a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Шорцы – кто они?».

Автор: Бердникова Елена Геннадиевна Опубликовано: 2017-05-01 17:14:19

Документы для скачивания

Конспект организованной образовательной деятельности                                в подготовительной группе Составитель Бердникова Е. Г. «Шорцы – кто они? ». Интеграция образовательных областей:   «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка». Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, продуктивная. Цель:   формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях шорского народа. Задачи: образовательная:   познакомить ребят с шорским фольклором, дать представление о музыкальных и религиозных традициях народа. развивающая:  развитие настойчивости в достижении цели, способность адекватно оценивать свой результат, развивать эмоциональную отзывчивость. воспитательная:   воспитание чувства гордости за свой народ, приобщение к культуре своего народа. Методы: рассказ, беседа; методы иллюстраций, демонстраций, музыкальное сопровождение Оформление и атрибуты:  фотографии символики шорцев, костюмы шорские белочки и бурундука, принадлежности домашнего обихода, шаманский бубен с шорским орнаментом, мяч. Звучит шорский народный наигрыш. На фоне мелодии выходят дети. Ход непосредственной образовательной деятельности: Дети стоят полукругом. Рано утром солнце встало Всё вокруг светлее стало В небе синем потянулось, Детям нашим улыбнулось. Воспитатель: Ребята посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Ребята, обратите внимание, к нам пришли гости. Они хотят узнать, чем мы будем заниматься? ( дети здороваются с гостями) Настроение у нас хорошее и мы с вами готовы поиграть. Но сначала поговорим о… Нет, я не буду говорить. Вы сейчас сами обо всём узнаете. «Игра с мячом». Дети и воспитатель стоят в кругу, воспитатель кидает мяч ребенку и задает вопрос: Воспитатель: Маша, скажите, в какой стране ты живёшь? Примерный ответ ребенка: Я живу в России. Воспитатель: Саша, какой город является столицей России? Примерный ответ ребенка: Столица России- город Москва. Воспитатель: Игорь, в какой области мы живём? Примерный ответ ребенка: Мы живём в Кемеровской области. Воспитатель: Соня, Какой город является столицей Кемеровской области? Примерный ответ ребенка: Столицей Кемеровской области является город Кемерово. Воспитатель: Матвей, Какие ещё города Кемеровской области ты знаете? Примерный ответ ребенка: Новокузнецк, Юрга, Междуреченск, Прокопьевск и т. д. Воспитатель: В каком городе мы живём? Примерный ответ ребенка: В городе Мыски. Воспитатель: Как называют жителей нашего города Мыски?  ( Жителей города Мыски  называют  - Мысковчанами) . Воспитатель:   Значит мы с вами кто? ( Мы – мысковчане. ) Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему наш край назвали Горной Шорией. ( Ответы детей) . Воспитатель: Правильно, потому что он находится в горах и шорцы являются коренными жителями нашего края. Воспитатель:   Не важно, в какой стране живут люди, на каком языке они говорят, важно жить дружно и уважать то, что создал другой народ. Сегодня мы познакомимся поближе с обычаями коренных жителей Горной Шории- шорцев. У шорцев есть свой язык, непохожий на русский – шорский. Сейчас я поздороваюсь с вами по- шорски « Эзеноктар! », а вы попробуете мне ответить « Эзен! »… Дети:   « Эзен! » Воспитатель:   Шорцы нашего края были охотники и рыболовы, собирали плоды и коренья.   Шорцы верили, что мир населён многими невидимыми добрыми и злыми духами, которые могут помогать или вредить людям. Некоторые самые сильные люди получают тайные знания, им дается дар разговаривать и общаться с духами. Их называли «шаманами».    - Шаманы во время волшебного  магического танца – камлания – путешествовали по разным мирам, говорили или даже сражались с духами. Они лечили людей, предсказывали погоду, помогали в охоте. Ни одно дело не обходилось без шамана. Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Белый шаман»! ( проводится игра) . Игра « БЕЛЫЙ ШАМАН». Цель: Развивать чувство ритма. Ход игры: Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга- водящий. Это белый шаман- добрый человек. Он становится на одно колено и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила игры: Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры. Атрибуты:   Бубе н с шорским орнаментом.  -  Мы поиграли в шорскую народную игру. Воспитатель:   Как у каждого народа, у шорцев есть свои писатели и поэты, которые прославляли свой город, страну, свои обычаи. Звучит шорский народный наигрыш. Дети читают стихи. Чтецы: 1 ребенок: О Шория, ты радость тихая и боль моя,   Люблю тебя и в горький, и в счастливый миг,   И верю, тайна древняя, извечная твоя Х ранится там, где край величественно тих. 2 ребенок: Люблю твоих мелодий стон печальный,   Люблю, как веет миром, тишиной,   И свежесть рек твоих, их блеск зеркальный К ак отраженье жизни неземной. 3 ребенок: Убором снежных гор слепишь очарованьем,   Ты манишь звездный мир, глядящий с вышины. Глаза твои вдали синеют взором дальним,   На утренний рассвет глаза устремлены. 4 ребенок: Прекрасен гордый строй твоих утесов, скал И царственной тайги – великое смешенье, Где в горной вышине трубит гордец- марал. Он духов гор, земли – изящное творенье. 5 ребенок: О Шория, ты женской красоты блистанье,   Ты дружным братством гор тепло окружена,   Ты – тайный свет и блеск очарованья. Живет в тебе дух мира и добра. 6 ребенок: И Родины такой я не найду нигде,   И с нею буду жить я в радости и горе. И если рай земной возможен на земле, То я скажу, что это будет Шория. Воспитатель:   Ребята, я вам предлагаю отдохнуть Физминутка под шорскую мелодию: Под шорские напевы Повернемся вправо, влево. Руки вверх! Руки вниз! Вверх! И снова наклонись! Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою! Топни правою ногой! Вправо шаг. На месте стой! Топни левою ногой! Влево шаг! И снова стой. Повернись направо к другу. Правую дай руку другу. А теперь наклонись и тихонечко садись. Воспитатель:   Издавна живут шорцы в живописных южных районах Кузбасса по берегам рек. Красива и щедра природа этих мест. А название народа произошло от имени одного из крупных родов, жившего на реке Шоре. Существует и другая версия происхождения названия. Многие поколения испытывали гнет воинственных джунгар, нелегкой была жизнь таежных охотников, потому и назвали они себя шорцами, от слова “шор”- печаль.   Сильные и выносливые, работоспособные и пытливые шорцы талантливы от природы. Русские в старину называли шорцев “Кузнецами” за их умение плавить железо и изготавливать из него предметы домашнего обихода. От этого и пошло название нашего края – Кузнецкая земля. Но не только этим славился этот народ. Исконные охотники, металлурги, кузнецы, шорцы оставили нам в наследство богатый фольклор, настоящий кладезь народной мудрости. Жизнь шорского народа была неразрывно связана с природой, и он выработал свое понимание окружающего мира. Дети тайги, шорцы, бережно относились к природе. Скажем, обычай запрещал без надобности рвать траву — волосы земли. С почитанием родной земли – гор, лесов, рек – связаны обряды шорского народа. Наиболее популярный обряд – обряд поклонения березе – дереву, которое у шорцев считается священным. К сучьям березы привешивали принесенные с собой разноцветные ленточки, предвари тельно сделав три кивка головой, прося для себя и своей семье благополучия. Давайте, ребята, и мы привяжем к березе разноцветные ленточки, попросим благополучия для себя и своей семьи. З атем устраивалась борьба « Куреш » или перетягивание палки « Тайак » Игра « Перетягивание палки»( Тайак тартканы)   Правила игры:    2- 3 пары детей садятся на пол, лицом  друг к другу, руками держаться за палку, хват сверху, ноги согнуты в коленях. Упираясь, стопа в стопу, на вытянутых руках, по команде дети начинают тянуть палку на себя. Побеждает тот, кто перетянет палку быстрее. Воспитатель:   Частью культуры любого народа являю тся сказки( обращается к детям) Вы любите сказки? ( Да) Воспитатель:   Действительно, сказки любят все. У кого не замирала душа, услышав заветные слова “В некотором царстве, в некотором государстве…”? Шорский фольклор изобилует сказками. Предлагаем вам посмотреть одну из них. Ребята инсценируют шорскую народную сказку “Ленивый бурундук ”. Написана по сюжету замечательного шорского сказочника Шапкая   Воспитатель: В голубой тайге далёкой, Непролазной и глубокой, У широкого ручья, Где смородина росла, Где черёмуха чернела, Где малина уж поспела, Там, где старая сосна, Белка шустрая жила.  ( Выходит ребенок в костюме белочки) И случилось это На исходе лета. ( Ребенок в костюме белочки имитирует движения) Воспитатель: Дел у всех полно с утра, - Стоит осень у двора! Чтоб зимой не голодать, Еду нужно запасать, Кладовую наполнять.   Белка, вся забот полна, Пробегала вдоль холма. ( На пеньке сидит ребенок в костюме бурундука) Воспитатель: Там у норки, на пенёчке                                           Бурундук сидел в тенёчке. Белка очень удивилась, У пенька остановилась: Белка- ребенок: , , О! Эзеноктар, бурундук! Почему сидишь ты, друг? Отчего ты прохлаждаешься И едой не запасаешься? " Бурундук –р ебенок слегка зевнул и на белочку взглянул: Бурундук- ребенок: , , Солнце жарит так когда, На пеньке сижу всегда! Я зимы так дожидаюсь И тепла здесь набираюсь! " Белка- ребенок: , , Урожай уж нынче щедр! Видишь тот высокий кедр? Вот, давай, туда пойдём, Там орехи наберём! " Бурундук- ребенок: , , Высоко так подниматься, Можно с ветки и сорваться! Если с кедра упаду, То костей не соберу! " Белка снова предлагала: Белка- ребенок: , , Здесь, в бору, грибов немало! Нужно только вниз спуститься, На полянке очутиться! Там вкуснейшие маслята, Есть там также и опята! Вот, давай, туда пойдём И грибов тех наберём! " Бурундук- ребенок: , , Вниз спускаться до опят! Мои ножки заболят! Я могу, ведь, кувыркнуться, Обо что- нибудь споткнуться! Можно что- то изувечить Или лапки покалечить!                                                     Вдруг останусь я хромым, Неуклюжим и больным! " ( Белк а- ребенок глазки чуть прикрыла, И, подумав, предложила) Белка- ребенок: , , Совсем близко, за сосной Растёт ягодник густой! Так, давай, туда пойдём И малины наберём! Наедимся мы с тобой И ещё возьмём с собой! " Тихо бурундук вздохнул, Потом лапкою взмахнул: Бурундук- ребенок: , , Ах! Малина, ведь, колючая! Там крапива очень жгучая! Можно лапки повредить, Наколоть и занозить! " Приподнявши свою бровь, Белка предложила вновь: , , Никуда мы не пойдём, Землянику здесь найдём! В мягкой травушке растёт! Без труда, любой найдёт! " ( Бурундук вдруг замолчал, Тяжело вздохнув, сказал) Бурундук- ребенок: , , Это надо же искать! Свои глазки напрягать! Вдруг ослепну, окривею! С напряженья окосею! С норки как своей пойду? Как пенёчек свой найду? ! " ( Белка глазки закатила и тихонько предложила) Белка- ребенок: , , Солнце жарко так печёт! Рядом здесь ручей течёт. Давай в нём мы окунёмся,                                                В ручейке том искупнёмся! " Вздрогнул тут бурундучок, Посмотрел на свой пенёк: Бурундук- ребенок: , , В своей шубке отсырею! Тогда, точно, заболею! В своей норке упаду И до входа не дойду! " ( Белочка глаза скосила и потом его спросила) Белка- ребенок: , , Что ж, ты, так всего пугаешься? И ни с чем не соглашаешься? " Вбок головку наклонил, Тихо белке объяснил: Бурундук- ребенок: , , Я с рожденья так живу, Свою маму берегу! Вырастив меня сама, Стала старенькой она! И всё делает сама, Лишь бы я был не больной, Не ослепший, не хромой! Свою мамочку люблю, - Горя ей не принесу! Если что произойдёт, С горя, ведь, она умрёт! "   Воспитатель: Белка сразу заскучала, По стволу наве рх взб ежала. Впредь к нему не приставала И забав не предлагала! Сладко бурундук зевнул И под солнышком заснул.                                                  В оспитатель: Очень долго мы сидели,   Не играли, не шумели. Чтобы косточки размять,   Нам бы надо поиграть. Предлагаю разучить игру шорских ребят “Лентяй- о ргас ”. Шорская игра « Оргас- Лентяй » Выходят несколько ребят( четное количество) . Согласно правилам, надо сбить противника ударом плеча, прыгая только на одной ноге и держа руки за спиной. Выигрывает команда, сбившая большее количество “врагов”, т. е. поставив соперника на обе ноги. При желании победители играют между собой или приглашают ср азиться другую команду. Воспитатель:   Неотъемлемой частью шорского фольклора являются загадки, ведь где сила и ловкость, там и смекалка. Попробуйте отгадать несколько шорских загадок. Бела, пушиста и мягка Н а землю сеется мука. ( Снег) Одежек носит 100 она,   А пуговица лишь одна. ( Капуста) Край худой да край гнилой,   В середине – лист стальной. ( Лед на реке, берега) Без воды и без огня Котелок кипит у пня. ( Муравейник) Скачет девочка в избе Н а кудрявой голове. Скок, скок, поскок Н а ноге поясок. ( Веник) Без рук, без ног бедняжка,   А рядится в рубашку. ( Подушка) Землю солнышко пронзило Красный лучик обломило. ( Морковь) Воспита тель:   Шорцы очень бережно относились и относятся к слову, избегают говорить лишние слова. “Чем от глупого тысячу слов слушать, лучше от умного услышать одно слово”- гласит шорская пословица. Предлагаю подобрать к шорским пословицам русские аналоги. Игра « Найди такую же пословицу ». 1.      Вырвется конь – его поймаешь, слово сорвется – его не поймаешь. ( Слово не воробей, вылетит – не поймаешь) 2.      Бездонный котел не наполнишь. ( В решете воды на наносишь) 3.      Косулю, которую еще не подстрелил, убитой не считай. ( Не дели шкуру неубитого медведя) 4.      Захочешь лишнего – и хорошего не увидишь. ( Радуйся малому – тогда и большое придет) 5.      Кто будет с хромым ходить, сам хромать научится. ( С кем поведешься, от того и наберешься) Итог занятия: Воспитатель: Ребята наше занятие подходит к концу.   Сегодня мы узнали лишь частичку культуры шорского народа. Мы надеемся, что это знакомство не закончилось, а только начинается. О чем было наше занятие? Вам понравилось занятие? А что вам понравилось большего всего? ( Ответы детей) Воспитатель:   А я вас ребята и всех гостей приглашаю к столу, отведать шорское национальное блюдо с чаем. Пьют чай с лепешками под музыку.

Оставить комментарий: