БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ УРОКИ
Документы для скачивания
КГБОУ « Минусинская общеобразовательная школа- интернат» БИБЛИОТЕЧНО- БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ УРОКИ Программа занятий «Основы информационной культуры школьников» 2018- 2019 учебный год Пояснительная записка В современном обществе идеи гуманизации образования и приоритета интересов личности определили новое содержание целей образования, моделирующего такие качества личности, которые влияют на её саморазвитие, обеспечивают использование духовного потенциала, возможность продуктивной деятельности в различных сферах жизни. Перед школой стоит задача – целенаправленно формировать у учащихся знания и умения в области поиска, обработки и практического использования информации, поступающей из различных источников. Но формирование культуры работы с информацией нельзя сужать до обучения компьютерной грамотности на уроках информатики. Такое понимание проблемы сталкивается с серьёзной преградой – низким уровнем читательской культуры учащихся. Это влечёт за собой возникновение трудностей в усвоении базовых предметов школьной программы и духовной незрелостью учащихся. Книга была и остаётся не только основным источником информации для осуществления успешной учебной деятельности, но и мощным средством духовного и интеллектуального развития учащихся. Чтение и книга пронизывают всю систему образования, не научившись работать с текстом, нельзя получить образование. Читательская культура формирует базисные знания и умения в области поиска и обработки информации. Составной частью читательской культуры являются библиотечно – библиографические знания. Такие знания дают возможность учащимся овладеть методами самостоятельного поиска и обработки информации, создают возможность выхода за рамки учебного пособия, расширения их информационного пространства через использование других видов печатной продукции. Программа уроков «Основы информационной культуры школьников» даёт возможность обучения не только в теоретическом аспекте, но и практическом, так как предполагает макет совместной деятельности школы и библиотеки в направлении развития информационной культуры детей. Программа занятий «Основы информационной культуры школьников» предназначена для учащихся 1- 11классов. Цель программы. Цель программы – сформировать у ребят потребность обращаться к книге как к источнику информации, как к источнику духовных ценностей, без которых невозможно становление современного образованного человека. Задачи данной программы. Дать общие сведения об истории книги, книжного дела, акцентируя внимание учащихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации. Сформировать основы культуры работы с информацией через умения самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий. Развивать коммуникативную культуру учащихся через умения передавать информацию в письменной и устной форме. Привить любовь к книге. К концу освоения данной программы обучающиеся должны: Знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и её структуры. Уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о структуре и справочном аппарате книги. Уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска и ориентироваться в книжной и информационной среде библиотек. Формирование информационной культуры предусматривает развитие у обучающихся: внимательного отношения к информации; личной потребности в усвоении основ информационной культуры; умения самостоятельно осуществлять поиск информации; способности создавать и использовать персональные поисковые системы; способности к восприятию и оценке информации, умения оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источни ка Педагог- библиотекарь Якубович Г. Г. Календарно- тематическое планирование уроков библиотечно- библиографической грамотности курса Академия читательская( Библиотечные уроки) ( 1- 11 класс) ( предназначены для библиографической грамотности учащихся, к самостоятельной работе с источниками информации) № класс Тема Содержание Словарь Результат обучения Срок испол 1 1 класс «Библиотека, книжка, я- вместе дружная семья» Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке. Знакомство. Понятие «читатель», «библиотека», «библиотекарь». библиотека, читатель Познакомить со школьной библиотекой 2 1класс « О сказках- с любовью » Игра- путешествие Знакомство с русскими народными сказками сказка Познакомить с книгами русских народных сказок 3 2класс « Правила поведения в школьной библиотеке и бережного обращения с книгой » Как вести себя в библиотеке, как нужно обращаться с книгой и беречь ее. Основные правила пользования библиотекой. п равило, поведение, бережно Формировать у детей бережное обращение к книге. 4 2 класс « Откуда книга к нам пришла » Создание книги. Путь книги от древних времен до настоящего времени древность, время, создание Ознакомить с историей возникновения создания книги 5 3 класс «Путешествие в книжный город» Понятие «читатель», «библиотека», «абонемент», «библиотекарь», «читальный зал». читальный зал, библиотека, а бонемент Усвоение основных понятий и терминов. Формирование первичных навыков самообслуживания 6 3 класс Знакомство с книгами и библиотекой Первые книги и библиотеки. Как самостоятельно выбрать книгу. Тематические полки, книжные выставки. Тематическая полка, книжная выставка Обучить правилам пользования библиотекой, самостоятельному выбору книг. 7 4класс «Каждый должен разбираться, как же с книгой обращаться» Что вредно для книги, если книга попала в воду, как хранить и беречь книгу. Обучение простейшему ремонту книг. р емонт Обучение умению обернуть книгу, подремонтировать книгу 8 4 класс «Энциклопедия и Википедия » Что такое энциклопедия и википедия? Чем отличаются, для чего они предназначены и как ими пользоваться э нциклопедия, википедия Научить искать нужную информацию на бумажных и электронных носителях 9 5 класс «Анатомия книги» Из чего состоит книга. Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрация обложка, текст, переплет, корешок, страница Сформировать знания об элементах книги 10 5 класс « Книга наш помощник и друг» История создания книги. Как появились книги. История книг от истоков до настоящего времени пергамент, папирус, шелк, глиняные дощечки Ознакомить с историей возникновения создания книги. Какие книги были в разных странах по открытия бумаги 11 5 класс « Как люди научились писать, или откуда азбука п ри шла » Как появились буквы, об истории возникновения азбуки п иктография, иероглифы Дать знание о появлении азбуки. 12 6 класс « Учебник наш помощник и друг» О бережном отношении к учебнику. Путь создания учебника типография, Научить беречь учебники 13 7 класс « Поиск информации в компьютере» Расширить представление о википедии, познакомить с Интернет- ресурсами детского чтения интернет- ресурсы Работать с" Википедией" . Научить отбирать нужную информацию. 14 7 класс Мы путешествуем, друзья, по словарямот «А» до «Я»! Справочная литература Знакомство со справочной литературой. ( Словари, справочники, путеводители) словарь, справочник, путеводитель Расширить понятие о видах справочной литературы, привить навыки пользования справочниками 15 7 класс Работа со словарями, справочниками. Практическая работа Самостоятельно искать информацию в справочных словарь, справочник, путеводитель Научить пользоваться словарями, справочниками 16 7 класс « Словарники от бога» О жизни и творчестве. В. И. Даля и С. И. Ожегова Познакомить с авторами толковых словарей 17 8 класс « Круг знаний» Знакомство с Википедией и Энциклопедией. Знакомство учащихся с энциклопедиями. Какие бывают энциклопедии. энциклопедия, википедия, тематика, универсал Заинтересовать школьников энциклопедической литературой, научить самостоятельно работать с книгой 18 8 класс Работа с энциклопедиями. Практическая работа Самостоятельно искать информацию в справочных энциклопедия, википедия, Научиться пользоваться энциклопедиями 19 9 класс «Сила знания» научно – популярная литература Знакомство с научной, научно- популярной, художественной литературой. Отличие. н аучно- популярная литература Научить отличать научно- популярную литературу от научной и художественной 20 9 класс «Лишних знаний не бывает» Библиотечный урок- викторина по отличию научно – познавательной литературы от научно – популярными изданиями. Привить интерес к знаниям, учиться пользоваться полученными ранее сведениями 21 1 1 класс Характеристика книжного фонда Как расставлен книжный фонд. На какие разделы делиться. ( Естеств енные науки, политика, техника) Таблицы ББК. б иблиотечно- библиографическая классификация Ознакомить учащихся с расстановкой книжного фонда для самостоятельного поиска информации 22 11 класс «Компас в книжном море». Справочно- библиографический аппарат( СБА) школьной библиотеки Знакомство с устройством каталога. Титульный лист и каталожная карточка, их взаимосвязь. Шифр книг. Алфавитный и систематический каталог. Отделы каталога. Связь систематического каталога с расстановкой книг на полках СБА, каталоги, картотеки, шифр, каталожная карточка Обучение работы со справочно- библиографическим аппаратом библиотеки для самостоятельного поиска информации Программа по литературному чтению обобщающих уроков для закрепления знаний в начальных классах № класс Тема Содержание Срок исполнения 1 1 класс «Миша, Мишенька, медведь». Литературная викторина По сказкам «Мужик и медведь», «Два товарища», «Три медведя» 2 1класс «Поле чудес». Игра По р ассказ ам Л. Н. Толстого «Жучка», « Про коня», « Вместе тесно, а врозь скучно» 3 2 класс « Сказочные встречи». Литературная мультимедийная викторина По русским народным сказкам « Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и тетерев», « Гуси- лебеди», «У страха глаза велики», «Лиса и журавль», «Каша из топора» Первое полугод. 2 класс «Сказка о рыбаке и рыбке» Литературная викторина Первое полугод. 4 2 класс «Поле чудес» интерактивная игра» По прочитанным произведениям Второе полугод. 5 3 класс « Дед Мазай и зайцы» Урок- беседа О жизни и творчестве Н. А. Некрасова. Литературная викторина 6 3 класс 7 4 класс « Литературная сказка». Викторина По с казкам В. Одоевского «Мороз Иванович», Д. Н. Мамина- Сибиряка « Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост», В. М. Гаршина «Лягушка- путешественница» 8 4 класс «Стихотворная гостиная». Конкурсно- игровой урок. По стихотворениям Ф. И. Тютчева, «Листья», А. А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой», И. З. Сурикова «Детство», «Зима», И. С. Никитина «Встреча зимы» Программа по литературному чтению обобщающих уроков для закрепления знаний в старших классах № класс Тема Содержание Срок исполнения 1 5 класс «Подружись со сказкой» Литературная викторина По сказкам Т. С. Аксакова « Аленький цветочек», П. П. Бажов а « Серебряное копытце», В. Гаршин а « Роза и жаба» Соболе ва 2 5 класс «Царевна- лягушка» Литературная викторина По русской народной сказке Соболе ва 3 5 класс «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Литературная викторина По сказке А. С. Пушкина Соболе ва 4 5 класс «Заячьи лапы», « Барсучий нос». Литературная викторина Викторина по произведениям К. Г. Паустовского Соболе ва 5 6 класс Соболе ва 6 6класс Соболе ва 7 7 класс 8 7 класс 9 8класс «Я в гости к Пушкину спешу» Шанс- викторина По б иографии Пушкина, произведениям «Песнь о вещем Олеге», «Станционный смотритель» 10 8класс 11 10 класс « По следам любимых классиков» Литературная викторина По биографии М. В. Ломоносова, произведениям А. С. Грибоедова «Горе от ума», Василия Андреевича Жуковского «Светлана» 1 2 11класс «Жизнь и творчество М. А. Булгакова. Собачье сердце»» Урок- беседа. О жизни и творчестве М. А. Булгакова 1 3 11класс «По страницам литературного наследия». Литературная викторина По прочитанным книгам школьной программы