a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Опыт работы Хонявиной В.В.

Опубликовано: 2014-10-12 22:19:00

Документы для скачивания

Инновационный педагогический опыт работы по теме « Экологическое воспитание дошкольников » воспитателя МАДОУ « Атяшевский детский сад комбинированного вида № 1» Атяшевского муниципального района Хонявиной Веры Васильевны. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в наше время проблеме эколо гического воспитания уделяется большое внимание. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к наруше нию экологического равновесия.   Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, лечат от болезней, но и просто радуют своей красотой. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно за ними ухаживать. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день, у детей возникает множество вопросов, ответы на которые можно найти в   процессе   проектной  деятельности.   В течение 2013- 2014 учебного года мы с детьми работали над проектами: - «Витамины на окне» с февраля по апрель; - «Цветы вокруг нас»- май. Я считаю, что знания при обретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе «делания». Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. Пр оцесс и результат проекта приносит детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенций. Вся эта работа помогает нам разнообразить познавательный процесс с детьми. Концептуальность моего опыта определяется следующими основополагающими принципами и приёмами: Принцип регионального компонента( изучение прир оды родного края) , который позволяет: - - - формировать у детей понятия на основе непосредственных наблюдений и изучения предметов и явлений окружающей среды; - использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности; - решать задачи воспитания нравственно- патриотических чувств; - создавать благоприятные условия для самовыражения, когда каждый ребёнок имеет возможность проявлять свою индивидуальность. Д етям дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость. Поэтому в работе я ещё использую принцип интеграции, который позволяет соединять всю воспитательно- образовательную работу в одно целое. В своей работе по экологическому воспитанию детей использую: - Базисную программу развития дошкольников «Истоки»; - Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»; - Вахрушев А. А. , Кочемасова Е. Е. «Здравствуй мир»; - Рыжова Н. А. «Наш дом- природа». Своей педагогической идеей считаю формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста. Основная цель данной педагогической идеи- формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности. Для достижения этой цели определены следующие задачи: - развивать познавательный интерес к миру природы; - направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы; - формировать такие нравственные качества личности дошкольников как доброта, сострадание, внимательность; - прививать трудовые природоведческие навыки; - вести экологическое просвещение родителей через родительские уголки, участие в мероприятиях экологической направленности.   Оптимальность и эффективность средств. В своей работе я эффективно использую следующие формы работы с детьми: - наблюдения за растениями в уголке природы; - прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей; - обсуждения и проигрывание ситуаций; - игры экологического содержания; - чтение литературы природоведческого содержания; - инсценировки, театрализованные представления; - проведение опытов и экспериментов с песком, глиной, водой, воздухом; - экологические праздники; - изготовление поделок из природного и бросового материала;     Результативность опыта заключается в совместной деятельности педагога и воспитанников. Я считаю, что в результате такой деятельности добилась реализации поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались трудовые навыки. Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Освоили нормы поведения в природном окружении. Научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе. Эта работа также помогла мне наладить контакт с семьями воспитанников. Родители принимают активное уч астие в проводимых мероприятиях, отзываются на любые просьбы. Так, например, папы принимали участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на территории детского сада. А мамы активно участвовали в выставке «Осенняя фантазия», конкурсах «Самая лучшая новогодняя ёлка», «Радуга талантов». В своих работах они отразили темы природы: это пейзажи, животные, цветы, птицы.

Оставить комментарий: