a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Обобщенный опыт работы по правовому воспитанию дошкольников.

Автор: Гористова Светлана Александровна Опубликовано: 2018-05-27 21:43:25

Документы для скачивания

Обобщающий опыт работы ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ТЕМА: «Ознакомление дошкольников с основами правового сознания» Подготовил: воспитатель Гористова С. А. МБДОУ детский сад «Светлячок» По извилистой дорожке Шли по миру чьи- то ножки. Вдаль смотря широкими глазами, Шёл малыш знакомиться с правами. Рядом мама крепко за руку держала, В путь- дорогу умницу свою сопровождала. Знать должны и взрослые и дети О правах, что защищают их на свете. Не одно поколение специалистов ставило перед собой вопрос: с какого возраста надо начинать знакомить ребёнка с правами человека? По рекомендации ЮНЕСКО( 1974г. ) эту работу предлагается начинать ещё в дошкольном возрасте, однако, это процесс долгосрочный. Дошкольное детство – не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, развивается личность, это ещё и период, когда ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых- родителей, педагогов. В дошкольном возрасте необходимо приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно: не обижать друг друга, помогать друг другу. Дети начинают осознавать права сначала с подачи их воспитателем, а затем сами постепенно начинают понимать их значимость. Знание прав – щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых. Зачастую права ребёнка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. «Проблемные» родители – не вина ребёнка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства, но и унижения, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. В результате подобных действий растёт отрешённость детей от нормальной жизни. На смену надежде на будущее приходит духовная и нравственная пустота. И если не принимать своевременных мер, то она неизбежно заполняется совсем другими интересами, уводящими несформированную личность из нормальной жизни общества. Именно такие дети, обделённые со стороны родителей внимания, уважения, ласки, тепла, находятся в социально неблагоприятных условиях, а затем попадают в отделения и центры социальной реабилитации. Только обладание правами даёт ребёнку возможность самореализоваться, раскрыться как личности. Декларация прав ребёнка является первым международным документом, в котором провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание уделяется защите ребёнка. Указывается, что ребёнок должен своевременно получать помощь и быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Проблема защиты прав ребёнка очень актуальна в настоящее время. Но в чём же причина нарушения прав ребёнка? Определение мною уровня знаний детьми своих прав показало, что общее представление о своих правах имеют далеко не все дети. Многие дети, да и взрослые тоже не знают Конвенции о правах ребёнка, и зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребёнка. Но важно не только дать эти знания, но и создать условия для их п р актического применения. То есть работу по формированию у детей правового сознания нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека. В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение, уважение и терпимость к другим людям и их правам. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников. В своей работе с детьми я решила использовать тему: «Ознакомление дошкольников с основами правового сознания». Для начала я ознакомилась с основными международными документами, которые касались прав ребёнка: Декларация прав ребёнка( 1959г. ) Конвенция ООН о правах ребёнка( 1989г. ) Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей( 1990г. ) Следующим этапом моей работы был подбор и изучение соответствующей литературы к данной теме. Работу по ф ормировани ю правового сознания у детей дошкольного возраста запланировала начать по двум направлениям: Работа с родителями. Цель: формирование правовой к ультуры родителей; формирование гуманного отношения к ребёнку. Работа с детьми. Цель: воспитание нравственных норм поведения; формирование у р ебёнка положительного самоощущения и отношения к о кружающим людям; развитие коммуникативной компетентности р ебёнка и формирование у него социальных навыков; ф ормирование правовог о знания. Оптимальным возрастом формирования правовой грамотности является дошкольный возраст, так как именно в это время закладывается основа личности, в том числе её правовой стороны. П еред тем, как начать работу по ознакомлению детей с основами правового сознания, я поставила перед собой следующие задачи: Формирова ть у детей представлени я о правах человека( на основе литературных произведений) ; Разви вать у детей представлени я о здоровом образе жизни; Разви вать социальны е навык и, коммуникативн ую компетентност ь детей; Воспит ывать у детей уважени е и терпимост ь, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков других детей; Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознанию своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово; Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека; Разъяснить общественные нормы и правила поведения, взаимодействие со взрослыми и сверстниками; Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека; Обеспечить комплексный подход при знакомстве детей с правами. Далее я начала изучать ребят: особенности их характера, их интересы и привязанности. Учёт этих особенностей помогает установить дружеские отношения между детьми, между девочками и мальчиками; создаёт атмосферу взаимопонимания, сопереживания, что очень важно для детского коллектива. В работе с детьми я учитывала право ребёнка быть таким, каков он есть, со всем набором личностных качеств. Учитывала сложившийся социальный опыт ребёнка, его знания, умения, навыки. Затем мною был разработан перспективный план работы по ознакомлению детей с основами правового сознания, куда вошла работа с детьми, включённая в повседневную совместную и самостоятельную деятельность и взаимодействие с родителями. В процессе ознакомления дошкольников с основами правового сознания, мною применялись разнообразные формы и методы работы: Организационные занятия: «Я- человек», «Имею право жить», «Моя дружная семья», «Мы живём в России», «У каждого есть имя», «Идём в гости», «Сохрани своё здоровье», «Будни и праздники в моей семье», «Разговор о школе », « Семейные традиции», «Хочу быть как мама( папа, бабушка, дедушка) », « Мой дом- моя крепость». Беседы: « Что означают наши имена? », « Как дружить без ссоры? », « Что такое дружба? », « Что в другом не любишь, того сам не делай», « Как хорошо, что есть семья», « Моя Родина», « Мы все разные, мы все равные», « Как и зачем люди отдыхают? », « Зачем нужно учиться? », « Игралочка- чудесная страна», « В гостях хорошо, а дома лучше», « Кто заботиться о твоём здоровье? », « Что такое хорошо, а что такое плохо», « Кем ты хочешь стать, когда вырастешь». Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени сказочного героя: «Если бы я был волшебником…»; «Если бы я был гадким утёнком…»; «Если бы я поймал золотую рыбку…» и др. Отгадывание загадок, заучивание стихов, потешек, обсуждение пословиц, придумывание творческих рассказов: «Мои сказочные сны…», «Мои хорошие дела…» и т. д. Дидактические игры: «Моих родителей зовут…», « Я умею…», «Поступаем правильно», «Найди маму», «Собери семью», «Кто прав? ». « Кто где живёт? », «Назови права героев», «Я н6ачну, а ты продолжи», «Помогите Буратино», «Я не должен», «Какие права нарушены? », «Я имею право» и др. Чтение и обсуждение сюжетов хорошо известных сказок: «Три поросёнка», «Красная Шапочка», «Приключения Буратино», «Волк и семеро козлят» и др. Однако знакомство детей с права ми на материале сказок проводила очень осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. А использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия мира сказок, иногда к осуждению положительных героев и оправданию злодеев. Настольные, напольные игры, игры- путешествия по глобусу, географической карте; Хороводные игры, «игры- похвалы», «коммуникативные» игры: «Назови ласково», «Попроси вежливо», «Подари улыбку другу», «Поступаем правильно», «Узнай по голосу», «Добрые слова», «Найди себе пару» и др. Игры- импровизации: «Игрушки заболели», «Как тут быть? », «Вызов службы 01», «Вызов врача» и др. Сюжетно- ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Школа», «Больница» и т. д. Для закрепления представлений детей о праве ребёнка на медицинскую помощь при рассмотрении темы «Семья», я объяснила детям, что родители заботятся об их здоровье, оказывают им первую помощь при заболевании; упомянула о том, что в нашем городе есть лечебное учреждение; что одним из видов специального транспорта являются машины скорой помощи; что в детском саду и школе есть медицинский кабинет и врач, который следит за состоянием здоровья детей. Мы побывали на экскурсии в кабинете медсестры детского сада. В ходе игры в «Школу», мы закрепили знания о праве на образование, а этическая беседа «Добрые и злые поступки» познакомила со способами разрешения конфликтных ситуаций. Эффективным является и наблюдение за детьми в ходе сюжетно- ролевой игры «Семья», так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение. Поведение детей, их действия, высказывания, экспрессия позволяют педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений. Просмотр мультфильмов: «Винни- Пух в гостях у Кролика»; «Вовка в тридевятом царстве»; «Приключения Буратино». Рассматривание семейных фотоальбомов: «О чём рассказал семейный альбом». Театрализованные постановки сказок. Выставки рисунков: «Моя семья», «Выходной день в моей семье», «Имею право», «Мой папа самый лучший», «Милая мамочка», «Мир без насилия» и т. д. Конкурсы, викторины, КВН: «Права литературных героев»; «На что я имею право». Праздники, развлечения, досуги, дни здоровья. Выпуск газет: «Как прекрасен этот мир! »; «Семья глазами детей»; «Я и мамочка моя»; «Я и мой родной край». Все формы работы с детьми включили в себя игровое обучение, проблемное, личностно- ориентированный подход. Кроме этого, процесс ознакомления дошкольников с основами правового сознания находил выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно- игровой, драматизации, продуктивной, трудовой деятельности на протяжении всего дошкольного детства. Если в младшем возрасте это идёт через: Сюжетно- ролевые игры; Игры- задания по ситуациям, общение; Дидактические игры; Заучивание потешек, стихотворений; Режимные моменты. То в старшем возрасте главными путями реализации задач по ознакомлению дошкольников с основами правового сознания являются: Музыкально- театрализованная деятельность; Инсценировки сказок; Заучивание стихотворений, пословиц по темам: «Природа», «Семья», «Здоровье», «Экология», «Труд», «Учёба»; КВН; Традиционные праздники, концерты; Беседы; Экскурсии; Чтение художественной литературы; Познавательные и развивающие игры; Совместная и самостоятельная деятельность; Конкурсы; Развлечения. Работа по развитию у детей представлений об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребёнка в социальный мир через различные приёмы. Например, я предлагала детям понаблюдать как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды; как их друзья относятся к обидчикам; что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдений учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощутить его тепло, доброжелательность, воссоздать зрительные образы. Этот приём способствует развитию эмпатий и эмоциональной отзывчивости у детей, а, значит и реализует право на дружбу, внимание, заботу. Научить детей тонко ощущать изменения окружающего мира позволяет мне приём визуализации. Так, закрыв глаза, дети п р едставляют себе, что они уменьшились в размерах до крошечного насекомого( например, муравья) и ползут по камню. Ощущая себя маленьким, беззащитным муравьишкой, который может попасть в беду в большом окружающем мире, ребёнок пытается поделиться своими впечатлениями, ощущая беспомощность. Дошкольники точно воспринимают, что всё живое нуждается в защите, а, значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи. Используя приём дра матизации, я стараюсь развить у детей умение «вчувствоваться» в образ другого, войти в его положение. Каждому ребёнку присущь «театральный инстинкт»- стремление посредством игры побывать в роли другого, расширить тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природы несут большую смысловую нагрузку. Дети чувствуют экологическую зависимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая чёрствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. В своей работе использую приём практики. Чтобы подвести детей к знакомству с правом на гражданство, я начала практически знакомить детей с историей родного города Дорогобужа, его символикой( гербом, флагом) . Затем ознакомила детей с историей области. Мы познакомились с историей образования герба города Смоленска, его формой, цветом. Дети узнали значение каждой детали герба, значение каждого цвета на флаге. С детьми проводились практические задания: «Дорисуй недостающий цвет флага», «Дорисуй недостающую деталь герба» и т. д. Одновременно я проводила беседы, задавая вопросы детям поискового характера: «Чем похожи гербы города и области? », «Угадай, чего не хватает в гербе( флаге) ? », «Найди ошибку в изображении герба( флага) ? ». Когда дети усвоили символику малой родины, мы перешли на символику России, знания о которой закрепляли практически на аналогичных играх. С детьми мы ознакомились на практике с их первым документом, в котором было записано их имя, отчество и фамилия. Приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать тёплые слова – это доступные приёмы содействия, нуждающихся в этом, которые я использовала и продолжаю использовать в своей работе. Приём включения музыки помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев. Всю свою работу стараюсь построить так, чтобы ребёнок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника действия. Параллельно проводилась и работа с родителями. Это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая: - повышение уровня правовых знаний, умений и навыков родителей; - формирование гуманного отношения к ребёнку; - обеспечение защиты прав; помощи педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; - взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. Именно семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие ребёнка, позволяет ему стать полноценным членом общества. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателем и родителями. Начиная работу с семьёй по правовому воспитанию их детей, я провела предварительное анкетирование с целью выявления уровня педагогической культуры родителей: «Какой вы родитель? », «Мой ребёнок», «Наказание в воспитании». Анкеты и тесты позволили мне выявить отношение родителей к нарушению прав ребёнка, психолого- педагогическую грамотность и компетентность родителей. Родители возлагают надежды на то, что большая часть работы по формированию основ правового сознания у дошкольников будет проводиться в детском саду, а знания детей будут закрепляться дома. Поэтому важным фактором успешной работы с детьми по правовому воспитанию является повышение уровня правовой культуры родителей. Самым первым этапом моей работы было оформление уголка для родителей «Права ребёнка», где я поместила теоретический материал о Конвенции по правам ребёнка. Затем состоялись цикл бесед и встреч с родителями, индивидуальные консультации по вопросам правовой культуры: «Воспитание ребёнка в семье»; «Права родителей, права детей»; «Право на жизнь без насилия»( о необходимости физических наказаний в семье) ; «Родительские обязанности»( о том, что оба родителя несут ответственность перед государством за воспитание ребёнка) ; «Безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних»; «Создание благоприятной семейной атмосферы» и др. Одной из форм работы по защите прав ребёнка и формированию его правового сознания явля ю тся родительские собрания. На одном из них, проводимом в форме встречи- беседы, я поставила перед собой цель: «Познакомить родителей с основными направлениями Конвенции о правах ребёнка и направить внимание родителей на доверительные взаимоотношения с детьми». Мною была дана устная консультация на тему «Детско- родительские отношения – как фактор развития личности ребёнка». А также был проведен тренинг для родителей по разрешению данной проблемы на тему «Межличностное общение». Кроме того, я использовала в своей работе папки- передвижки, письменные консультации, памятки на такие темы как: «Четыре заповеди мудрого родителя»; «Искусство быть родителем»; «Семь правил для всех»; «Родительская любовь»; «Наказывая, подумай «зачем? »; «Домашнему насилию нет оправданий»; «Любить ребёнка. Как? »; «Ребё6ок раздражает» и т. д. В план моей работы с семьями воспитанников были включены такие мероприятия, как совместное проведение выставок, конкурсов, в которых отражались взаимоотношения детей и родителей: «Как мы провели лето»- фотовыставка; «Осенняя ярмарка «Осень в городе»- совместная выставка поделок; «Счастье быть матерью»- фотовыставка; «Новогодняя сказка»- совместная выставка поделок; «Семьи счастливые моменты»- интернет- фотоконкурс; «Рисую вместе с папой»- совместная выставка рисунков; «Цветочные фантазии»- совместная выставка поделок. Фантазию, выдумку, артистические способности проявили родители при проведении совместных праздников: «Как будили Осень»; «Хорошо рядом с мамочкой»; «Новогодние чудеса»; «Мам любимых поздравляем» и т. д. Проделанная мною работа дала мне возможность ближе узнать семьи моих воспитанников; познакомиться с методами поощрения и наказания, используемыми родителями; выяснить насколько соблюдаются права ребёнка в каждой семье. Подводя итоги работы с родителями, я отметила, что наиболее эффективными формами взаимодействия оказались совместные мероприятия, где родители и дети были активными участниками и где ребёнок выступал как полноправная, полноценная личность. Таким образом, обобщая вышесказанное, отмечу, что проблема изучения прав ребёнка остаётся достаточно актуальной в современном образовании и требует особого внимания и изучения. В результате проделанной работы с дошкольниками по ознакомлению их с основами правового сознания стало видно, что работа даёт положительные результаты. Мои воспитанники стали более открытыми и откровенными со мной; стали более внимательными по отношению друг к другу; легко идут на контакт со взрослыми. Работая с детьми разного возраста, я понимаю, что изучение прав детям интересно. Они учатся относить свои поступки и поступки других людей к хорошим и плохим; усваивают оценки поступков, которые дают взрослые; сами начинают правильно оценивать их и правильно поступать; учатся разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей. Анализируя результаты своей работы, я сделала такой вывод: интересы ребёнка связаны с семьёй, игрой. Планируя дальнейшую работу по ознакомлению дошкольников с основами правового сознания, мне необходимо будет учесть эти моменты. Желательно, чтобы родители участвовали в процессе формирования правового сознания детей. В дошкольном детстве ребёнок приобретает основы личной культуры, соизмеримой с общечеловечес кими духовными ценностями. Поэтому особое значение имеет формирование у детей правовых основ и таких качеств личности, как любовь к родным и близким, доброжелательность к окружающему, способность к сопереживанию. Вместе с тем необходимо продолжать стремиться к такой организации жизни ребёнка, чтобы представить ему возможность реализовать свои права; чтобы он ощущал свою принадлежность к «родным корням» и приобщался к пониманию того, что он – единица Вселенной. Не травите детство спором, Не судите разговором. Не давите злом и страхом, Не бросайте слов с размаху. Душу детскую щадите, Пуще глаза берегите. И за шалость не корите, Ни родитель и ни взрослый. Развивая детский разум, Не влезайте в дебри сразу. Детства дни не торопите, Детству солнце подарите!

Оставить комментарий: