Комплекс познавательных занятий по ЗОЖ для детей младшей группы
Документы для скачивания
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 29 «Ёлочка» Конспект познавательного занятия по формированию здорового образа жизни Тема: «Мои ноги»( для детей младшего дошкольного возраста) Составила: Воспитатель Петрова Валентина Ивановна г. Нижневартовск Тема: «Мои ноги» Цели: - формировать представление детей о строении и значении ног в вашей жизни; - познакомить с новым рассказом; - учить отвечать на вопросы по содержанию связными предложениями; - активизировать в речи детей слова, обозначающие действия: шёл, шагаем, прыгаем, задремал; - расширять словарный запас: сустав, коленка, стопа; - учить обрисовывать стопу по контуру и раскрашивать её; - развивать координацию движений, внимание, сенсорику. Оборудование: рисунок строения ног человека; рисунок нормальной и плоской стопы; бумага; простой карандаш; « дорожка со следами», игрушка медведь. Ход занятия Чтение рассказа Е. Кузнеца « Ботинки»- Сегодня я хочу прочитать вам рассказ, который называется « Ботинки». Послушайте внимательно. БОТИНКИ Утром Витя с Митей собрались в детский сад. Вставили они ноги в свои красные ботинки, а зашнуровать поленились. - Авось не потеряются! – решил Витя. - Доедем, - согласился с братом Митя. Садятся они с мамой в автобус. А левый Витин ботинок договорился с правым Митиным, да оба и соскочили с ног. Соскочили и поплыли по луже. Молчат Витя с Митей, только босые ноги под себя поджимают. В детском саду все так и ахнули: у Вити с Митей два ботинка на четыре ноги! . . Хорошо, у Павлуши запасные ботинки оказались, правда, зеленые. Так весь день и ходили Витя с Митей, как клоуны в цирке: одна нога в красном ботинке, а другая в зелёном! Беседа о прочитанном. - О ком этот рассказ? - Что случилось с ребятами? - Почему от них убежали ботинки? 2. Физкультминутка. ГРИБНИК Митя шёл, шёл, шёл, Белый гриб нашёл, Раз – грибок, Два – грибок, Три – грибок. Положил их в кузовок. Дети имитируют движения грибника, нагибаясь за каждым грибом. Что такое ноги и зачем они нужны? - На что мы надеваем свои ботинки? ( На ноги. ) - Покажите свои ноги. - Сколько ног у человека? - У человека две ноги, а на каждой ноге по пять пальцев. Одна нога – правая, а другая – левая. Дети находят у себя правую и левую ноги. - А зачем нужны ноги? ( Ответы детей. ) - Повторяйте за мной: Ходим( дети ходят) , шагаем( шагают) , прыгаем, танцуем, приседаем, бегаем и т. д. - Ноги нужны для того, чтобы передвигаться. Еще это « подпорки», на которые опирается тело человека. Они соединяются с тазовыми костями с помощью тазобедренных суставов. ( Показ рисунка. ) Движения в них позволяют садиться и вставать, поднимать и опускать ноги. ( Воспитатель показывает на себе, а потом на ребёнке) . А еще есть на ноге коленный сустав – та самая коленка, которую мы часто разбиваем. В него входит специальная косточка – надколенник. Она, как щит, предохраняет его от возможных повреждений. Самая главная опора – стопа. Она, будто пружина, сглаживает толчки и сотрясения тела, которые возникают при ходьбе, беге, прыжках. Чтобы хорошо выполнять своё дело, она не должна быть плоской. ( Воспитатель показывает рисунок нормальной и плоской стопы. ) Рисование стопы- Чтобы проверить, какая у вас стопа, мы поставим её на бумагу и обрисуем карандашом. Дети разуваются, воспитатель и няня обрисовывают их стопы на бумаге. Затем сравнивают с рисунком нормальной стопы. Полученные рисунки воспитатель предлагает забрать домой, показать родителям и самостоятельно раскрасить карандашом. Примечание. После рисования можно предложить детям походить босиком по « волшебной дорожке», на которой наклеены вырезанные из линолеума следы человека. Подвижная игра « Игра с Мишкой» Взрослый ходит по комнате, переваливаясь( изображает медведя) . Дети стоят у противоположной стены. Взрослый говорит: Мишка по лесу гулял, Мишка( имя ребёнка) искал, Долго, долго он искал, Сел на травку, задремал. «Мишка» садится на стул и « засыпает». Ребенок, чьё имя назвал «медведь», бегает вокруг, топает ножками. Остальные дети хлопают в ладоши и произносят слова: Ста л( а) ( имя ребёнка) плясать, Ста л( а) ножками стучать. Мишка, мишенька, вставай, Мишка( имя ребёнка) , догоняй! «Мишка» просыпается, «рычит» и догоняет ребёнка. Примечание. Игра повторяется несколько раз. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 29 «Ёлочка» Конспект познавательного занятия по формированию здорового образа жизни Тема: «Я- Человек»( для детей младшего дошкольного возраста) Составила: Воспитатель Петрова Валентина Ивановна г. Нижневартовск Тема: «Я – Человек» Цели: - формировать представление детей о частях лица человека, о том, что люди обитают почти повсюду на Земле; - учить пантомимике; - расширять словарный запас( брови, глаза, нос, ресницы, губы, уши; джунгли, пустыня, тундра) ; - активизировать в речи детей слова: вода, мыло, пенится, умоется; - воспитывать доброе отношение к кукле, культурно- гигиенические навыки. Оборудование: кукла Катя; тазик с теплой водой; мыло; полотенце; картинки для дидактической игры «Чего не хватает? »; картинки с изображением разных частей лица; картинки с изображением разных городов, а также мест, где живет человек. Ход занятия Умоем куклу Катю. - Ребята, мы сегодня пойдём в гости к нашим куклам. Воспитатель и дети направляются в домик кукол, здороваются и обращают внимание на куклу Катю. - Ой, посмотрите, что случилось с куклой Катей? ( Катя сидит отдельно от других кукол, у нее очень грязное лицо) . - Она такая грустная. Почему? - Что же делать? Как помочь Кате? ( Дети предлагают ее умыть. ) - Давайте поскорее пойдем и умоем лицо нашей кукле. На столе стоит тазик с теплой водой. Во время умывания воспитатель рассказывает стихотворение. Дети помогают умывать Катю. Хлоп- хлоп ручками, Полон мыла таз. Ты не трогай, Катенька, Мыльной ручкой глаз. А водичка булькает, А водичка пенится. Катенька умоется Причешется, оденется. С. Капутикян- Молодцы, ребята! Какое чистое стало лицо у Кати. Вытрем его полотенцем. - Катя вам улыбается и говорит: « Спасибо! » 2. Знакомимся с частями лица. - Ребята, а что же есть на лице у нашей Кати? ( Ответы детей) . - На лице у каждого человека есть глаза с ресницами, а над глазами – брови. - Покажите у себя на лице. Воспитатель показывает на кукле. - Сколько глаз у Кати? ( Два. ) И у человека – два. - Это что у Кати? ( Нос. ) - Покажите свой нос. Сколько у человека носиков? - У человека один нос и две ноздри. - Покажите рот у Кати. А теперь – свой. Сколько у вас ротиков? ( Один. ) - Часть рта на лице называется – губы. Вытяните свои губы, как будто вы целуете маму. - Это что? ( Уши. ) - Покажите свои уши. Сколько ушей у человека? ( Два уха. ) - Ребята, а вы умываете своё лицо по утрам? - Надо каждый день умываться с водой и мылом! - Давайте поиграем! 3. Потешка « Водичка, водичка». Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Дети сопровождают слова потешки движениями рук. Можно пропеть 2 раза. 4. Чего не хватает? Воспитатель предлагает каждому ребенку внимательно рассмотреть вырезанные из картона и фланели формы лица человека и определить, где есть недостающие части лица. Ребенок должен найти и правильно приставить недостающие части. Например: есть глазки и рот, но нет носа и ушей. 5. Человек побывал везде. Воспитатель сопровождает свой рассказ соответствующими картинами. - Ребята, человек никогда не сидит на месте. Он постоянно изучает окружающий мир. Транспорт позволяет ему быстро перемещаться в пространстве. Человек изучает небо и космос, используя самолет и ракету. Он побывал и в морских глубинах. Люди живут почти всюду на Земле. Они живут в джунглях, в городах, в пустыне и в тундре. Их тела приспособились к разной погоде: и к жаре, и к холоду. ( Показ картинки. ) - Где живёте вы? ( В городе. ) - Куда вы ездили отдыхать летом? ( На море, на дачу, за Волгу и т. д. ) . - Когда вы станете большими, вы тоже сможете побывать в разных городах, странах, узнаете много нового и интересного. 6. Пантомима. Плечи говорят? Я горжусь. Спина говорит? Я очень старый. Палец говорит? Иди сюда. Голова говорит? Да! Нет! Что делает ухо? Я слышу птичку. Что делает нос? Нюхает цветок. Как рот говорит? М- м- м, я люблю это варенье. Дети выполняют все движения в соответствии со словами стихотворения. 7. Итог занятия. - Кого мы сегодня с вами умывали? - Что находится на лице у человека? - Где может жить человек? Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 29 «Ёлочка» Конспект познавательного занятия по формированию здорового образа жизни Тема: «Мои руки»( для детей младшего дошкольного возраста) Составила: Воспитатель Петрова Валентина Ивановна г. Нижневартовск Тема: «Мои руки» Цели: - продолжать формировать представление детей о руках человека, о значении рук в нашей жизни; - закрепить названия пальцев; - активизировать в речи детей слова, обозначающие качества: холодный, горячий, твердый, мягкий; - объяснить значение слов « резвый табунок»; - продолжать развивать умение соотносить свои движения со словами зарядки; - развивать мелкую моторику и тактильно- мнемическую чувствительность. Оборудование: картонная кукла Ваня; картинки с изображением строения руки; предметы для игры « Принеси предмет»; тазики с холодной и горячей водой; кирпичик; мягкая игрушка; бант; водонепроницаемый деревянный ящик; чистый просеянный песок( на 1/ 3 ящика) ; вода в ведёрке; формочки; лопатки. Ход занятия 1 Мои руки. - Ребята, посмотрите на Ваню и еще раз назовите основные части тела человека. ( Голова, туловище, руки, ноги. ) - Теперь послушайте мою загадку и скажите, про какую из этих частей я говорю: Нескучаюшки – подружки Днем и ночью вместе Если делают ватрушки- Обе будут в тесте! ( Руки. ) - Покажите свои руки. Сколько рук у человека? ( Две. ) - Одна рука – правая, другая – левая. - Рука человека тоже имеет своё особое строение. Она состоит из костей, каждая из которых имеет своё название: плечевая кость, предплечье и кисть с пятью пальцами. ( Показ картинки. ) - Покажите на своей руке. - Между собой эти кости соединены суставами. Благодаря суставам наша рука может сгибаться, поворачиваться, подниматься. Давайте проверим. - Между предплечьем и кистью руки есть запястье, где носят часы или украшения. ( Воспитатель показывает. ) 2. Игра «Лошадки» Дети выполняют движения в соответствии со словами текста. Вот помощники мои, Их, как хочешь, поверни, По дороге белой, гладкой Скачут пальцы, как лошадки. Чок- чок- чок, чок- чок- чок, Скачет резвый табунок. 3. Мои пальцы Пять братьев – всем одно имя. Годами равные, ростом разные. ( Пальцы. ) - Сколько пальцев на каждой руке у человека? ( Пять. ) - Как они называются? Давайте поиграем и вспомним. НА РАБОТУ Большой палец встал один Указательный – за ним. Средний будит безымянный, Тут поднял мизинчик малый. Встали братцы все – « Ура! » На работу нам пора. Сжать пальцы в кулачок. По очереди разгибать их, начиная с большого. А со слов « Встали братцы все…» широко расставить пальцы в стороны. - Каждый наш палец тоже состоит из двух косточек, соединённых маленьким суставом. Части пальцев до сустава называются фалангами. Покажите. - На концах пальцев есть ногти, за которыми надо ухаживать. 4. Зачем руки нужны? - Зачем нам нужны руки, пальцы? ( Ответы детей. ) - Сейчас мы поиграем в игру, которая так и называется « Принеси предмет». Воспитатель называет какой- нибудь предмет или игрушку, дети приносят. - Еще кожа наших пальцев помогает различать холодную и горячую воду. Дети пробуют руками воду и определяют, где какая вода. - С помощью пальцев можно определить твёрдые и мягкие предметы. Дети щупают кирпичик и мягкую игрушку, определяют их качества. - Как вы думаете, тяжело будет жить человеку без рук? - Я завяжу Серёже руки и еще раз проверим, сможет ли он принести игрушку. - Вот видите, ребята, оказывается, человеку без рук никак нельзя. 5. Игры с песком. Звучит музыка.