a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Летопись развития речи ребенка

Автор: Синюшкина Елена Андрияновна Опубликовано: 2014-10-05 03:03:15

ЛЕТОПИСЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Каждому родителю важно знать критерии нормального развития речи, чтобы вовремя заметить отклонения в ее развитии, обратиться к логопеду.

 

Первые слова.

Первые детские слова появляются в возрасте 10-12 месяцев. Набор этих слова практически одинаков у всех детей. Как правило, это слова: мама, папа, баба, дай, ам, бух, пи (пить). Обратим внимание, что первым словом не считаются лепетные образования (6-7 месяцев), похожие на слова по звуковому составу. Первое слово – набор звуков, соотносящийся с ситуацией, предметом, человеком. Ребенок первыми произносит те слова, которые ему легче артикулировать (поэтому из согласных преобладают: губные (п,б,в,ф), заднеязычные (к,х,г), переднеязычные (т,д)). Первые слова появляются в речи ребенка только при условии его общении со взрослым. Ребенок, лепеча, произносит более 100 звуков, слова появляются тогда, когда эти звуки постоянно совпадают со словами взрослого. Начинающий говорить ребенок не произносит трудных слов, легче произнести слова, типа: ам-ам, би-би, мяу, да. Первые слова ребенка характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации. Этот период в развитии речи ребенка носит название – однословное предложение. При нормальном развитии период длится около полугода. Чем больше слов в лексиконе ребенка этого возраста, тем менее четко они произносятся. Это связано с несовершенством артикуляционного аппарата.

 

Первые аморфные фразы.

Первые фразы появляются при сочетании 2-3 слов или слова и жеста (в норме фраза слово+жест долго не задерживается в речи). Возраст для появления первых фраз – 19 – 23 месяца. В этот период ребенок совершенно не способен использовать усвоенное им слово в 2-3 грамматических формах. Например, слово «баба» употребляется только в именительном падеже: «гуля баба» - «гулял с бабой». Слова во фразе употребляются в той форме, в какой они были извлечены из речи окружающих. Поэтому большинство глаголов, употребляемых детьми в этом возрасте, - в повелительном наклонении. В течение определенного времени дети не замечают изменчивости конца слов. Таким образом, ребенок из слова произносит аморфные-корни, не обращая внимания на другие части слова. Следует отметить, что отдельные случаи воспроизведения правильной грамматической формы слова не являются еще показателем ее усвоения. Этот период в развитии речи детей носит название – «предложения из морфных слов-корней». В норме этот период длится не более 3 месяцев.

 

Первые оформленные фразы.

На определенном этапе (22 – 25 месяцев) дети начинают замечать связь слов в предложении. В их речи появляются первые случаи словоизменения. Существительные приобретают вин.падеж с окончанием «у» - дай кису; множественное число с окончанием «и» - киски и др. У глаголов появляются окончания –ет, ит: «читает». У существительных появляются уменьшительно-ласкательные суффиксы: «домик». Одновременно с появлением грамматических форм дети в норме перестают использовать звукоподражания (ам-ам, би-би и др.). В этот период еще многие звуки речи ребенок не произносит, а произносимые им звуки называются звуками раннего онтогенеза. Нередко наблюдается, что в одном предложении одни слова имеют грамматическую форму, а другие нет. Общей чертой детской речи является стремление к образованию форм слов от одной общей основы и употребление наиболее частотных грамматических форм.

 

Звуки речи усваиваются ребенком в следующей последовательности:

Появление звуков раннего онтогенеза: а, о, у, и, м, п, б, д, н, к, г, х, с, з. До 3 лет.

Появление среднего онтогенеза: ы, звуки различаются по мягкости-твердости, глухости-звонкости, звук ль. 3-4 года.

Появление звуков позднего онтогенеза: р, рь, ш, ж, ч, щ, л, ц. 4-5 лет.

В 5 лет все звуки речи должны произноситься в соответствии с нормативом.

 

Ребенок не произносит звуки. Разве это так сложно?

Овладение звуковым строем родного языка происходит в двух взаимосвязанных направлениях:

ребенок усваивает движения и позиции языка и других органов артикуляции, нужные для произнесения звука- это называется «артикуляция звука». Например, артикуляцией звука «С» является – губы и зубы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, на языке образуется желобок.  

одновременно с усвоением артикуляции усваиваются различительные признаки звуков. В противном случае ребенок будет смешивать схожие по акустическим и артикуляционным признакам в устной речи («шаса» - Саша) или на письме («курова» - корова).

 

Научится ребенок произносить правильно звуки или нет, зависит от следующих условий:

 

• от уровня развития «речевого» слуха, т.е. слышит ли ребенок разницу между звуками;

•   от уровня развития кинестетического восприятия – может ли ребенок воспринять положение его языка, губ и т.д.

•     от нормального строения артикуляционного аппарата: нарушения произношения звуков могут быть, например, из-за укороченной подъязычной складки – «уздечки».

 

• от уровня развития артикуляционной моторики – движений органов артикуляции.

 

Артикуляционные движения могут быть не сформированы по разным причинам, например, из-за физиологической незрелости (еще не пришло время) или из-за недостаточности нервной системы.

 

Недостатки произношения могут наблюдаться в ходе нормального развития речи (например, ребенок в 3 года не произносит звук «Р»), но в этих случаях они носят временный характер и исчезают по мере усвоения фонетической системы языка. В этих случаях помощь логопеда может не потребоваться. Однако если ребенок в речи заменяет звук на другой звук, которого нет в системе родного языка (например, звук «Р» изменяется на неприятный «горловой» звук), то такое нарушение обязательно потребует вмешательства логопеда. В 5 лет ребенок должен верно произносить все звуки родного языка.

 

Обратим внимание, что ребенок может неверно произносить звуки в том числе, если он слышит неверное произношение от взрослых. Поэтому, если и мама, и ребенок неверно произносят звуки, советуем начать заниматься вдвоем.

 

Если нарушения звукопроизношения вызваны недостаточной иннервацией (к языку подходят нервы, по которым мозг «посылает команды» языку двигаться), то работа логопеда будет более длительной, так как эти нарушения более сложные.

 

Оставить комментарий: