Положение о работе "Музея русского быта".
Принят педагогическим советом
МБДОУ д/сад «Теремок»
Утвержден:
Заведующая: Руденок Елена Александровна
Положение о работе «Музея русского быта»
- Настоящее Положениепризванно регулировать организацию работы "Музея русского быта" в МБДОУ д.с "Теремок".
1.2. В свой деятельности по организации работы музея ДОУ руководствуется Типовым Положением ДОУ,
Уставом ДОУ.
1.3. Основные задачи: использование культурных ценностей города и края для развития детей дошкольного
возраста; содействие в организации и проведение учебно-воспитательного процесса; охрана и пропаганда
памятников истории, культуры, родного края; активная экскурсионо-массовая работа с детьми дошкольного
возраста, воспитание патриотизма, бережного отношения к традициям, истории своего народа.
2. Порядок организации музея ДОУ:
2.1.Создание музея является результатом творческо-поисковой работы педагогов ДОУ по теме,связанной с
историей, культурой родного края при наличии: руководителя- старшего воспитателя; активного участия
педколлектива; экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению современным требованиям;
специально оборудованного места для музея в ДОУ;
2.2. Профиль музея определяется педагогической целесообразностью и характером имеющихся коллекций.
Дошкольный музей имеет профили: исторический, краеведческий, литературный, художественный,
наролного творчества.
2.3. Вопрос об открытии музея решается педагогическим советом.
3. Организация образовательного процесса.
3.1.- включает гибкое содержание, обеспечивающие индивидуально-личностно-ориентированное развитие
детей;
3.2.-организация воспитательно-образовательной работы предусматривает создание условий для развития
различных видов деятельности с учётом возможностей, интересов, потребностей детей.
План мероприятий
п/н |
Тема |
Группы |
Цель |
Сроки проведения |
1 |
«Здравствуй, музей» |
Средняя, старшая, подготовительная к школе группы |
Формировать элементарные представления о музеи, изучить основные правила поведения в музеи |
октябрь |
2 |
Чтение сказок, пение русских частушек, заучивание стихотворений, скороговорок |
Все |
Приобщать к русскому фольклору, развивать речь |
В течения года |
3 |
Знакомство с русским бытом «Как жили наши бабушки и дедушки» (экскурсия в музей ДОУ) |
II младшая – подготовительная к школе группы |
Познакомить к русским бытом |
декабрь |
4 |
Рассматривание иллюстраций на тему «Русская изба» |
Старший возраст |
Познакомить с предметами быта (утварь, одежда и т.д.) |
январь |
5 |
Рассматривание экспонатов музея, связанных с трудом людей в старину |
Старший возраст |
Воспитывать уважение к труду людей, интерес к истории родного края |
январь |
6 |
Фольклорное развлечение |
Старший возраст |
Знакомить с русскими народными традициями, обогащать словарь детей |
Февраль |
7 |
Вечер загадок. Викторина «Угадай, что это?» |
Старший возраст |
Закреплять новые слова в речи детей, развивать мышление, логику |
Апрель |
Темы:
I Здравствуй, музей !
Цель: формировать элементарные представления о музее; изучить основные правила поведения в музее; воспитывать познавательную активность.
Ход экскурсии.
Что такое музей? Что там делают? Как называют людей, которые приходят в музей? (Посетители) Кто из вас бывал в музее? Как он назывался? Что вам там запомнилось?
Музеи бывают разные. Есть большие музеи, есть маленькие. У нас в д/с тоже открылся музей. Как вы думаете, большой он или маленький? Наш музей называется так: «Мини – музей русского быта». Как вы понимаете слово «быт»? Быт – это необходимые для жизни предметы. В нашем музее собраны некоторые предметы русского быта, которыми пользовались в старину ваши прабабушки и прадедушки. Эти предметы собирали многие люди, чтобы вы знали историю нашего края, научились правильно называть предметы, и знали их назначение. В музей обычно приходит много людей и каждый рассматривает то, что его интересует. Как же нужно вести себя в музее, чтобы не мешать другим? Как вы думаете, можно ли брать в руки музейные экспонаты? Не всегда, некоторые экспонаты находятся за стеклом, их можно только рассматривать. Почему? (Некоторые очень ценные, некоторые очень ветхие, поэтому на них можно только смотреть). В нашем музее можно будет подержать в руках любой предмет, чтобы лучше его рассмотреть, но по разрешению взрослого.
Сегодня мы с вами рассмотрим и назовем все экспонаты нашего музея, а в следующий раз вы услышите историю экспонатов.
Показ всех предметов музея. Дети называют их, при затруднении предметы называет педагог.
Итог: как называется наш маленький музей? Что в нём находится? Какие экспонаты вы запомнили? Понравилось ли вам в музее?
II «Как жили наши бабушки и дедушки»
образовательные задачи:
познакомить детей с русским бытом; показать экспонаты музея: кухонную утварь, посуду; дать представления о ней, обогатить словарь детей;
Воспитательные задачи;
Воспитывать уважения к истории родного края, патриотические чувства, бережное отношения к традициям.
Ход занятия
Педагог вносит иллюстрации с изображениями русской избы, кухонной утвари. Предлагает детям назвать предметы, при затруднении – называет сам.
Читает стихотворение:
Спрашивает детей, кто из них видел такие предметы? Где? Почему они выставлены в музее? Для чего музей приобретает их? Эти предметы – часть нашей истории, культуры. Они рассказывают нам о том, как жили наши предки, когда не было современной кухонной техники, посуды. Они использовали эту кухонную утварь в повседневной жизни. Как вы думаете, удобно ли было пользоваться ею хозяйкам? Могли ли они быстро приготовить обед, постирать и погладить бельё, сшить одежду? Предлагаю вам пройти в музей детского сада и рассмотреть некоторые экспонаты, использовавшиеся в русской избе. Вспомним правило поведения в музее.
Педагог показывает предметы кухонной утвари, дети рассматривают, называют предметы. Дидактическая игра « Что раньше – что сейчас». Педагог называет предмет старины, дети – современный аналог.
Итог: где мы побывали сегодня? Что вам запомнилось в музее? Почему? Предлагаю вам нарисовать запомнившиеся экспонаты в подарок для музея или создать коллективный коллаж.
III Рассматривание экспонатов музея, связанных с трудом людей в старину.
Образовательные задачи: знакомить с предметами, орудиями труда, использовавшимися в старину; расширять кругозор детей, обогащать словарь.
Воспитательные задачи: воспитывать уважение к народным русским традициям, пробуждать интерес к историческому прошлому родного края.
Ход экскурсии.
Педагог спрашивает детей, какие профессии людей они знают? Какие предметы, инструменты, орудия труда нужны людям таких профессий: швеи, вязальщицы, ткачихи, парикмахера, повара? Отгадайте загадки и найдите отгадки к ним, в нашем музеи.
1. Маленький кругленький, а за хвост не поймаешь. (Клубок)
2. Нос стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой)
3. Четыре ноги, два уха, один нос да брюха. (Самовар)
4. Был я на копане, был я на топане,
Был на пожаре, был на базаре,
Молод был – сколько душ кормил,
Сколько лет терпел, ничего сам не ел,
А как упал, так и пропал. (Горшок)
5. Деревянная подружка, без неё мы как без рук,
На досуге – веселушка, и накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот и обжечься не даёт. (Ложка)
6. В полотняной стране по реке Простыне
Плывёт пароход то назад, то вперёд,
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Дети отгадывают загадки, находят отгадки на полках музея.
Рассматривают экспонаты, слушают рассказ педагога о названных экспонатах.
Беседа по вопросам:
а) Для чего нужен утюг? Похож ли он на современный? Чем отличается?
б) У кого дома есть самовар? Для чего он служит? Как вы думаете, как нагревалась вода в самоваре? Быстро это происходило или нет? Почему? Вкусным ли был чай из самовара? Что подавали к чаю?
в) Приходилось ли кому из вас видеть такие горшки? Где? Для чего служил горшок? А что сейчас служит для этой цели?
В горшке молоко дольше не прокисает, остаётся свежим. В горшках хранили и другие продукты питания.
Рассматривание орудий труда на иллюстрациях, разговор с детьми по содержанию иллюстраций.
Итог экскурсии. Что интересного вы увидели сегодня в музеи? Давайте назовём экспонаты – орудия труда – нашего музея.
IV Вечер загадок.
Викторина «Угадай, что это?»
Познавательные задачи: закреплять полученные знания о русском быте; активировать словарь детей; пробуждать интерес к истории своего края. Воспитательные задачи; воспитывать интерес к истории, культуре родного края, бережное отношение к народным традициям, экспонатам музея.
Ход викторины.
Педагог в костюме бабушки приглашает детей на «посиделки». А что такое посиделки? Вот и я сегодня рада видеть вас у себя в гостях. На посиделках – то и трудились, и веселились себе на потеху, другим на забаву. «Кто любит труд, того везде в гости ждут». Покажите и вы, гости дорогие, свое умение, порадуйте хозяйку.
Девочки – вышивальщицы: Вышьем мы для вас платок – распрекрасный уголок (вышивают).
Хозяйка. А я вам загадку загадаю, а вы отгадать должны. «Нос стальной, хвост льняной». Молодцы! А вот еще загадка, потруднее будет: «Это что же за девица, не швея, но мастерица, сама тонкая, очень ловкая, свяжет враз носки для вас! (Спица) Какие у меня сегодня гости золотые! Наши девицы – красавицы, труженицы, без дела не сидят, по сторонам зря не глядят. А молодцы наши и того краше. Ну – ка, покажите свою удаль, свою силу.
Игра «перетяни канат».
А попрошу – ка я вас, молодцы, мне помочь. Заготовила я дров, а расколоть их некому. Игровое упражнение « Колка дров».
Хозяйка: Вот, спасибо, детвора, дров – то целая гора!
Теперь ваша очередь загадки отгадывать.
Первая загадка такая.
Ела, ела, дуб, расколола зуб, зуб (Пила)
А вторая – вот такая.
Кланяется, кланяется, придет домой – растянется (Топор)
Все загадки вы мои отгадали, всю работу выполнили. А как в пословице молвится: Сделал дело - … гуляй смело. Выходите, будем играть да плясать. Народная игра «Плетень».
Хоровод.
Хозяйка: Хорошо потрудились, хорошо повеселились, а теперь, детвора, нам прощаться пора!
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий