Создание условий для профилактики психоэмоционального напряжения у детей 4-7 лет
Документы для скачивания
Рекомендации «Создание условий для профилактики психоэмоционального напряжения у детей 4- 7 лет». Риск развития стрессового состояния особенно велик в период дошкольного детства при нарушении условий для нормального физического развития ребенка. Ощущение физического здоровья, физических возможностей и физического благополучия способствует устойчивому чувству комфорта. Лучшим средством для снятия нервного напряжения, по мнению ученых, является физическая нагрузка. Так, например, использовать движения в качестве противовеса отрицательным эмоциям рекомендовала Н. П. Бехтерева. Известный русский физиолог И. П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение. Учитывает это, педагогам групп следует уделять особое внимание, на использование в работе с детьми разнообразных форм двигательной: утренней гимнастики, занятиям физической культурой в помещении и на воздухе, подвижным играм и т. д. В частности, в ходе занятий по физической культуре, дошкольники выполняют не только основные виды движений, разные двигательные задания, но и учатся адекватно реагировать на свои победы и поражения, радоваться успехам сверстников, действовать в команде, оказывать помощь. Все это способствует формированию дружеских отношений между детьми, положительных эмоций от совместной деятельности, снятию психоэмоционального напряжения. С целью повышения психолого- педагогической компетентности родителей воспитанников, целесообразно использование различных форм взаимодействия, таких как: консультации, тренинги, информационные листы, фото- выставки, круглые столы. Для ознакомления родителей с играми, способствующими созданию благоприятного эмоционального климата в семье, проводятся практические занятия с использованием элементов предметно- развивающей среды. Таким образом, педагог должен содействовать созданию благоприятных условий для развития воспитанников, создавать благоприятную микросреду и морально- психологический климат для каждого ребенка. Рекомендации «Создание условий для профилактики психоэмоционального напряжения у детей 3- 4 лет». Наукой доказано, что при нарушении условий нормального психического и физического развития в период дошкольного детства, риск развития стрессового состояния, психоэмоционального напряжения у детей особенно высок. Среди факторов, способствующих появлению психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста, специалисты выделяют: нерациональный режим жизнедеятельности, неправильная организация сна и отдыха, дефицит свободы движений, недостаточность пребывания на свежем воздухе, нерациональное питание и плохая его организация, авторитарность общения с ребенком взрослых, необоснованное ограничение свободы, интеллектуальные и физические перегрузки, неблагоприятные в геомагнитном плане дни и плохие погодные условия, факторы, связанные с внутрисемейными отношениями и взаимоотношениями со сверстниками. Так, ученые Л. Е. Панин, В. П. Соколов установили, что у людей, которые проживают в условиях Крайнего Севера, либо в районах, приравненных к ним, происходят существенные изменения психического статуса. Появляются такие симптомы как раздражительность, вспыльчивость, необоснованное повышение психической активности. У детей появляется чувство тревоги, напряжения, депрессии, сонливости. Особенно этому подвержены дети младшего дошкольного возраста, для которых характерны резкие перепады настроения на данном возрастном этапе развития. Учитывая вышесказанное, педагог должен создать следующие условия в целях профилактики психоэмоционального напряжения у детей 3- 4 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера, либо в районах, приравненных к ним, которые заключаются в: обеспечении психологической безопасности образовательного пространства, снижении неблагоприятных факторов, способствующих появлению психоэмоционального напряжения у детей, создании условий для благоприятной адаптации воспитанников при изменении социальной ситуации их развития, создании условий для гармонизации эмоционального состояния детей, их творческого самовыражения, формировании позитивного образа «Я», повышении уверенности в себе и в своих силах, проявлении добрых чувств к окружающим людям, создании атмосферы сотрудничества и партнерства между детьми, родителями и сотрудниками дошкольной организации. На психоэмоциональное состояние ребенка большое влияние оказывает его ближайшее окружение, характер и качество взаимоотношений с другими людьми, общение в семье, детском саду. Доверия и привязанность к педагогу – необходимое условие хорошего самочувствия ребенка в детском саду. Для снятия негативных эмоций, скованности, активизации творческого потенциала, педагогу возрастной группы необходимо проводить с детьми упражнения на релаксацию, игры- тренинги, игры с водой, игры в настроения, оздоровительные игры для повышения эмоционального тонуса «Найди предмет», «Карусель», «Найди свой цвет»; пальчиковые игры, ритмопластику. Педагог должен уметь видеть различные источники угроз психологической безопасности детей и по возможности, блокировать стрессовые факторы или ослаблять степень их воздействия, кроме того, он обязан на профессиональном уровне определять признаки стрессового состояния воспитанников и, соответственно дифференцировать их как физиологические или психологические. Для эмоционального благополучия ребенка очень важно его взаимопонимание с родителями. Среди вопросов, которые рассматривают педагоги в ходе семинаров, практикумов, брифингов, игр- тренингов, консультаций целесообразны: методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей, использование игр, направленных на снижение мышечного и эмоционального напряжения, особенности проявления эмоциональных трудностей у детей, создание благоприятной эмоциональной атмосферы в детском саду для поддержания психологического здоровья детей. Таким образом, эффективное взаимодействие специалистов, педагогов и родителей, способствует обеспечению позитивного психоэмоционального состояния дошкольников в период их пребывания в детском саду и дома.