Авторское эссе. Эмпатия в работе педагога
Документы для скачивания
Эссе « Эмпатия в работе педагога». В то время, когда я находилась на этапе профессионального становления, я всегда знала, что буду работать там, где другие люди будут нуждаться в моей помощи и получать ее от меня. Сегодня я работаю педагогом- психологом в дошкольной образовательной организации компенсирующей направленности. Впоследствии я поняла, почему я выбрала именно эту специфику работы. Наверное, п режде всего, потому что имею высокую степень эмпатийности, спосо бности встать н а место другого человека, понимать, что он чувствует и принимать человека таким, какой он есть. На мой взгляд, это самые важные качества для человека, выбравшего для себя психолого- педагогическую направленность в профессиональной деятельности. В связи с этим м не очень близко определение понятия « эмпатия » известного казанского психолога И. М. Юсупова. Он считает, что эмпатия- целостный феномен, который связывает между собой сознательные и подсознательные уровни психики, цель которого- «проникновение» во внутренний мир другого человека. Если говорить о внутреннем мире ребенка, то он уникален и неповторим и содержит в себе много неизведанного. Подобрать ключик к ребенку, испытывающему какие либо проблемы в личностной сфере – первостепенная задача любого педагога. Нашу образовательную организацию посещают дети, которые имеют расстройства нервно- психического характ ера и нуждаются в особом воспита тельном воздействии. Они как никто испытывают потребность в социальном одобрении окружающих в добром слове и ласковом взгляде, и очень чувствительны к критике и замечаниям. Такие дети требуют к себе повышенного внимания со стороны педагога. Я постоянно убеждаюсь в этом на практике. Во взгляде ребенка, я не раз читала слова: «Я пришел, я здесь, посмотрите на меня, я надеюсь на вашу помощь, и если вы мне ее окажете, я отвечу вам тем же». Маленький человек ждет к себе отношения, основанного на уважении его личности, на принятии его таким, какой он есть. Но, к сожалению, на практике оказывается все совсем не так. Воспитателям, зачастую, хочется видеть спокойных, уравновешенных и уверенных в себе детей. Да, безусловно, с такими детьми намного легче работать, они не требуют такой колоссальной энергетической отдачи от педагога. А дошкольники с имеющимися проблемами иногда игнорируются, изолируются, и что того хуже, высмеиваются, подвергаются сравнению со сверстниками. В целях недопустимости такого отношения к детям, всегда советую воспитателям пристально наблюдать за дошкольником на протяжении всего дня пребывания в детском саду, обращаться к ребенку по поводу его занятости, с неподдельным интересом расспрашив ать о ее предназначении, при этом, обязательно применяя тактильный контакт, как бы невзначай касаясь головки или плеча ребенка, тем самы м, усиливая эффективность эмоционально го взаимодействия, показывая ему, что его видят, хотят знать, чем он занимается, и как интересен и важен для всех процесс и результат его деятельности. Казалось бы, все очень просто. Ребенок, чувств уя подкрепление своей нужности в глазах педагога, постепенно приобретает авторитет со стороны других дошкольников, уверенность в себе, своих силах. Начинают запускаться процесс конструктивного взаимодействия с другими детьми. А дальше, все как по цепочке – стабилизируется эмоциональный фон, ребенок начинает принимать активное участие в занятиях и показывает неплохие результаты усвоения образовательной программы. Какая радость поселяется в душе, когда видишь ребенка, буквально несущегося тебе навстречу с распростертыми руками! Когда он, захлебываясь начинает рассказывать, о том, как провел выходные дни на даче, чем помог маме или папе и как его за это похвалили! «Поступай по отношению к другим людям так, как ты бы хотел, что бы они поступали по отношению к тебе». Этот постулат Иммануила Канта всегда был для меня ориентиром в общении с людьми, разными людьми. Так же и с детьми, которые не терпят фальши, лжи и лицемерия. Работая в дошкольной организации педагогом- психологом, я окончательно убедилась в том, что неправильное отношение к ребенку со стороны взрослого человека, является причиной многих детских проблем. А что нужно ребенку, который ждет много нового, интересного и увлекательного, в то время, когда весь мир для него – волшебство. А ждет он понимания своей индивидуальности, неповторимости, участия в его жизни близких людей, педагогов. От того, как мы относимся к ребенку в самый важный период его развития, понимаем ли мы его потребности, его душевное состояние, не требуем ли мы от ребенка невозможного, способны ли мы преодолеть свой эгоизм по отношению к маленькому человеку, зависит вся его дальнейшая жизнь. Есть над чем задуматься. И начинать нужно, прежде всего, с себя.