картотека наблюдений Средняя группа
Документы для скачивания
Экологические наблюдения средняя группа ОСЕНЬ 1. «И капает дождик опять» Цель: • Формирование умения определять солнечный или пасмурный день. • Закрепление знаний детей о сезонных изменениях в неживой природе. • Активизация словаря детей: дождь, осень, тучи. • Воспитание любви к природе. Оборудование: календарь погоды, игрушка – медвежонок. Ход наблюдения. Дети наблюдают за дождем: - Почему мы гуляем на веранде? - Какая погода? - Как вы одеты? - Что вы видите на небе? - Как называется серое облако? - Откуда льется дождь? Сегодня пасмурная, хмурая, дождливая погода, без солнца, холодно. Начинается осень. Грусть. Отложены детские книжки, Не хочется мне и гулять. Оставлены куклы- малышки, Я буду сегодня мечтать. Как грустно мне что- то сегодня, На улице дождик идет Мелодия песни далеко О чем- то печально поет. Ластится ко мне моя кошка, Ее приласкаю слегка. Со мной посидит здесь немножко И ляжет она у окна. Л. Касимова В пасмурный, осенний, холодный день грустно и животным, и птиц не слышно, насекомые не летают. Если муравьи спрятались, их не видно на дорожках в обычных уголках участка – жди дождя. К детям в гости приходит медвежонок с подарком – календарь природы. Дети рассматривают карточки с условным обозначением, определяют значение. Рассказывают медвежонку о погоде: отмечают в календаре: пасмурно – тучи, дождь – капельки. Дети рисуют для медвежонка солнце, дарят рисунок. Нарисую солнце З а окошком дождик льет, По минутам день ползет, Надоело долго ждать – Буду солнце рисовать. О. Чусовитина Элементы трудовой деятельности: Уборка мусора на участке. Цель: воспитание интереса к труду. Оборудование: ведерки, метелки. 2. «День сияет» Цель: • Развитие у детей умения называть изменения погоды: солнечная, сухая, теплая погода. • Активизация словаря детей: солнце. Оборудование: маленькое зеркало. Ход наблюдения. Воспитатель запускает солнечного зайчика, а дети его ловят. Песня солнечного луча Луч вбил в ставню, через щелку Золотистую иголку И запрыгал на полу, - Эй, проснись, лентяй – мальчишка… Встали утки, встала мышка, Кошка моется в углу… День сияет, сад сверкает. Перед дверью Жучка лает – Ну, вставай же, егоза! С. Черный- Какое на небе солнце? - Теплое ли солнце, греет ваши лица и ладошки? - Какими словами можно сказать про такую погоду: ясная или пасмурная? Сухая или мокрая, сырая? Теплая или холодная? Началась осень, погода меняется: то пасмурно, то ясно. В начале осени, в сентябре солнце еще теплое, яркое, заставляет вас зажмуриться и улыбнуться. Таким дням радуются животные, птицы, насекомые. Муравьи к солнечной, ясной погоде высоко залезают на ветви кустарников, стволы деревьев. Найдите паутинку. Паук плетет ее – к ясной погоде Элементы трудовой деятельности: Сбор семян цветов. Цель: формирование умения различать зрелые семена от незрелых. Оборудование: коробочки. 3. «Стая туч» Цель: • Формирование умения различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворении. • Воспитание любви к природе. • Активизация словаря детей: тучи, осень, хмурые. Ход наблюдения. - Какое сейчас время года? Давайте будем следопытами: узнаем – какая погода осенью? Дети смотрят в « подзорную трубу»( имитация) . Всё внимание на небо, что вы видите: солнце, облака, тучи? - Облака белые пушистые, а тучи? - Видно ли солнце? - Что несут нам облака? - Какое небо: хмурое или светлое, голубое? - А погода: пасмурная или ясная? Холодно или тепло? - Как догадались, что холодно? Я предлагаю в календаре погоды отметить карточкой погоду. - А хотите узнать – будет дождь или нет? Понаблюдайте за воронами – летают стаей высоко, громко каркают – к дождю. ( Воспитатель выслушивает мнения детей о том, будет дождь или нет) . Первый месяц осени сентябрь называли « хмурень » за пасмурную погоду, низкое серое небо, дождь. Перед дождем Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес. Ель надломленная стонет Глухо шепчет темный лес. И. Некрасов- Вам понравилось быть исследователями? Элементы трудовой деятельности: Коллективный труд по сбору урожая овощей. Цель: формирование умения собирать урожай, действовать сообща. Оборудование: ведерки, лопата. 4. «Дождь летний, дождь осенний» Цель: • Развитие у детей умения наблюдать за сезонными явлениями( летние и осенние дожди) и их изменениями. • Формирование умения понимать и отвечать на вопросы воспитателя. • Активизация словаря детей: дождь, грязь, сыро. Оборудование: цветные мелки Ход наблюдения. - Мы гуляем на веранде, а дождь гуляет на лужайке. Послушайте стихотворение о дожде: ( закройте глаза и представьте себе этот дождь) Первый гром прогремел, Туча пронеслась. Чистой влагою дождя Травка налилась. Охватила всю даль Радуга дугою, Брызнул солнечный луч Ярко над землею. С. Дрожжин- Скажите, это стихотворение подходит к сегодняшнему дождю? Почему? В этом стихотворении описывается летний дождь. - Вспомните летний дождь? Сильный, капли крупные, теплый, с радугой, лужи быстро сохнут. - А какой дождь сегодня, крупный или мелкий? - Быстрый, короткий или продолжительный, длинный? - Холодный или теплый. Закройте глаза и мысленно представьте осенний дождь. Плохая погода. Огромное облако Небо закрыло, На улице грязно, На улице сыро. Накапались быстро Большущие лужи. Плохая погода, что может быть хуже? Е. Дюк Осенний дождь отличается от летнего, так как осенью солнце мало светит, мало греет, дуют сильные ветры, холодно. Сентябрь – хмурень, холодень. Элементы трудовой деятельности: Подметание дорожек на участке. Цель: Воспитание трудолюбия, желание помогать взрослым. Оборудование: метелки 5. «Ветер подул» Цель: • Уточнение представлений детей об осени по существенным признакам осени: холодный ветер. • Формирование интереса детей к самостоятельному наблюдению за явлениями неживой природы. • Активизация словаря детей: ветер. Оборудование: 2 карточки из календаря природы, ветер, нет ветра; прямостоящее дерево, дерево качается, ветви наклонены. Ход наблюдения. - Сравните две картинки: Чем они отличаются? - Почему ветви у дерева наклонены? - Как определить наличие ветра? ( Дети наблюдают за движением султанчиков, вертушки) . Ветер дует- развевает флажок, шуршит султанчиками, крутит вертушку. - А высоко на небе ветер дует? ( дети наблюдают за быстрым движением туч) - Что заставляет тучи мчаться? - Какая погода? Ветрено? - Покажите карточку из календаря. Ветер подул Х лопнул ветер дверью сильный Ветер громкий, ветер сильный, Он с деревьев листья рвет, Пыль несет он в огород. Деревце в окно стучится Может всякое случиться. С. Егоров- Осенний ветер похож на летний: добрый, ласковый, теплый? Какой осенний ветер? Ветрено, ветрено В ся земля проветрена! И. Токмакова Элементы трудовой деятельности: Сгребание опавших листьев граблями. Цель: Формирование умения доводить начатое дело до конца. Оборудование: грабли. 6. «Солнце по небу гуляет» Цель: • Формирование представлений детей, что солнце совершает на небосклоне определенный путь. • Развитие любознательности. • Активизация словаря детей: солнце, светло, солнышко. Оборудование: кукла. Ход наблюдения. - Покажите нашей кукле солнце? - Где оно светит? - Какое солнце? - Какая погода: солнечная или пасмурная? - Теплая или холодная? Сухая или мокрая? - Назовите солнце ласковыми словами. Солнышко Солнышко ясное, нарядись, Солнышко красное, покажись. Платье алое надень, Подари нам красный день. А. Прокофьев- Давайте предложим кукле поиграть на солнечных уголках участка. ( Воспитатель обращает внимание, что солнечные лучи освещают клумбу, песочницу, окна младшей группы) . Где солнечные лучи не освещают – там темно- тень. - Вот тень от веранды, вот тень от березы. Вечером дети отмечают: тень на клумбе, а солнце на веранде, песочница в тени, а у березы солнечно. Воспитатель обращает внимание, что утром солнце светило с одной стороны, а вечером с другой. Дети отмечают положение солнца относительно высокостоящих предметов. - Солнце светит: над лесом? Над крышей детского сада? Над березой? После многократных наблюдений делается вывод: солнце на небе совершает определенный путь. Смотрит солнышко в окошко, Смотрит в нашу комнату, Мы захлопали в ладошки О чень рады солнышку. А. Барто- Когда солнечные лучи светят в окно группы: утром или вечером? Элементы трудовой деятельности: Сбор семян цветов. Цель: формирование умения определять зрелость семян, различие семян гвоздики и календулы. Оборудование: коробочки для семян. 7. «Наступила осень – листья пожелтели» Цель: • Формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе: изменение цвета листьев, так как наступила осень. • Развитие внимания. • Активизация словаря: листья желтые, красные, зеленые. Оборудование: Ход наблюдения. Дети наблюдают за кленом. - Давайте полюбуемся нашим деревом. Оно живое, растет, дышит, питается. Воспитатель пересказывает детям отрывок из рассказа" Последний лист" П. Молчанова. … И вдруг клен почувствовал, что ему стало прохладно. Он поежился. Зашумел листвой. А вечером ему стало холоднее. Со всех сторон волнами накатывался ветер. Деревце никак не могло уснуть. А на утро, едва забрезжил рассвет, оно почувствовало, что горит. Пробежал мимо ежик. Остановился, удивился: - Чудно! И кто это перекрасил деревце в желтый цвет? . . . Пролетела мимо сорока, затараторила; - Откуда здесь такое яркое деревце? И верно ведь! Все листья за одну ночь стали ярко желтыми. Шелестят на ветру, перешептываются. И тут молоденький клен понял: Это наступила осень. Полюбуйтесь осенними желтыми листьями. Они мелькают среди зеленой листвы. Отгадайте загадку: Висят на ветке золотые монетки. ( о сенние листья) В сентябре наступают холода. Люди одеваются в теплую одежду, у животных вырастает теплый подшерсток, а на деревьях и кустах от холода лист желтеет. Давайте рассмотрим березку; рябину, тополь, спирею( Дети сравнивают цвет листьев разных деревьев и кустарников) . Элементы трудовой деятельности: Сбор осенних листьев. Цель: Развитие наблюдательности, воспитание эмпатии. 8. «Сентябрь- златоцветник » Цель: • Формирование представлений детей о сезонных изменениях в растительном мире: травянистые растения желтеют от осенних заморозков. • Воспитание чувства эмпатии. • Активизация словаря детей: одуванчик, мать- и- мачеха, подорожник, ромашка, пырей. Оборудование: Ход наблюдения. Игра: " Найдите, что назову" Большеглазые ромашки Д ружат с клевером и кашкой: Порезвятся на просторе, Убегают в лес да поле. Л. Герасимова Клевер тих и невысок, И хранит он сладкий сок, Пчелы ведь к нему недаром Прилетают за нектаром. В. Степанов Дети рассматривают луговые цветы, внешний вид. Где лепестки у ромашки? У одуванчика? Какого цвета листья у растений? Потрогайте стебель, он хрупкий, сухой. Найдите траву пырей: зеленый или желто- коричневый. - Что изменилось в жизни растений осенью? Растения живые? Листья, стебель травянистых растений: одуванчика, подорожника, ромашки, клевера, пырея, крапивы, лопуха отмирают. Пожелтели от мороза, опали лепестки. Закончился цикл развития – созрели семена. Дети рассматривают семена луговых цветов и трав. - Эти семена- живые. Они падают на землю, их разносит ветер, животные, птицы. Весной семена прорастут. И наш луг снова зазеленеет. Полюбуйтесь осенним ковром: желтая, словно золотая трава. Сентябрь называют" златоцветником" . Желтеет трава, листья деревьев и кустарников. Воздух чист, прозрачен. Элементы трудовой деятельности: Сбор семян луговых цветов и трав для коллекции. Цель: Развитие внимания, интереса к растительному миру. Оборудование: баночки, коробочки. 9. «Все цветы разные! » Цель: • Привлечение внимания детей к цветущим растениям участка, вызвать эстетические переживания. • Знакомство с названием растений, обратить особое внимание на цвет, как главный признак. • Активизация словаря детей: цветы, клумба. • Обогащение словаря: космея, бархатцы, астры, флоксы. Оборудование: " Чудесная коробка" с разноцветными бумажными бабочками на ленточке. Ход наблюдения. - Это бабочки. Они приглашают с ними поиграть. Где можно увидеть бабочек? Полетели бабочки к клумбе( дети наблюдают за клумбой) . Нарядные сестрички Весь день гостей встречают, Медом угощают. ( ц веты) - Какой цветок вам понравился? Дети показывают понравившийся цветок, а воспитатель знакомит детей с их названиями: астра, флокс, космея, бархатцы. - Пусть бабочки сядут на высокие цветы, а сейчас на низкие. - Пусть бабочки выбирают цветок такого же цвета: белая бабочка – белая астра, белая космея, белый флокс( воспитатель называет цветы) . - Бабочки полетали и сели на маленький цветок( дети рассматривают цветы флокса) . Вот он – флокс: розовый, малиновый, белый. - А сейчас полетели и сели бабочки на крупный цветок: вот она астра, бархатцы? Космея. У детей есть имена, а у цветов названия. Цветы разного цвета, яркие, красивые. Цветы живые: растут, цветут, дышат воздухом, пьют воду. Попрощаемся с цветами: " До свидания! " Цветы не люди, они не могут говорить. Это мы с ними прощаемся. Элементы трудовой деятельности: Полив клумбы. Цель: формирование умения детей поливать почву вокруг растений, не размывать ее. Воспитание интереса ухаживать за садовыми цветами. Оборудование: лейка. 10. «Цветы на клумбе» Цель: • Формирование представлений детей о строении цветов( у них есть стебель, листья, и цветы) . • Воспитание бережного отношения к растениям. • Активизация словаря детей: астры. Оборудование: Ваза, вода, садовые ножницы, игрушка медвежонок. Ход наблюдения. Дети встречают игрушку – медвежонка у клумбы. Медвежонок: В гости я иду к Наташе Я хочу в букеты наши С разу все цветы сорвать, Раз, два, три, четыре, пять! Не оставим ничего – Рвите все до одного! Воспитатель: Прав ли Мишутка? Почему? Что будет, если все растения уничтожить? Клумба – украшение нашего участка. Если вы хотите украсить комнату букетом или подарить их, то можно срезать лишь несколько цветов. Я хочу помочь Мишутке, а вы ребята, посоветуйте, из каких растений составить букет? Все растения живые. Цветам тоже необходима вода. Вот ваза с водой, мы поставим цветы в воду, чтобы не завяли. У меня ножницы. Я аккуратно срежу стебелек внизу и поставлю в воду. Мишутка, какой цветок тебе понравился? Обыгрывается ситуация: надо найти на клумбе астры. Составляется букет из разноцветных астр. Мишутка, у людей есть глаза, руки, а у растений есть стебель, листья, цветы. Они не такие, как люди. Дети берут в руки срезанный цветок, рассматривают его, показывают друг другу части растения. Мы поставим цветы в воду, они живые, не завянут Элементы трудовой деятельности: Сбор шишек, камушек для коллекции уголка природы. Цель: формирование представлений об окружающем мире, выявление свой ств пр иродного материала. Оборудование: корзинки, ведерки. 11. «Цветы цветут – будут семена» Цель: • Формирование представлений детей о жизненном цикле цветов( после цветения образуются семена) . • Развитие внимания, умения отличать цветы по разным признакам: цвет и форма цветка. • Активизация словаря детей: цветы, семена. Оборудование: игрушки: заяц, медведь. Ход наблюдения. Дети встречают игрушки у клумбы. - Наш Мишутка привел друга – зайчонка. Зайчонку понравились белые цветы. Подарим ему букет из белых цветов. Подскажите, какой цветок мне срезать? Дети выбирают на клумбе астры, космею, флоксы с белым цветком, дарят букет игрушке. - Посмотрите, у некоторых цветов облетают лепестки, уже зреют семена. Дети рассматривают семена календулы, бархатцев, космеи, астры, сравнивают их по внешнему виду: похожи на иголки, на крупинку. - Эти семена можно собрать, чтобы на следующий год посадить их: вырастут астры, календула, космея. Сейчас осень, уже холодно, растениям и цветам не хватает тепла. Они не перенесут мороз зимой. А семена многих растений созреют, опадут на землю и под снегом дождутся весны, чтобы снова прорасти, зацвести. Давайте подарим для медвежонка семена космеи. ( Дети собирают семена, ссыпают их в конверт с рисунком космеи) . - Внутри бумажного конверта – черные иголочки, это семена космеи. Чтобы Мишутка не забыл, нарисуем на конверте цветы этого растения. Пальчиковая гимнастика " Наши алые цветочки" Дети прощаются с цветами на клумбе. Элементы трудовой деятельности: Сбор семян садовых цветов. Цель: Развитие внимания, интереса к труду. Оборудование: баночки, на которых нарисованы цветы календулы, космеи, бархатцев. 12. «Семена травянистых растений» Цель: • Формирование представлений детей о жизненном цикле травянистых растений: пырей, лопух, подорожник. • Развитие интереса к наблюдениям за растением. • Активизация словаря детей: семена, подорожник, лопух. Оборудование: меховая игрушка: собака. Ход наблюдения. Дети обращают внимание на игрушку: Вот сидит лохматый пес, В лапы свой уткнувши нос… Дети гладят собаку, обращают внимание на шишки – семена лопуха. - Это не простые шишки – это семена лопуха. Собака бегала по траве, пробежала мимо лопуха, зацепила эту шишку. Она круглая, легко липнет, цепляется за все пушистое( дети рассматривают семена лопуха, пробуют прилепить их к одежде) . Зацепившись, эти семена путешествуют вместе с животным, потом падают на землю, зимуют под снегом, а весной прорастают. Дети наблюдают за подорожником, пыреем, сравнивая семена трав. - Семена бывают мелкие и легкие, чтобы любое дуновение ветра отнесло их далеко- далеко по поляне. Бывают цепкие, липучие, как семена лопуха. Эти травы живут и растут один год. Весной прорастают из одного семечка, растут все лето, цветут, а из цветов созревают семена. Дети трогают подорожник, наблюдают как легко и далеко отлетают по сторонам семена подорожника. - Посмотрите, травы пожелтели, засыхают, осень наступила. Ты трава ль моя, Ты шелковая, Ты весной росла Летом выросла, Под осень травка З асыхать стала. Русская народная песенка Элементы трудовой деятельности: Пересадка астр, бархатцев в цветочные горшки. Цель: формирование интереса помогать взрослым в уходе за растениями. Оборудование: лопата, совок, цветочный горшок. 13. «Паук и паутинка» Цель: • Закрепление знаний детей о насекомых( повадки, чем питается) . • Воспитание интереса к ним. • Активизация словаря: паук. Оборудование: Ход наблюдения. - Отгадайте загадку: Протянулся поясок Ч ерез поле и лесок Да не взять его руками Не смотать его в клубок( тропинка, дорожка) - Пойдем по дорожке, полюбуемся осенней природой; красотой солнечного теплого дня. - Кого можно встретить на прогулке? - Как найти паука? В темном уголке живет Шелковую нить плетет Он тайком сюда забрался С троить новый дом собрался. ( Паук) - Что такое паутинка? - Где плетет паутину паук? - Для чего эта паутина? - Чем питается паучок? Пауки полезны, они уничтожают вредных насекомых: мух, комаров. Видите, паутинка легко качается от ветерка, она тоненькая, почти невидима. ( Дети наблюдают, как паук ловко спускается на ниточке вниз, на траву) . - Паук испугался нас, быстро спустился вниз и спрятался. Примета: Если паук плетет паутину – жди солнечной погоды. Элементы трудовой деятельности: Сбор урожая моркови. Цель: формирование интереса к совместному труду. Оборудование: ведра, корзины. 14. «Грибы мухоморы» Цель: • Знакомство детей с миром грибов( внешний вид, части, места произрастания) . • Активизация словаря детей: мухомор, гриб, шляпка, ножка. Оборудование: игрушка: Буратино, корзина. Ход наблюдения. Дети встречают Буратино с корзиной: Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка Шляпа есть – нет головы( гриб) - Куда пошел Буратино? Что он будет собирать в корзину? Дети идут с Буратино по полянке, находят среди травы мухомор. - Это мухомор. Он вырос после дождика. Хорошо ему в тени деревьев. - Что есть у мухомора? - Какого цвета ножка? - Какого цвета шляпа? А точки на шляпе? Этот гриб так и просится в корзинку. Но будьте осторожны. Этот гриб ядовитый, его нельзя есть. Пусть растет, украшая нашу поляну. В лесу мухоморы помогают вылечиться диким животным – его едят больные лоси, волки. - Где растут грибы – на солнечных участках или в тени, в прохладе, где сыро и влажно? Давайте поищем еще, пойдем по тропинке, заглянем под кусты, поищем в опавшей листве берез, у ствола ели. Грибами питаются многие травоядные животные, назовите, кто? О- го- го! От такого шума – крика В ся осыпалась черника, В речке сом перевернулся, Клен согнулся, Дуб шатнулся! Что случилось? Что за крик? Ну, в чем де- е- ло? - Это я! Нашла Гриб! Бе- е- лый! И. Гамазкова Элементы трудовой деятельности: Сбор природного материала для ручного труда. Цель: развитие наблюдательности, интереса к окружающему, стремление узнавать свойства предметов и природных материалов. Оборудование: корзинки, ведерки. 15. «Мы ребята – молодцы, собираем огурцы» Цель: • Закрепление знаний детей об овощах – огурец( внешний вид, место и условия роста) . • Воспитание интереса к наблюдениям за овощами. • Активизация словаря детей: огурец, овощ, зеленый. Оборудование: кукла Аленка. Ход наблюдения. К детям приходит в гости кукла Аленка и рассказывает им об огороде: Огород В огороде много гряд, Есть и репа, и салат. Тут и свекла, и горох, А картофель разве плох? Наш зеленый огород Нас прокормит целый год. А. Прокофьев- Помогите мне, ребята, собрать огурцы с гряды. Дети идут в огород, наблюдают за грядой с огурцами. Воспитатель показывает им длинные плети – стебли растения. - Это стебель, на нем растут листья. Какого цвета стебель и листья? - А где же огурец? Дети поднимают листья, находят его. - А огурец какого цвета? - Сорвите огурец аккуратно, чтобы не сломить стебель. Дети рассматривают огурец. - Какой он формы? Цвета? - Гладкий или шершавый? - Посмотрите на кончик огурца, видите засохшие лепестки? Сначала был цветок на стебле, он отцвел и стал развиваться плод – огурец. ( Разрезает и показывает семена) . Эти семена можно сохранить и вырастить на следующий год новый урожай огурцов. - Алена, расскажи нам, как ухаживать за овощами? Дети наблюдают за рыхлой и влажной почвой. - Огурцы любят рыхлую почву, влагу и тепло. - Огурцы едят в вареном виде или свежими? Огурец П огляди на огурец, Огурец – такой хитрец! Ловко одевается П од листьями скрывается. Разгребу рукой листву С грядки огурец сорву. Пополам разломлю Густо- густо посолю. Сам я огурцы ращу П риходите – угощу К. Танкрыкулчев Элементы трудовой деятельности: Сбор огурцов Цель: формирование эмоционально- положительного отношения к труду. Оборудование: корзина. 16. «Осенний урожай» Цель: • Закрепление знаний детей об овощах и травах( внешний вид, где растут, как использует человек) . • Активизация словаря детей: помидор, капуста, свекла, картофель, петрушка. Оборудование: корзина. Ход наблюдения. Дети рассматривают внешний вид огорода- Что такое огород? - Где растут овощи? - Какие овощи выросли в этом огороде? - Овощи – живые. Они растут, нуждаются в почве, воде, солнечном свете и тепле, в воздухе. - Как люди выращивают овощи? Дети слушают 1- 2 рассказа из личного опыта по выращиванию овощей. - У нас в детском саду на обед – борщ. Соберем овощи для супа. Томат У томата – толстяка Аппетитные бока Скушать его, что ли Просто так, без соли? ( Дети собирают овощи в корзину 2- 3 шт. ) Петрушка З нает каждая старушка, В огороде есть петрушка. Станет с ней вкусней в стократ, Суп, окрошка и салат. ( Дети вдыхают ароматы петрушки) . - Для чего петрушка в супе, салате? Капуста О капусте мы забыли, Вот беда, вот беда: Мы капусту полюбили Н авсегда, навсегда. Картофель П од землей растет он летом, Ну, а кормит круглый год. Господин Картофель это, И всегда ему почет. Свекла Б уду я сестрой картошке, И сестрой морковки тоже. Хоть и разные по вкусу, Но растем мы так похоже. Борщ хороший приготовить Б ез меня бы не сумели… Свёклу есть ребята, надо, Чтобы щечки розовели. Стихи А. Богдарина- Какая часть съедобна у свеклы, картофеля, моркови: вершки или корешки? - Когда люди собирают овощи: летом или осенью? Про осень говорят так: «Осень дождлива, до сыта». Элементы трудовой деятельности: Сбор семян укропа. Цель: формирование представлений детей о семенах, воспитание трудолюбия. Оборудование: коробочка с наклеенной картинкой: «Укроп». 17. «Порхающие цветы» Цель: • Формирование представлений детей об осенних изменениях в жизни насекомых. • Развитие у детей интереса к исследовательской поисковой деятельности. • Активизация словаря детей: бабочка, жук, муравей, гусеница. Оборудование: игрушка на палочке – птица. Ход наблюдения. Дети наблюдают за птицей: перелетает с места на место, с ветки на ветку. - Что ищет птица? - Чем питаются птицы? - Какое время года? Осенью идут дожди, холодно. Редко выдаются солнечные теплые деньки без ветра. Насекомые: жуки, бабочки, муравьи, гусеницы, мухи, комары стараются спрятаться от холода в щели домов, под кору пня или дерева, под опавшую листву. - Назовите самое красивое насекомое? - На что похожа бабочка? ( Дети наблюдают за бабочкой, мотыльком) . - Чем питаются бабочки? - Много ли еще цветов цветет осенью? - Что есть у бабочки? - Как она передвигается? Игровое упражнение: «Порхающие цветы» Осенью холодно, трудно найти корм: зеленую траву, листья, нектар. Насекомые готовятся к спячке: прячутся под комки земли, под опавшим листком, залезают в щели; мухи, комары пролетают в дом, муравьи прикрывают входы в муравейники. Мы будем исследователями: узнаем, где еще встречаются насекомые, чем эти насекомые питаются. Вывод: Насекомые к холодам прячутся, их меньше, поэтому и птицам трудно найти корм. - Вспомните, как много насекомых было летом. На лужайке О делись две бабочки в новые платьица. И друг перед дружкой никак не нахвалятся: - Мое из капрона! - Мое из нейлона! - И скроено ладно! - И очень нарядно! Подружки легко над лужайкой порхают! А жук в холодочке сидит и вздыхает! Летом и запарился – ох и жара! Л. Епанешников Элементы трудовой деятельности: Сгребание опавших листьев к кустарникам и стволам. Цель: формирование интереса помогать деревьям, умения действовать в коллективе. Оборудование: грабли. 18. «Желтый наряд березки» Цель: • Расширение представлений детей о березе( сезонные изменения, внешний вид, выделение признаков живого) . • Воспитание бережного отношения к дереву. • Активизация словаря детей: береза, ствол, ветви, листья. Оборудование: карточки из календаря природы: дерево с пожелтевшей листвой, дерево с зеленой листвой. Ход наблюдения. Дети рассматривают карточки, сравнивают, определяют, где осеннее и летнее дерево. Воспитатель загадывает детям загадку: Стоят столбы белые, На них шапки зеленые, Летом мохнатые, Осенью желтоватые( береза) Дети подходят к березе, здороваются, любуются красотой осеннего дерева. - Что произошло с листьями березы? - Какого они цвета? - Много или мало листьев на березе? - Когда дует ветер, что происходит с березой? Давайте соберем букетики из опавших листьев. ( Дети рассматривают друг у друга эти букеты, сравнивают окрас листьев, замечают, нет ли среди них листьев тополя, клена) . - Как можно назвать букет из березовых листьев? ( Березовый) - Листья желтые живые? - Что происходит с желтым листом? Он темнеет, чернеет. Листья не живые. Они лежат на земле, закрывают корни, утепляют от мороза. - А береза живая? - Что в земле? Какие части дерева вы видите? Хоровод «Во поле березка стояла…» Листопад Листопад? Листопад! Лес осенний конопат, Налетели конопушки, Стали рыжими опушки. Ветер мимо пролетал, Ветер лесу прошептал: - Ты не жалуйся врачу, Конопатых я лечу: Все рыжинки оборву П обросаю их в траву! Н. Егоров Элементы трудовой деятельности: Сбор опавших листьев для уголка по изодеятельности. Цель: формирование эмоционально- положительного отношения к осенним явлениям. 19. «Улетели сегодня стрижи» Цель: • Формирование представлений детей о перелетных птицах, выявление причины отлета( отсутствие насекомых) . • Воспитание интереса к птицам. • Активизация словаря: ласточка, стрижи. Оборудование: карточки из календаря погоды: перелетные птицы, ласточка, стриж. Ход наблюдения. Посмотрите на картинки: это стриж, а это ласточка. Эти птицы готовятся к отлету в теплые страны. Дети наблюдают за стаями перелетных птиц. - Какое сейчас время года? - Что происходит с насекомыми осенью? Ласточка и стриж – это птицы Они питаются насекомыми. Если нет питания – птицам надо улетать в другие края, где всегда тепло, всегда есть насекомые. Ласточка и стриж – маленькие птицы, но быстро летают. Много насекомых надо словить. Они не клюют ни зерен, ни семян. - Птицы вернутся к нам весной, когда будет тепло? Стрижи и ласточки считают наши края своей родиной. Они прилетают весной, чтобы свить здесь гнездо и вырастить птенцов. Стрижи- Улетели сегодня стрижи…- А куда улетели, скажи? - А туда улетели они, Где на солнышке греются дни, Где совсем не бывает зимы, Но милее им все- таки мы! И они прилетят по весне И опять засвистят в вышине Е. Благинина Элементы трудовой деятельности: Подметание дорожек. Цель: воспитание аккуратности, умения доводить начатое дело до конца. Оборудование: метелки. 20. «Красный, желтый, зеленый листок» Цель: • Формирование представлений детей об отличительных особенностях деревьев и кустарников: листья желтые, красные, в сентябре зеленые листья сирени не опадают. • Развитие любознательности. • Активизация словаря детей: рябина, тополь, береза, клен. • Обогащение словаря детей: сирень Оборудование: кукла в осенней одежде, букет из осенних листьев. Ход наблюдения. Дети встречают на дорожке куклу с букетом, рассматривают его. - Какого цвета листья? - Покажите лист березы, тополя, клена, рябины. - В какое время года на деревьях желтеют и краснеют листья? Осень Д арит осень чудеса. Да еще какие. Разнаряжены леса В шапки золотые… М. Геллер- Автор стихотворения называет листопад чудом. Я тоже хочу показать вам маленькое чудо. Хотите? Дети идут по дорожкам с куклой, разглядывая и называя деревья, рассматривают и сравнивают: на каком дереве меньше листьев, а где больше; отмечают окрас листьев, узоры: желто- зеленые разводы, зеленые точки на желтом листе, оттенки желтого: где светлее, где темнее. - Я приглашаю вас к кусту сирени. Посмотрите, у куста лист зеленый, их много. Дети рассматривают куст, собирают листья для коллекции. Одни деревья рано сбрасывают лист, а другие позже. Игровое упражнение «Осенний салют» Элементы трудовой деятельности: Окапывание деревьев и кустов( совместная деятельность с воспитателем) . Цель: формирование эмоционально- положительного отношения к деревьям. Оборудование: лопаты, грабли. 21. «Шла собака в стрижке модной» Цель: • Формирование представлений детей об изменениях в жизни животных в связи с изменениями в неживой природе осенью( началась линька) . Наблюдение за повадками и внешним видом. • Активизация словаря детей: шерсть, холодно, собака. Ход наблюдения. Дети наблюдают за собаками. Шла собака Ш ла собака в стрижке модной, С очень гордой очень мордой, Грудь, поставив колесом. А на встречу по- над клумбой – Пес с такою мордой глупой, Но с такой от счастья глупой, Что – С удивительным лицом! М. Супронюк- Что делает собака? - Что есть у собаки? - У человека – лицо, а у животных – морда: и у кошки, и у лисы, и у медведя. - Чем покрыта морда собаки? Обратите внимание, на туловище, за ушами торчат клоки, шерстинки. Это линька. У животных к зиме вырастает теплый подшерсток, «теплая шуба». И у кошек тоже. - А у диких животных? У зайца вырастает белая шерстка, у рыжей белочки – серые шерстинки. Элементы трудовой деятельности: Сбор урожая свеклы. Цель: формирование умения различать овощи и коллективно трудиться на огороде. Оборудование: корзинки. 22. «Почему октябрь пахнет капустой» Цель: • Закрепление знаний детей о сезонных изменениях в природе, о растительном мире. • Активизация словаря детей: капуста, клубника. Оборудование: корзина. Ход наблюдения. Здравствуй, осень! Здравствуй, осень! Хорошо, что ты пришла. У тебя мы осень спросим: Что в подарок принесла? Е. Благинина- Как изменилась погода, природа? - У какого растения в октябре листья зеленые? - Почему в народе говорят, что месяц октябрь пахнет капустой? Чтобы ответить на этот вопрос надо сходить на огород. Мы идем на огород Т ам капуста растет. Дети идут на огород, наблюдают за грядками. - Что изменилось в огороде? - Что растет на огороде? Отгадайте загадку: Лето целое старалась – Одевалась, одевалась … А как осень подошла, Нам одежки отдала. Сотню одежек сложим Мы в бочонок( капуста) У капусты – листья, их много. Капуста – овощ, кочан круглый, плотный. Какого цвета капустный лист? Листья плотно прижаты друг к другу. Мы осенью тепло одеваемся, листья капусты, как зеленые одежды, чем больше, тем теплее. Капуста может выдержать первые осенние холода – вот почему её оставили на гряде. В октябре капусту срезают, снимают последний урожай с огорода. В огород пойдем Урожай соберем С режем мы кочан капусты, Круглый, сочный, очень вкусный. Н. Нищева( Дети кладут её в корзину) - Как едят капусту? - Что можно приготовить из капусты? - Сбор урожая овощей осенью можно отметить в календаре природы. - Ребята, обратите внимание, вот гряда, на ней кусты клубники. - Что будет с клубникой с наступлением холодов, замерзнет ли она? ( Дети рассматривают покрасневшие от холода листья клубники) . У капусты листья зеленые, а у клубники красные. Она замерзает. Чтобы клубника порадовала нас спелыми ягодами, нужно засыпать кусты опилком. Элементы трудовой деятельности: Засыпка грядок опилком. Цель: формирование умения работать парами; воспитание дружеских отношений. Оборудование: ведра с опилком. 23. «От воды туман» Цель: • Знакомство детей с осенним явлением: туман. • Формирование интереса детей к самостоятельному наблюдению. • Активизация словаря детей: осень, холодно, туман. Оборудование: игрушка – ворон, таз с горячей, теплой водой. Ход наблюдения. Воспитатель предлагает детям полюбоваться туманом: - Это туман. - Какой он? - Потрогайте туман рукой, помашите руками перед собой, его не развеять, руками не поймать. Посмотрите на дома, на деревья. Расскажите, что вы видите, а что не видите. Потемнели ветви, Из воды туман Гонит тучи ветер И з холодных стран. В. Степанов- На ветвях березы сидит мудрая птица – ворон. Пойдемте к нему, и он расскажет нам про туман. Дети идут к березе. Птица просит детей рассказать о погоде: тепло или холодно, есть ли ветер, какое сейчас время года. Рассказ ворона о тумане: Осень. Солнце светит мало, холодно. Ночью заморозило траву, листву. Холоден воздух. А в реке, ручейках, болотах, оврагах вода, она теплее, чем воздух. Поднимается от воды пар – это туман. Он тяжелый, стелется по земле, ползет. Туман белый, густой. Наступило утро, глянь, все бело. - Ребята, по туману можно узнать какой будет день – пасмурный или ясный. Если туман утром поднимется к небу – будет пасмурно. Если туман прижмется к земле – жди солнца. Ворон: Сегодня будет ясно. ( Дети наблюдают за растворением тумана) . Осень Осень в белые туманы Сад хоронит по утрам. Ни дорожек, ни поляны – Ничего не видно нам. Понапрасну, где- то с крыши К укарекает петух: Осень будто и не слышит И туман как- будто глух! Понапрасну лает в будке Рассердившийся Буян И не дует осень в дудки, И туман, как есть туман! Но лишь солнце острым, светлым Первым выстрелит лучом – Осень к речке, старым ветлам П одбирается бочком. И туман снимает белый – Полотно за полотном: Сад умытый, свежий, целый В новь мы видим за окном! Е. Городецкий Эксперимент: Ворон рассказал нам, что туман поднимается от воды в холодный день. Давайте сами сделаем туман. ( Выставляется таз с горячей водой. Дети наблюдают, как от воды поднимается пар) . - Что мы получили? Туман! Он клубится, поднимается над водой и расползается, стелется по сторонам. Элементы трудовой деятельности: Сгребание опавших листьев граблями. Цель: формирование умения детей доводить начатое дело до конца Оборудование: грабли. 24. «Отгадай: песок или глина» Цель: • Формирование умений детей различать песок и глину, выявление свойств и отличительных особенностей глины и сухого песка. • Развитие тактильных ощущений. • Активизация словаря детей: песок, сухой, глина, влажная. Оборудование: «коробка ощущений»( 2 шт. ) : с сухим песком, глиной, вода в лейке, набор для игр с песком: печатки, пластмассовая скалка. Ход наблюдения. Воспитатель обращает внимание детей на 2 коробки. - Это коробки не простые, в них что- то спрятано. Хотите отгадать? Дети, ощупывая руками, определяют, в какой коробке песок, а где – глина. Воспитатель при затруднении может дать объяснение: - Мягкая, сжимаю в кулак, не сыплется, тяжелая, могу скатать столбик или лепешку. - Сухой, легкий, рассыпается, не лепится, пальцы зарываются в песок. Дети рассматривают песок и глину. - В коробке нам не видно – какого цвета сухой песок, глина? - На что похожа глина по свойствам? Лепится как пластилин, тесто. - На что похож песок? На сахарный песок, снег крупу, зерно. - Как будем играть? Если дети предложат слепить куличики из глины и песка, обратить внимание на свойства сухого песка, предложить изменить их с помощью воды. Воспитатель знакомит детей с новыми действиями с глиной. Глина, когда она влажная, ( обращает внимание на грязный цвет рук) лепится как тесто. Её можно раскатать скалкой на ровной поверхности стола, затем выдавить из неё фигурное печенье: вот птица, рыба, гриб. Дети играют с песком и глиной, приглашают на угощенье кукол, зверей. Мама тесто замесила И з пшеничной из муки. Я кусочек попросила, Стала делать пирожки. Я леплю, Я делаю, Только не пойму: У мамы- то – белые, У меня- то – серые … Н е знаю почему. Е. Благинина Элементы трудовой деятельности: Сбор песка в песочницу. Цель: формирование умения детей трудиться в коллективе, воспитание дружеских отношений. Оборудование: совки, ведерки, лопаты. 25. «Ах, вода- водица» Цель: • Формирование представлений детей через наблюдения за свойствами: воды, песка, глины, почвы. • Воспитание интереса к народным поговоркам. • Активизация словаря детей: песок, вода, глина, земля. Оборудование: ведерки, лейка с водой, игрушка – лиса. Заранее заготовить песок, глину, землю. Ход наблюдения. - Пойдем в гости, отгадайте к кому? Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет( лиса) Дети идут к игрушке, она сидит на высокой скамейке. Лиса: Осень наступила, идут дожди, кругом лужи, грязь. Воспитатель: В народе месяц октябрь называют грязником. Посмотрите, мы надеваем на прогулку резиновые сапоги. А почему? На вашей обуви грязь: это вода и земля, а вот на этом сапожке мокрая глина, а здесь прилип влажный песок. ( Дети рассматривают обувь, определяют по цвету: глина или земля) . Наша обувь резиновая, потому что она не пропускает воду. - А песок, земля, глина пропускают воду? Давайте узнаем. - Что лежит в ведерках? Покажите мне, где песок, где глина, где земля? - Какого они цвета? - Вот лейка, что в ней? * Воспитатель или ребенок наливает в ведро с песком воду( дети наблюдают, замечают, что вода протекла быстро, не осталось воды) . - Где вода? Вы её видите? Вывод: Вода в песке протекает между песчинками, песок воду не удерживает. * Где земля? Как вы думаете, что будет? ( Ребенок наливает воду, дети наблюдают, как вода хоть и медленно, но протекает на дно ведра) . - Что можно сказать про землю, пропускает она воду? Меняются ли свойства земли? * Что произойдет с глиной? Дети проводят опыт, наблюдая, что вода осталась на поверхности, а глина внизу. - Что получилось? На что это похоже? - Это похоже на лужу, осеннюю лужу. Глина плотная, вода будет долго протекать. * У меня есть тонкая палочка. Воспитатель предлагает воткнуть палочку в разные ведра, дети замечают, что в глину палочка втыкается с трудом. - Я взяла песок из песочницы, землю с клумбы, а глину около тропинки. Покажем Лисичке, где есть лужи, а где нет. В ходе наблюдения воспитатель задает вопрос: где вода в песочнице, почему на клумбе нет луж, а на тропинке грязь и лужи? Элементы трудовой деятельности: Сбор природного материала. Цель: формирование эмоционально- положительного отношения детей к окружающему. Оборудование: корзинки. 26. «Дождь и снег» Цель: • Формирование представлений детей об осени по существенным признакам сезона: основные осенние явления( в октябре снег и дождь, хмурое небо) . • Воспитание интереса детей к самостоятельному наблюдению за явлениями неживой природы. • Активизация словаря детей: снег, дождь, осень, пасмурно. • Обогащение словаря: октябрь. Оборудование: модель конструктор( кружочки маленьких размеров из картона холодных тонов, часть кружков с прорисовкой снежинок) . Ход наблюдения. - Что у нас над головой? - Какое сегодня небо: ясное или пасмурное? - Видно ли на небе солнце? - Дует ли ветер? - Холодная или теплая погода? - Почему вы одеты тепло, рукавицы на руках? - Расскажите про пасмурную осеннюю погоду. ( Дети слушают рассказ 1- 2 детей) . Осенью небо низкое, темное, синее, фиолетовое, серое. Тучи большие, медленно плывут по небу. - На что похожи тучи? Я смотрю на небо и представляю грозное, холодное, бушующее море, по нему плывет пароход, из трубы валит серый дым клубами. - У- у- у – воет ветер, гудит пароход. - А вы, что представляете? - Что несут тучи? - Какой дождь осенью: крупный или мелкий, моросящий? - Дождь теплый или холодный? Сегодня холодный, моросящий, колючий дождь. Дети наблюдают за дождем со снегом, выкладывают модель дождя со снегом: сначала вверху стола выкладывается туча из маленьких кружков. На сигнал «дождь», дети передвигают отдельные капельки – кружки вниз; на слова «снег»- передвигают кружочки со снежинкой; на слова «дождь и снег»- выбирают 2 вида карточек. Дождик Дождик, дождик моросит осенний. Кружочки- капельки С еет дождик через сито дым серый. Дождь художник: он рисует лужи, Выкладывают лужи из И на трубах он играет не хуже дождинок Вот и серый снег пошел, лег густо. Кружочки- снег Д о чего же хорошо и грустно. Сугробы Р. Сэф В народе есть примета – если снег упал днем – он растает. Элементы трудовой деятельности: Подметание дорожек. Цель: формирование умения трудиться сообща, воспитание дружеских отношений. Оборудование: грабли. 27. «Почему деревья не падают? » Цель: • Формирование представлений детей о свойствах почвы: плотная, удерживает твердые, вертикальные объекты( например, ствол дерева) . Побуждать детей делать простейшие выводы о взаимосвязях живой и неживой природы. • Воспитание любознательности. • Активизация словаря детей: деревья, ствол, стебель, ветви. Оборудование: игрушка – Буратино, деревянные тонкие палочки. Ход наблюдения. Детей встречает на прогулке Буратино – он наблюдает за березой. Буратино: Ребята, посмотрите, это дерево машет мне ветвями. - Ребята, подумайте, прав ли Буратино? - Почему ветви дерева качаются? Дерево неподвижно, оно растет на одном месте, ветви тоже неподвижны. Ветер дует на ветви, раскачивает их. Ветер дует на траву, прижимая её к земле. Расскажите, Буратино об этом дереве. ( Дети называют части дерева) . Воспитатель: Бела, а не снег, Кудрява, а не голова( береза) Буратино: Почему береза не падает? Высокая, качается из стороны в сторону, кажется, вот- вот упадет. Воспитатель: Посмотри, Буратино вниз. Что у тебя под ногами? - Откуда растет береза? - Куда уходят корни дерева? Дети рассматривают почву, толстые корни с разных сторон. У дерева есть корни, они глубоко в земле расходятся в разные стороны. Почва служит для растений опорой и питает их. Посмотрите, вот деревянные палочки( раздает детям палочки) . - Поставьте палочку вертикально на стол. Что произошло? - Поставьте палочку вертикально на асфальт. Что произошло? Поверхность стола и асфальта твердая, не воткнуть палочку. Так и дерево не сможет удержаться корнями. - Воткните деревянные палочки в почву, что произошло? ( Дети показывают опыт Буратино) . - Сможет ли ветер уронить наши деревянные палочки? Для прочности воткните палочку глубже – так прорастают корни вглубь земли. Достаньте палочки: они сухие или мокрые? В почве есть вода, корни пьют воду. Полюбуйтесь березкой, как ветер играет её листочками, раскачивает ветви. Береза Э та модница лесная Часто свой наряд меняет: В шубке белой – зимой, Вся в сережках – весной, Сарафан зеленый – летом, В день осенний- в плащ одета. Если ветер налетит- ? ( восп- ль делает паузу, выслушивает ответы детей) ЗОЛОТИСТЫЙ плащ шуршит! И. Семенова Элементы трудовой деятельности: Подметание дорожек. Цель: формирование умения самостоятельно выполнять трудовые поручения. Оборудование: метелки. 28. «Где же солнышко? » Цель: • Формирование представлений детей об осенних изменениях в неживой природе( солнце светит не ярко, тусклое, мало греет, холодное) . • Развитие внимания, речи. • Активизация словаря детей: солнце, холодно. Оборудование: игрушка – заяц. Ход наблюдения. К детям в гости приходит заяц, он давно не гулял с ними, поэтому просит рассказать, что изменилось. Воспитатель: Я буду рассказывать, а вы, ребята, покажите зайчонку осенние изменения. Осенью Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. Туча небо кроет Солнце не блестит, Ветер в поле воет Дождик моросит. А. Плещеев- Какая погода осенью: холодная или теплая? - Когда бывает тепло? - Посмотрите на небо? Есть ли солнце? - Протяните ладони: тепло ли вам? Солнце не блестит, не яркое. Давайте посмотрим на тень от березы – она бледная, серая, нечеткие линии, размытые очертания. Это от того, что солнце далекое, не яркое, мало светит. - Узнаем, теплое ли солнце? На участок выносят резиновые мячи, мокрые от воды. Если солнце греет, то оно высушит лучами мячи. ( Дети через определенный промежуток времени отмечают, что солнце не нагрело поверхность мячей, они мокрые) . Оглянитесь вокруг, на дорожках лужи, земля мокрая, много грязи. Это осеннее солнце не греет, не сушит дорожки и почву. ОКТЯБРЬ – грязник. Почему его так называют? Отметим в календаре природы солнце( дети выбирают карточку с малым количеством лучей) . Элементы трудовой деятельности: Сбор природного материала. Цель: формирование умения самостоятельно выполнять трудовые поручения. Оборудование: корзинки, ведерки. 29. «Ямка да горка» Цель: • Формирование представлений детей о неровной поверхности почвенного покрова. • Развитие интереса детей к самостоятельному наблюдению. • Активизация словаря детей: высоко, низко Оборудование: игрушки: машина, мяч, кукла; флажки синие и красные. Ход наблюдения. Дети встречают куклу( сидит на пригорке) . Катин мяч У скакал от Кати мяч И пропал куда- то. Нет нигде его, хоть плачь, Скрылся, вот беда- то! Г. Ладонщиков- Ребята, поможем Кате найти мяч? - Где вы его нашли? ( Дети отмечают синим флажком место) . - Интересно, как он укатился? Воспитатель с высокого места( поставили красный флажок) отпускает мяч из рук, дети наблюдают, как мяч скатился с горки. - Посмотрите, он снова у синего флажка. Дети прокатывают мяч, повторяют опыт. - Мяч круглый, он катится сам, потому что катится сверху вниз. Когда зимой мы катались на санках, мы залезали на горку и катились вниз. Наша кукла Катя тоже стоит на горке, а мяч скатился под горку, в яму. - Где высоко – покажите? - Где низко – покажите? - Зимой горка из снега, а сейчас? - Что у нас под ногами? Земля неровная, встречаются ямы и горки. Кукла Катя дарит детям машину. - У машины есть колеса, они круглые. - Куда скатится машина? ( Дети прокатывают) . - Откуда она скатилась? Вот синие флажки, отметьте, куда скатились мяч или машина – это будут низины, ямы. Красными флажками отметим пригорки, возвышены. Воспитатель помогает детям определить место установки флажков. - Полюбуйтесь, какая неровная земля. - Что в ямах? Лужи, грязь. - А на пригорках? Сейчас осень, холодно, идут дожди. Насекомые спрятались в щелях, под комочками земли, роют норы лисы, ежи, мыши, кроты. Где они будут делать свой дом: на пригорке или в яме? Всё мрачней лицо природы П очернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса. Мишка в спячку завалился Что за месяц к нам явился? ( октябрь) - Где медведь устроит берлогу: в сухом или сыром месте? Элементы трудовой деятельности: Сгребание опавших листьев. Цель: формирование умения детей трудиться парами, доводить начатое дело до конца; воспитание интереса помогать деревьям. Оборудование: грабли, носилки. 30. «Комары роятся» Цель: • Расширение представлений детей о постепенных изменениях в живой природе. • Воспитание бережного отношения к природе. • Активизация словаря детей: комар, пчела, бабочка, жук, муравей. Оборудование: журнал о насекомых. Ход наблюдения. Н азовите, каких представителей из мира животных вы знаете? Самое первое место по количеству видов в животном мире занимают насекомые.