a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края

Автор: Корякова Татьяна Дмитриевна Опубликовано: 2017-05-18 22:20:09

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края «Бедное дитя, если оно выросло не сорвав полевого цветка, не по мявши на воле зеленой травы! Никогда оно не разовьется той полнотой и свежестью, к которой способна душа человеческая». К. Д. Ушинский. Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произнесет первые слова, сделает первые самостоятельные шаги, откроет первую книгу. Оно сосредоточенно рассматривает игрушки, изображающие петушка, рыбку, цветок, забавного лягушонка. На прогулке внимательно следит, как ветер раскачивает ветки деревьев, провожает взглядом летящую в небе птицу. У ребенка рано появляется стремление к активному познанию природы. Она притягательна для него благодаря своему красочному миру, который дает малышу много ярких впечатлений, вызывает радостные переживания. Ознакомление дошкольников с родной природой- первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине. Понятие Родины связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко- с любовью к родителям. Своему дому, природе, окружающей его. Умение видеть и понимать состояние живого существа- тонкое движение души, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств с этого начинается ответственность за все живое. Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В этом они видели средство всестороннего развития. Природа окружает ребенка с ранних лет. И. Г. Песталоци писал: « С самых ранних этапов развития надо вести ребенка во все многообразие окружающей его природы». К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ре бенка. Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь. В связи с этим перед нами стоит задача: ввести ребенка в мир природы, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т. е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями. . У каждого из нас есть своя Родина, место, где мы родились и живем, знакомство с которой начинается с детства. Она ближе всего к ребенку. Все увиденное и услышанное впервые интересно и загадочно: как растут цветы и деревья? Откуда берутся листочки? Почему шмель такой пушистый и что он делает на цветке? Вопросам нет конца. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. С годами наших знаний о родном крае становится больше, но те радостные переживания от общения с природой запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы и баб очки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки даже лужицы после лет него дождя- все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к своей природе, к родине, воспитывается чувство патриотизма. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами- все это служит материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного восприятия. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интереса. В процессе ознакомления детей с природой осуществляется нравственное, физическое и умственное воспитание. В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения ко всему живому. Прогулки и игры на свежем воздухе развивают мышцы и укрепляют нервную систему. Детей необходимо учить простейшим навыкам и приемам выращивания растений и ухода за животными. Важно, чтобы дети получали радость от процесса и результата совместного труда. Я думаю, что основная задача умственного воспитания детей в процессе ознакомления с природой родного края состоит в том, чтобы дать детям знания о неживой природе, растениях, животных, связях между объектами и явлениями природы. Развивать познавательные способности, логическое мышление, внимание, речь, наблюдательность, любознательность. Разнообразный мир растений и животных пробуждают у ребят живой интерес к природе, побуждает их к деятельности, обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют картины природы, передавая в них свои чувства, эмоции, впечатления. При ознакомлении детей с природой я основное внимание удели ла ознакомлению детей с природой именно родного края. Родная природа окружает ребенка с первого мгновения его жизни. Она более понятна и доступна ему. Привет тебе, мой край родной, С твоими темными лесами, С твоей великою рекой И неоглядными полями! Привет тебе, народ родимый, Герой труда неутомимый Среди зимы и в летний зной! Привет тебе, мой край родной. С. Дрожжина. Любой край неповторим. Он имеет свои особенности, свою неповторимую природу. В каждом крае есть свои особенные, дорогие его жителям тропинки, леса, особенные деревья. Мордовская природа не экзотическая, в ней нет изобилия форм и красок, но в ней есть особая прелесть. Простота ее трогательна и незабываема. Этой природой надо проникнуться с юных лет, тогда она раскроет свою красоту в разноцветье озимых и яровых хлебов, в перелесках и оврагах, в горизонте, окаймленном невысокими спокойными холмами; в ее шелковистых лугах, в лесах с вековыми дубами засек и с душистым хвойным настоем сосновых боров и далях. Природа полна очарования не только сама по себе. Она- колыбель человеческих судеб и деяний, духовных богатств и славы Родины. В процессе работы используем различные формы и методы знакомства детей с родным краем. Они разнообразны: наглядные( наблюдения, рассматривание картин, демонстрация диафильмов) , практические( игра, труд, опыты) , словесный( рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы) . Н о наиболее эффективным, доступным и интересным является наблюдения за объектами природы в естествен ных условиях, а также на прогулке. Свои впечатления дети отражают в рисунках, составляют описательные ра ссказы. Развитие устной речи- одна из важнейших задач в работе с детьми. Я заметила, что дети лучше и более связанно рассказывают о том, что они слышали из у ст взр ослых. Рассказать же о том, видит или видел он сам, ребенок затрудняется, так как нужно самому найти словесную форму, чтобы выразить свою мысль. Понимая важность для детей формирования собственной речи, я поставила перед собой такие задачи: 1. Научить детей наблюдать и рассказывать о том, что они видели. 2. Обогащать словарный запас детей на основе знакомства с родным краем и развивать умение использовать в речи образные слова и выражения. 3. Уточнять имеющиеся у детей знания о предметах и явлениях. 4. Развивать умение пользоваться новыми словами и выражениями в разговоре и рассказывании. Эту работу я веду по двум направлениям: наблюдения со всей группой и с отдельными детьми. Я отбираю для наблюдения явления и объекты, ценные по своему воспитательному воздействию на детей: сезонные изм енения приро ды, животные, труд людей в природе. В процессе наблюдения я старалась своими замечаниями, вопросами направлять внимание детей на рассматривание наиболее характерного, на сравнение предметов и явлений, стремилась обогатить их словарный запас, чтобы они могли рассказать о том, что видели. Слова, которые дети слышат от воспитателя во время наблюдений, прочно входят в их словарь. Я заметила, что дети получают много впечатлений, но затрудняются точно рассказать увиденное и в словесной форме выразить свои впечатления. Я решила активизировать речь детей. Например, н а прогулке обращаю внимание ребенка на появившуюся зелень на дереве. - к ак выглядит теперь дерево? - Немного стало зеленое. - Почему оно стало зеленое? - Были почки, а на них стали расти листочки. - Почки развернулись, и появились листочки- уточняю я. Я широко использую прием сравнения. Осень. Холодно. Небо покрыто дождевыми тучами. Дует сильный ветер. Цветы почернели и поникли. Деревья почти все стоят голые. - Дети, кто из вас помнит, какие цветы и деревья были летом? - спрашиваю я. Дети на минуту задумываются, вспоминают. - Летом деревья были покрыты зелеными листьями, - говорят они. - Цветы цвели, трава была зеленая, птицы пели, - добавляют другие. - А сейчас листья пожелтели, опали, цветы завяли. Таким образом, мы вспомнили, какие явления мы наблюдали раньше, и внимательно присматриваемся к тому, что происходит сейчас. Когда я объясняла детям значение слов « перелетные птицы», на участке мы заметили стайку воробьев. Спрашиваю детей, кто из них знает как называются эти птицы. - Это – воробьи- отвечают они. - А куда же делись скворцы, соловьи, ласточки? Почему их не слышно? Дети молчат. - Они улетели в теплые страны, на юг, а весной снова прилетят к нам. Так они перелетают каждую осень и весну, поэтому их называют «перелетными птицами». При разучивании на музыкальном занятии песни «Осень» детям уже были понятны фразы: «Падают, падают листья, в нашем саду листопад», или «Птицы на юг улетели, гуси, грачи, журавли». На последующих прогулках дети осваивают понятия: хмурое небо, пасмурная погода, дождь моросит, туман стелется, ветрено. Дети запоминают значение новых слов, так как они сами наблюдали как моросит дождь, чувствовали порывы ветра. Зимой во время прогулки пошел снег. Я обратила внимание на это явление: «Дети, посмотрите, какой сильный снегопад начался». Слово «снегопад» для них новое. Снег падал хлопьями. Дети рассматривали форму снежинок, сравнивали со звездочками. Постепенно в разные дни прогулок я знакомлю детей с новыми словами, понятиями: мороз, снег хрустит, снег сверкает искорками, лед прозрачный, метель метет, обращая их внимание на красоту зимнего пейзажа. Закрепление и активизацию новых слов я провожу с помощью словесных дидактических игр. Например, дети любят следующую игру. Я называю слово, а к нему они придумывают несколько слов. Я говорю: «Снег», а дети добавляют: - Снег падает хлопьями- Снег хрустит под ногами- Снег украсил деревья. - Подбор определений, действий, сравнений. Например: зая ц- он какой? Лиса что делает? Дидактические игры: «У кого детки с этой ветки? », «С какого дерева листок? », « Раз, два, три- к березе беги», «Определи по коре, по листку», «Узнай на вкус», «Найди такой же»- закрепляем названия деревьев, плодов. Словарные игры: «Что летает, бегает, прыгает? », «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно- не нужно». Очень увлекательна игра «Что растет в родном краю? Объясняю правила игры: «Я называю разные деревья и кустарники, а вы выбираете только те, что растут у нас и хлопаете в ладоши, если нет- молчите. «Яблоня. Груша. Малина. Мимоза. Ель. Саксаул. Облепиха. Береза. Вишня. Черешня. Лимон. Апельсин. Липа. Клен. Баобаб. Мандарин. Слива. Осина. Каштан. Кофе. Рябина. Платан. Дуб. Кипарис. Алыча. Тополь. Сосна. Каланча». Большую роль в закреплении представлений о природе играет картина. Через картины, изображающие пейзаж, я приучаю детей видеть красоту родной природы. Я использую картины, картинки для развития речи детей. Имея запас необходимых знаний, они с удовольствием придумывают рассказы по картине. Хорошим методом активизации словаря детей является постановка вопросов перед ними. Вопросы помогают закрепить имеющиеся знания и направляют внимание детей на определенные объекты. Дети часто смотрят, но не видят. Вопросы помогают это сделать. Дети, посмотрите на деревья, ничего в них не изменилось? - спрашиваю я. Дети внимательно смотрят. - Я догадался- говорит Влад. - Вот на этой березе зеленые листочки пока зались, и на этом, и на сирени. - А вот на этой веточке почки сильно набухли, наверное. Завтра тоже расп устятся листочки- замечает Егор. - А кто из вас знает, как называется этот жук? - спрашиваю я. - Это майский жук- отвечают почти хором дети. - А почему он называется майский? - Потому что появля ется в мае- первым говорит. С большим интересом наблюдаем с детьми, как скворцы устраивают себе гнездо в скворечнике. Их интересует, выведут ли они птенчиков, и с удовлетворением выслушивают объяснения, что скоро в скворечнике будет жить целое семейство, что гнезда птиц надо охранять, так как они приносят пользу: уничтожают личинок и червяков, которые вредят дереву. Летом мы рассматриваем траву и цветы. Обращаю внимание детей на подорожник. Спрашиваю: « Кто знает, почему он так называется? »- Он растет по дороге- отвечает Валя. - Да, она растет вдоль дорог, у нее короткий стебель, а листья овальной формы с прожилками. Это трава лечебная, из него приготавливают лекарства. А это полынь, почувствуйте запах полыни, это растение тоже лечебное. А крапиву вы все знаете? - Да- обрадовались ребята. Рассматриваем цветы на клумбе. - Как называются эти цветы? - Это ромашка- отвечают дети. - Какие еще цветы вам знакомы? Дети молчат. Знакомлю с названиями цветов: ирисы, нарцисс, золотые шары, лилии, гладиолусы, бархатцы, мальва, пион, тюльпан, георгин, космея, люпин. На следующей прогулке закрепляю, спрашиваю снова. Дети перечисляют названия цветов. При каждом наблюдении обращая внимание детей, что все в природе живое. Все нуждается в заботливом, бережном отношении человека. Я считаю, что важным средством обогащения словарного запаса детей является чтение художественной литературы. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания у ребят познавательного интереса, наблюдательности, помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить и охранять природу. Я заметила, что в процессе чтения дети запоминают, выделяют образные выражения, слова сравнения. Просят объяснить, уточнить, прочитать еще раз. В своей работе я использую произведения таких авторов как В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, Н. Павловой, Е. Чарушина, Э. Шима, Г. Скребицкого. Эти произведения дают точные сведения об окружающей природе и написаны доступным, увлекательным языком. Интересны сказки В. Бианки «Чьи это ноги? », « Кто чем поет? », «Чей нос лучше? », «Хвосты». Из произведений В. Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Рыбий дом», «Синичкин календарь» дети узнают о сезонных изменениях в природе. Чтобы дать почувствовать ребенку красоту природы, я использую стихотворения о природе. Каждое занятие, беседу, наблюдение, прогулку я сопровождаю чтением стихотворений о природе русских и советских поэтов: Н. Некрасова, И. Сурикова, А. Плещеева, С. Есенина, А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Маршака, С. Але ксандрова, В. Серовой. Чтение поэтических произведений о природе развивает эмоциональность, образность детской речи. Дети начинают использовать в своих высказываниях и рассказах отрывки из прослушанного. Знакомлю детей с «Красной книгой», в которую занесены растения и животные нашего края, находящиеся на грани исчезновения, а также редко встречающиеся. Это ландыши, купальница, первоцвет, белая лилия, василек русский и т. д. Несколько видов бабочек, жуков, 20 видов млекопитающих. Рассказала дет ям, что в Мордовии в Темниковском районе есть заповедник, где нельзя косить траву, рубить лес, ловить рыбу, тем более охотиться. Территория области разделена на охотничьи хозяйства, в которых ведется учет животных. Лесники следят за состоянием леса. Больные и засохшие деревья вырубают, а их место занимают молодые саженцы. Но одним лесникам и охотоведам трудно. Мы все должны охранять и оберегать красоту нашей природы. Обидеть лес или луг не так уж трудно. Но прежде, чем сделать что- то, спроси себя «Хорошо ли это? ». В наших лесах мы собираем грибы, орехи, ягоды. Можно отдохнуть на траве под деревом, на берегу реки. Но собирай только те грибы, которые тебе нужны, наклони ветку с орехами, но не ломай ее, аккуратно собирай ягоды, не топчи, не разводи костры. Побеспокойся о птицах, муравьях, жуках, бабочках Очень заинтересовало родителей мое выступление на родительском собран ии о я довитых растениях и животных нашей местности. Многие и не знали, что такие растения как пижма, полынь, лютик едкий, вех ядовитый, белена дурман, молочай считаются ядовитыми ми и очень опасны особенно для детей. Значит родители должны предостеречь своих детей, а прежде всего надо знать об этом. В результате проделанной работы я отмечаю, что систе матическое проведение прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, постепенное усложнение образовательного материала, его повторение дали возможность закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями. Изменилось поведение детей. Они стали более внимательными стали бережнее относиться к природе, ко всему живому, заботиться о тех, кто рядом, проявлять сочувствие и оказывать помощь. Речь детей стала более гибкой и связной. Последовательнее и интереснее стали рассказы детей, расширился их словарный запас, богаче стало их творческое воображение. В разговорах и рассказах дети чаще стали пользоваться правильными и точными названиями цветов, грибов, ягод, животных. Опыт показал, как важно самому воспитателю быть заинтересованным, владеть богатством родного языка, постоянно пополнять запас знаний, быть примером для своих воспитанников. Надеюсь и в дальнейшем вести детей в мир природы, удивительный и прекрасный, щедро делиться своими знаниями.

Оставить комментарий: