Развитие представлений о цвете, форме, величине средствами развивающих игр.
Документы для скачивания
Консультация для родителей Развитие представлений о цвете, форме, величине средствами развивающих игр. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем детстве переоценить трудно. Большинством исследователей именно этот возраст считается наиболее благоприятным для накопления представлений об окружающем мире, совершенствования деятельности органов чувств. Справедливо считают зарубежные учёные в области дошкольной педагогики( Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли) , а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии( Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др. ) , что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания, т. к. направлено на обеспечение полноценного интеллектуального развития. Игра- ведущая деятельность детей, она пронизывает всю их жизнь. Способствует физическому и духовному здоровью, является обширной информацией, методом обучения и воспитания детей. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей всесторо нне го развития ребенка. Игры по сенсорике имеют исключительное значение для формирования важных ка честв детской психики. Прежде всего, у детей развивается умение самостояте льно чем- то занять себя и произбрн8\ \ водить с предметами целесообразные действия. Например, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, катать шары, нанизывать кольца на стержень. При этом совершенствуется моторика рук, глазомер. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать и на зывать форму, величину, цвет предметов. Он ощущает, что один предмет твердый, другой мягкий. Одни предметы прочные, другие легко разрушаются, рвутся, мнутся и т. л. Различие и окраска- дети зрительно воспринимают различные цвета. Если взрослые сопровождают действия ребенка слов ом, обозначают эти действия, ка чества предметов, то на этой основе обогащается его словарь, развивается речь. Сначала дети учатся понимать то, что они им говорят, а затем и сами овладевают новыми словами. В процессе деятельности, игр по сенсорике развивается мышление детей. Знакомясь со свойствами предметов и их наименованиями, дети рано приходят к первым общим представлениям. Оказывается, что «большими» могут быть разные по внешнему виду предметы, шари ки, кубики, матрешки. Одного и того же цвета могут быть разные вещи. У детей на третьем году жизни складываются первые общие представления о форме, величине, цвете. В процессе деятельности с дидактической игрушкой развивается способность, сообра зительность у детей. Чтобы, например, собрать матрешку надо всегда меньшую вложить в большую, сообразив, где у нее нижняя и верхняя часть. Умение выбрать шарики, кубики определенного цвета приучает малышей к первичному подбору предметов по какому- то одному признаку. Игры- занятия на величину, форму, цвет воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь заниматься в течение времени одним каким- то делом. Развивается устойчивость внимания, особенно тогда, когда ребенок подражает взрос лым. Он должен присмотреться к тому, что ему показали и воспроизвести эти действия. Для маленького ребенка это не так легко. Действия детей с дидактическими игрушками, посо биями всегда ставят перед ребен ком умственную задачу: он старается добиться результата- собрать башенку, сложить матрешку, подобрать красивые перышки для хвоста петуха и т. д. Так. и сподволь формируется целеустремленность, активность и некоторая планомер ность действий. Таким образом, роль дидактических игр и занятий по сенсорике в умственном воспи тании детей несомненна.