость и самооценка ребенка.
Слайд№14
В своей работе я систематически применяю разные подходы к формированию нравственных качеств у детей – через труд, игру, творчество, обучение, литературные произведение, собственный пример.
Для детей разного возраста главными становятся такие ценности, как мир, культура, сохранение экологии.
Слайд№15
Направление «Ребенок – патриот и гражданин»
Мой проект «Нам этот мир завещано беречь» 2014-2015 учебный год
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям любого возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Основополагающим был вопрос «Почему мы помним о празднике День Победы?» И у детей существует интерес к этой теме. И этот интерес я пытаюсь поддерживать и развивать.
Цели проекта: Духовно - нравственное и патриотическое воспитание, повышение социальной активности и гражданской ответственности через непосредственное общение с ветеранами, передачу ими личных ощущений и жизненного опыта людей, прошедших войну;
Задачи проекта: Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной войне. Донести до детей мысль о том, как тяжело приходилось защитникам русской земли и простым людям в суровые военные годы. Формировать чувство гордости за Родину. Воспитывать гордость и уважение к ветеранам. Развивать речь детей, обогащать словарный запас через песни, стихотворения.
В ходе реализации проекта и сейчас используются следующие формы работы с детьми и родителями: оформление выставки и стенгазеты, посвященные Великой Победе,
Слайд№16
Акция «Бессмертный полк», в литературно-музыкальной композиции на базе нашего детского сада и сельского Дома Культуры.
И сейчас продолжаем собирать информацию о своих родственниках, воевавших во время Великой Отечественной войны.
Следующий проект «Моя малая Родина» 2015-2016 учебный год относится к направлению воспитания «Ребенок и красота»
Начинать знакомство с малой Родиной надо с детства, Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом—жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далёкому. Поэтому мы выбрали именно эту тему проекта «Моя малая Родина».
Слайд№18
Цель проекта: Расширить представления дошкольников о родном крае.
Задачи проекта: Познакомить детей с историей села Озерное,
Слайд№19 старая Лопуховка, где находится старинная церковь, протекает река Медведица.
Слайд№20 Активизировать уважительное отношение к человеку – труженику, результатом его труда.
Вызвать положительные эмоции в процессе бесед и рассказов,
пробуждать потребность в проявлении заботы о природе, культуре и традициях малой Родины.
Слайд№21 В ходе реализации проекта использовались следующие формы работы с детьми: экскурсия в библиотеку, в пожарное отделение села.
Слайд№22 Обращаясь к истокам местных традиций, изучая особенности народной культуры своего края, историю своей семьи, воспитанники получали неповторимый чувственный опыт, позволяющий осуществлять личностное развитие и саморазвитие.
Слайд№23 Праздники «Широкая Масленица»
Слайд№24 и «Жаворонки» объединили в единое целое традиции и культуру нашей страны. Кроме этого нам удалось подключить к данному мероприятию не только родителей, но и бабушек и дедушек.
Слайд№25 В рамках проекта дети с родителями участвовали в экологических акциях: «Покормите птиц!», «Повесь скворечник!».
Слайд№26В завершении работы над проектом в группе детского сада есть дерево добрых поступков. Каждый ребенок, совершив доброе дело, завязывает на нем разноцветные ленточки. Эта игра помогает задуматься детям о том, что же доброго и полезного он сделал.
Слайд№27В 2017 году, признанным годом Экологии, стартовал проект «Дорогою добра»,который будет направлен на развитие духовно-нравственной личности ребенка с активной жизненной позицией и творческим потенциалом.
Слайд№28 В детском саду работает экологический театр «Эколята». Проектом реализуется комплекс мероприятий, на распространение идей добра, милосердия, бережному отношению к природе и животным.
Слайд№29Цель проекта: формирование у детей положительной системы духовно-нравственных ценностей, коммуникативного и эстетического потенциалов личности дошкольников.
Задачи проекта: содействовать формированию духовно-нравственной позиции дошкольников; формирование творческой личности, человека-гражданина.
Работая над одним проектом в течение учебного года, я сохраняю взаимосвязь с различными направлениями в воспитании: «Ребенок и семья», «Ребенок – нравственная личность», «Ребенок – патриот и гражданин», «Ребенок и красота».
Слайд№30
Закончить свой доклад хотелось бы народной мудростью:
ЕСЛИ ДУМАЕШЬ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ - СЕЙ ЗЕРНО, ЕСЛИ НА ДЕСЯТЬ ЛЕТ ВПЕРЕД - САЖАЙ ЛЕС,
ЕСЛИ ЖЕ НА СТО ЛЕТ - ВОСПИТЫВАЙ ДЕТЕЙ.
Слайд№31
Спасибо за внимание