Роль семьи в автоматизации поставленных звуков.
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 г.Кузнецка
Консультация для родителей
Тема: «Роль семьи в автоматизации поставленных звуков»
Учитель-логопед
А.М. Иванова
Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому довольно часто воспитателям и логопеду приходится сталкиваться с такими вопросами, как: «Вы специалисты, поэтому ждем от вас результатов. Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи?». Возникают подобные вопросы из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их ребенка, а также из-за непонимания того простого факта, что большую часть своей жизни ребенок проводит именно с родителями.
Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.
Особенности речи и поведения родителей при контактах с ребенком. Основными положениями, которыми следует руководствоваться родителям во время занятий, служат понятия о культуре речи, смысловой нагрузке слов и особенностях восприятия речи ребенком. Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Взрослые, окружающие ребенка, должны понимать, что умиление детским лепетом, могут привести к устойчивости неправильного навыка в произношении. Взаимосвязь с ребенком, зависит от уровня понимания ребенка и возможностей воздействия на него с целью правильной постановки речи. Основные рекомендации повышения эффективности выполнения заданий логопеда должны быть связаны, прежде всего, с постоянным комментированием родителями своих действий в присутствии ребенка с одновременной демонстрацией активного действия.
Коррекция нарушенного звукопроизношения происходит постепенно
и состоит из 4 этапов:
Этапы |
Цель |
Первый Подготовительный |
Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию звуков. Создание установки на коррекционную работу, повышение уверенности, чувства полноценностей. |
Второй Постановка звуков |
Добиться правильного звучания изолированного звука. |
Третий Автоматизация звуков |
Добиться правильного произношения во фразовой речи. |
Четвертый Дифференциация звуков |
Научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. |
Уважаемые родители!
Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.
Общие положения
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
автоматизация звука в предложениях;
автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
автоматизация звука в разговорной речи.
В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.
Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Методы проведения занятий дома. Дети в возрасте до 5-6 лет не в состоянии выдержать «долгое сидение». После 5, максимум 10 мин. занятий их внимание рассеивается. Секрет проведения занятий и мотивации к ним внешне прост: ребенок должен посильно участвовать в действиях взрослых. Во время любых действий, совершаемых в присутствии ребенка, необходимо проговаривать вслух всю тему, заданную логопедом, творчески приспосабливая содержание действий к содержанию темы.
Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они не новые, а родителями должны быть прочитаны до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
Правила работы в домашних тетрадях:
- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
- не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 10-15мин.;
- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и т.д.) выполняются карандашами;
- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
- Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка;
- артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком;
- задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам самим;
- все задания выполняются до конца;
- занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.
Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.
Будьте оптимистичны: дорогу осилит идущий!
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий