a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: «Развитие монологической речи детей 5-6 лет»

Автор: Поликарпова Анна Сергеевна Опубликовано: 2017-04-25 15:40:43

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение детский сад №17 «Ёлочка» ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: « Развитие монологической речи детей 5- 6 лет » Воспитатель: Поликарпова А. С. г. К улебаки 2014- 2015 г Актуальность темы: В последнее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. В основном дети заняты компьютером и телевизором. Речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог, составлять рассказы, плохо пересказывают. Развитие речи- одна из важнейших задач в подготовке детей к школе, а игр- основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Поэтому я считаю, что именно через игру, через игровые приёмы необходимо развивать речь детей. Наиболее трудный вид в монологической речи- описательный рассказ. Описание задействует все психические функции( восприятие, внимание, память, мышление) . Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание- это анализ, что ребёнку даётся очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребёнка сначала выделять признаки предмета. Предложение придумать, рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Особая роль в формировании связной речи принадлежит пересказу. Здесь совершенствуется структура речи, её выразительность, умение строить предложения. Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми; Задачи: - совершенствовать диалогическую форму речи; - развивать монологическую форму речи; - учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; - учить( по плану и образцы) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями; - развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта. Срок Тема Содержание работы Практический выход Сентябрь Составление календарного плана Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. Памятки для родителей по обучению связной речи. Октябрь Р абота над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов «Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова; «Пушок» Г. Скребицкого. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; Обучение детей приемам планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей. Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой». Ноябрь- декабрь Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии. Сказкотерапии. «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня». Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. Консультация для педагогов ДОУ « Обучение детей дошкольников рассказыванию ». Игротреннинг с родителями «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 5- 6 лет Январь Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Показ р одите лям видео занятия по работе с детьми над составлением рассказов по картинам. Февраль Работа с загадками. Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». Тематическое занятие «В мире загадок» Март Проект «Моя любимая игрушка» Развивать монологическую речь детей. Консультация для педагогов ДОУ « Обучение детей дошкольников рассказыванию». Демонстрация проекта по теме для воспитателей ДОУ. Апрель Составление рассказа из личного опыта Конкурс рассказ «Мой пушистый друг» Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта. Развивать монологическую речь детей. Работа с родителями по составлению рассказа с детьми «Мой пушистый друг» Май Работа над развитием речи через театральн ую деятельность. Инсценировка сказок: « Теремок », «Колобок». Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Показ сказки « Теремок » детям младшей группы. Отчёт по самообразованию. Обучение детей для меня- это увлекательное занятие, но трудоёмкое. Проведение занятий требует тщательной подготовки и чем раньше начать учить детей пересказывать, тем выше будет уровень их подготовки к школе. М онологическая речь многим детям была не доступна. Занятия по развитию речи дали положительную динамику в развитии детей. Они стали свободно общаться друг с другом и со взрослыми, знают  стихотворения, умеют разгадывать загадки. Свободно, для своего возраста, выражают свои мысли, отвечают на довольно сложные вопросы. С помощью взрослого составляют рассказ по картине или игрушке. С удовольствием слушают художественную литературу, отвечают на вопросы по тексту, некоторые дети могут передать основную мысль текста, пересказывают знакомые сказки.  Таким образом, считаю, что у детей старшего дошкольного возраста заметно улучшилась связная речь. Стала более сформированной и повысились творческие способности детей, внимание, воображение.  Так же большая работа проводилась с родителями. Были проведены родительские собрание, конкурс, проект, ряд консультаций. Постоянно обновлялся уголок для родителей. Я думаю и в дальнейшем мы будем работать в тесном сотрудничестве с родителями. Результатами своей работы я довольна. Литература которую я использовала в своей работе: От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014 Л. В. , Козина И. В. , Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М. : ТЦ Сфера. 2007. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. , 1994. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: . Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007. Ушакова О. С. , Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.

Оставить комментарий: