Формирование связной речи у дошкольников. учитель - логопед Жуковина Т.А.
Документы для скачивания
Формирование связной речи у дошкольников( Консультация для родителей) Жуковина Т. А. учитель- логопед МАДОУ «Центр развития ребёнка – д/ сад № 2 г. Шебекино » Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во – первых, качество речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению. Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. Очень важно, чтобы будущий школьник самостоятельно умел высказываться на различные темы. Связная речь- главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, Во – вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика. Замечено, что часто дети испытывают затруднения у доски. Понимают материал, но не могут пересказать его, не могут подобрать подходящее слово, неправильно строят предложения, стесняются своей речи, говорят тихо, невнятно, поспешно И наконец, без умения чётко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, саморазвитие личности. Под связной речью понимается развёрнутое, связное, самостоятельное высказыван ие ребенка на определенную тему, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. О чень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Развитие связной речи детей осуществляется, прежде всего, при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложным содержанием и доводится до форм самостоятельного творческого высказывания. Пересказ – сравнительно простой вид речевой деятельности и представляет собой связное воспроизведение прослушанного текста. Необходимо напомнить, что пересказ – это не механическое воспроизведение прослушанного текста. Он включает в себя некий творческий элемент. Пересказывая, ребёнок может пользоваться готовой формой и излагать готовое содержание но, осмысливая текст, он передаёт его свободно. Важно правильно подобрать тексты для пересказа – можно использовать рассказы Ушинского, Толстого, отрывки Бианки, адаптированные сказки. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Поэтому следует чаще использовать влияние пересказа на формирование связной речи детей. Многочисленные исследования показали, что при формировании связной речи дети нуждаются во в с помогательных средствах, которые облегчают и направляют процесс становления связной речи. Одним из таких факторов является наглядность, по поводу которой происходит речевой акт. Выделяют: пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию; пересказ с использованием фланелеграфа или игрушек; пересказ с использованием сюжетных картинок( пересказ сказки с опорой на иллюстрации к ней) . Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у детей. Мы обогащаем словарь ребенка новой лексикой, объясняем каждое новое слово и вводим его в активный словарь. Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разных рассказов. Для этого полезно использовать различные средства: схемы, мнемотаблицы, коллажи. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Мнемотаблица помогает детям выстроить логичный, последовательный, от простого к сложному, повествовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность. В результате у них обогащается и активизируется словарь, в речи появляются разные конструкции предложений, развивается умение составлять рассказ. Красочност ь речи придаёт использование в ней разнообразных прилагательных. Замечено, что если для ребёнка создавать специальные речевые ситуации, то овладение прилагательными происходит быстрее, а главное интереснее. Этому помогут речевые ситуации по описанию предметов( Какая собачка? Какой автобус? ) или придумыванию загадок о предметах( О фруктах, овощах, посуде и т. д. ) . Например: «О ранжевая, длинная, сочная, хрустящая, полезная. Что это? »( Морковка) Ваша цель- заинтересовать ребёнка говорить содержательно, образно, используя как можно больше разнообразных слов. Прогулки в парке, лесу, поездку на дачу тоже полезно использовать для речевых игр, для обогащения словаря ребёнка новыми прилагательными, антонимами. Побуждайте ребёнка как можно точнее называть цвет листьев, пней, веток. Сравните окраску листиков с разных деревьев и в естественной обстановке ребёнок научиться различать и назвать светло – зелёный, тёмно –з елёный, болотный, салатовый. Найдите на полянке три цветочка( листика, шишки) и попробуйте описать один из них, а ребёнок пусть узнает, а потом поменяйтесь ролями и предложите ребёнку описать, рассказать о каком –т о из этих предметов. Важно предлагать ребёнку самому пробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию( например, девочка- елочка- корзинка- грибок- ежик. . . ) . Сначала сами выложите их в нужном порядке и с просите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом( 2- 3 картинки) . Например, из детского журнала( вроде" Веселых картинок" ) . Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Спросите ребенка, что на н их изображено, что происходи ло сначала? ( Предложите найти эту картинку) . Ч то происходи ло потом? ( Найти нужную картинку) . Чем всё закончил о сь? ( Показать нужную картинку) . Разложив картинки по порядку, предложите ребёнку подробно обо всём рассказать. Дети в 6 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Для этого в ыберите с ребенком какое- то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения. . . По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей- до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному. А если в ы с ребенком побывали в какой- то поездке только вдвоем, без других членов семьи, п редложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события- реальные или вымышленные- им воспроизводятся. А для развития творческого рассказывания можно предлагать ребёнку придумывать своё окончание сказки, рассказа. Можно попробовать сначала вместе с ребёнком, а потом и самостоятельно придумать сказку или рассказ по аналогии знакомой сказки. Например, придумать сказку про пирожок по аналогии сказки «Колобок», но с другими героями. Дети дошкольного возраста очень тянутся к общению со взрослыми и охотно идут на него. И это нужно всячески использовать в интересах общего развития. Правильно поступают те взрослые- не только родители, конечно, но и другие члены семьи( бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и т. д. ) , - которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком. Всем этим они способствуют расширению кругозора малыша, развитию пытливости и любознательности. В процессе общения взрослым необходимо помогать ребенку овладевать речью. Ненавязчиво поправлять его, если он неправильно произносит слово или неверно строит фразу, причем, как правило, делать это по ходу разговора так, чтобы поправка не прерывала общения( то, что у психологов называется коммуникативной коррекцией) . В итоге к шести- семилетнему возрасту, ребенок уже будет располагать солидным словарным запасом( порядка 4- 5 тысяч слов) и практически освоит грамматический строй родного языка, что послужит хорошей базой для формирования связной речи. Таким образом, для развития связной речи ребёнка достаточно традиционных, испокон веку принятых форм общения, - разговор, рассказ, игра, чтение книжек, сказки и т. д. Как можно чаще создавайте ситуации, требующие от ребёнка связного, последовательного, небольшого по объёму высказывания. И п омните: д ля ребёнка самый мощный источник знаний, это его родители.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий