Экологический ПРОЕКТ с элементами агро-технологического воспитания. «МЫ - ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ!»
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сосновский детский сад «Аленушка» Азовского немецкого национального муниципального района Омской области Экологический ПРОЕКТ с элементами агро- технологического воспитания. « МЫ- ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ! » Срок реализации проекта 01. 04. 2018- 31. 05. 2019 « Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты » . Пришвин М. М Мир, в котором нам приходится жить, имеет специфические особенности. Всё, что нас окружает является объектами, собранными по принципу конструктора из мельчайших элементарных частичек. Человек, в этом плане, тоже не исключение. Для своего существования людям необходимо постоянно удовлетворять свои базовые потребности в еде, воде, дыхании, защите, размножении. Всё то, что необходимо человеку для жизни, для его существования даёт ему окружающая среда. Наша планета устроена таким образом, что даёт всё благоприятные возможности для появления и существования на ней различных форм жизни. Человек, как разновидность живых существ, также имеет возможность жить и развиваться благодаря имеющимся условиям, которая обеспечивает природа. Значение природы в жизни человека первостепенна, основополагающая, фундаментальна. Проще говоря, мы всё с вами живём, потому что этому способствуют природные условия. Но, как известно, окружающая среда может иметь различные состояния, которые могут не подходить для нормального существования живности, и человека в том числе. Парадоксально, но значение природы в жизни человека, самими же людьми, сильно недооценивается, что порождает принцип — «пилю сук, на котором сижу». На сегодняшний день экологическое состояния окружающей среды оставляет желать лучшего. Люди повсеместно начинают активно ухудшать экологическую обстановку на нашей планете, что, в первую очередь, пагубно сказывается на самом же человеке. Взаимодействие общества с природой имеет для человека не только утилитарное, производственное значение, но также и оздоровительное, нравственное, эстетическое, научное. Человек не только «вырастает» из природы, но, производя материальные ценности, одновременно «врастает» в нее. К тому же природа помимо прочего имеет свою удивительную прелесть, очарование, что в немалой степени делает человека художником, творцом. В частности, из этого творческого к ней отношения не в последнюю очередь возникает у того или иного народа чувство Родины, единения со своей землей, патриотизм. Аннотация Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ар оматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой при родой, развивает органы чувств ребенка. Программа обучения и воспитания в детском саду предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим нас миром, природой и ее закономерностями, начиная с младшей группы. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день во время прогулок. Такое взаимодействие детей с природой, ее явлениями, разнообразием животного и растительного мира, оказывает неизгладимое впечатление на ребенка. Роса на траве, аромат цветов, жужжание насекомых или стрекотание кузнечика – обыденность для взрослого, но не для ребенка. Каждый малыш в глубине души своей – исследователь, и те открытия живой и неживой природы, которые он совершает, постепенно формируют общую картину окружающего нас мира. Но какова же будет эта картина, насколько трепетным будет отношение детей к растениям, животным и природе в целом? Какими вырастут наши дети, если на начальной стадии мы не научим их любить и оберегать нашу мать- природу? Вопрос непростой и может вызвать множество споров и дискуссий. Но ясно одно- именно на наши плечи ложится груз ответственности за экологическое воспитание дошкольников. Данный проект направлен на детей дошкольного возраста, чтобы дать им представление о животном и растительном мире, находящихся в ближайшем окружении. Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы Задачи проекта: 1. создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления; 2. формировать представления детей о природе; 3. формирование первоначальных навыков выращивания цветочных и овощных культур; 3. организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей; 4. развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры; 5. воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе. 6. развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности; План работы Месяц Неделя Работа с детьми Работа с родителями Апрель 1 Беседа на тему «Весне дорогу». Посадка семян в группе «Огород на окне». Наблюдение за проращиванием семян Беседа на тему «Растения и животные весной». 2 Целевая прогулка на участок. Наблюдение за изменениями в природе весной. Посадка семян в группе «Огород на окне» Наблюдение за проращиванием семян 3 Работа над плакатом «Весенний пейзаж». Посадка семян в группе «Огород на окне » Н аблюдение за проращиванием семян Заучивание стихотворений о весне. 4 Посадка семян в группе «Огород на окне». Наблюдение за проращиванием семян Май 5 Беседа на тему «Наш ковер – цветочная поляна». Наблюдение за проращиванием семян Беседа на тему «Многообразие цветов». 6 Рисование на тему «Клумба моей мечты ». Наблюдение за проращиванием семян 7 Высадка луковиц и семян цветов на клумбы. Наблюдение за проращиванием семян Высаживание цветников. 8 Чтение стихотворений о лете. Июнь 9 Высаживание рассады на огород. Работа на огороде. Высаживание овощей на огороде. 1 0 Занятие на тему « Волшебница в ода ». Работа на клумбе. 1 1 Игра – путешествие « Во саду иль в огороде». Работа на огороде. Работа на клумбе. Викторина «Наша огород ». 1 2 Рисование на тему «Синьор- помидор». Работа на огороде. Работа на клумбе. Июль 1 3 Целевая прогулка в теплицу» Новые технологии». Наблюдение за плодами деревьев. Работа на огороде. Работа на клумбе. Изготовление знаков «Не рвите», «Не ссорите». 1 4 Распределение знаков на участке детского сада. Работа на огороде. Работа на клумбе. 1 5 Работа на огороде. Работа на клумбе. Рисование на тему «Мои плоды». 16 Работа на огороде. Работа на клумбе. Август 1 7 Игра- путешествие «Собери и положи». Работа на клумбе. Работа на огороде Высадка саженцев деревьев. 18 Работа на огороде. Работа на клумбе. 19 Распределение знаков на участке детского сада. Работа на огороде. Работа на клумбе Помощь в установке знаков. Фот о- конкурс «Юный садовод». 20 Сбор плодов и овощей. Их сравнение. Работа на огороде. Работа на клумбе. Сентябрь 2 1 Знакомство с цветами на клумбе. Заучивание названий. Работа на огороде. Работа на клумбе. Составление семейных энциклопедий «Цветы на нашей клумбе 2 2 Сбор семян летних цветов. Работа на огороде. Работа на клумбе. 2 3 Занятие по рисованию на тему «Цветы на нашей клумбе». 2 4 Уборка оставшихся овощей с огорода. Уборка цветников. Сбор урожая. Октябрь 25 Прогулка по участку. Беседа на тему «Изменения в природе осенью». Сопровождение детей на прогулке. 26 Рисование на тему «Природа осенью». 27 Сбор осенних листьев для гербария. Чтение стихотворений об осени. Конкурс подделок из природного материала на тему «Осенний вернисаж» 28 Изготовление подделок из природных материалов «Осенний букет». Ноябрь 29 Целевая прогулка на участок. Наблюдения за птицами. Изготовление птичьих кормушек 3 0 Беседа на тему «Жизнь птиц зимой». 3 1 Развешивание кормушек на участке. Раскладывание корма в кормушки. Создание плаката экологической направленности «Покормите птиц зимой» 3 2 Разучивание стихов о птицах. Декабрь 3 3 Целевая прогулка на участок. Наблюдение за елью. Оформление стенгазеты о пословицах и поговорках о ели. 3 4 Инсценировка: «Встреча с ёлочкой» 3 5 Беседа на тему «Кто дружит с елью? » Создание фотовыставки на тему «Новогодняя елочка». 36 Аппликация на тему «Новогодняя елочка» Чтение стихотворений о зиме. Январь 37 Зимние каникулы 38 Занятие на тему «Защитники природы». Беседа с детьми тему «Жалобная книга природы». 39 Работа над плакатом «Берегите природу». 40 Акция «Берегите природу». Создание листовок. Сопровождение детей на акции. Февраль 4 1 Знакомство с но вым растением в группе. Составление альбомов «Растения в моем доме». 4 2 Занятие по экологии на тему «Природа, ты и я- друзья». 4 3 Аппликация на тему « Зимний лес ». Выставка альбомов «Растения в моем доме». 4 4 Итоговое занятие на тему «Зимушка- зима». Март 4 5 Знакомство с н овым растением в группе. Посадка семян в группе «Огород на окне» Посадка семян дома. Рассказ детям о необходимости солнечного света для роста растений. 46 Занятие на тему «Забота о растениях». 47 Проведение опыта «На свету и в темноте». Посадка семян дома. Наблюдение за проращиванием семян. Ведение дневника. 48 Демонстрация результатов опыта «На свету и в темноте». Апрель 49 Целевая прогулка на участок. Наблюдение за изменениями в природе весной. Посадка семян дома. Наблюдение за проращиванием семян. Ведение дневника. 5 0 Знакомство с но вым растением в группе 5 1 Работа над групповым рисунком « Весна- красна ». Наблюдение за проращиванием семян. Ведение дневника. 5 2 Посадка семян в группе «Огород на окне» Май 5 3 Знакомство с но вым растением в группе Наблюдение за проращиванием семян. Ведение дневника 5 4 Посадка семян в группе «Огород на окне». Наблюдение за проращиванием семян. 5 5 Итоговое з анятие на тему «Юный садовод- огородник ». О бсуждение в группе итогов проекта( проведение открытых занятий) Наблюдение за проращиванием семян. Ведение дневника. Высаживание цветников. 56 Высадка луковиц и семян цветов на клумбы. Наблюдение за проращиванием семян. Занятие на тему «Защитники природы» Цель: Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, желание принимать участие в охране природы. Материалы и оборудование: Телеграмма от жителей леса, лепестки волшебного цветк а( красный, голубой, оранжевый, желтый и фиолетовый) , загадки про зверей, одноразовые тарелки, стаканчики, вилки, ложки, упаковочные пакеты, ватман, вырезанные из бумаги эскизы деревьев, клей, иллюстрации леса. Ход занятия: Наша планета Земля О чень щедра и богата: Горы, леса и пол я- Дом наш родимый, ребята! Давайте будем беречь планету, Другой такой на свете нет. Развеем над нею тучи и дым, В обиду её никому не дадим! Беречь будем птиц, насекомых, зверей. От этого станем мы только добрей. Украсим всю Землю садами, цветами. Такая планета нужна нам с вами! Воспитатель: Ребята, мне пришла телеграмма от жителей леса! Они очень беспокоятся за свой дом! Их лес захватил злой и страшный Лесоглот. Он вырубает деревья, охотиться на лесных зверей и птиц, безжалостно уничтожает запасы ягод и грибов, а еще никогда не убирает за собой мусор. Победить этого ужасного Лесоглота не смог даже дедушка медведь. Лесоглот согласится покинуть лес в обмен на волшебный цветок. А для того, чтобы вырастить такой цветок, мы с вами должны отправиться в страну «Природознанию» и научиться беречь нашу природу! Ну что, поможем нашим лесным друзьям? ? ? Тогда вперед…. Смотрите, дети, первая остановка: «Красный лепесток ». Мы получим это лепесток, выполнив первое задание. 1 задание: «Если я приду в лесок…» Воспитатель: Встанем в круг. Я буду говорить и показывать вам свои действия, а вы отвечать мне. Если я буду поступать хорошо, вы говорите «да» и хлопаете в ладоши, если плохо, то все вместе кричите «нет» и топаете ногами! Ну что, готовы? Если я приду в лесок и сорву ромашку? ( нет) Если съем я пирожок и выброшу бумажку? ( нет) Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? ( да) Если ветку подвяжу, колышек подставлю? ( да) Если разведу костер, а тушить не буду? ( нет) Если сильно насорю и убирать не буду? ( нет) Если мусор уберу, банку закапаю? ( да) Я люблю свою природу, я ей помогаю! ( да) Молодцы! Мы справились и за это получаем первый красный лепесток! Следующая остановка: «Голубой лепесток» Воспитатель: Мы получим второй лепесток, отгадав загадки про лесных зверей. 2 задание «Отгадай загадку» Живёт в дупле, живёт- в гнезде, Лесной орех, грибы таскает. И на немалой высоте Пушистый хвост, как луч, мелькает. ( Белка) Уши длинные, несмелый. То он серый, то он белый. То бежит, а то уж скачет, Куцый хвост от волка прячет. ( Заяц) Смотри: лежит под ёлками Подушечка с иголками. Лежала, лежала Д а вдруг побежала. ( Ежик) Летом ходит без дороги В озле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. ( Медведь) Рыжая плутовка С пряталась под ёлкой. Зайца ждёт хитрюга та. Как зовут её? . . ( Лиса) Кто зимой холодной Х одит злой, голодный? ( Волк) Молодцы, ребята! Голубой лепесток наш, отправляемся в путь! Остановка «Желтый лепесток» Воспитатель: Чтоб его нам получить нужно лес нам посадить. 3 задание «Посади лес» Сейчас я прочту вам пословицу, а вы внимательно ее послушайте! Много леса – не руби, Мало леса – береги, Нет леса – посади! Чтобы наши леса росли и крепли, мы с вами должны посадить свой лес. Воспитатель раздает детям заранее вырезанные из бумаги эскизы деревьев. Дети по очереди подходят к заготовленному ватману и приклеивают свои деревья. Молодцы, ребята! Вот так лес мы посадили. Желтый лепесток уже у нас! Следующая остановка «Оранжевый лепесток» 4 задание «Очисти лес» Воспитатель: Посмотрите, дети, здесь недавно отдыхал человек. Видите, сколько мусора он после себя оставил! Не порядок! Нужно срочно его убрать! Вы согласны? ( Дети собирают разбросанный на полу мусор: листочки, одноразовую посуду, пакеты и различные упаковки) . Молодцы, ребята! Мы получаем оранжевый лепесток, но нам нужно спешить ведь впереди последний Фиолетовый лепесток. Последняя остановка «Фиолетовый лепесток» 5 задание «В гостях у сказки» Воспитатель: Сейчас я буду называть вам название сказки, а вы будете говорить да, если в сказке есть лесные жители, или не т- если лесных жителей в этой сказке нет! «Заяц и лиса»( да) «Волк и семеро козлят»( да) «Гуси- лебеди»( нет) «По щучьему веленью»( нет) «Колобок»( да) «Теремок»( да) «Морозко»( нет) «Кот, петух и лиса»( да) Воспитатель: Молодцы, ребята! Последний фиолетовый лепесток у нас! Вы настоящие друзья и знатоки природы! Мы собрали все лепестки нашего волшебного цветка, и теперь наши лесные друзья смогут избавиться от ужасного Лесоглота. А значит наш лес снова будет в безопасности! Давайте, ребята, природу охранять! О ней ни на минуту не надо забывать. Ведь цветы, поля, и речки, Это все для нас навечно! ! ! Воспитатель: Ну, а нам, пора возвращаться в детский сад! Возьмемся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой! Занятие на тему «Забота о растениях» Цель: Формировать у детей умение правильно ухаживать за комнатными растениями: поливать, протирать листочки, опрыскивать. Материал и о борудование: Цветочный горшок с землей, фикус, ведерко для воды, тряпочка, лейка. Ход занятия. Дети с воспитателем находятся в уголке природы. Воспитатель: У нас на подоконнике Стоят цветы зеленые. Стоят цветы зеленые, Как чудный летний сад. Воспитатель: Ребята, посмотрите, в нашем уголке распустился цветок. Какого он цвета? Ответы детей. Воспитатель: Давайте рассмотрим цветок и выделим его существенные признаки. Обратите внимание: у него есть стебель, листья, корень( рассказ сопровождается показом) . Воспитатель: Видите, какие цветы красивые, нежные, их нельзя рвать. Ими только любуются. Этот цветочек – высокий. Покажите, какой цветок? ( Педагог показывает на цветок) . Дети становятся на носочки и поднимают руки вверх. А вот стоит цветок низкий. ( Педагог показывает на цветок) . Дети приседают. Воспитатель: Но посмотрите, растение пыльное. Дети, что надо сделать с ним? Ответы детей. Воспитатель: Верно, его нужно помыть водичкой. Педагог рассказывает и показывает, как правильно мыть растение. Затем дети по очереди берут тряпочки и самостоятельно моют листики. Воспитатель: Полюбуйтесь на цветочек каким он стал после того как мы его помыли? Ответы детей. Слышится плач. Воспитатель: Ребята, кто- то плачет. Да ведь это кукла Таня – Золотых волос волна. Повяжу я кукле бантик – Улыбнется мне она. Я в ответ ей улыбнусь И, как Таня причешусь. ( В группу входит девочка, наряженная в куклу) Воспитатель: Ребята, это же Кукла Таня давайте ее успокоим. Пальчиковая гимнастика «Кукла» Дети загибают пальчики, начиная с большого, и произносят слова. Кукла Таня – это дочка, Мама Лера – это я, Котик, пес едят из плошки, Это вся моя семья. Хлопают в ладоши. Ну- ка, Таня, попляши, Свои ножки покажи! Кукла Таня: Не хочу я танцевать! Воспитатель: Что случилось? ! Почему ты не хочешь танцевать? Кукла Таня: Я посадила цветочек, а он не растет, и теперь я не знает, что мне делать. Кукла показывает горшочек с землей. Воспитатель: А как ты его сажала? Кукла Таня: Да очень просто- посадила семечко в землю, вот и все. Воспитатель: Чтобы всегда улыбались наши цветочки солнышку в окошке нам нужно за ними ухаживать – поливать, вытирать пыль на листочках, опрыскивать, рыхлить почву. Ребята, а как вы думаете, что самое главное забыла сделать Таня? Ответы детей. Воспитатель: Правильно, Таня забыла полить зернышко водичкой. Ответы детей. Воспитатель: А давайте поможем Тане полить цветочек. Обратите внимание, цветы посажены в горшки, а вниз подставляется поддон, для того, чтобы, когда поливаешь цветок, вода не выливалась. Педагог дает возможность одному ребенку самостоятельно полить растение из лейки. Воспитатель: Слышите, как капают капельки? Упражнение на произношение звука – С- «Водичка» Педагог говорит текст, дети четко произносят звук – с. Есть у дождика сестричка – с- с- с, Это быстрая водичка – с- с- с, С- с- с – она свистит, поет – с- с- с, И струей из лейки льет – с- с- с, Эту песенку послушай – с- с- с, Поливай цветочек душем – с- с- с. Воспитатель: Детки, а скажите мне, кто поливает растения на улице? Ответы детей. Правильно, конечно же это дождик. ( Педагог читает стихотворение, а дети выполняют движения под музыку) Воспитатель: Приплыли тучки дождевые: - Лей, лей, лей! ( Дети подставляют ладошки) . Дождинки пляшут, как живые: - Пей, пей, пей! ( Дети танцуют) . Растение, склоняясь к земле зеленой Пьет, пьет, пьет. ( Дети наклоняются вперед) . А теплый дождик неугомонный Льет, льет, льет. ( Кружатся в танце) . Пока дети играют, педагог незаметно подменяет горшок без цветка на горшок с цветком. Кукла Таня: Ура! Получилось! Ребята, какие вы молодцы, цветочек вырос. Воспитатель: Вот видите, дети, какое чудо произошло с помощью простой воды. Поэтому не забывайте поливать растения, иначе они погибнут. А цветок, который мы вырастили, называется – фикус. У него большие, крупные листья и он вырастает очень высоким. Кукла Таня: Спасибо, ребята, вы научили меня правильно ухаживать за комнатными растениями. И я не буду больше плакать, а фикус украсит группу и будет нас радовать. Занятие на тему «Волшебница вода» Цели: 1. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. 2. П ознакомить детей со свойствами воды ( вкус, цвет, запах, текучесть) . Материалы и оборудование: Инвентарь для опытов: стаканы с водой ( по количеству детей) , пустые стаканы, марганцовка, ложечки, тазик, сосуды разной формы, белый лист бумаги, стаканчики с молоком, салфетки. Ход занятия: Дети играют. Включается аудиозапись «Ручеек». Воспитатель: Ребята, слышите? Что это? ( ответы детей) . Да, правильно это ручеек. Он зовет нас на занятие. Садитесь на стульчики. Вы догадались, о чем будет наше занятие? Отгадайте загадку: Она и в озере, она и лужице Она и в чайнике у нас кипит Она и в реченьке бежит, шуршит. Что это? ( вода) Воспитатель: О чем мы сегодня будем говорить на занятии? Да о воде. Где можно встретить воду? ( ответы детей) . Зачем нам нужна вода? Кому еще нужна вода? ( ответы детей) Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране, Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у нас кипит. Паром чайника шипит. Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею я вам доложить Без неё нам не прожить. Воспитатель: А что же такое вода? ( Ответы детей) Мы сегодня попробуем немного узнать о воде. Я приглашаю вас в нашу лабораторию воды, где мы будем проводить необычные и очень интересные опыты с водой. Ну что дети, вы готовы стать исследователями? Тогда вперед. Опыт 1. «Вода – это жидкость» Подойдите к тазику, возьмите стаканчики с водой и вылейте в тазик. Что вы сделали сейчас с водой? ( вылили, перелили) Перельём воду в разные бутылочки. У нас это получается легко и просто! Вывод: вода- это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы. Также мы можем перелить чай, компот или кисель, потому что все это жидкости. Воспитатель: Как вы считаете, какого цвета вода? ( ответы детей) Давайте проверим. Опыт 2. «Вода бесцветная» На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой. - Какого цвета молоко? ( белого) . А можно сказать про воду, что она белого цвета? ( Ответы детей) Возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку. Видно картинку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода? Прозрачная, поэто му через стакан с водой картинку видно? Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная. Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом? Опыт 3. «Вода может изменить свой цвет» На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Воспитатель: С ейчас я добавлю в воду волшебный кристаллик ( марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь вы возьмите ватную палочку и помешайте ею в стаканчике с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках? Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили. Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая? Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. Опыт 4. «Вода не имеет запаха» Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду в этом стакане. Пахнет ли вода чем- нибудь? А теперь понюхайте жидкость в другом стакане? Это подсолнечное масло, оно пахнет! Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. Воспитатель: Давайте вспомним о чем мы сегодня говорили? ( Ответы детей) Расскажите, что вы сегодня узнали о воде? ( Ответы детей) . Воспитатель: Понравилось вам наше занятие. Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное. Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Наше занятие закончено. Молодцы! Занятие на тему: «Юный садовод» Цели: 1. Познакомить детей с овощами в натуральном виде и на картинках. 2. Формировать у детей представление о том, как нужно выращивать овощи. Материал и о борудование: Свежие овощ и( морковь, огурец, помидор, картофел ь, лук, капуста, свекла) , набор муляжей овощей, н абор картинок «Овощи», пластилин. Ход занятия Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто сегодня пришел к нам в гости, это зайчиха и ее зайчата. Да, это наши постоянные друзья. Сегодня Зайчиха приглашает вас в гости на свой огород. На огороде у неё есть грядки. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что растет на грядках( овощи) . Зайчиха так намаялась со своими зайчатами, что позабыла, какие овощи растут на ее грядках. Давайте поможем ей вспомнить названия посаженных на грядках овощей. 1 занятие «Угадай овощ» Раскололся тесный домик Н а две половинки. И посыпались оттуда Бусинки- дробинки. ( Горох) Как на нашей грядке В ыросли загадки Сочные да крупные, Вот такие круглые. Летом зеленеют, К осени краснеют. ( Помидоры) Хотя я сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла, Крупна, кругла, сладка на вкус, Узнали вы, кто я? . . . ( Свекла) Сидит дед, в шубу одет, Кто его раздевает, тот слёзы проливает. ( Лук) Растет она – в земле, Известна – в целом мире. Частенько на столе К расуется в мундире. ( Картошка) Говорит коза, что козы О чень любят нюхать розы. Только почему- то с хрустом Н юхает она…( Капусту) Ее тянут бабка с внучкой, Кошка, дед и мышка с Жучкой. ( Репка) Воспитатель: Молодцы ребята! Помогли зайчихе вспомнить все овощи. А теперь давайте поможем нашей гостье собрать все овощи в корзину. 2 задание «Собираем урожай»( Пока звучит музыка, дети собирают с полу овощи и складывают их в корзины) . Воспитатель: Посмотрите, дети, как много овощей мы нарвали. А где все они росли? ( на грядке в огороде) . Молодцы, дети, помогли Зайчихе убрать овощи с грядок. 3 задание «Юный садовод» Воспитатель: Сейчас мы с вами будем узнавать овощи на ощупь. Педагог достает мешок с овощами. Дети подходят по очереди, опускают в мешок руку и отгадывают овощ. Воспитатель: Это маленький Ивашка в коричневой рубашке? Что это? ( Картошка) . Где она выросла? ( На огороде) . Потрогайте картошку. Какая она? Она круглая, твёрдая, коричневая( обследование картошки) . Воспитатель: Что это? ( Помидор) . Какой помидор? Помидор красный, вкусный. Где он растет? ( На огороде) . ( Обследование помидора) Воспитатель: Что это? ( Огурец) . Где он вырос? ( На огороде) . Какой он? Огурец зеленый, гладкий, колючий( обследование огурца) . Воспитатель: Это что? ( Свекла) . Какая она? Она круглая, бордовая. Где растёт свекла? ( На огороде) . ( Обследование свеклы) . Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте, поможем зайчихе накормить своих зайчат. Пальчиковая гимнастика: “Засолка капусты”( Координация речи с движением, развитие тонкой моторики) Мы капусту рубим, рубим( Движения прямыми ладонями по столу) Мы морковку трем, трем( Движения кулаков к себе и от себя) Мы капусту солим, солим, ( Имитация посыпки солью пальцами) Мы капусту жмем, жмем. ( Интенсивное сжимание обеих рук в кулачок) Воспитатель: Мо лодцы, ребята, зайчата сыты, но чтобы наши лесные друзья нас не позабыли, мы должны оставить им на память что- то необычное, сделанное своими руками. Давай те подарим им овощи, но не обычные овощи с грядки, а волшебные овощи из пластилина. 4 занятие « Подарок для зайки » Дети садятся за свои рабочие места, воспитатель раздает детям волшебный пластилин. Дети лепят овощи: помидоры, огурцы, картофель, лук, морковку и т. д. Воспитатель: Молодцы, ребята! ! ! Посмотрите, какой необычный урожай мы с вами собрали. ( Дети вручают поднос с овощами зайчатам) . Воспитатель: А теперь нам пора прощаться с нашими новыми друзьями! ! ! До свидания! ! ! П риходите к нам в гости! ! ! Беседа на тему «Жизнь птиц зимой» Как птицам перезимовать? Известно, что у птах Н ет ни халатов ватных, Ни байковых рубах. У многих даже нет гнезда: Они в грозу, и в град, И под дождём, и в холода Н а ветках сидя спят. Сугробами засыпаны Бугры, дворы, дорожки. Не могут пташки отыскать Н и зёрнышка, ни крошки. И вот летают всё слабей Ворона, галка, воробей. Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала она деревьям теплые шубы, укрыла поля белым теплым одеялом. Но для птиц наступила суровая пора. Сегодня мы с вами поговорим о жизни птиц зимой. Зима – тяжелое время для птиц и многие из них улетают в теплые края. Дети а как называют таких птиц? ( Ответы детей) Правильно перелетные. Но не все птицы улетают от нас, некоторые остаются! А как называют таких птиц? ( Ответы детей) Правильно, зимующие птицы. Сейчас мы с ними поближе познакомимся. А у нас игра сейчас. Я прочту стихи для вас. Я начну, а вы кончайте. Дружно вместе отвечайте. ( Дети отгадывают загадки, воспитатель показывает картинки с изображением птиц. ) Вещунья – белобока, А зовут её …( Сорока) Жёлтое брюшко у маленькой птички, А зовут её …( Синичка) Чёрная, как вар, Кричит: « Карр! »( Ворона) Чик – чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? ( Воробей) Красногрудый, чернокрылый, Любит ягоды клевать. С первым снегом на рябине Он появится опять. ( Снегирь) Всю ночь летает. Мышей добывает. А станет светло – Спать ляжет в дупло. ( Сова) Всё время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит. ( Дятел) Молодцы, ребята! С птицами мы познакомились, а теперь скажите легко ли птицам живется зимой? ( Ответы детей) . Правильно, им очень не просто пережить зиму, потому что птицам недостаточно корма. При голодании, особенно у мелких птиц, понижается температура и они быстро гибнут. Вот и тянутся птицы поближе к человеческому жилью, рассчитывают на его доброту, сострадание. Они ждут помощи. А расскажите, как же мы с вами можем помочь птицам зимой? ( Ответы детей) . Правильно покормить птиц. А как это можно сделать? ( Ответы детей) . Смастерить кормушки, повесить их и следить за тем, чтобы в них каждый день был корм, построить с мамами и папами скворечники, развешать на кусты и ветви деревьев кусочки ваты и меха. К тому же, покормить птиц – несложный и приятный способ проявить человечность и стать добрее. Нельзя забывать об огромной работе, которую выполняют пернатые, избавляя деревья и кустарники от множества опасных вредителей. Список врагов, с которыми ведут борьбу птицы, просто огромен: плодожорки, шелкопряды, пяденицы, листовертки, моль, майские жуки, клопы. Итог Чем мы занимались сегодня? О чем говорили? Даже если наша жизнь и профессия не будут связаны с природой и птицами – не забывайте о них. Беречь природу – охранять свою жизнь. Любить животных – значит любить своих близких. Каждая кормушка, каждая горсть зерна поможет спасти от гибели не одного пернатого певуна. Беседа на тему «Изменения в природе осенью» В сентябре еще не грустно: Теплый полдень, все в цветах. Помидоры и капуста Поспевают на полях. По утрам, конечно, зябко, Но пока морозов нет. И еще зеленой шапкой Лес усталый приодет. Птичий гомон не смолкает, Но прохладная пора О себе напоминает Нудным дождиком с утра. Воспитатель: Ребята, о каком времени года это стихотворение? Правильно, об осени. О ней мы сегодня и будем говорить. Скажите, а к акие изменения в природе мы можем увидеть в это время? ( Утро и вечер становятся прохладнее, опадают листья с деревьев, идут дожди, птицы собираются улетать в теплые края, появляются утренние туманы) . ( Воспитатель выставляет на доску иллюстрации с изображением осени) . Воспитатель: Посмотрите дети, э то время называют ранняя осень. ( Указывает на картинку) . В это время паучки начинают летать на своих паутинках, а днём бывает даже жарко, как летом. Это время ещё называют бабьим летом. Но уже чувствуется по утрам и вечерам приближение холодов. А дальше нас ждет следующий этап осен и- золотая осень. ( Показывает соответствующую картинку) . Воспитатель: Начинают лить холодные дожди, дуют холодные ветры, небо становится хмурым, туманы становятся густыми и продолжительными, листья на деревьях меняют свой цвет, начинают опадать, трава совсем засыхает, отцветают цветы, вода в реке становится очень холодной, солнце греет очень мало, пропадают насекомые, начинают улетать первые перелётные птицы, люди одеваются теплее, убирают в поле и в саду последний урожай. Воспитатель: Как вы думаете, почему насекомые начинают пропадать( большинство насекомых питаются нектаром с цветов, а цветы уже отцвели, с тановится очень холодно и сыро) . Почему птицы начинают улетать? ( становится холоднее, пропадают насекомые, и те птицы, которые питаются насекомыми улетают в тёплые края икать себе пропитание и тепло) . Воспитатель: Что же происходит дальше! ? Наступает поздняя осень. О падают последние листья с деревьев, солнышко показывается очень мало, дожди продолжительные, иногда падают снежинки, становится заметно холоднее, по утрам вместо росы бывает иней, по ночам бывают первые заморозки, на лужицах появляется первый лёд, последние перелётные птицы собираются в стаи и отправляются в тёплые края, звери готовятся к зиме, некоторые уже прячутся в норки, некоторые меняют шубку, люди в спахивают поля, засевают озимые, насекомые пропадают. Итог Давайте на зовём, какая бывает осень? ( Ответы детей) . А какие изменения в природе происходят осенью? ( Ответы детей) . Куда улетают птицы( Ответы детей) . Куда пропадают насекомые? ( Ответы детей) . Чем осенью заняты животные в лесу? ( Ответы детей) . Молодцы, дети! Теперь вы знаете, то красавица- осень бывает разная. Осенью в природе происходит множество изменений. К зиме готовятся все: люди, растения, насекомые, звери и птицы. Осень – самое волшебное время года. Стихотворения о природе во второй младшей группе «Хороший день» До чего хорош денёк: Веет лёгкий ветерок, Солнца летнего лучи Так приятно горячи! И не надо Ни сапог, Ни рубахи, Ни чулок, Ни тужурки, Ни калош … Д о чего денек хорош! ! ! Зима На картине у зимы В сё бело от снега: Поле, дальние холмы, Изгородь, телега. Но порой блеснут на ней С редь поляны ватной Красногрудых снегирей Солнечные пятна. В. Лунин Ёлочка Ни листочка, ни травинки! Тихим стал наш сад. И берёзки, и осинки Скучные стоят. Только ёлочка одна Весела и зелена. Видно, ей мороз не страшен, Видно, смелая она. О. Высотская Шепчет солнышко Шепчет солнышко листочку: - Не робей, голубчик! И берёт его из почки З а зелёный чубчик. Снежинки Летают снежинки, Почти невидимки, Как много всегда их зимой. И вот я снежинк у- Пушистую льдинку- Поймал наконец- то рукой. Заплакала тихо Хрустальная льдинка. . . На тёплой ладони О сталась слезинка. Аркадий Мельников Весна идёт Утром было солнечно И совсем тепло. Озеро широкое по двору текло. В полдень подморозило, Вновь зима пришла, Затяну лось озеро Корочкой стекла. Расколол я тонкое Звонкое стекло, Озеро широкое С нова потекло. Говорят прохожие: - Вот весна идёт! - А это я работаю, Разбиваю лёд. А. Барто Как мы проводили время Мы гуляли, загорали, Возле озера играли. На скамейку сели, Две котлеты съели. Лягушонка принесли И немного подросли. Э. Успенский* * * " Шагай! " - поманила Лесная дорожка. И вот зашагал По дорожке Алёшка! . . . Ведь летом в лесу Интересно, как в сказке: Кусты и деревья, Цветы и лягушки, И травка зелёная Мягче подушки! . . . Б. Заходер Подсолнух Днём подсолнух в огороде улыбается погоде. По орбите круговой вертит рыжей головой. - Я, - хвалился он пырею, - вместе с Солнцем землю грею! М. Пронько Осенние листья Опустел скворечник, Улетели птицы, Листьям на деревьях Т оже не сидится. Целый день сегодня В се летят, летят. . . Видно, тоже в Африку У лететь хотят. Дождик Дождик песенку поёт: Кап, кап … Т олько кто её поймёт- Кап, кап? Не поймём ни я, ни ты, Да зато поймут цветы, И весенняя листва, И зелёная трава… Лучше всех поймёт зерно: Прорастать начнёт оно! ! ! Б. Заходер Что растет в садике? Дочка воду носит И гремит ведром. Что растет там, доченька? В садике твоем. Там краснеют яблоки, Там летают зяблики И другие птички, Кажется, синички. На капусте сладкой Капельки росы. И горох на грядке Р аспустил усы. Л. М. Квитко Что такое лес? Что такое лес? Сосны до небес, Берёзы и дубы, Ягоды, грибы. . . Звериные тропинки, Пригорки и низинки, Мягкая трава, На суку сова. Ландыш серебристый, Воздух чистый- чистый И родник с живой Ключевой водою…* * * Почему к зиме деревья Р аздеваются кругом? А деревьям тоже нужно Р аздеваться перед сном! Загадки о природе во второй младшей группе Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет- Заплачет она и умрет. ( Сосулька) Неизвестно, где живет. Налетит – деревья гнет. Засвистит – по речке дрожь. Озорник, а не уймешь. ( Ветер) Кто всю ночь по крыше бьет, Да постукивает, И бормочет, и поет Убаюкивает? ( Дождь) Рыхлый снег Н а солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, К нам пришла. . . ( Весна) Зеленеют луга, В небе- радуга- дуга. Солнцем озеро согрето: Всех зовёт купаться. . . ( Лето) У тром мы во двор идём- Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят. . . ( Осень) Я шариком пушистым Белею в поле чистом, А дунул ветерок — Остался стебелёк. ( Одуванчик) Пробивается росток, Удивительный цветок. Из- под снега вырастает, Солнце глянет расцветае т. ( Подснежник) Л етом вырастают, осенью опадают. ( Листья) Кто осенью холодной Ходит хмурый и голодный? ( Волк) Зелёные мы, как трава, Наша песенка: " Ква- ква" . ( Лягушка) Летом сер, зимою бел, По характеру несмел. По полянкам скачет ловко, Любит сочную морковку. ( Заяц) У меня роскошный хвост, А характер мой непрост- Я коварна и хитра. Глубоко моя нора. ( Лиса) Важно я хожу по бору, Съесть могу и мухоморы. Не боюсь в лесу врага- Есть копыта и рога! ( Лось) Из берлоги слышен храп- Спит хозяин, косолап. Всю округу замело, Но ему во сне тепло. ( Медведь) Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу. ( Белка) Есть в реке работники, Не столяры, не плотники, А выстроят плотину – Хоть пиши картину. ( Бобры) Под соснами, под елками Л ежит мешок с иголками. ( Ежик) Воробьи, стрижи, пингвины, Снегири, грачи, павлины, Попугаи и синицы: Одним словом это- . . . ( Птицы) Чик- чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? ( Воробей) Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей. Взад- вперед по пашне вскач ь, А зовется птица…( Грач) Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой – Все равно он будет мой. ( Дятел) Жу- жу, жу- жу, Я на ветке сижу, Букву Ж всегда твержу. Зная твёрдо букву эту, Я жужжу весной и летом. ( Жук) Кто они? Откуда! Чьи? Льются чёрные ручьи: Дружно маленькие точки Строят дом себе на кочке. ( Муравьи) Летит, пищит, Ножки длинные тащит, Случай не упустит: Сядет и укусит. ( Комар) Домовитая хозяйка П олетает над лужайко й Похлопочет над цветком- Он поделится медком. ( Пчела) В тёмном уголке живёт, Шёлковую нить плетёт, Он тайком сюда забрался, Строить новый дом собрался. ( Паук) Хоть коровка, но она не даёт нам молока. В поле не жуёт траву, но уничтожает тлю. Пятнышки на спинке и летает ловко. Догадались, кто это. ( Божья коровка) Хоть имеет много ножек, Все равно бежать не может. Вдоль по листику ползет, Бедный листик весь сгрызет. ( Гусеница) Пестрый листочек П рисел на цветочек, Посидел- посидел – И вдаль полетел. ( Бабочка)