a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методические рекомендации по проведению дыхательной гимнастики по методике А.Фролова. Смецкая О.А.

Опубликовано: 2014-10-31 16:08:11

Охрана здоровья подрастающего поколения имеет большое государственное и социальное значение, так как в период детства формируется физическое и психическое здоровье ребенка, закладываются основы нравственной личности.

Оздоровительная работа в детском саду – одна из главных проблем в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо – только здоровый ребенок способен на гармоничное развитие.

Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является физическое воспитание. Его основная задача – улучшение состояния здоровья и физического развития ребенка, повышение работоспособности, расширение функциональных возможностей развивающегося организма. Но здоровьесберегающие педагогические технологии должны носить комплексный характер, всесторонне охватывать жизнь каждого ребенка. Поэтому в нашем детском саду помимо основных форм занятий физкультурой с дошкольниками мы выбрали тему инновационного проекта «Создание педагогических условий для формирования культуры здоровья».

Для исследования мною была выбрана тема проектной деятельности -«Дыхательная гимнастика по методике А.Фролова». Это один из видов закаливающих мероприятий.

Актуальность данной темы заключается в том, что дыхание – это важнейшая функция, от которой зависит состояние здоровья и резервные возможности нашего организма в целом. Система дыхания объединяет в себе различные органы – все клетки тела человека используют вдыхаемый нами кислород. Можно сказать, что в дыхании принимает участие весь организм. Именно поэтому дыхательные упражнения используют как лечебное средство при заболеваниях органов дыхания и кровообращения, нервной системы, применяют для улучшения обмена веществ, повышения физической и умственной работоспособности, для профилактики различных заболеваний, закаливания организма в целом.

Целью моей работы является: создание условий для оздоровления детей, для формирования у них культуры здоровья, включение в систему закаливающих мероприятий дыхательной гимнастики по методике А.Фролова.

Достоинство данной методики состоит в ее универсальности, безопасности, экологичности. Дыхательные тренировки можно применять и у взрослых и у детей, они фактически не имеют противопоказаний. Во время дыхательной гимнастики нормализуется артериальное давление, улучшается кровообращение, увеличивается энергетический потенциал организма. Для эффективности выполнения дыхательной гимнастики используют тренажер-ингалятор. Одним из важных условий эффективности занятий на дыхательном тренажере является выполнение правильного диафрагмального дыхания. При правильном диафрагмальном дыхании во время вдоха живот выходит вперед, во время выдоха медленно поджимается внутрь. Тренировка  дыхания с сопротивлением улучшает вентиляцию легких, укрепляет дыхательную мускулатуру, что способствует успешному лечению бронхолегочных заболеваний у детей.

Гипотеза проекта: в результате реализации проекта последует уменьшение частоты заболеваемости ОРВИ, повышение адаптивности детей к неблагоприятным факторам внешней среды,  физической и умственной работоспособности, увеличение физиологических резервов организма каждого ребенка.

В начале проекта мною были поставлены следующие задачи:

повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, физическую выносливость к  неблагоприятным экологическим, погодным факторам, к психоэмоциональным стрессам;

повышать физическую и умственную работоспособность, увеличивать физиологические резервы организма каждого ребенка, проводить закаливание;

прививать  чувства ответственности за своё здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие;

развивать самоконтроль, самостоятельность, волевые качества, терпение;

формировать  начальные представления о здоровом образе жизни;

 

продолжать сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

 

 воспитывать культурно-гигиенические навыки, физическую  культуру,

желание вести здоровый образ жизни;

 

улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников пед.процесса детского сада; знакомство их со значением дыхательной гимнастики для детей и взрослых, о необходимости воспитания у детей физической культуры;

 

выяснить, насколько эффективно использование данной методики.

Срок реализации проекта 2011-12годы.

Итог:

В результате проведенной проектной деятельности у дошкольников повысилась сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, физическая выносливость к  неблагоприятным экологическим, погодным факторам, к психоэмоциональным стрессам, улучшилась  физическая и умственная работоспособность, увеличились физиологические резервы организма каждого ребенка;

сформировались  начальные представления о здоровом образе жизни;

дети с желанием, интересом,  старанием делают дыхательную гимнастику;

 

родители узнали, что, как, когда и почему надо делать с ребенком, чтобы  обеспечить его здоровье и полноценное развитие;

 

В дальнейшем я буду продолжать создавать условия для оздоровления детей, увеличивать физиологические резервы организма каждого ребенка, проводя с ними дыхательную гимнастику по методике А.Фролова.

 

Методические рекомендации:

  • Для проведения дыхательной гимнастики у каждого ребенка должен быть индивидуальный тренажер-ингалятор. Он предназначен для выполнения дыхательных упражнений.  Тренажер можно изготовить самостоятельно из пластиковой бутылочки  и трубочки. Занятия дыхательной гимнастикой по А.Фролову начинают проводить с детьми от 5 лет.
  • Принцип работы ингалятора: в тренажер заливается чистая питьевая вода (10мл)  – это позволяет проводить дыхательные тренировки в условиях сопротивления дыханию на вдохе и на выдохе. В процессе дыхательных тренировок в аппарате формируется воздушная смесь с умеренным снижением содержания кислорода и повышением концентрации углекислого газа. Бутылочка должна быть герметично закрыта крышкой, а трубочка плотно вставленной в крышку.
  • Дыхательную гимнастику на тренажере рекомендуется проводить ежедневно, натощак, после сна.
  • Положение тела должно быть удобным, можно заниматься сидя за столом, откинувшись назад. Тренажер нужно держать прямо.
  • Дышать необходимо через тренажер (трубочку), вдох и выдох выполняется ртом. Время первых занятий -  5 мин. Дышать нужно равномерно, спокойно, сохраняя определенную продолжительность дыхательного акта, нос в дыхании не участвует.
  • Сделайте спокойный плавный вдох ртом через тренажер трубочку, после вдоха начинайте равномерно выдыхать через рот в тренажер. В начале длительность вдоха составляет 2 сек, а выдоха – до 5 сек. Общее время вдоха и выдоха в секундах составляет продолжительность дыхательного акта (ПДА). Время нужно контролировать по часам. Необходимо научить детей во время дыхательных упражнений дышать «животом», производить диафрагмальное дыхание без резких движений, без напряжения.
  • Обычно в течение первых двух недель происходит адаптация организма ребенка к новым условиям дыхания, в дальнейшем нужно постепенно увеличивать объем воды на 1 мл, ПДА на 1 сек. Время вдоха остается прежним - 2-3 сек, добавляется время выдоха.
  • В процессе регулярных занятий дыхательной гимнастикой объем воды в тренажере для детей 5-6 лет не должен превышать 12-14 мл, а ПДА – 14сек, время дыхательной гимнастики постепенно увеличивается до 12 мин.

5-7 лет

Вода (МЛ)

Время (МИН)

ПДА (СЕК)

Начало года

10

5

7

Конец года

12-14

12

12-14

Оставить комментарий: