План по самообразованию «АРТ-ТЕРАПИЯ В ОЗДОРОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ»
Документы для скачивания
Арт-терапия – лечение через творчество -
( therapeia от греческого – забота, уход)
забота о человеке, психологическая помощь и поддержка.
«Она вызывает симпатию и уважение не только потому,
что заменяет шприцы и микстуры более приятными вещами.
Есть еще одна веская причина, чтобы снять перед нею шляпу.
Превращая искусство в средство, в «препарат» для оздоровления детей,
арт-терапия легко и весело манифестирует глубоко гуманное положение:
человек важнее, чем искусство!» - Юрий Красный, педагог, художник, поэт.
Арт-терапия - это метод психокоррекции, основанный на раскрытии творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления, а также - «забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности» Наталья Ткаченко, психолог, арт-терапевт.
В Арт–терапии используютсяразнообразные формы творческого (художественного) самовыражения, с применением:
движения (танец, игра, физические упражнения)
рисования (рисунок карандашами, мелками, фломастерами)
живописи (рисование красками)
скульптуры (лепка из глины, соленого теста и пр.)
музыки (прослушивание, исполнение специально подобранных музыкальных композиций)
вокализации (пение специально подобранных музыкальных произведений)
импровизации (например, игры на музыкальных инструментах, пение, танец и пр.)
— в условиях, обеспечивающих поддержку человеку,
с целью стимулирования его личностного роста, развития и исцеления.
Цель арт-терапии -
помочь человеку обрести гармонию с самим собой и окружающим миром; ребенку - сформировать правильное отношение к себе и окружающей действительности, способствовать его здоровому и радостному взрослению!
Основные задачи арт-терапии:
- самовыражение - помочь человеку выразить свои чувства и эмоции.
- самопознание – помочь человеку осознать себя, свои потребности,
желания, способности, свой потенциал.
- расширение личного опыта
- внутренняя интеграция личности
- интеграция с внешней реальностью -
применение методов арт-терапии способствует приобретению новых навыков взаимодействия, самопонимания, самопринятия, а также понимания и принятия окружающего мира.
Арт-терапия чаще всего используется для выявления эмоциональных и психологических проблем пациента и освобождения от них. Люди интуитивно чувствуют, что самовыражение - это способ исцеления, а творчество - один из наиболее эффективных путей лечения. Для этого метода терапии не нужны специальные навыки и умения, а через творческий процесс могут быть разрешены многие проблемы (включая депрессию, низкую самооценку и трудности в отношениях с окружающими).
Особенность арт - терапии: важность творческого акта как такового - спонтанное рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Для терапии искусством важен сам процесс и те особенности, которые конечный продукт творчества помогает обнаружить в психической жизни творца. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создатьнекий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.
Метод арт-терапии не знает ограничений в возрасте, очень эффективен при работе с детьми. Может использоваться как профессиональными психологами и педагогами, так и родителями.
Арт – терапия для детей.
Изобразительная деятельность очень важная сфера в жизни ребенка: развивается тонкая моторика, глазомер, координация движений, активно работает межполушарное взаимодействие мозга. Но как правильно организовать эту деятельность?
Творчество изначально присуще ребенку, а неосторожное вмешательство взрослых губит ростки неповторимости, самобытности и индивидуальности, превращая ребенка в плохого подмастерья, пытающегося своими скудными средствами воплотить образы и фантазии взрослого.
Большинство детей не могут сами найти дорогу к созиданию, не могут в достаточной мере овладеть средствами рисования, лепки, конструирования, создания аппликации, не могут свои эмоциональные переживания и опыт постижения действительности осознать, воплотить в замысел и художественный образ.
.
Факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии:
- фактор художественной экспрессии: через художественный образ, цвет, форму, линию человек может выразить свои чувства, потребности и мысли. - фактор интерпретаций и вербальной обратной связи – во время беседы и обсуждения продукта творчества происходит трансформация, перевод материала (процесса и результата творчества) с эмоционального уровня на уровень понимания.
Преимущества метода арт-терапии в том, что он:
- предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере: рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения; - ускоряет прогресс в терапии: подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов; - дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии;
- позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения);
- помогает укрепить взаимоотношения между участниками; - способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка; - развивает и усиливает внимание к чувствам; - усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает
художественную компетентность.
Важное значение в арт-терапии - для развития личности - имеет удовлетворение, возникающее в результате выявления и развития скрытых умений и способностей.
Перспективный план реализации «Арт-терапии для оздоровления детей» в ДОУ на 2014-2015 уч. год
№ |
период |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Работа с педагогами ДОУ |
1 |
сентябрь |
Разработка долгосрочного педагогического проекта «Песочные сказки», конспектов занятий Игровое занятие «Мой сказочный остров» (диагностика детей) |
Подбор консультаций и индивидуальных бесед Родительское собрание: «Язык детской игры» Презентация для родителей на сайте группы «Звездочка» «Любимые игры и игрушки» |
Разработка перспективного плана по теме самообразования |
2 |
октябрь |
Игровое занятие в терапевтической песочнице по мотивам сказки В.Сутеева «Под грибом» (просмотр презентации) Подбор терапевтических сказок для коррекции детских капризов. |
Консультация: «Создание сказочно–игровой среды» Подборка коллекции игрушек для песочной терапии |
|
3 |
ноябрь |
Игровое занятие в терапевтической песочнице «Моя семья» Внедрение прослушивания аудиозаписей для утренней гимнастики, для релаксации и свободной деятельности детей в группе. Подборка аудиотеки. |
Родительское собрание по теме «Арт-терапия в оздоровлении детей» Видеоролик на сайте группы «Методы Арт- терапии в ДОУ» Консультации: «Игры на формирование коммуникативных умений»; «Сказка как опыт работы мышления детей дошкольного возраста» Выставка семейных проектов «Генеалогическое дерево моей семьи» |
|
4 |
декабрь |
Игровое занятие в терапевтической песочнице «Добрый дедушка Мороз, он подарки нам привез…» (просмотр презентации) Рисование в разных нетрадиционных техниках «Новогоднее чудо», «Разные чувства» |
Подбор информации для творчества родителей и детей на сайте группы Выставка семейного творчества «Новогодняя окрытка» |
Мастер класс для педагогов «Куклы наших предков» Презентация педагогического опыта по теме «Арт-терапии для оздоровления детей» в ДОУ |
5 |
январь |
Игровое занятие в терапевтической песочнице «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…» Рисование пальчиками, ладошками «Музыкальная шкатулка» по прослушиванию музыкальных классических произведений |
Консультация «Коррекция детских страхов изо-терапией» |
|
6 |
февраль |
Игровое занятие в терапевтической песочнице «Папы разные нужны, папы разные важны» (песни про папу) |
Консультация: «Метод куклотерпии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
|
|
7 |
март |
Игровое занятие в терапевтической песочнице по стихотворению Благиной «Посидим в тишине…» |
Выставка семейного творчества «Букет любимой мамочке», «Весенняя открытка» |
|
8 |
апрель |
Игровое занятие в терапевтической песочнице по прослушиванию аудиосказки «Волк и семеро козлят» |
Выставка семейных проектов «Космическое путешествие», «Я космонавт» |
|
9 |
май |
Игровое занятие в терапевтической песочнице по сказке «Царевна-лягушка»
|
Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители” Открытые занятия совместно с родителями «Волшебный песок» |
Семинар-практикум «Песочная терапия в работе с детьми» для воспитателей НДОУ (презентация проекта) |
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий