Семинар практикум "Пальчиковые игры"
Семинар-практикум для педагогов
«Значение пальчиковых игр
в дошкольном возрасте.
- Из истории возникновения пальчиковых игр
Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги. Однако, исследования ученых показали, что степень речевого общения с взрослыми не играет такой большой роли, как предполагалось. Изучая анатомические отношения тела ребенка, ученые, невропатологи и дефектологи провели большое количество исследований в детских дошкольных учреждениях и пришли к заключению о том, что речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движений пальцев рук. Кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой областью мозга. Тренировка пальцев рук сильно влияет на созревание речевой функции. Движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария мозга, а движение пальцами левой руки – правого полушария мозга. Научные данные электрофизиологических исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Ранее существовало множество народных пальцевых игр, потешек, сопровождающих детство наших прабабушек и бабушек, игр теперь уже забытых или полузабытых. Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком. Мало кто знает, что любимая всеми «Сорока-ворона» не заканчивается покачиванием бездельника-мизинца: «Ты дров не носил, воды не носил». Игра имела продолжение. Взрослый говорит:
«Знай наперед: Здесь водичка холодненька» (и поглаживал ребенка у запястья).
«Здесь тепленька» (поглаживал у локтя);
«Здесь горяченька» (поглаживал у плеча);
«А здесь – кипяток, кипяток!» (щекотал под мышкой).
Такая игра-потешка дает ребенку ощутить радость телесного контакта, прочувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, в конечном счете – сформулировать схему тела. Это предотвращает возникновение многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания. Подобные игры встречаются у многих народов.
- Что дает пальчиковая гимнастика детям
Пальчиковая гимнастика - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев.
- Тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.
- И прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры – самые ближайшиесоседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.
- пальчиковая гимнастика подготавливает руку к письму, развивает координацию и чувство ритма, внимательность и способность сосредотачиваться
- Стихи, сопровождаемые пальчиковыми играми, запоминаются особенно хорошо, потому что в ходе занятий задействуются разные каналы восприятия и ассоциативная память. Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять
- При играх формируются добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком, а также в кругу детского коллектива и доставляют детям эмоциональное удовольствие.
Так же на кистях расположено множество аккупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы. Еще в древности восточные врачи обнаружили, что массаж большого пальца руки повышает активность головного мозга, массаж указательного пальца оказывает положительное воздействие на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного – на печень и почки, а мизинца – на сердце.
- Рекомендации при проведении пальчиковых игр
- Начинать пальчиковую гимнастику лучше с «разогревки» – сгибания и разгибания пальцев… можно постучать пальчиками, изображая «дождик» или клюющих курочек и т.д
- Чтобы увлечь малыша – произносим текст игры очень выразительно – повышая и понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова. И синхронно с текстом показываем движения. Используйте максимально выразительную мимику.
- Когдаребенок начнет сам хорошо выполнять игру – даем только словесные указания без показа. Поначалу движения выполняются медленно. Если у малыша не получается то или иное упражнение – можно взять его ручку и помочь ему сделать всё правильно.
- Если он, например, придумал свое собственное движение или стишок – поощрим его. Да здравствует творчество!!!
- Любые упражнения эффективны только если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях около 5 минут.
- Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможность. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребёнка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
- Возрастные особенности
Возраст |
Содержание |
Технология |
До 2-х лет |
Дети знакомятся с ладонью, выполняют простые движения (похлопывание, постукивание, прятанье рук за спину), с помощью взрослого показывают фигурку животного одной рукой |
Потешку или стихотворение читают до игры 3-4 раза, рассматривают иллюстрацию, сопровождая ее вопросами: «Как зайка шевелит ушами?», «Как курочка открывает рот?». При необходимости ребенку помогают выполнить движение |
С 2 до 3 лет |
Энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик). Знакомство с пальчиками: составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик); Простые фигуры из пальчиков одной руки (зайчик, коза); Согласованные действия двумя руками (домик, ворота) |
С ребенком рассматривается фигурка животного или его иллюстрация, отмечаются его характерные особенности. Взрослый дает образец положения пальцев. При необходимости помогает ребенку, побуждает малыша к звукоподражанию |
С 3 до 4 лет |
Дети выполняют фигуру животного сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе. Затем разучивается вторая фигура, поэтому же принципу. Далее дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется. Дети учатся сгибать и разгибать пальцы поочередно правой и левой рукой
|
С детьми разучивается стихотворение, потешка или считалка. Детям предлагают вспомнить, как они показывали животное пальчиками, руками. Затем делается акцент на основное действие героя. При выполнении движения дети должны сохранять пальцы в нужном положении |
С 4 до 5 лет |
Дети выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой. Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно. Дети составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы |
При выполнении фигуры обращается внимание на правильное положение пальцев, кисти руки |
С 5 до 7 лет |
Дети рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур. Совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5). Затем другой рукой и обеими руками параллельно. Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш и т.д. и т.п.) |
Обращать внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет |
- Заключительная часть
Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, а если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилин), то чаще всего задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь — кулак — ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.
Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Список литературы:
- «Уроки логопеда. Игры для развития речи».Москва, Эксмо, 2007
- Н. Н. Карасюк «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников» «Дошкольная педагогика» (№1/январь/2011)
- Т.Н. Тюкалова « Роль и значение развивающих пальчиковых игр для дошкольников» http://ds533.mskobr.ru/