a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Уникальность планеты Земля

Автор: Дёмкин Александр Викторович Опубликовано: 2014-10-27 10:00:19

Документы для скачивания

Конспект

 

открытого урока

 

«Уникальность планеты Земля»

 

5 класс.

 

Учитель Демкин А.В.

Тема урока: «Уникальность планеты Земля».

Цели урока: Способствовать углублению знаний учащихся о нашей планете: её месте в Солнечной системе, вращении вокруг солнца и своей оси; об окружающих Землю оболочках.

         Акцентировать внимание учащихся на уникальности Земли – существовании на ней живых организмов.

         Создать содержательные условия для осмысления явления жизни на нашей планете.

         Помочь учащимся в осознании ценности и хрупкости жизни на планете.

         Содействовать усвоению учащимися способов действий, позволяющих на основе анализа имеющихся знаний делать выводы о возможности жизни в белковой форме на других планетах.

         Развивать  умения учащихся работать в парах, в группах, совместно находить решения поставленных проблем.

         Воспитывать чувство ответственности перед Вселенной, будущими поколениями за сохранение полноценной жизни на Земле.

Оборудование: таблица «Солнечная система», глобус, физическая карта полушарий, фотографии Земли из космоса, Ю.А. Гагарина.

 

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся

Взаимоопрос

I вариант: 1, 3, 5, 7, 9 вопросы

II вариант: 2, 4, 6, 8, 10 вопросы

  1. Что такое атмосфера?
  2. Из каких газов состоит атмосфера земли?
  3. Как называется смесь газов, составляющих атмосферу земли?
  4. Как называется состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте в определённое время?
  5. Какие показатели характеризуют погоду?
  6. Какие бывают осадки?
  7. Что такое ветер?
  8. Кто такой синоптик?
  9. Как называется многолетний режим погоды в данной местности?
  10. Что при прохождении солнечных лучей нагревается раньше: Земля или воздух над ней? Почему?

III. Изучение нового материала.

 

1) Вступительное слово учителя.

         Наша планета — песчинка во Вселенной, но с ней связана самая главная загадка космоса — загадка жизни.

Нам, землянам, известно только одно место во Вселенной, где существует жизнь. Это планета Земля. И в этом заключается уникальность нашей планеты.

         Обратимся  к словарю: уникальный — единственный, неповторимый.

 

Задачи нашего урока:

— выяснить, почему возможна жизнь на Земле;

— установить, возможна ли жизнь на других планетах Солнечной системы?

 

2) Форма и условия жизни на земле.

         Жизнь на Земле существует в белковой форме. Это означает, что тела землян построены из особых веществ — белков. Таким существам для жизни необходимы определенные условия.

         Температура. При t – 40ºC белки начинают разрушаться, а при tº более 70ºC гибнут практически все живые существа Земли => 70ºC–это верхний предел tº.

         Вода. Для жизнедеятельности необходима вода в жидком состоянии. При t=0ºC вода замерзает => tº окружающей среды не должна быть намного ниже 0ºC. Некоторые животные живут при очень низких t. Так, например, пингвины, белые медведи живут при tº, которая может опускаться до —70ºC. Их организмы приспособились к тому, чтобы поддерживать t своего тела на определенном уровне (около 38ºC).

         Т.о., промежуток температур, в котором могут жить земные организмы, находится от —70ºC до +70ºC.

         Кислород. Подавляющее большинство землян используют кислород для дыхания.

         Защита от губительного космического излучения. Под воздействием космических лучей разрушаются белковые тела => необходима защита от этих лучей.

         Т.о., все перечисленные условия являются требованиями, которые предъявляют жители Земли к окружающей среде.

 

3) Анализ условий жизни на Земле.

 

         Температура. (Учащиеся используют таблицы «Планеты Солнечной системы»)

— Как меняется средняя tº планет в зависимости от их удалённости от Солнца?

— На какой планете tº оптимальна для жизни? Почему?

Вывод: оптимальной для жизни является tº Земли; это связано с R её орбиты.

         Суточные колебания tº. Для живых существ земли важно, чтобы не было резких колебаний tº окружающей среды.

—С чем связаны колебания tº на Земле? (Объяснить, используя теллурий)

—Проанализируем суточные колебания tº на некоторых планетах.

         Для этого решим задачу (учебник, стр. 90). (Воспользуемся данными таблицы о продолжительности суток на разных планетах)

Вывод: скорость вращения Земли вокруг своей оси позволяет ей прогреваться равномерно => на Земле нет резких колебаний tº.

Атмосфера.

—Попытайтесь объяснить следующий факт. Марсианские сутки по продолжительности равны земным, а перепады tº на марсе от +25С до —125ºС. Венера же оборачивается вокруг своей оси за 243 земных суток, а перепадов tпрактически нет.

Вывод: равномерную tº на Земле обеспечивает не только скорость вращения Земли, но и существование атмосферы.

Состав атмосферы.

—В чём состоит главное особенность атмосферы Земли (анализ таблицы)?

—Какое значение имеет наличие большого количества кислорода в атмосфере Земли? (Дыхание, защиты от метеоритов, образование озонового слоя).

Вывод: большое значение для жителей Земли имеет состав её атмосферы.

—Почему состав атмосферы остаётся неизменным, ведь большинство землян при дыхании поглощают кислород, а выделяют углекислый газ? (растения —зелёные лёгкие планеты).

         Вывод: на Земле сложилась такая взаимосвязь организмов, которая поддерживает жизнедеятельность друг друга.

Вода.

—Какое значение имеет вода для жизни?

Вывод: Огромные запасы воды на Земле благоприятны для жизни.

Проанализировав основные условия жизни на Земле, сделаем общий вывод. (Вспомним цели урока).

Вывод: Земля — уникальная планета. Её уникальность состоит в том, что на ней есть жизнь. Жизнь на земле возможна в результате уникального стечения ряда условий.

 

4) Работа в группах по заданию:

Установить, возможна ли жизнь на планете. Проанализировать следующие  условия:

— средняя tº;

— колебания tº;

—возможность дыхания;

— возможность защиты от метеоритов;

— возможность защиты от космического излучения;

— наличие воды

(Группы анализируют условия на одной из планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер. Каждая группа по окончании работы докладывать результаты и делать вывод о возможности жизни на анализируемой планете.)

 

Вывод: Жизнь в белковой форме не возможна на других планетах Солнечной системы, так как там отсутствуют необходимые условия.

 

 

IV. Выставление оценок.

    Домашнее задание.

Оставить комментарий: