a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Приемы общения воспитателя со старшими дошкольниками

Автор: Синицина Оксана Борисовна Опубликовано: 2018-08-17 21:28:37

Документы для скачивания

Приёмы общения воспитателя со старшими дошкольниками Методические рекомендации для воспитателей Автор: Синицина Оксана Борисовна, педагог- психолог МБ ДОУ ДСКВ № 55 «Улыбка» г. Нижневартовск Приемы общения воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста В данной статье мне хотелось бы затронуть такую актуальную на сегодняшний день тему как взаимодействие воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, испытывающими трудности в поведении, а так же некоторые методы работы с родителями.   Надеюсь, она будет полезна начинающим педагогам. В каждой группе детского сада всегда найдутся дети с особенностями поведения. Причем эти особенности далеко не позитивные. К сожалению, агрессивность,   тревожность, замкнутость, излишняя импульсивность - вот основные личностные характеристики некоторых дошкольников. Отрицательные поведенческие проявления детей, безусловно, поддаются коррекции, но только при правильном психолого- педагогическом воздействии. Наблюдая за процессом образовательной деятельности в группах, занимаясь с детьми, я заметила, что чем больше у ребенка выражены отклонения в поведении, тем больше он ищет внимания со стороны взрослого человека, в частности воспитателя, причем внимания дошкольник добивается любыми способами, далеко не самыми приемлемыми, такими как:   ударить сверстника, демонстративно уединиться в спальной комнате или в приемной или напротив же, во время прогулки убежать за территорию участка, а то и вовсе за калитку детского сада. Неудовлетворенная потребность в признании порождает трудности в общении со сверстниками, и как следствие негативные эмоциональные состояния. Испытывая отрицательные эмоции, ребенок не может полноценно развиваться интеллектуально. Такие дошкольники, в большинстве своем, плохо усваивают программный материал. Причину такого асоциального поведения, конечно, нужно искать в семье, причем родители ребенка должны почувствовать живую заинтересованность воспитателя, желание помочь. Необходимо объяснить родителям, что только на основе сотрудничества с воспитателем удастся прийти к положительному результату. И здесь, на мой взгляд, целесообразна доверительная беседа между родителями и педагогом, в процессе которой находятся ответы на следующие вопросы: - Всегда ли у вас находится время, чтобы поговорить с ребенком? - Считаете ли вы, что у ребенка должно быть право на собственное мнение? - Существуют ли в вашей семье традиции? - Соблюдается ли единство требований к ребенку со стороны всех членов семьи? - Применяется ли наказание к ребенку? - Допускается ли ребенок к просмотру фильмов агрессивного характера? - Как вы проводите выходные дни вместе с ребенком? Бывают случаи, когда родители оказываются просто не подкованными в вопросах конструктивного взаимодействия со своим ребенком. В процессе беседы с одним из них удалось выяснить, что их дитя наказывалось буквально за малейшую провинность. На вопрос, почему же так происходит, они ответили: «Что его же надо воспитывать, а то вообще на шею сядет». В данной ситуации родителям необходимо объяснить тот факт, что наказания, тем более не обоснованные, лишают ребенка стимула к какой либо деятельности. Некоторым родителям достаточно одной содержательной консультации, в которой, в доступной для них форме дается понять, что замечания, угрозы в адрес ребенка в ближайшем будущем дадут отрицательный эффект, хотя сию же минуту ребенок и станет послушным и уступчивым, но в последствии – замкнется, у него будет преобладать чувство обиды, тревоги, и как следствие – боязнь неудачи, возобладает чувство ожесточения, повысится агрессивность, которая обязательно найдет в себе выход в процессе общения со  сверстниками в группе детского сада. Разъясняя родителям секреты правильного общения с ребенком, необходимо особо заострить внимание на  том, как ребенок нуждается в поддержке,   одобрении и похвале, даже если у него что- то и не получилось с первого раза. Такие фразы типа: «Я уверен, что у тебя получится! », «А давай,   сделаем вместе», «Я так рад за тебя», «Я был уверен, что ты справишься! »- повысят у ребенка уверенность в своих силах, дадут ему понять, что неудача может быть поправима. Подобная родительская тактика, в основном, реализуется в  совместной деятельности с ребенком и не важно, какого она характера – интеллектуальная, творческая, спортивная, трудовая, главное, чтобы ребенок чувствовал в себе уверенность, что его всегда поймут и поддержат родители. Любой воспитатель, работая с детьми, которые имеют отклонения в поведении, безусловно, испытывает определенные трудности, ведь у таких детей затруднены процессы социальной адаптации в коллективе сверстников, они не умеют полноценно общаться, могут обидеть, нагрубить и даже ударить товарища, постоянно требуют повышенного внимания к себе. Следовательно, педагог должен способствовать формированию у таких детей коммуникативных навыков, навыков бесконфликтного общения, которые основаны на чувстве доверия детей друг к другу. В связи с этим хочу предложить несколько несложных игр для старших дошкольников ( авторы Елена Лютовой и Галина Монина" Шпаргалка для взрослых" . ) , использование которых позволит это осуществить. Игра" Гусеница" Цель:   Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. " Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара( мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту" . Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение" живой гусеницы" . Игра" Смена ритмов" Цель:   помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение. Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре. . . Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре. . . Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее. Игра" Волшебный стул" Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми. В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать" историю" имени каждого ребенка- его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и" Волшебный стул" - он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы( группа не должна быть более 5- 6 человек) , причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени( нежные, ласкательные) . Можно также по очереди рассказать что- то хорошее о короле. И, конечно же, любой ребенок, тем более с поведенческими нарушениями, всегда должен быть уверен в том, что его ждут в детском саду, ему рады. Встречая утром ребенка, обязательно улыбнитесь ему, скажите несколько добрых слов, поинтересуйтесь о том, чем он занимался дома – и начало хорошему дню положено! Литература: Елена Лютова, Галина Монина Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. Речь, Сфера 2004

Оставить комментарий: