Творческий проект в старшей группе по теме «Загадочный мир насекомых»
Документы для скачивания
Творческий проект в старшей группе по теме «Загадочный мир насекомых» Воспитатель Поликарпова Анна Сергеевна Предлагаю вам проект для детей 5 – 6 лет по теме «Загадочный мир насекомых». Материалы проекта будет полезны воспитателям для проведения мероприятий по лексической теме «Насекомые». Этот проект направлен на систематизацию знаний детей о пользе насекомых, развитию поисковой деятельности, решение задач бережного отношения к природе. Продолжительность проекта: 2- х недельный с 17 по 28 июня 2015 г. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители воспитанников. Актуальность: Во время прогулки дети наблюдали за насекомыми. Часть детей выражали радость и интерес, другие- пугались. Были и такие ребята, которые предлагали уничтожать насекомых, мнения разделились. В ходе диалога выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Отсюда возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Какую пользу они приносят? » Цель проекта: создать условия для расширения представлений детей о мире насекомых. Задачи: 1. Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность и поисковую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения. 2. Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами. 3. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности. 4. Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе. Ожидаемые результаты: · дети должны владеть обобщающим понятием «Насекомые», знать и называть насекомых( бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик) ; · иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида( форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев) , способах передвижения( прыгает, летает, бегает) , издаваемых звуках( жужжит, стрекочет) , где и как зимуют насекомые; · знать о пользе, которую приносят людям и растениям. Реализация проекта- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, интернет ресурсы по теме «Насекомые». · Наблюдение за насекомыми в природе окружающего мира- Познавательные беседы «Насекомые кто они? » «Полезные и вредные насекомые» «Берегите насекомых»- Рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение рассказов и заучивание стихотворений о насекомых, презентации «Насекомые наши соседи» «Насекомые южных стран», энциклопедии с изображением насекомых. · Просмотр мультфильмов « Лунтик », «Пчёлка Майя», «Винни- Пух», «Под грибом», презентации «Насекомые – наши соседи»- Игры- развивалки для детей" Мир насекомых» «Чья тень» «Назови насекомого» Дидактические игры «Дары природы», «Хорошо – плохо», «Четвертый – лишний», «Пчёлкин счёт». Игры на песке. - Пальчиковая гимнастика «С кем дружит цветок» «Труженица пчела» «Жук» и т. д. - Театрализация по басни «Стрекоза и муравей»- Отгадывание загадок. · Объяснение крылатых выражений типа «Комар носа не подточит», «Какая муха тебя укусила? », «Тружусь как пчела», «Сделать из мухи слона», «Он мухи не обидит». - Подвижные игры «Лягушка и насекомые» «Медведь и пчёлы»- Изо деятельность «Мир насекомых» Рисование на шариках. Рисование на асфальте. Лепка «Мир насекомых» Конструирование из буги «Бабочки- красавицы»- Изготовление плаката «Берегите насекомых! »- Составление рассказа о насекомых вместе с родителями. - Изготовление альбома «Мир насекомых» Список литературы 1. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна. Насекомые. Перелетные птицы. » М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009. 2. Волчкова В. Н. , Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. 3. Потапова Л. М. детям о природе. Экология в играх детей 5- 10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг, 2000. 4. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М. : Новая школа, 1995. 5. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М. : ТЦ «Сфера», 2 СКАЗКА О ЗАВЕТНОЙ МЕЧТЕ ГУСЕНИЦЫ АНЮТЫ И ЕЕ ВОЛШЕБНОМ ПРЕВРАЩЕНИИ В одном большом и красивом лесу росло высокое дерево. Оно тянуло свои ветви к теплому солнцу, а ласковый ветерок, который часто пробегал мимо дерева, любил поиграть его листвой. И вот здесь, под одним резным листочком, жила- была гусеница Анюта. Она очень любила переползать с листочка на листочек, греться под теплыми лучами солнышка и мечтать. . . Она мечтала о том, как хорошо было бы узнать, что же там дальше: за тем цветком, за тем кустом, за тем деревом. И как хорошо было бы знать, кто же она в этой жизни, какова ее роль в этом мире. И Анюта решила: «Хватит мечтать, я все это узнаю! » Она повязала разноцветные бантики- Сколько их? Какого цвета? Какого цвета первый бантик? и поползла. Но только она переползла с листочка на листочек, как рядом с ней на тонкой паутинке начал спускаться маленький паучок. — Ой, сколько у него лапок? — подумала она. - И у меня их тоже много. ( Давайте посчитаем сколько всего лапок у нашей гусеницы. Сколько их справа? Слева? Какие они сверху? Снизу? ) Наверное я паук, - решила она у него это спросить, но паук так быстро спустился на своей шелковой паутине, что наша Гусеница не успела задать ему этот вопрос. - У меня много лапок, и я умею так же как он, тянуть паутину, но ведь я не такая круглая. ( Какой формы тело нашей гусеницы? Из скольких частей оно состоит? Чем еще гусеница похожа на паука? Чем от него отличается? ) Нет, и совсем я даже не паук, - сказала Гусеница сама себе и поползла дальше. Здравствуйте, - сказала гусеница улитке, - я хотела бы у вас спросить, вы не знаете, кто я? У меня как у вас есть рожки. Улитка посмотрела на гусеницу и, ничего не ответив, спряталась в свой домик. Долго Анюта ждала, когда же улитка опять выглянет, но так и не дождалась. Нет, наверное, я не улитка. У меня есть рожки, но нет такого домика на спине. Гусеница поползла вверх по дереву и увидела, как с ветки на ветку прыгнула пушистая белка. - Наверное, я- белка, - подумала гусеница. Я тоже очень мягкая и пушистая, да и с цветком мы похожи. ( Какого цвета бывает белка летом? А какого цвета наша гусеница? Какая она на ощупь? ) Да, но у меня нет такого роскошного хвоста, как у белки, - подумала она и расстроилась. Анюта забралась на свой любимый листок, и чуть не заплакала. Но тут над ней пролетела муха и села рядом на ветку. О чем ты грустишь? - спросила муха. И гусеница поведала ей всю свою историю. А еще она сказала, что у нее есть мечта — как можно больше узнать и увидеть. Не расстраивайся, - сказала ей муха, - я знаю кто ты. Ты гусеница, а твоя мечта скоро сбудется, подожди только немного и посиди тихо- тихо, не двигаясь. И улетела. Гусеницу заметила птица, подлетела и чуть клюнула. Но Анюта успела спрятаться под листочком и замереть. Ах, если бы и я умела так летать, - подумала она. Тогда бы мне не пришлось прятаться. Ну, сколько мне еще быть неподвижной? Я и так уже долго здесь сижу. Все, больше не могу! И тут она почувствовала, что ветерок, пролетевший мимо, поднял ее и оторвал от листка, но она не упала, а полетела. Полетела, как птица, расправив за спиной красивые хрупкие крылья. Я бабочка! - радостно воскликнула Анюта. Она села на цветок, который так нравился ей, потом покружилась над ним, и полетела дальше на солнечную полянку, где росло много таких же красивых и ярких цветов. Бабочка покружилась над лугом, полетела к речке и подумала: как прекрасно жить на этом свете! Мягкая игрушка- гусеница( которую можно сшить) , полифункциональная. У нее ласковое имя- Анюта. Мягкий и немного грустный взгляд. Почему она грустит? Об этом интересно поразмыслить и взрослым и детям. Поле для фантазии обширное. Может быть, она грустит об ушедшем лете, может быть, ей грустно оттого, что мало кто любит гусениц, и люди совсем не думают о том, что она, как гадкий утенок из сказки Андерсена, в один прекрасный день превратится в мягкую, изящную и прекрасную бабочку, которой будут любоваться все. При таком размышлении развивается творческое воображение ребенка, его фантазия, речь. Затрагиваются и нравственные аспекты. При участии Анюты с ребенком, можно вести беседы о природе, решать вопросы экологии, дать представление о том, что каждое живое существо, какой бы облик у него ни был, имеет право на жизнь. Общаясь с Анютой, дети приобретают сенсорный опыт. Закрепляют математические представления- прямой и порядковый счет; различают направления- сверху, снизу. Рассказы о насекомых Божья коровка По ветке ползет жучок. Он маленький, с горошину, кругленький. Оба крыла у него красные, и на обоих по семь черных точек. Это божья коровка. Чуть тронешь ее- испугается, тотчас спрячет под себя ножки и усики. Недвижим, ни с места. И, если никто и ничто его не беспокоит, жучок опомнится и снова поползет. Он прилежно охотится за тлями — вредными насекомыми. Яркая окраска божьей коровки предупреждает: «Не тронь меня, я невкусный». Эта окраска так и называется- предупреждающая. Насекомые, которые ярко окрашены, невкусны или даже ядовиты, и птицы их не едят. Бабочка Вот села на цветок пестрая крапивница. Само собой, вы тут же начинаете к ней подкрадываться. Стараетесь чем- нибудь накрыть ее. И, если вам это удается, берете бабочку за крылья, трогаете усики, свернутый спиралью хоботок. А потом — бросаете, на что она вам. Но бабочка уже не может летать. Она как- то косо планирует вниз и беспомощно бьется на земле. Ее бархатистые, яркие крылышки обтрепаны. Узор стерт, проглядывает прозрачная, как слюда, основа крыла. Бабочка обречена на гибель. Гораздо интереснее наблюдать за бабочками, не повреждая их. Божья коровка А. Плешаков Мы любим божьих коровок за то, что они добродушные на вид, круглые, яркие, блестящие. Но оказывается их еще и за то можно любить, что они наши верные друзья. Мы часто сажаем жучка на руку, смотрим, как он ползет по ладони, и приговариваем: «Божья коровка, улети на небо, принеси мне хлеба». Но, конечно, понимаем, что хлеба коровки не могут принести. А оказывается, могут. Не в прямом, конечно, смысле- взять и принести батон или буханку. Нет, они помогают нам сохранить урожай на полях, в садах, в огородах. Но, чтобы коровок везде и всегда было много, мы должны относиться к ним бережно, тем более, что приносят они не только хлеб, но и как утверждают старинные книги, счастье. Наблюдения за насекомыми( БАБОЧКА, ЖУК, БОЖЬЯ КОРОВКА) 1. Летом над растениями летают разные насекомые. Понаблюдать за бабочками, как они порхают с цветка на цветок. Обратить внимание на красивую расцветку крыльев, на то, как бабочки передвигаются по растению. При помощи чего передвигаются бабочки? Какие у бабочки крылья? Лапки маленькие, тоненькие, крепкие, сильные. Бабочка с расправленными Крылышками похожа на цветок, поэтому, отдыхая на траве среди цветов, она незаметна для врагов( птиц, насекомых) , а так же детей, которые любят ловить бабочек. 2. Загадать загадку о бабочке: «На большой цветной ковер села эскадрилья- То откроет, то закроет расписные крылья». У летящих бабочек крылья ярко окрашены, а у сидящих, когда крылья сложены и видна их оборотная сторона, тусклые одноцветные. Так они менее заметны. Что умеет делать бабочка? Как она летает? Все ли бабочки одинаковые? Что между ними общего и в чем различия? Почему бабочки похожи на цветок, почему мы ее сравниваем с бантиком? 3. Цель: Учить детей внимательному отношению к окружающему миру; воспитать интерес к природным явлениям. Формировать представления об особенностях внешнего вида насекомых, об особенностях поведения и жизни в природе. 4. Наблюдение: Где можно найти божью коровку? Предложить детям поискать жучка. Осмотреть место, где обнаружены божьи коровки. - На каких местах- солнечных или теневых чаще можно встретить божью коровку? Почему жучки вылезли на солнце? Почему они чаще сидят на одном месте, чем ползают? Вывод: божьи коровки почувствовали тепло, вылезли из своих укрытий, чтобы погреться на ярком солнце. Те, что бегают, уже отогрелись и побежали искать корм. Значит, жучка следует искать на освещаемых солнцем местах, особенно на деревянных постройках, так как дерево быстрее прогревается и дольше остается теплым. Предложить посадить жука на ладошку и, подняв к солнцу, прочитать потешку «Божья коровка». Беседа: «Кто такие насекомые? » Цели: - обогащение словаря по теме «Насекомые»- развитие познавательных способностей детей- формирование представлений о нравственно – этических нормах поведения- воспитание экологической культуры 1. Обучающие задачи: - обобщать представления детей о многообразии насекомых- закреплять знания я об условиях их обитания( в лесу, в поле, вокруг озера) ; природных и построенных человеком жилищах- упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам( величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела) ; - уточнить представления о пользе насекомых- развивать сообразительность, формировать образное мышление Речевые задачи: - упражнять в словообразовании, употреблении существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами- учить согласовывать числительные с существительными Развивающие задачи: - развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам- развивать интерес к жизни насекомых Воспитательные задачи: - воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей. Ход беседы: Воспитатель предлагает детям отправиться в лес отдохнуть на полянке. Дети представляют, что очутились на полянке. - Кого мы можем тут встретить? ( Зверей. ) - Но звери чаще всего боятся человека. Заяц трусливый, олень осторожный, волк тоже обойдет стороной человека. - Птицы тоже разлетятся, если увидят на поляне столько детей. Чаще всего птицы бывают очень осторожны. - Ребята, а есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? ( Это насекомые. ) Когда в душистом сквозняке Присядешь летом в сосняке, Внимательно вглядись вокруг – Ты многое заметишь, друг. Личинку тащит муравей, Спешит куда – то меж корней Большой сосны. На толстый сук Уселся золотистый жук. Порхает легкий мотылек, Пьет хоботком душистый сок И собирает мед пчела. Все заняты, у всех дела. Мой друг, внимательно вглядись, Волшебную увидишь жизнь. Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела – все это насекомые. Тело у них состоит из члеников, шести ног, крыльев, усиков. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету. Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле. - Ребята, а как вы думаете, только ли на земле обитают насекомые? ( Ответы детей) . - Насекомые обитают не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землей, и в воздухе. - Вспомните, как передвигаются насекомые. ( Червяк ползет. Пчела летает, кузнечик прыгает, жуки плавают. Насекомые все умеют делать: ходить, бегать, плавать, нырять, летать, порхать, прыгать) - Отгадайте, кто это? - Кто над нами вверх ногами? ( Муха) - Много загадок сочинил народ о насекомых. Не солнце, не огонь, а светит. ( Светлячок) Голос тонок, нос долог, Кто его убьет, тот свою кровь прольет. ( Комар) Ниток много – много, а в клубок не смотает, одежду себе не шьет, а ткань всегда ткет. ( Паук) Шли плотники без топоров, Срубили избу без углов. ( Муравьи) Летит – говорит, А сядет – молчит. ( Жук) - Ребята, а чем питаются насекомые? ( ответы детей) . На каждое насекомое – свой корм. Гусеницы поедают листья, жуки – точильщики и короеды – древесину и кору деревьев, дождевые черви любят прелые листья, комары питаются соком растений и кровью животных, медведка питается под землей корнями растений и т. д. есть такие насекомые – хищники, которые охотятся на других насекомых, например, божья коровка поедает тлю. Насекомые – это очень вкусное лакомство для лягушек, ящериц, летучих мышей, птиц. - Ребята, а вы знаете, кто самый сильный? ( ответы детей) - Не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон при весе 5 тонн с трудом может поднять 1, 5 тонны. Муравей, по сравнению со слоном, настоящий силач. А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные терема – муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом, теплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Население в одном муравейнике – несколько сот тысяч жителей. Как целый город! Правит в муравейнике муравьиная принцесса. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став почтенной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботятся о них рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за ними. Охраняют муравейник муравьи – солдаты. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой. - Как много интересного можно еще узнать о жизни насекомых. Насекомые живут не только в лесу, но и у нас в городе. - Каких насекомых вы видели около дома, на участке детского сада? ( ответы детей) - Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, ребята, никогда их не обижать, а охранять и беречь. - А теперь послушайте стихи о насекомых. Муравейник Сладко пахнут сосновой смолою Разогретые темные пни. Из иголочек высохшей хвои Строят терем лесной муравьи. Расторопно, с рабочей сноровкой Ставят балки и бревна кладут. Дело спорится бойко и ловко, Будут в доме тепло и уют! Будут в тереме малые дети Мирно спать под напевы дождей. Для того и встает на рассвете Работящий лесной муравей. Пчела Пчелка золотая над цветком порхает, Сок душистый пьет, собирает мед. шмель В лесу цветок растет, Шмелей к себе зовет: «Прилетайте, шмели, Поклонюсь до земли. Гуще меда нету, Чем с лесного цвета! » Стрекоза Склонились низко лозы Над гладью тихих вод. Мы – быстрые стрекозы Здесь водим хоровод. Без всякого усилья Скользим мы над водой, Сверкают наши крылья Прозрачною слюдой. Мотылек Я – беззаботный мотылек. Хоть я диву всего денек, Но не грущу напрасно – Ведь жизнь моя прекрасна. В небесном голубом просторе Купаюсь я, как будто в море. Я не грущу напрасно, Ведь жизнь моя прекрасна. Ромашками белеет луг, Порхают бабочки вокруг. Я не грущу напрасно, Ведь жизнь моя прекрасна. Подарит мне живой цветок Медовый золотистый сок. Я не грущу напрасно, Ведь жизнь моя прекрасна. Муха Муха, муха – надоеда Прилетела к нам к обеду. Видит муха: стол накрыт, По тарелкам суп разлит, Хлеб нарезан – можно есть, Только где же мухе сесть? Села муха на окошко, Съела муха хлеба крошку. Тряпкой муху мы прогнали: «В гости мы тебя не звали! »