a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическая разработка "Предметно-пространственная среда"

Автор: Павленко Виктория Викторовна Опубликовано: 2018-05-20 21:55:27

Документы для скачивания

Тема «Современные подходы к созданию п редметно- развивающей среды в ДОУ » Развивающая предметно- пространственная среда  –э то часть образовательной среды( специально организованное пространство- групповые помещения, специальные помещения( спортивный, музыкальный зал) , а также прилегающая территория) , приспособл енной для реализации Программы, оснащенной материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления и х здоровья. Требования к развивающей предметно- пространственной среде в соответствии ФГОС. 1. Развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. 2. Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых( в том числе детей разного возраста, во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения) . 3. Развивающая предметно- пространствен ная среда должна обеспечивать: р еализацию различных образовательных программ, используемых в образовательной деятельности; в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия; у чёт национально- культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. 4. Развивающая предметно- пространственная среда должна быть: • содержательно- насыщенной: оснаще ние ср едствами обучения и воспитания, в том числе техническим, игровым материалом, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем( в соотв етствии со спецификой Программы. • трансформируемой: возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; • полифункциональной: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ; • вариативной: наличие в группе различных пространств( для и гры, конструирования и пр. ) и материалов( игр, игрушек и оборудования) , обеспечивающих своб одный выбор детей; периодическая сменяемость игрового мате риала, стимулирующего игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей; • доступной: доступность для воспитанников( в том числе детей с ограниченными возможност ями здоровья и детей- инвалидов) всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохран ность материалов и оборудования; • безопа сной: соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Вопрос о создании развивающей предме тно- пространственной среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образова тельного стандарта дошкольного образования( ФГОС ДО) . В соответствии с ФГОСпрограмма должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областейи в соотве тствии с возрастными возможностями и особенностями восп итанников. Решение программных образовательных задач предусматр ивается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самос тоятельной деятельности детей, а также пр и проведении режимных моментов. О сновной формой работы с дошкольникам и и ведущим видом деятельности является игра. Именно поэтом у педагоги- практики испытывают повышенный интерес к об новлению развивающей предметно- пространственной среды ДОУ. Понятие « развивающая предметно- пространственная среда » определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его ду ховного и физического развития». Многие выдающиеся философы и педагоги предлагают рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, считают, что, через предметно- пространственную среду ре бенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании так ой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпев ать изменения в соответствии с развитием потребностей и интер есов детей. В такой среде возм ожно одновременное включение в активную коммуникативно- рече вую и познавательно- творческую деятельность, как отдельных воспитан ников, так и всех детей группы. Организация развивающей предметно– пространственной среды в ДОО с учетом ФГОС строится таким образом, ч тобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каж дого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности. Р азмещение оборудования по секторам( цен трам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, те атрально- игровая деятельность, экспериментирование. Обязательными предметами являются материалы, активизирующие познавательную деятельность( развивающие игры, технические устройства и игрушки, п редмет ы для опытно- поисковой работы) . В старшем дошкольном возрасте у д етей должен быть большой выбор прир одных материалов для изучения, э кспериментирования, составления коллекций. Н еобходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и дево чек, как в труде, так и в игре. Важно иметь в группе большое количество «п одручных» материалов( веревки, коробочки, проволока, колеса, ленточки) , которые творчески используются для решения различных игровых пробл ем. В подготовительных к школе группах необходимо иметь разли чные материалы, способствующие овла дению чтением, математикой( п ечатные буквы, сл ова, таблицы, книги и т. д. ) , и материалами, отражающими школьную тему( картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, атрибуты для игр в школу и т. д. ) . Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и позна вательной активности детей( детские энциклопедии, иллю стрированные издания, детск ие журналы, альбомы и т. д. ) . Н асыщенная развивающая предметно – прос транственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развити я каждого ребенка, является основным с редством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Что должен знать педагог при организации ра звивающей предметно- пространственной среды в группе: 1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и с амодеятельности ребенка. 2. Необходимо гибкое и вариативное исп ользование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 3. Форма и дизайн предмето в направлены на безопасность и соответствовать возрасту детей группы. 4. В каждой группе необходимо п редусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. 5. Организуя предметную среду в г рупповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы. 6. Цветовая палитра должна быть пре дставлена теплыми, пастельными тонами. 7. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 8. Развивающая предметно – простр анственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастн ых особенностей детей, периода обуче ния, образовательной программы. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и ра звитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающа яся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, нео бходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообраз ованиям определенного возраста. Т аким образом, создавая развивающую пр едметно- пространственную среду любой возрастной группы в ДОО, необхо димо учитывать психологические основы конструктивного взаимодей ствия участников воспитательно- образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психолог ические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Оставить комментарий: