a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Состояние здоровья современных детей дошкольного возраста.

Опубликовано: 2014-10-08 18:14:27

Документы для скачивания

Состояние здоровья современных детей дошкольного возраста. В настоящее время можно говорить о многолетней стойкой тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения. Отмечено, что выраженные негативные сдвиги в состоянии здоровья происходят на всех этапах развития ребенка- как в раннем возрасте в том числе на первом году жизни, так и в дошкольном и младшем возрасте и на подростковом этапе развития. Данные официальной статистики, дают только обобщенную характеристику показателей заболеваемости по обращаемости за медицинской помощью детского населения России в возрасте от 0 до 14 лет включительно и не позволяют выявить особенности состояния здоровья детей на различных этапах онтогенеза. По данным Министерство здравоохранения и социального развития России, общая заболеваемость детей в возрасте 0- 14 лет увеличилась за семь лет на 27, 6% . Аналогичным образом возросла первичная заболеваемость. Среди детей всех возрастов наиболее заметно повысилась частота заболеваний крови и кроветворных органов, эндокринной системы, мочеполовой системы, системы кровообращения и опорно- двигательного аппарата. Ухудшение состояния здоровья детей подтверждается не только данными официальной статистики, но и результатами выборочных углубленных научных исследований. Для выявления особенностей состояния здоровья различных детских контингентов используются данные профилактических медицинских осмотров, проводимых детскими поликлиниками, а также данные научных институтов и кафедр медицинского профиля, в том числе НИИ гигиены и охраны здоровья детей РАМН. Проведен анализ результатов профилактических медицинских осмотров детей, посещавших старшие и подготовительные к школе группы шести дошкольных образовательных учреждений в г. Москве. Профилактические медицинские осмотры дают возможность выявить функциональные нарушения и хронические заболевания вне обострения, что позволяют в дальнейшем обследовать ребенка, нуждающегося в уточнении диагноза, и провести необходимую оздоровительную и профилактическую работу. Результаты осмотров анализировались по методике комплексной оценки состояния здоровья детей. В соответствии с Приказом МЗ РФ «О комплексной оценке состояния здоровья детей» к 1 группе здоровья относятся дети с нормальным развитием и нормальным уровнем функций, не имеющие ни функциональных и морфофункциональных отклонений, на хронических заболеваний( абсолютно здоровые) ; ко 2 группе относятся дети, имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения( дефицит и избыток массы тела) , а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям( часто, т. е. четыре и более разза год, болеющие простудными заболеваниями) ; к 3 группе относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма; к 4 группе здоровья относятся дети с хронической патологией в стадии субкомпенсации. На основании осмотров проведено определение группы здоровья каждого ребенка, а затем статистическая обработка результатов распределения всех детей на группы здоровья. Анализ данных позволяет установить, что только 17, 3% детей могут считаться абсолютно здоровыми( 1 группа) ; 29, 4- имеют лишь функциональные отклонения( 2группа) ; 52, 8- страдают хроническими болезнями в стадии компенсации( 3 группа) ; и 0, 5% - храническ5ими болезнями в стадии субкомпенсации( 4 группа) . Статистические расчеты проведены на 1000 обследованных детей и выражены в промилле( % ) . Выявленная при профилактическом осмотре распространенность функциональных отклонений среди детей дошкольного возраста составляет 1425, 6% , частота встречаемости хронических заболеваний – 527, 4, сумма показателей- 1953, 0% . Указанные данные свидетельствуют о том, что на каждого дошкольника в среднем приходится 1, 5 функциональных нарушения и у каждого второго имеется хроническое заболевание. Общая патологическая пораженность мальчиков выше, чем у девочек, причем как по распространенности функциональных нарушений, так и по частоте встречаемости хронических болезней. По результатам осмотра также представлены данные о распространенности и структуре функциональных отклонений, выявленных у детей дошкольного возраста, посещающих образовательные учреждения Москвы, при профилактических осмотрах. В структуре функциональных отклонений 1 ранговое место принадлежит нарушениям костно- мышечной системы, в том числе нарушениям осанки, деформациям грудной клетки, уплощению стоп. Распространенность указанных отклонений составляет 597, 9% . На 2 ранговом месте находятся нарушения со стороны ЛОР- органов, представленные преимущественно гипертрофией миндалин и аденоидов 2 степени, рецидивирующим носовым кровотечением, искривлением носовой перегородки без нарушения дыхания. Указанные расстройства имеют частоту встречаемости, равную 229, 7% . 3 ранговое место принадлежит функциональным психическим расстройствам и расстройствам поведения, в том числе неврозоподобным состоянием, астеническим и астеноневротическим реакциям, минимальной мозговой дисфункции, дислалии и др. Распространенность данных нарушений составляет у дошкольников 164, 5% . Функциональные расстройства зрения( миопия и гиперметропия слабой степени, спазм аккомодации, астигматизм слабой степени, косоглазие) встречаются у детей с частотой, равной 148, 8% . Нарушения зрения занимают 4 ранговое место. Расстройством иммунитета, выявляемые у детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями, находятся на 5 ранговом месте, распространенность этих нарушений иммунитета равна 99, 2% . К часто болеющим детям, т. е. болеющим в течении учебного года четыре и более раз, были отнесены 10% дошкольников. Последующие ранговые места – 6, 7, 8, 9, 10 соответственно занимают функциональные нарушения кровообращения, расстройства пищеварения, расстройства функций почек и системы мочевыделения, аллергические нарушения. Распространенность функциональных нарушений костно- мышечной системы, психических расстройств и нарушений со стороны ЛОР- органов среди мальчиков выше, чем среди девочек. Функциональные расстройства зрения, сердечно- сосудистой системы и системы мочевыделения чаще встречаются среди девочек, чем среди мальчиков. По результатам профилактических осмотров представлены данные о распространенности и структуре хронических заболеваний среди детей дошкольного возраста. В структуре хронической патологии 1 ранговое место принадлежит болезням хирургической сферы, в основном нарушениям костно- мышечной системы, в том числе плоскостопию, плосковальгусной деформации стоп, сколиозам. Указанная патология встречается с частотой, равной 112, 2% . Кроме того, к числу собственно хирургических болезней отнесены грыжи, диагностированные у 1% дошкольников. На 2 ранговом месте находятся хронические болезни ЛОР- органов, представленные преимущественно гипертрофией миндалин и аденоидов, хроническими ринитом, тонзиллитом, гайморитом, отитом. Распространенность указанных заболеваний- 104% . 3 ранговое место принадлежит болезням нервной системы. Распространенность данных заболеваний составляет у дошкольников 62, 6% . Болезни кожных покровов, в основном атопический дерматит, занимают 4 ранговое место. В структуре хранической патологии болезни желудочно- кишечного тракта находятся на 5 ранговом месте. Распространенность среди дошкольников составляет 47% . К числу указанных заболеваний относятся хранические гастродуоденит, гастрит и колит. Определена частота синдромально очерченных психических расстройств поведения, равная 39, 2% . Эта патология занимает 6 ранговое место. Значительную распространенность среди детей имеют хронические болезни бронхо- легочной системы. Указанные заболевания диагностированы у 35 дошкольников и находятся на 7 ранговом месте. Весьма широкую распространенность среди детей имеют хронические болезни почек. Хронический пиелонефрит и аномалии развития почек встречаются с частотой 28, 7% в группе дошкольников. Эта патология занимает 8 ранговое место. Врожденные пороки сердца выявлены у 1% обследованных детей. Выраженная патология зрения, а также ожирение встречаются у дошкольников с равной частотой( 5, 2% ) . Хронические болезни ЛОР- органов диагностируются среди мальчиков в 4 раза чаще, чем среди девочек. Это же относится к патологии легких и бронхов и врожденным порокам развития системы кровообращения: частота встречаемости бронхиальной астмы и обструктивного бронхита среди мальчиков- 50% , среди девочек- 10, 9% , распространенность вражденных пороков сердца среди мальчиков – 20, 0% , среди девочек- 5, 5% . Среди мальчиков, по сравнению с девочками, имеют большую распространенность болезни кожи и выраженные психические расстройства. В то же время частота встречаемости хронических болезней почек, а также плоскостопия выше среди девочек. Ведущие ранговые места в структуре заболеваемости занимают функциональные отклонения и хронические болезни костно- мышечной системы, расстройства нервной системы и психической сферы, функциональные нарушения и хронические заболевания ротоносоглотки. Распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний среди мальчиков 5- 7 лет выше, чем среди сверстниц –девочек. Сотрудниками НИИ ГиОЗДиП были обследованы дети, проживающие в Рязани и в Сыктывкаре. По данным комплексной оценки состоянии здоровья детей, установлено, что 70, 8% воспитанников ДОУ относятся к 2 группе здоровья, т. е. имеют только функциональные отклонения, и 22, 5% страдают хроническими заболеваниями в стадии компенсации, т. е. отнесены к 3 группе. Абсолютно здоровы лишь 6, 75% детей. ( 1группа) Сравнительный анализ показателей заболеваемости Москвы и Рязани показал. Что среди детей Рязани ниже распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний. Более высокая заболеваемость, в особенности большая частота хронических заболеваний, является прогностически неблагоприятным явлениям и свидетельствуют о худшем состоянии здоровья московских дошкольников по сравнению с юными жителями Рязани. Различия в уровнях заболеваемости могут быть обусловлены различиями в экологической обстановке в городах, более неблагополучной в столице. Дети, родившие и постоянно проживающие в Сыктывкаре, испытывают влияние комплекса климато- географических, экологических, социально- психологических факторов. При сравнительном анализе распространенности хронических заболеваний и функциональных отклонений среди детей, проживающих в Сыктывкаре можно отметить значительно высокий уровень общей патологической пораженности дошкольников. При этом распространенность функциональных расстройств среди юных северян составляет 3584, 4% , а хронических заболеваний- 962% . Соответственно численность детей с1 и 2 группами меньше, чем в Москве и Рязани. 80% дошкольников Сыктывкара страдают хроническими болезнями, как правило сочетающимися с несколькими функциональными расстройствами. Высокая патологическая пораженность детей Сыктывкара в первую очередь обусловлена неблагоприятными климато- географическими факторами, низкой температурой в осенне- зимний период, нарушениями биоритмов детского организмов полярную ночь и полярный день, гиподинамией и укороченным временем пребывания детей на свежем воздухе, снижением ультрафиолетовым облучением, гипо- и авитаминозом. В структуре функциональных отклонений у дошкольников Сыктывкара 1 и 2 ранговые места принадлежат костно- мышечной системы и нервно- психической сферы. На 3 ранговом месте находятся нарушения ротоносоглотки, что связано с охлаждением верхних дыхательных путей у детей в холодное время года. Последующие ранговые места занимают органы пищеварения, сердечно- сосудистой системы и зрительного анализатора. В структуре хронических заболеваний 1 ранговое место у дошкольников принадлежит хроническим болезням носоглотки, что связано с холодным климатом. На 2 ранговом месте находятся кожные болезни, преимущественно атопический дерматит, что скорее всего, обусловлено гипо- авитоминозом и недостатком ультрафиолета у детей. 3 ранговое место принадлежит болезням системы пищеварения, на 4 ранговом месте находятся болезни костно- мышечной системы, на 5- нервно- психической сферы. Кончая свой доклад, хочется отметить, что особенно важно сохранение и укрепление здоровья детей на дошкольном этапе их воспитания и обучения, требует совместных усилий врачей, педагогов и воспитателей при самом активном участии родителей.

Оставить комментарий: