Внеклассное мероприятие "Самый лучший химик"
Документы для скачивания
0- 57150 Внеклассное мероприятие « Самый лучший знаток химии». ( с лайд № 1) Методические рекомендации: внеклассное мероприятие под таким назв а ни ем проводится для учащихся 8 – 11 классов. Перед началом внеклассного мер о приятия кабинет оформляется красочными тематическими стенгазетами, тщател ь но подготовлена экспериментальная часть. Число участников – 10 человек. Остальные учащиеся выступают в роли болельщиков. В начале игры: пре д ставление участников. Мероприятие включает 4 конкурса: 1 конкурс – «Разминк а», 2 конкурс – «Угадай элемент »( загадки) , 3 конкурс – «Угадай явление», 4 конкурс – « Межпредметные связи». Между 2 и 3 конкурсами проводится игра со зрителями. Образовательные задачи: закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках х и мии; вовлечение в словарный запас химических слов и выражений; развитие коммуникативных навыков; осуществление межпредметных связей. Воспитательные задачи: воспитание любви и уважения к изучаемым предметам; развитие творческих способностей учащихся; самореализация личности подростка через внеклассную деятельность. Цели мероприятия: повышение познават ельного интереса к науке химии; обобщение всех пол ученных знаний по общей и неорганической химии; создание ситуации успеха дл я учащихся; вызвать положительные эмоци ональные переживания в ходе мероприятия. Оборудование: компьют ер, экран, мультимедиа проектор, таблица Периодической системы химич е ских элементов Д. И. Менделеева. Оборудование и реактивы для опыта «Вулкан»: предметный столик, асбестовая сетка, спички, лучина, бихромат аммония. Девиз: “Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…”( М. В. Ломоносов. ) Ход мероприятия: Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы определим самого умного химика шк о лы. Для этого наши участники пройдут испытания в виде 4 конкурсов. За каждый правильный ответ они будут получать по жетону. В конце каждого конкурса будут подводиться предварительные ит о ги, а конце мы определим самого лучшего знатока химии в школе. Сначала мы попросим представиться участников( назвать Ф. И. и класс) . И так мы начинаем! Желаю всем участникам «Ни пуха, ни пера …» Конкурс 1. «Разминка»( слайд № 3) Учитель: Вам будут задать ся вопросы. Кто первый ответит, получает жетон. Ответ приним а ется только у участника с поднятой рукой. Если участники выкрикивают, вопрос ни кому не засч и тывается. 1. Название, какого химического элемента слагается из названий двух животных? ( мышьяк) 2. Без какого элемента невозможна фотография? ( серебро) ( слайд № 4) 3. Какой металл самый лёгкий? ( литий) ( слайд № 5) 4. Мельчайшая частица, химически не делимая? ( атом) ( слайд № 5) 5. Самый распространённый химический элемент на Земле? ( кислород) ( слайд № 6) 6. Какой металл называют элементом плодородия? ( калий) ( слайд № 6) 7. Какие элементы образуют простые вещества, находящиеся в жидком состоянии? ( ртуть и бром) ( слайд № 7) 8. Самый распространённый химический элемент во Вселенной? ( гелий) ( слайд № 7) 9. Какой самый тугоплавкий металл? ( вольфрам) ( слайд № 8) 10. Самый химически активный неметалл? ( фтор) ( слайд № 8) После конкурса подводятся первые итоги. Конкурс 2. «Угадай элемент»( слайд № 9) Участникам загадываются загадки. Кто первый ответит, получает жетон. Ответ принимается только у участника с поднятой рукой. Если участники выкрикивают, вопрос ни кому не засчитывается. 1. Есть в языке нашем чудное слово, 462915040640 И четверо школьников спорят о нем. Младший сказал: «Это лес. Только хвойный». Второй возразил: «Элемент так зовут». Третий воскликнул без тени сомнения: «Это, друзья, инструмент для сверления». Тут молвил четвертый: «Секрета здесь нет, Эту фамилию знает весь свет». И все четверо были правы. Что это за слово? ( бор) ( слайд № 10) 2. Хранят обычно в керосине, И «бегает» он по воде. В природе, помните отныне, Свободным нет его нигде. 4219575132080 В солях открыть его возможно, Желтеет пламя от него, И получить из соли можно. Как Дэви получил его. ( Н атрий) ( слайд № 11) 3. Прославлен всеми письменами Металл, испытанный огнем, Манил к себе людей веками, Алхимик жил в мечтах о нем, В средневековье феодалы Войною шли из – за него. И королевские подвалы Хранили слитками его. ( З олото) ( слайд № 12) 4. Давно известна человеку, Она тягуча и красна, Еще по «бронзовому веку» Знакома в сплавах всем она. С горячей серной кислотою Дает нам синий купорос. Так что же это за металл? Ответьте на вопрос. ( М едь) ( слайд № 13) 5. Среди металлов самый славный, Важнейший древний элемент. В тяжелой индустрии главный, Знаком с ним каждый человек. Родится в огненной стихии, Расплав его течет рекой, Важнее нет в металлургии, Он нужен всем, и нам с тобой. ( Ж елезо) ( слайд № 14) 6. Я светоносный элемент, В соединении стал мелом. 4305300- 190500 Я спичку вам зажгу в момент. Сожгут меня – и под водой Оксид мой станет кислотой. ( Ф осфор) ( слайд № 15) 7. Этому металлу- хвала и честь, С ним получается «Белая Жесть». Покрывают им сталь слегка. Тогда для консервов посуда годна. ( О лово) ( слайд № 16) 8. Был металл серебристо- белый, В соединении стал мелом. ( К альций) ( слайд № 17) 9. В конце периода стоит, В нём вода и та горит. ( Ф тор) ( слайд № 17) 10. Разглядев мой спектр в оконце, Обнаружили меня на Солнце. Я с благородными дружу- В их семейство я вхожу. ( Г елий) ( слайд № 18) После конкурса подводятся предварительные итоги. Игра со зрителями( слайд № 19) Зрителям задаются вопросы. Кто первый ответит, получает жетон. Ответ принимается только у участника с поднятой рукой. Если зрители выкрикивают, вопрос ни кому не засчитывается. Металлы, которые как пластилин легко режутся ножом. ( Натрий, калий) . Какой металл называют летающим? ( Алюминий) . Какой металл используют для спайки проводов в радиоаппаратуре. ( Серебро) . Металл, соединения которого входят в состав костей. ( Кальций) . Металл, ион которого входит в состав поваренной соли. ( Натрий) . Металл желтого цвета, который используют для изготовления ювелирных изделий. ( Золото) . Какой металл входит в состав магнетита? ( Железо) . Какой металл используют для изготовления нитей накаливания в электрических лампочках? ( Вольфрам) . Каким металлом покрывают металлические изделия для защиты от коррозии? ( Никель) . Элементарные частицы, движением которых обуславливаются свойства металлов проводить тепло и электрический ток. ( Электроны) . После того, как были заданы все вопросы, зрители могут отдать заработанные ими жетоны участникам, за которых они болеют. Конкурс 3. «Угадай явление»( слайд № 20) Участникам зачитывают явление, а они должны назвать какое оно – химическое или физическое. Кто первый ответит, получает жетон. Ответ принимается только у участника с поднятой рукой. Если участники выкрикивают, вопрос ни кому не засчитывается. Сначала демонстрируется опыт «Вулкан» и учитель просит назвать признаки химической реакции. Если реактива нет, то опыт демонстрируется в презентации( слайд № 21) Учитель: О каких явлениях, физических или химических, идёт речь в литературных произведениях? 1. Люблю грозу в начале мая, 5048250144145 Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя. Грохочет в небе голубом. ( Ф. И. Т ютчев «Весенняя гроза») . ( Ф изическое явление) ( слайд № 22) 2. Вот уже вечер. Роса блестит на крапиве. Я стою у дороги, прислонившись к иве. От луны свет большой прямо на нашу крышу. Где- то песнь соловья вдалеке я слышу. ( С. А. Есенин «Вот уже вечер. Роса») . ( Ф изическое явление) ( слайд № 23) 3. Мой костёр в тумане светит: Искры гаснут на лету… 5111115146685( Я. П. Полонский «Песни цыганки») . ( Х имическое явление) ( слайд № 24) 4. Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно. ( А. С. Пушкин «Евгений Онегин») . ( Ф изическое явление) ( слайд № 25) 5. Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят. ( Ф. И. Тютчев «Весенние воды») . ( Ф изическое явление) ( слайд № 26) 6. Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт. ( А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане ») . ( Ф изическое явление) ( слайд № 27) 7. Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. ( А. С. Пушкин «К морю») . ( Ф изическое явление) ( слайд № 28) После конкурса подводятся предварительные итоги. Конкурс 4. « Межпредметные связи»( слайд № 29) Участникам задаются вопросы. Кто первый ответит, получает жетон. Ответ принимается только у участника с поднятой рукой. Если участники выкрикивают, вопрос ни кому не засчитывается. Для этого конкурса участникам выдается таблица Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Конкурс географов – химиков( слайд № 30) 1. Какие химические элементы названы в честь некоторых частей света? ( Европий, америций) ( слайд № 30) 2. Перечислите элементы, названные в честь стран? ( Рутений – в честь России, Галлий – в честь Франции, Германий – в честь Германии, Полоний – в честь Польши) ( слайд № 30) 3. Название, какого элемента произошло от названия полуострова? ( Скандий – в честь Скандина в ского полуострова) ( слайд № 31) 4. Перечислите элементы, названные в честь ученых? ( Менделевий – в честь Менделеева, Резе р фордий – в честь Резерфорда, Нобелий – в честь Нобеля, Эйнштейний – в честь Эйнштейна, Кюрий – в честь Кюри) ( слайд № 31) Конкурс литераторов – химиков( слайд № 32) 1. Как боролся с коррозией металла в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя один из персонажей? ( У Соб а кевича все металлические изделия были покрашены) ( слайд № 32) 2. Кто сказал и о каком химике: «Он создал первый университет, он сам был первым нашим униве р ситетом»? ( А. С. Пушкин о М. В. Ломоносове) ( слайд № 33) Конкурс историков – химиков( слайд № 34) 1. Во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно– кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковыми, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда? ( Из серебра, обладающего бактерицидными свойствами) ( слайд № 34) 2. Соединением, какого химического элемента был отравлен Наполеон? ( Соединением, содерж а щим мышьяк) ( слайд № 35) 3. До середины 50- х годов прошлого века считали, что этот металл – один из самых малополезных металлов. За всю историю человечества его добыто около 90 тысяч тонн. Не так уж это и много! Мы сталкиваемся с этим металлом повсюду: на земле, в воде, в воздухе. Известно, например, что в м а лых количествах он содержится в виноградном соке, а из одной тонны осины можно выделить 3 миллиграмма его. Только одна из наших рек – Амур – ежегодно выносит в Тихий океан до 8, 5 тонн этого металла. Назовите металл( золото) . ( С лайд № 36) 4. С именем какого ученого связано начало производства цветного стекла в нашей стране? ( подска з ка: в собственной лаборатории этот ученый со своими учениками собрал мозаичное панно “Полта в ская битва”) ( М. В. Ломоносов) . ( с лайд № 37) Под водятся итоги конкурса, а затем объявляе тся победители( 1, 2, 3 места) . Вед у щий вручает грамоты победителям. Спасибо за внимание! ( слайд № 38)