a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проектирование учебного процесса

Автор: Емельянова Татьяна Александровна Опубликовано: 2014-10-20 05:02:40

Документы для скачивания

Проектирование образовательного процесса.[1]

 

Проектирование образовательного процесса — это вид профессиональной деятельности учителя, в котором определяется будущий процесс и результат целенаправленного развития (преобразования) учащихся с учетом природных и социальных законов, на основе выбора и принятия решений, в течение определенного промежутка времени. Продуктом проектирования является проект будущего образовательного процесса, представляемый в виде образовательной технологии.

Проектирование в той или иной степени содержит в себе элементы моделирования, прогнозирования, планирования и конструирования будущего процесса обучения. Проектирование образовательного процесса - деятельность сложная. Она требует от учителя практически всей системыдидактических, методических, методологических, предметных и других знаний, так как проекты на мысленном уровне отражают действительные образовательные процессы.

Главными особенностями проектирования как вида педагогической деятельности являются творческий и индивидуальный характер проектирования. В современных условиях технологизации образовательного процесса необходим новый подход к его проектированию, адекватно отражающий технологическую структуру образовательного процесса.

Таким подходом является технологический подход, который заключается в определении сущности образовательного процесса как технологического процесса преобразования личности учащегося и выявлении его структуры на основе аналогии с производственным процессом. Главная идея технологического подхода - проектирование системы деятельности учащихся в процессе их перехода с одного уровня обученности на другой, более высокий уровень.Технологический подход к образовательному процессу позволил выделить в нем следующие компоненты: технологический; управленческий; инструментальный; информационный; социально-психологический.

Закономерности проектирования образовательного процесса: эффективность проектирования образовательного процесса определяется гармоничностью отражения в проекте всех компонентов образовательного процесса (технологического, управленческого, инструментального, информационного, социально-психологического); выбор технологического способа обучения зависит от индивидуальных особенностей учащихся; выбор стратегий проектирования определяется индивидуальным стилем учителя; качество проектирования зависит от частоты обратных связей и корректировок в процедуре проектирования; качество проектирования определяется полнотой учтенных факторов.Проектирование образовательного процесса требует системы регулятивов, в качестве которых выступают принципы: центрация проектирования на ведущем элементе - модели деятельности учащихся, рефлексивность, оптимальность, многофакторность, адаптация образовательного процесса к личности учащихся.

Эмпирическим базисом любой теории являются научные факты. Для теории проектирования образовательного процесса в школе - это: факты проектировочной деятельности учителя, цель которой - мысленное предвосхищение будущего образовательного процесса; факты учения как освоения различных видов деятельности.

Инструментарий теории проектирования образовательного процесса, то есть средства и методы познания: диалектический метод, метод анализа научных систем знаний, технологический, системно-деятельностный, задачный, личностный и культурологический подходы, теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование, изучение продуктов деятельности субъектов образовательного процесса, наблюдение, анкетирование, метод экспертных оценок, опытно-экспериментальная работа, методы математической статистики.

 

Общая логика проектирования образовательного процесса:

  1. Анализ исходных данных, конкретизация образовательных целей.
  2. Генерирование идей: составление вариантов технологических способов обучения, то есть систем приемов учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению содержанием образования.
  3. Оценка каждого варианта и выбор оптимального - создание общей модели проектируемого образовательного процесса.
  4. Разработка приемов реализации выбранного технологического способа, то есть системы дидактической деятельности учителя по управлению учебно-познавательной деятельностью учащихся.
  5. Подбор необходимого материально-технического оснащения образовательного процесса.
  6. Мысленное экспериментирование - проигрывание будущего процесса, установление и уточнение пространственно-временных характеристик процесса.
  7. Документальное оформление проекта.

Данная логическая последовательность действий может быть по-разному реализована проектировщиком - учителем. Это различие выражается в стратегии проектирования как определенной последовательности действий, выбираемой проектировщиком с целью преобразования исходного задания в готовый проект. Выделяются несколько возможных стратегий: линейная, циклическая, разветвленная, адаптивная стратегии, стратегия приращения и случайный поиск. Каждая из них или их сочетания могут быть использованы учителем в зависимости от его индивидуального стиля.

Процедура проектирования образовательного процесса является вариативной. Инвариантную часть процедуры составляет общая логика проектирования, а вариативную часть - набор действий учителя, основанный на разных стратегиях проектирования: линейной, циклической, разветвленной, адаптивной и стратегии приращения.

В проектировании образовательного процесса проявляется индивидуальный стиль деятельности учителя. Структурные компоненты индивидуального стиля учителя в проектировании образовательного процесса: мотивационный, операциональный и рефлексивный.

Принятие учителем технологического подхода к образовательному процессу и освоение им процедур проектирования обеспечивает системное видение будущего процесса и позволяет выстраивать его «вокруг ученика», ориентируясь на индивидуальные учебные возможности и учитывая конкретные условия обучения. Овладение проектировочной деятельностью можно рассматривать как элемент развития профессионального мастерства, а также как условие формирования авторской системы деятельности учителя.

 

[1]Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/proektirovanie-obrazovatelnogo-protsessa-v-shkole#ixzz3GNtHxjko

Коментарии
Ахмед написано 2017-04-05 14:19:35
ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ
Ответить

Оставить комментарий: