a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

НОД по развитию элементарных математических представлений в старшей группе (Баринова Л.И.)

Опубликовано: 2014-10-07 08:45:52

Документы для скачивания

Развитие элементарных математических представлений в формирование целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста по теме «Цветик- семицветик ». Задачи: тренировать счетные умения; умения определять и называть форму, цвет и размер геометрических фигур, используя символику; пользоваться пространственными отношениями «СЛЕВА»- «СПРАВА», «ВПЕРЕДИ »- «СЗАДИ», закрепить представления детей о сложении и вычитании групп предметов и чисел и записывание этих действий с помощью знаков+ и- . Учить опосредованному соизмерению предметов с помощью условной мерки( находить предмет, равной условной мерке) . Развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление. Воспитывать взаимопонимание, взаимовыручку, желание помочь попавшим в трудную ситуацию. Материалы: 3 ковра разной формы и цвета( голубой- квадратной, голубой- треугольной и розовый – круглый) ; числовые карточки, карточки для моделирования количества предметов. Аудиозапись; цифры; свиток- р исунок волшебной палочки 20 см; шапочка, сапоги- скороходы, скатерть; 4 палочки( 19; 19, 5; 20; 21 см) ; веревочка, ножницы, полоска- бумаги 25 см, табличка- указатель; Домик, на наличниках которого 3 условных знака, обозначающих свойства фигур. Панно с изображением 3х елочек высотой 20; 20, 5; 19см; ключик, сундучок, цвети- семицветик с одним лепестком. Заранее готовятся дети, исполняющие роли Жени, Вити и фокусника. Методы: словесный, наглядный, практический. Формы работы: групповая, подгрупповая, индиви дуальная. Ход занятия. Воспитатель: Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся с ними и улыбнемся друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы. Воспитатель: Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения. Ой, дети, а у нас еще одна гостья. Как тебя зовут, девочка? Откуда ты пришла? Девочка: Я Женя из сказки «Цветик- семицветик ». Потеряла я его- последний лепесток. Я так хочу, чтобы снова мальчик Витя смог бегать и прыгать. Помогите мне, пожалуйста, найти волшебный лепесток. Воспитатель: Ребята, помо жем Жене? Дети: Да. Воспитатель: Но на чем же мы отправимся в путь? На пароходе- глубоко Пешком- долго На поезде- шумно. - А знаете что, давайте полетим на ковре- самолете. Перед нами несколько ковров, но лишь один из них волшебный. А какой нам помогут символические обозначения. ( Немаленький го лубой квадратной формы) - Потихонечку с адитесь, осторожно шевелитесь, ч тобы наш ковер- самолет поскорее летел вперед. ( звучит музыка) - Вот летим мы над полями Вот и море перед нами Вижу лодку рыбака Море шире… иль река? Дети: Море шире. Один, 2, 3, 4- ну, конечно море шире. - Вот под нами темный лес Ветки тянет до небес В нем дровишек целый груз Выше дерево… иль куст? Дети: Выше дерево. Один, 2, 3, 5- не ошиблись вы опять. - Справа горы вы соки. Покажите и скажите где? Дети: Справа. - Слева реки глубоки. Покажите и скажите, где реки? Дети: Слева. - Впереди большой овраг. Где овраг? Покажите. - Ой, ковер клонится назад! Чтоб нам на нем удержаться, нужно всем вперед наклонятся. - Вся, опасность миновала, продолжаем мы полет. - Вижу остров я, ребята, встреча нас здесь с кем- то ждет. ( Выходят с ковра- самолета и подходят к цветочной поляне) - Интересно куда мы попали? Таких цветов мы не видали, встаньте между цветами, не топчите их ногами. Верно здесь наш лепесток. ( Слышен голос) - Путь ваш, гости был далек. С вами говорит хозяин этого острова. Мой остров не простой, здесь загадок целый рой. Воспитатель: Дорогой хозяин острова, не попал ли сюда лепесток от волшебного цветик а- семицветика? Хозяин острова: - Нет, не видел здесь такого- Не хочу вас огорчать. Но дальнейшую дорогу Вам без отгадок не видать. Выполните сначала мои задания, Иначе останетесь здесь навсегда. Воспитатель: Нам нельзя здесь оставаться, Задания искать давайте приниматься. ( Набор 7 цветных полосок, под 3- мя заданиями) 1. Сравнить группы предметов по количеству. Поставить в пустые клетки знаки. 2. Найдите и вставьте в карточку потерявшихся соседей. 3. Составь и реши задачу по картинке. Воспитатель: Молодцы справились с заданиями. Теперь дальше пойдем за цветиком- семицветиком. А куда нам укажет волшебная палочка. Вот ее рисунок. На нем написано: «Посетите наш сказочный магазинчик, в нем среди чудесных вещей найдете волшебную палочку. Но есть одно условие! Палочку надо найти сразу. Она должна быть точно такой же длины, как на рисунке. Если кто- то из вас возьмет в руки другую палочку, то волшебная палочка потеряет сил у! Запомнили? В руки надо взять только нужной длинны палочку! »( идут дальше, находят магазинчик) Воспитатель: А вот и сказочный магазинчик. Какие чудесные вещи здесь продаются? Шапка- невидимка, сапоги- скороходы, скатерть- самобранка. А сколько палочек, не одна, а целых четыре. И все почти одинаковой длины. Как же быть? Как найти нужной длины? Может нам может что- то помочь? ( открывает сумочку) . Чем бы померить? А вот у меня есть веревочка, ножницы. Я придумала! А вы догадались, что я хочу сделать? ( Ответы детей) Воспитатель: Сейчас покажу я вам, как можно с помощью этой веревочки найти нужную палочку. Я приложу веревочку к нарисованной палочке и отрежу вот тут. У меня получилась веревочка точно такой же длины, как эта палочка. Это будет мерка. Воспитатель: К то догадался, что я буду делать дальше? А сейчас я приложу свою мерку к каждой палочке и найду точно такую же по длине, как веревочка. Эта короче, эта чуть длиннее, эта тоже. А вот эта в самый раз. Она точно такой же длины как мерка. А значит она будет точно такой же длины, как и нарисованная палочка. Мы нашли волшебную палочку – вот она! ( звучит музыка) ( Дети сравнивают волшебную палочку с рисунком) Воспитатель: Точно такой же длины, мы не ошиблись! ( Слышен голос) - Ну теперь идите дальше За волшебным лепестком. Вы найдете чудный дом. Не встречал ли лепесток Тот, кто в домике живет? ( Волшебная палочка указывает направление движения) - Вот и лес стал появляться. Елки где? - справа Мостик где? - с лева Лучше под ноги гляди. Вот и домик впереди. ( Читают табличку на домике) «Домик фокусника. Расколдуйте домик, а потом стучите! » Воспитатель: - Значит фокусник здесь живет. И домик- то необычный, с фокусом, как же его расколдовать? Вот тут какие- то значки на наличнике, а на земле фигуры лежат. Что бы это значило? ( Надо поставить логические блоки- фигуры так, как показывают значки. Воспитатель читает с детьми значки, подбирают фигурки, помещают их на наличники) - треугольник голубой, толстый, маленький. - круг красный, нетолстый, немаленький. - квадрат желтый, тонкий, большой. ( Затем стучат в домик. Выходит фокусник. ) Фокусник: Задремал я, задремал. Только стук и услыхал. Здравствуйте, ребята, садитесь на полянке. Воспитатель: Дорогой фокусник, не встречал ли ты цвети к- се ми цветик? Фокусник: Как же, как же не встречал? На дорожке подобрал, положил в свой сундучок. Сохранил и приберег. ( п оказывает сундучок) Но ключик к нему я припрятал. Найдете его откроете сундучок. ( п оказывает нарисованные елки) . Воспитатель: Обязательно найдем. Да, ребята? Фокусник: Ключ спрятан не под самой и не под самой низкой елкой. Воспитатель: Сколько елок нарисовано? Дети: Три. Воспитатель: Они разной высоты, как и сказал фокусник, где лежит ключик? Дети: Под средней елкой. Воспитатель: А где же она? Каж ется, что они все одинаковые и не приставить их одну к другой. Как же узнать какая из них средняя по высоте? Чем можно воспользоваться? Дети: Веревочкой, меркой. Воспитатель: Что же у нас в сумочке еще есть? Хотя и веревочкой можно. А у меня еще есть полоска бумаги. Можем ли мы с помощью полоски смерить высоту? А как? ( показывает) Воспитатель: Я приложу к этой елке полоску, согну ее вот так( просит ребенка разрезать по линии сгиба) - получилась мерка. Она равна высоте этой елки. Что дальше надо сделать? ( примерить полоску к другим елкам) . Примеряем, находим самую высокую, пониже, низкую елочку. Эта средняя елочка. Фокусник: Ай, да ребята, смекалистые каки е- мерку придумали! Пора просьбу выполнять сундучок свой открывать. ( Отдает ключик. Звучит музыка) ( Воспитатель открывает сундучок и достает цветок с одним лепестком, дает его Жене) Воспитатель: Вот Женя твой заветный цветок, береги его дружок. ( Дети прощаются с фокусником) Воспитатель: А нам пора возвращаться. Ребята, а наш ковер- самолет заколдовали! В каждом углу ковра- самолета лежат карточки с заданиями. Надо записать действия сложения и вычитания с помощью чисел. ( Дети разбиваются на пары. Выполняют задания. Воспитатель проверяет. Звучит музыка. После дети летят в детский сад. ) Воспитатель: Вот летим мы над полями, над лесами и морями. Вот и детский сад под нами, приземляемся, друзья. Мальчика из сказки исцелять пора. ( Выходит прихрамывая мальчик Витя) . Женя берет лепесток, отрывает его и загадывает желание: - Лети, лети лепесток. Возвращайся, сделав круг через запад на восток. Лишь коснешься ты земли. Через север, через юг. Быть по- моему вели! Вели, чтоб Витя стал здоровым. ( Витя радуется, ходит, подпрыгивает) Витя: Спасибо вам, ребята и Женя. Теперь я могу прыгать, бегать и скакать. Воспитатель: Ребята, давайте все вместе поиграем в игру «Если нравится тебе…» Воспитатель: Молодцы, дети, вы сегодня смогли помочь Жене и Вите. А как вы думаете, что вам помогло это сделать? Умение считать, знание геометрических фигур; сравнение предметов по длине, в ысоте, по размеру, знание цифр; умение выполнять действия сложения и вычитания, составлять задачи и решать их.

Оставить комментарий: