Занимательные игры и упражнения для подготовки к школе
Документы для скачивания
ЗА ТРИ МЕСЯЦА ДО ШКОЛЫ! Лето – время отдыха и развлечений! Но как сохранить полученные в течение года знания? Этим вопросом часто задаются родители будущих первоклассников. Выход, конечно, есть. Существует очень много упражнений и игр, направленных на интеллектуальное развитие ребенка: тренировку памяти, внимания, восприятия и мышления. Предлагаем вам некоторые из них- самые динамичные и эффективные, а вместе с тем очень веселые, от которых удовольствие и пользу получат не только де ти, но и вы, уважаемые родители! Получите заряд бодрости и знаний! Всем удачи и успехов! 1. «Чего больше? » Ребенок должен ответить на вопрос: « Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей? » — и обосновать свой ответ. 2. « Назови одним словом». Предложите ребенку назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд: яблоко, груша —. . . ; стул, шкаф —. . . ; огурец, капуста —. . . ; ботинок, сапог —. . . ; кукла, мячик —. . . ; чашка, тарелка —. . . ; кошка, слон —. . . ; нога, рука —. . . ; цветок, дерево —. . . ; окунь, щука —. . . ; роза, одуванчик —. . . ; март, сентябрь —. . . ; дуб, береза —. . . ; фонарь, лампа —. . . : дождь, снег —. . . 3. «От частного к общему». Объясните ребенку, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, словом фрукты можно назвать яблоки, апельсины, груши и т. п. Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих объектов, и они являются частными, конкретными понятиями. Любое из этих слов, например яблоки, обозначает только яблоки, хотя это могут быть большие, маленькие, зеленые, красные, сладкие, кислые яблоки. А теперь попросите ребенка подобрать общее понятие к частным. Ниже даны два ряда слов. К словам из первого ряда ребенок подбирает подходящее понятие из второго ряда: а) огурец, осень, пчела, север, дождь, павлин, озеро; б) овощ, время года, насекомое, сторона горизонта, осадки, ягода, водоем, птица. 4. «Графический диктант». « Начиная с третьей клетки: одну клетку вправо, . . . две — вниз, . . . одну — влево » и т. д. Более сложный вариант — движение по диагональным направлениям, например: « Одну клетку направо вверх, две клетки направо, одну — налево вниз ». Фигуры для диктантов, вначале простые, должны постепенно усложняться. Можно разрисовать по клеточкам различные орнаменты, фигуры, буквы и т. п. , чтобы использовать их для диктанта. Дети с большим удовольствием занимаются этой работой. « Графические диктанты » рекомендуется выполнять следующим образом: • сначала ребенок выполняет инструкцию правой рукой, а затем — левой рукой; • ребенок рисует в направлении, противоположном тому, которое называет взрослый( например, не направо вверх, а налево вниз) . Этот прием может быть предложен как игра « Непослушный ученик ». 5. «Найди фигуру». Надо найти в нижних фигурах одну из « спрятанных » в них эталонных( изображенных вверху) . 6. «Копируй фигуру» На первом этапе формирования процессов копирования целесообразно осуществлять его с помощью кальки или копировальной бумаги и только затем переходить к обычному срисовыванию. Помимо прочего, этот прием формирует « память руки » и необычайно эффективен при усвоении букв и цифр. Копирование выполняется сначала одной рукой, затем( на новом листе бумаги) другой. 7. «Орнамент». Разрежьте квадраты, расположенные слева на рис унке, сначала на 4, а потом — в более сложном варианте — лишь на 2( по горизонтали или вертикали) части. Попросите ребенка сложить из полученных частей придуманные вами орнаменты; сначала — более простые, а затем — аналогичные тем, что представлены на р исунке справа. 8. «Письмо в воздухе». Психолог рисует в воздухе перед ребенком различные фигуры, буквы, цифры и т. д. , которые он должен опознать и назвать. 9. «Слушай и запоминай». И. : « Я скажу тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить в том же порядке. Слушай: рыба, печать, дрова, рука, дым, ком, сыр, ветер, река, хлеб. Ребенок повторяет. При неудачном воспроизведении слова повторяются до 5 раз. Затем слова меняются и игра продолжается. 10. «Магазин». Вы можете послать ребенка в «магазин » и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 3 — 4 предметов, постепенно увеличивая их количество до 8 — 10. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой( или сыном) , и мамой( или папой) , и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: « Булочная », « Молоко », « Игрушки » и любые другие. 11. «Найди и зачеркни». Подготовьте бланк с рядами расположенных в случайном порядке букв( цифр, фигур, может быть использован печатный текст вместо бланков) . Ребенок просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные буквы, или сочетания букв, или знаки. Время выполнения задания 3 минуты. Со временем у ребенка будет увеличиваться и точность, и скорость выполнения задания. 1 2. «Лето». Перед ребенком на 20 секунд кладется картинка « Лето ». И. : « Рассмотри внимательно всю картинку и постарайся запомнить, как бы сфотографировать ее ». После чего картинка убирается и ребенку задаются вопросы: Какое время года на картинке? Сколько там человек? Что происходит здесь? ( Указывается левый нижний угол, там нарисован пруд. ) Что находится в пруду и рядом с ним? Какие еще животные и растения есть на картинке? Кто чем занимается? Где на картинке заяц и птица с гнездом? ( Отмечается крестиком на чистом листе бумаги. ) Прочность хранения организованной по смыслу зрительной информации исследуется через 20 — 25 мин. Перед ребенком кладется чистый лист. И. : « Помнишь, мы запоминали большую картинку? Нарисуй мне ее; можно более схематически, можно просто ставить крестики и очерчивать границы той или иной фигуры или фрагмента ». Для данного упр ажнения может быть использована любая картинка, желательно, формата А 4, с четким прорисовыванием деталей рисунка.