М.А Макшаева Консультация для воспитателей
Документы для скачивания
Роль воспитателя логопедической группы в коррекционно- воспитательном процессе. Как и в массовом детском саду, воспитатель в группе ОНР решает общеобразовательные задачи: формирует у детей необходимый, доступный их пониманию объем знаний по той или иной теме во время занятий, наблюдений на прогулках и экскурсиях; способствует развитию речи детей, проводя работу по накоплению, обогащению и активизации словаря, уточнению значений слов и представлений; развивает у детей математические представления, а также обучает детей различным приемам изображения предметов в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, сочетая их с развитием речи. Наряду с этим воспитатель решает коррекционные задачи, направленные на устранение недостатков в сенсорной, аффективно- волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом он направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии детей, на обогащение их представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью. В задачи воспитателя входит создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление у детей веры в собственные возможности, формирование интереса к занятиям, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей. Воспитатель должен уметь разбираться в различных негативных проявлениях ребенка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, агрессивности или, напротив, повышенной утомляемости, пассивности и вялости. Правильно организованное психолого- педагогическое воздействие воспитателя в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении ребенка. Таким образом, в работе воспитателя речевой группы можно выделить два основных направления: Коррекционно – воспитательное; Общеобразовательное. Однако необходимо учитывать, что из двух направлений первое – коррекционн о- воспитательное – является наиболее значимым, ведущим, а второе – общеобразовательное – подчиненным. К коррекционным задачам воспитателя можно отнести: закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда; проведение фронтальных занятий по развитию речи( по особой системе) ; пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов; систематический контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей; развитие у детей внимание и памяти – процессов, тесно связанных с речью; совершенствование словесно – логического мышления ребенка как одной из функций речи; развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики, также связанной с речевой функцией. 1. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во второй половине дня, после дневного сна. Это так называемый логопедический час. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для заданий. Такая тетрадь заполняется ежедневно. Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребенком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходят настольные и печатные игры. А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребенка, то такая игра одновременно дает и обучающий эффект. Занятия с детьми лучше проводить в специально оборудованном логопедическом кабинете или уголке. Здесь устанавливается большое зеркало, в котором могут отразить лица ребенка и воспитателя одновременно. Занимаясь с ребенком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом – произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Занятие может быть продолжено лишь после того, как ребенок все скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель обязательно должен проговаривать громко, четко, медленно и добиваться того же от ребенка. 2. Проведение фронтальных занятий по развитию речи. Проведение этих занятий в логопедической группе существенно отличается от проведения аналогичных занятий в массовой группе. Во- первых, на занятиях по развитию речи в течение одного месяца проводятся все виды работ в рамках трех- четырех лексических тем. Виды работ по каждой теме планируются с учетом обще дидактического принципа: от простого к сложному. Такая концентрация на определенной теме, своеобразная «лексическая замкнутость », позволяет стойко формировать обобщающие понятия, детально прорабатывать каждую лексическую тему, значительно пополнять недостаточный словарный запас детей, поэтапно формировать у них связную речь. Во- вторых, в течение длительного времени, пока связная речь у детей не разовьется в достаточной степени, на фронтальных занятиях используются только « простые », виды работ: чтение, разбор рассказов и сказок, рассматривание объектов, сюжетных картинок, пересказ коротких текстов и т. п. Нецелесообразно в начале обучения требовать от детей пересказа объемных текстов, составление рассказов- описаний, придумывание сказок, рассказов и др. Коллективное разучивание стихов проводится только тогда, когда большинство детей уже овладели правильным произношением. ( Разучивание стихов, когда воспроизводимые звуки еще дефектны, может только закрепить неправильное произношение) . В- третьих, в отличие от массовых групп, здесь на занятиях по развитию речи требуется уточнение значительно большого количества понятий. И, наконец, в- четвертых, на занятиях по развитию речи все виды работ должны быть обеспечены наглядным материалом. Не следует включать в программу игры и упражнения, лишенные зрительной опоры, особенно на начальном этапе обучения. К этому обязывают речевые трудности детей, особенности их внимания, восприятия и мышления. Естественно, что воспитателю логопедической группы приходится готовить значительно больше пособий, чем его коллегам из массовых групп. 3. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов. Возложение на воспитателя этой задачи связано со спецификой воспитательской деятельности. Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, уголок природы, игровом уголке и других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса. Большое развивающее значение имеет оречевление воспитателем всего процесса ухода за ребенком: одевания и раздевания, умывания и кормления. В перечисленных ситуациях речь воспитателя не должна быть стереотипной. В связи с этим не рекомендуется начинать обращение к детям одной и той же фразой. « Пошли мыть руки » можно заменить на « Вымоем руки », «Сейчас будем мыть руки » и т. д. ; вместо « Сейчас будем заниматься » можно сказать: «Приготовьтесь к занятию ». Время бодрствования детей( вне занятий) следует максимально использовать для развития их речевых навыков. Воспитатель должен отвечать на любые обращения ребенка, задавать ему вопросы и т. д. 4. Систематический контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей. Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причем очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности( вплоть до полного молчания в группе) , замкнутость, отрицательное отношение ребенка к воспитателю, к обучению в целом. Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время занятий отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого- то из них, лучше это делать незаметно от остальных. Можно подозвать к себе ребенка и предложить ему послушать правильный и неправильный варианты произношения слов или грамматической формы. А затем спросить: « Как лучше сказать? » И только потом просить повторить правильно. Если же ошибки встречаются в обращении к воспитателю, то можно реагировать так: « Ты же можешь правильно сказать, ну- ка попробуй! » или « Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно ». Теперь об исправлении ошибок на занятиях. Здесь, во- первых, ограничено время и долгие, пространственные выяснения того, как лучше сказать, со стороны воспитателя неуместны. Во- вторых, внимание детей приковано к речи отвечающего, и незаметно исправить его ошибки невозможно, да и не нужно. И, в третьих, занятия, в отличие от случаев спонтанного неконтролируемого ребенком общения, должны проводить при максимальной мобилизации внимания отвечающего, с установкой на грамотную, четкую речь. В связи со сказанным, ошибки в ходе занятий должны фиксироваться воспитателем моментально( «Неверно», «Неправильно», «Не так сказал») . К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам воспитатель исправляет грамматическую ошибку только тогда, когда большинство детей не смогло этого сделать. Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа. Для того, чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей очень четкой, достаточно громкой и неторопливой речью задавать тон. Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса возможны только при повышенном внимании ребенка к речи окружающих и своей собственной. Естественно, что такая работа требует от воспитателя терпения, такта, собранности и постоянной изобретательности. 5. Развитие у детей внимание и памяти. Внимание и память – процессы, тесно связанные с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Заниматься этим воспитателю необходимо не только на занятиях, но и во время некоторых режимных моментов. Например, собираясь на прогулку, можно предложить ребятам, чтобы они проверили, все ли в порядке в одежде товарищей и своей собственной( правильно ли зашнурованы ботинки, повязан шарф и т. д. ) . Собираясь с детьми на музыкальное занятие, можно спросить их: « Кто за кем стоял на прошлом занятии? », « Кто лучше всех танцевал? » и т. д. На прогулке можно поиграть с детьми в игру « Летает – не летает ». По такому же принципу проводятся игры на выделение любого обобщающего понятия. Задуманное обобщение можно выделять среди других хлопками, прыжками, приседаниями и другими действиями. Можно попросить детей посмотреть вокруг и назвать все зеленое( деревянное, покрашенное, металлическое, высокое, длинное, толстое и т. д. ) Такое упражнение увеличивает объем внимания и его устойчивость. Полезно также проводить и традиционные, хорошо известные воспитателям игры: « Чего нет? », « Что изменилось? », « Что прибавилось? », « Найди отличие? », « Разложи картинки так, как я скажу » и т. д. 6. Совершенствование словесно – логического мышления. Словесно- логическое мышление – одно из трех видов мышления – характеризуется использованием суждений и умозаключений( два других – наглядно- действенное и наглядно- образное – осуществляются, соответственно, посредством действий и образов) . Оно не возможно без речи и в то же время является одной из ее функций. Иными словами, речь и мышление тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга. С первых дней пребывания ребенка в логопедической группе воспитатель должен помогать ему осмысливать события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности. Важно приучать детей задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, кино, радио- и телепередач. Воспитателю не следует торопиться все тут же объяснять детям. Нужно задать наводящий вопрос, дать толчок для мысли, выяснить всем вмести. Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и общее в различном. Например, чем различаются кукла и девочка; диван и кровать и т. д. Что общего у дерева и цветка; стола и кубика и т. д. Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. 7. Развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики. Развитие артикуляционной моторики проводится воспитателем вслед за активной работой логопедом. Она осуществляется с самого начала обучения ежедневно. Как показывает опыт, вполне достаточно 3- 5 минут каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить перед завтраком, обедом и ужином и после сна. Такая артикуляционная гимнастика впрямую улучшает произношение детей. Вне занятий воспитатель может предлагать детям, у которых заметны нарушения пальцевой моторики, собирать мозаику, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы, собирать рассыпанные мелкие предметы, нанизывать бусы и т. п. Желательно, чтобы в группе был оборудован соответствующий уголок, где ребенок, которому необходимо, всегда может выбрать игру или занятие по душе. Вторым направлением в работе воспитателя логопедической группы является общеобразовательное. Оно включает в себя: Обучение на занятиях по всем разделам программы массового детского сада( кроме раздела « Развитие речи ») ; Воспитательная работа в соответствии с программой массового детского сада; Работа с родителями. Эти задачи осуществляются воспитателем относительно самостоятельно, но и здесь необходимы рабочий контакт с логопедом и некоторая его помощь. Если в коррекционно- воспитательной работе ведущая роль принадлежит логопеду, а воспитатель является его активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач их роли меняются.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий