Ранний возраст. Проблемы адаптации (из опыта работы)
Документы для скачивания
Ранний возраст. Проблемы адаптации( из опыта работы) Из всех периодов пребывания дошкольника в детском саду, самым важным, по моему мнению, является период приспособ ления ребенка к новым условиям, новым контактам, новым впечатлениям, новому режиму. На сегодняшний момент тема адаптации ребенка к дошкольному учреждению является все более актуальной. От того, какой опыт приобретет маленький человек на первых этапах социальных отношений в обществе сверстников, зависит его дальнейшее развитие. По мнению специалистов, ребенка нужно приводить в детский сад по достижению им трехлетнего возраста, но, к сожалению, не у всех родителей есть такая возможность, так как, реальные жизненные условия ставят их в определенные рамки. Работая в детском саду, я наблюдаю тенденцию увеличения численности молодых родителей, имеющих детей раннего возраста. Опыт у такой категории родительской общественности в вопросах адаптации детей к детскому саду чрезвычайно мал, а иногда и вовсе отсутствует. Нередко приходится слышать диалоги мам о том, что все навыки, которые малыш приобрел в домашних условиях( самостоятельно есть, проситься в туалет и др. ) , в детском саду куда- то исчезли, он с тал больше болеть, капризничать, обвиняя, тем самым, педагогический персонал. В таких случаях необходимо информировать родителей о приспособительных особенностях детей к новым условиям. Дело в том, что в период адаптации, организм маленького ребенка отдает практически все свои резервы на процесс пр ивыкания к изменяющейся среде, и, как следствие, происходит снижение его защитных функций, ребенок становится более уязв имым для простудных заболеваний, и может ненадолго утратить ранее приобретенные навыки. Усугубляет негативное протекание адаптации неспособность ребенка к вербальному общению. Малыш, который не может выразить свои желания в словесной форме, начинает прибегать к агрессивным способам взаимодействия с другими детьми( может толкнуть, укусить сверстника, выхватить игрушку) , и не потому что он агрессивен, а потому что это пока его единственный способ общения. Ребенок, не умеющий говорить, не в состоянии сказать, что ему нравиться, а что нет. Здесь можно посоветовать родителям расширить круг общения ребенка в домашних условиях, на детской площадке, организуя игры и развлечения, показывая, при этом более приемлемый способ достижения своих целей. Постепенно малыш поймет, что толкаться и кусаться вовсе не обязательно, когда можно весело играть с другими детьми. Ребенок раннего возраста связан с мамой очень крепкими узами. Для некоторых детей утреннее расставание с самым близким человеком является настоящей катастрофой. Эмоциональное состояние мамы невидимой нитью предается малышу. Стоит объяснить данный факт родителям, а так же и то, что стойкое нежелание ребенка заходить в группу, не говорит о том, что ему там не нравится или к нему плохо там относятся. В процессе работы мне приходилось консультировать родителей, которым очень трудно было смириться с мыслью, что им предстоит расставание с любимым чадом. В таких случаях я рекомендовала воспитателям запечатлевать на фото моменты пребывания ребенка в детском саду. Такой метод позволит маме наглядно увидеть своего ребенка в группе на протяжении дня, убедиться в том, что ему ничего не угрожает, и что даже при возникновении нежелательных ситуаций, педагог всегда может прийти на помощь малышу. Таким образом, мама сумеет справиться со своими эмоциями и исключить негативные последствия, связанные с разлукой с ребенком. В целях благоприятного пребывания ребенка в детском саду, родителям необходимо предлагать обыгрывать с ребенком простейшие ситуации, происходящие в группе в течени и дня при помощи игрушек, например, имитировать игровые действия, режимные моменты, такие как прием пищи, одевание на прогулку. Можно посадить игрушки( зайку, мишку, обезьянку) в кружок и помочь ребенку каждую игрушку назвать по именам детей, посещающих группу, говоря при этом, что они все завтра очень ждут малыша и хотят с ним поиграть. Если ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт в течени и дня, можно предложить маме дать ему с собой в детский сад принадлежащую именно ей вещь, ведь для ребенка важен тот предмет, с которым имеет контакт его мама. В моей практике родители приносили в детский сад свои домашние халаты, шапки, как не парадоксально бы это звучало! При возникновении эмоционально дискомфорта у ребенка, воспитатель давала ему любимую мамину вещь и малыш успокаивался. Процесс ухода ребенка из детского сада не менее важен. Задача воспитателя – настроить малыша на предстоящий день пребывания в группе, похвалив его даже за самые малые достижения в присутствии родителей, тем самым, вселив уверенность ребенка в собственных силах. Согласованная работа педагогов с родителями, позволит свести к минимуму негативные последствия первичного пребывания ребенка в детском саду, создавая при этом благоприятную почву для полноценной социализации.