ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «ЮНЫЕ МЕТЕОРОЛОГИ»
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д етский сад № 27 города Кузнецка ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом Заведующим МБДОУ ДС № 27 Протокол №_ _ от «_ _ _ »_ _ _ _ 2018 г. г. Кузнецка_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ / Н. А. Риль Приказ №_ _ _ от «_ _ _ »_ _ _ 2018г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ « ЮНЫЕ МЕТЕОРОЛОГИ » Возраст обучаемых: 3- 7 лет Срок реализации: 4 года Автор: Кошкаровская Марина Николаевна Содержание 1 Пояснительная записка стр. 4 1. 1 Цели и задачи стр. 5 1. 2 Календарный учебный график стр. 8 1. 3 Учебный план стр. 9 1. 4 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности стр. 9- 10 2 Первый год обучения стр. 11 2. 1 Учебно- тематический план стр. 11 2. 2 Содержание учебно- тематического плана стр. 13 3 Второй год обучения стр. 16 3. 1 Учебно- тематический план стр. 16 3. 2 Содержание учебно- тематического плана стр. 17 4 Третий год обучения стр. 19 4. 1 Учебно- тематический план стр. 19 4. 2 Содержание учебно- тематического плана стр. 20 5 Четвертый год обучения стр. 22 5. 1 Учебно- тематический план стр. 22 5. 2 Содержание учебно- тематического плана стр. 23 6 Методическое обеспечение программы стр. 25 7 Список литературы стр. 27 5815965459105 3 00 3 1. Пояснительная записка. Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию «Юные метеорологи »( далее Программа) ориентирована на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в совместной и самостоятельной образовательной деятельности. Актуальность Программы. Р азвивающем уся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления. Для этого необходимо включение дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им предст авлений о взаимосвязи природы и человека. Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы. Знакомство детей с народными приметами —э то приобщение их к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это воспитывает уважение к предкам, обеспечивает связь поколений. Знание народных примет, результаты собственных наблюдений в ходе их проверки позволяют развивать детей не только интеллектуально, но и творчески( для лучшего запоминания дети рифмуют приметы, зарисовывают их) . Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании взаимосвязей живой и неживой п рироды, способствует подведению детей к философскому понятию всеединства мира( «вс е связано со всем») , помогает детям разобраться в причинно- следственных связях. Программа обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества. Программа обусловлена современными требованиями к дошкольному образованию и потенциалом образовательного учреждения. Отличительной особенностью Программы является создание условий для определения дошкольником проблемы самостоятельно, анализа объекта или явления, выявления результатов и их закрепления в удобной форме. Нормативная документация. - Федеральный закон от 29. 12. 2012г. №273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29. 08. 2013 № 1008 г. Москвы « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», - СанПиН 2. 4. 4. 3172- 14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей », - Письмо Минобрнауки РФ от 11. 12. 2006 №06- 1844 « О примерных требованиях к Программам дополнительного образования детей», - Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04. 09. 14. №1726- Р. 1. 1. Цель программы «Метеоплощадка ». Усвоение системы знаний о природе: ее компоне нтах и взаимосвязях между ними. Формирование представлений об универсальной ценности природы. Воспитание потребности в общении с природой. Привитие трудовых природоведческих навыков, экологического сознания. Создание благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении дошкольников с родным краем. Задачи Программы: - Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения. - Учить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой. Развивать чуткость и внимательность к миру природы: замечать изменения в состоянии объектов природы( «комары вьются – к теплу», «фиалка загрустила»- склонила цветок к земле – к дождю» и т. д. ) - Приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений. - Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т. д. - Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю. - Активизировать позицию родителей как участников педагогического процесса детского сада. В программе участвуют дети от 3 до 7 лет. Срок реализации программы 4 года. Формы проведения образовательной деятельности: - экскурсия на метеостанцию; - исследовательская прогулка; - игра – исследование, интеллектуальные игры( головоломки, викторины, задачи – шут ки, ребусы, кроссворды, шарады) ; - групповой сбор; - экспериментирование; - путеше ствие по экологической тропинке; - фоторепортажи; - работа исследовательских групп; - составление презентаций; - моделирование; - выпуск информационных газет, журналов. - проекты; Формы подведения итогов: - квест- игра; - пре зентация собственных проектов; - мини- отчеты; - выпуск газет и журналов; - оформление дневника впечатлений. 604266019748500 Игровые приемы: - мо делирование проблемной ситуации; - выполнение действий по совету детей, - проговаривание хода предсто ящих действий; - фиксирование результатов наблюдений в календаре, дневнике для послед ующего повторения и закрепления; - проверка в практической деятельности народных примет( зарисовка и рифмовка примет) ; - моделирование. 1. 2. Календарный учебный график Образовательная деятельность проводится два раза в неделю с 1 сентября по 31 декабря с 1 марта по 31 августа в режиме пятидневной рабочей недели. Всего 40 недель. В соответствии со следующим объемом нагрузки: № п/ п этапы Продолжительность образовательной деятельности Количество образовательной деятельности в неделю Объем образовательной нагрузки в неделю Объем образовательной нагрузки по программе в год 1 Первый год обучения 15 минут 2 30 минут 80 часов 2 Второй год обучения 20 минут 2 40 минут 80 часов 3 Третий год обучения 25 минут 2 50 минут 80 часов 4 Четвертый год обучения 30 минут 2 60 минут 80 часов Всего 320 часов Программа включает в себя 80 академических часов для каждого возраста и предусматривает три раздела: - с истематические наблюдения в живой и неживой природе; - практическая деятельность; - анализ результатов, выводы. 1. 3. Учебный план( академические часы) № п/ п Разделы I- ый год обучения теория и практика II- ый год обучения теория и практика III- ый год обучения теория и практика IV- ый год обучения теория и практика Объем образовательной нагрузки за весь период обучения 1 наблюдения в живой и неживой природе 20/ - 20/ - 10/ - 10/ - 6 0/ - 2 практическая деятельность- / 55- / 55- / 60- / 60- / 230 3 анализ результатов, выводы 5 5 1 0 1 0 3 0 Итого 80 80 80 80 32 0 Календарный учебный график. Образовательная деятельность проводится два раза в неделю с 1 сентября по 31 декабря с 1 марта по 31 августа в режиме пятидневной рабочей недели. Всего 40 недель. 1. 4. Ожидаемые результаты и критерии. - ф ормирование у детей гуманно – ценностного отношения к природе: увлечение познанием природы, открытием ее законов, пониманием языка природы, внимательное отношение к изменениям в животном и растительном мире; - т ворческое развитие детей: расширение кругозора, формирование умений описывать природу, изображать её в разнообразных техниках. 1. 4. 1. Ожидаемые результаты первого года обучения: - проявление интереса к исследовательской деятельности, - - накопление конкретных представлений о явлениях природы, - выделение характерных сезонных изменений в природе, - понимание, что погода, может изменяться и влиять на образ жизни людей и животных, - представление о дожде как о природном явлении, с услови ями дождя, его характером в зависи мости от сезона, - проявление бер ежного отношения к природе. 1. 4. 2. Ожидаемые результаты второго года обучения: - формирование положительной мотивации на природу, - формирование первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе, - развитие коммуникативных навыков, - накопление конкретных представлений о природных явления х, животном и растительном мире, - умение замечать происходящие в природе суточные и сезонные и зменения, - умение работать с термометром, знать его устройство и применение, - расширение перспектив развития поисково- по знавательной деятельности детей. - умение устанавливать элементарные причинно- следственные связ и между явлениями природы, состоянием объектов природы и окружающей среды, - развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности. 1. 4. 3. Ожидаемые результаты третьего года обучения: - проявление активности для разрешения проблемных ситуаций, - проявление самостоятельности в познании окружающего мира, - накопление конкретных представлений о природных явлениях, животном растительном мире, - понимание понятия «кли мат», - умение отсчитывать температуру воздуха, воды, почвы по термометру, - имеют представление о природ н ых явлениях, как ветер, снег, причин их возникновени я, роль в жизни живы х организмов, в том числе и че ловека, - умение называть( 2- 3 названия) растений, насекомых, которые могут предсказать погоду, - умение пользоваться дневником погоды, рассказывать о явлениях природы по знакам и символам, - умение отображать в рисунке погодные явления, приметы, - проявление самостоятельности в познании окружающего мира, - доказывают возможные решения, исходя из данных, делает выводы, - применяют выводы к новым данным, делает обобщение. 1. 4. 4 Ожидаемые результаты четвертого года обучения: - понимание, как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости климата, - понимание зависимости между температурой воздуха и характером оса дков, между температурой возду ха и состоянием растений, - ум ение анализировать, сравнивать: изменения в растительном и живот- ном мире; как изме нился световой день, как меняется покров земли, - умение рассказать, как по поведе н ию птиц, животных можно предсказывать по год у, - умение называть месяца вре м ен года и их последовательность, - умение называть народные приметы, - умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, - умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами, - умение выделять самое существенное в природных явлениях, - умение пользоваться различными схемами, - умение рассуждать. Критерии: - умеет анализировать, делать выводы и умозаключения, - способен выбирать действия для решения задачи, - самостоятельно организовывает свою деятельность, - прогнозирует, строит догадки и предположения, - использует речь при выражении желаний, чувств, - находит источник информации. 2. Первый год обучения 2. 1. Учебно- тематический план № п/ п Тема программы Теория Практика Всего 1. Н аблюдения в живой и неживой природе 20 20 1. 1 Что такое погода? 2 1. 2 Ознакомление с оборудованием метеоплощадки. 2 1. 3 Народные приметы и загадки о природных явлениях. 8 1. 4 Ознакомление с метеобудкой и термометром. 2 1. 5 С олнечные часы. 2 1. 6 Как рождается дождь? 2 1. 7 Ветер, ветер, ветерок. 2 2 Практическая деятельность. 55 55 2. 1 Календарь погоды. 9 2. 2 Температура воздуха. 2 2. 3 С помощью чего измерить дождь? 4 2. 4 Солнце и тень. 4 2. 5 Чем измерить скорость ветра? 3 2. 6 Какой бывает ветер? 3 2. 7 Откуда дует ветер? 3 2. 8 Определяем влажность воздуха. 3 2. 9 Снежная шуба. 4 2. 10 Чудо рядом с тобой. 2 2. 11 Удивительные часы. 3 2. 12 Погода и человек. 5 2. 13 Пернатые синоптики. 3 2. 14 Растения просыпаются. 3 3 Анализ результатов, выводы 5 5 3. 1 Коллаж «Время года в рисунках детей» 4 3. 2 Игра- путешествие «Стань природе другом » 1 2. 2. Содержание учебно- тематического плана первого года обучения Тема 1. Что такое погода? 2 ч. Теория. Ознакомление с понятием погода и значение ее в жизни человека. Тема 2. Ознакомление с оборудованием метеоплощадки. 2ч. Теория. Экскурсия на метеоплощадку. Демонстрация иллюстраций. Тема 3. Народные приметы и загадки о природных явлениях. 8 ч. Теория. Картотека народны х примет и загадок. Рассказ о значении примет. Тема 4. Ознакомление с метеобудкой и термометром. 2 ч. Теория. Рассказ о метеобудке. Пре зентация « Термометр ». Тема 5. Солнечные часы. 2 ч. Теория. Беседа о солнечных часах. През ентация «Такие разные часы ». Т ема 6. Как рождается дождь? 2 ч. Теория. Рассказ о дожде как о природном явлении. Презентация « Ходят капельки по кругу ». Тема 7. Ветер, ветер, ветерок. 2 ч. Теория. Рассказ о природном явлении – ветер. Презентация «Ветерок, откуда ты? » Тема 8. Календарь погоды 9 ч. Практика. Ознакомление с календарем погоды, условными обозначениями. Тема 9. Температура воздуха 2 ч. Практика. Ознакомление с термоме тро м, его устройством и применени ем. Тема 10. С помощью чего измерить дождь? 4 ч. Практика. Работа с дождемером. Тема 11. Солнце и тень 4 ч. Практика. Определение солнечной стороны и теневой, определение времени по тени. Тема 12. Чем измерить скорость ветра? 3 ч. Практика. Ознакомление с работой анемометра. Тема 13. Какой бывает ветер? 3 ч. Практика. Определение силы ветра по листьям, тонким и толстым веткам деревьев, ветряному рукаву. Тема 14. Откуда дует ветер? 3 ч. Практика. Работа с флюгером. Тема 15. Определяем влажность воздуха. 3 ч. Практика. Выполнения упражнения «Волшебная шишка ». Тема 16. Снежная шуба. 4 ч. Практика. Выполнения упражнения со снегомером. Тема 17. Чудо рядом с тобой. 2 ч. Практика. Выполнения упражнения «Где растаяло больше снега? » Тема 18. Удивительные часы. 3 ч. Практика. Презентация «Кто первый солнышко встречает? » Тема 19. Погода и человек. 5 ч. Практика. Определение влияния погоды на человека. Дидактическая игра «Что нам нужно на деть? » Тема 20. Пернатые синоптики. 3 ч. Практика Му льтимедийная презентация о пти цах. Тема 21 Растения просыпаются. 3 ч. Практика. П резентация «Первоцветы» Тема 22. Насекомые предсказатели погоды. 4 ч. Практика. Ознакомление, как насекомые могут предсказать погоду. Тема 23. Коллаж «Время года в рисунках детей» 4 ч. Продуктивная, творческая деятельность. Выставка детских работ. Тема 24. Игра- путешествие «Стань природе другом» 1 ч. Игра забава «Загадки», игровые задания «Кто первый, кто последний», «Дождик и солнышко». 3. Второй год обучения 3. 1. Учебно- тематический план № п/ п Тема программы Теория Практика Всего 1. Наблюдения в живой и неживой природе 20 2 0 1. 1 Какая погода сейчас? 4 1. 2 Календарь погоды. 3- 8039106476365 1000 00 1000- 12522206476365 1000 00 1000- 47040806476365 1000 00 1000- 54190906476365 1000 00 1000- 62776106476365 16 00 16 1. 4 Народны е приметы и загадки о природных явлениях 6 1. 5 Что такое осадки? 2 1. 6 Стороны света и солнце. 3 2. Практическая деятельность 5 5 5 5 2. 1 Метеобудка и термометр. 2 2. 2 Водный и почвенный термометр. 3 2. 3 С помощью чего измерить дождь? 5 2. 4 Как определить скорость ветра? 5 2. 5 Какой бывает ветер? Сила ветра. 4 2. 6 Откуда дует ветер? 5 2. 7 Прибор- барометр. 2 2. 8 Что такое компас? 2 2. 9 Измеряем влажность гигрометром. 3 2. 10 Снежная шуба. 4 2. 11 Солнечные часы. 4 2. 12 Удивительные часы. 3 2. 13 Растения – барометры. 4 2. 14 Пернатые синоптики. 4 2. 15 Насекомые предсказатели погоды. 5 3. Анализ результатов, выводы 5 5 3. 1 Конкурс «Время года в рисунках детей» 4 3. 2 Виртуальное путешествие «Природа дарит чудеса » 1 3. 2. Содержание учебно- тематического плана второго года обучения. Тема 1. Какая погода сейчас? 4 ч. Теория Презент ация « У природы нет плохой погоды ». Тема 2. Календарь погоды. 3 ч. Теория Беседа о погоде, календаре природы и условных обозначениях. Тема 3. Откуда дикторы радио и телевидения узнают о погоде. 2 ч. Теория Беседа о профессии метеоролога. Тема 4. Народные приметы и загадки о природных явлениях. 6 ч. Теория. Картотека народных примет и загадок. Рассказ о значении примет. Тема 5. Что такое осадки? 2 ч. Теория Беседа о том, что называют осадками и о дожде, как о природ но м явлении. Тема 6. Стороны света и солнце. 3 ч. Теория Беседа о том, что солнце и части света имеют взаимосвязь, т. к. солнце всегда встает на востоке и заходит на западе. Тема 7. Метеобудка и термометр. 2 ч. Практика Ознакомление с назначением метеорологической будки, строением термометра, его устройством и применением. Тема 8. Водный и почвенный термометр. 3 ч. Практика Отсчитывание температуры воздуха, почвы, воды по термометру. Тема 9. С помощью чего измерить дождь? 5 ч. Практика Измерение количества осадков. Тема 10. Как определить скорость ветра? 5 ч. Практика Определение скорости ветра – анемометром. Тема 11. Какой бывает ветер? Сила ветра. 4 ч. Практика Определение силы ветра с помощью деревьев, ветряного рукава. Тема 12. Откуда дует ветер? 5 ч. Практика Определение направление ветра флюгером. Тема 13. Прибор- барометр. 2 ч. Практика Определение изменения погоды с помощью барометра. Тема 14. Что такое компас? 2 ч. Практика Ознакомление со строением компаса. Работа с компасом( модель компаса) . Тема 15. Измеряем влажность гигрометром. 3 ч. Практика Выполнения упражнения «Волшебная шишка». Тема 16. Снежная шуба. 4 ч. Практика Измерение глубины снежного покрова снегомером. Тема 17. Солнечные часы. 4 ч. Практика Выполнения упражнения «Солнышко и тень». Тема 18. Удивительные часы. 4 ч. Практика Игровое задание «Когда улыбается …( фиалка, одуванчик и др. ) » Тема 19. Растения – барометры. 4 ч. Практика Игровое упражнение «Найди нужное растение»( одуванчик, мать- и- мачеха, клевер) Тема 20. Пернатые синоптики. 4 ч. Практика Определение погоды по ласточкам и воробьям. Тема 21. Насекомые предсказатели погоды. 5 ч. Практика Определение погоды по поведению насекомых( паук, муравей) Тема 22. Конкурс «Время года в рисунках детей» 4 ч. Творческая мастерская рисунков в разное время года. Тема 23. Виртуальное путешествие « Природа дарит чудеса » 1 ч. Логические задачи «О чем говорят эти вещи», игровые упражнения «Почему плывут облака? », «Какой ветер? », «Как поет ветер? » 4. Третий год обучения 4. 1. Учебно- тематический план № п/ п Темы программы Теория Практика Всего 1. Наблюдения в живой и неживой природе 10 10 1. 1 К ому нужно знать прогноз погоды? 2 1. 2 Народные приметы и загадки о природных явлениях. 3 1. 3 Климат. 5 2. Практическая деятельность 6 0 6 0 2. 1 Дневник наблюдений. 4 2. 2 Какие бывают термометры? 4 2. 3 Что такое компас? 5 2. 4 Что такое осадкомер? 6 2. 5 Ветер – это движение. 5 2. 6 Чем измерить силу, скорость ветра? 5 2. 7 Как работает гигрометр? 4 2. 8 Для чего нужен барометр? 5 2. 9 Метеоклумба. 4 2. 10 Цветочные часы. 4 2. 11 Солнечные часы. 6 2. 12 Пернатые синоптики. 4 2. 13 Насекомые предсказатели погоды. 4 3. Анализ результатов, выводы 1 0 10 3. 1 Оформление дневника впечатлений. 5 3. 2 Коллаж примет в рисунках. 4 3. 3 Квест- игра «Тропа удивительных открытий» 1 4. 2. Содержание учебно- тематического плана Тема 1. К ому нужно знать прогноз погоды? 2 ч. Теория Ознакомление д етей с метеорологией и профессией метеоролога. Тема 2. Народные приметы и загадки о природных явлениях. 3 ч. Теория Картотека народных примет и загадок. Тема 3. Климат. 5 ч. Теория Беседа о понятии «климат», как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от погоды и климата. Тема 4. Дневник наблюдений. 4 ч. Практика Выполнение заметок в д невник е наблюдений, используя условные обозначения погодных явлений, дней недели. Тема 5. Какие бывают термометры? 4 ч. Практика Отсчитывание температуры воздуха, почвы, воды по термометру и отмечаем ее в дневнике наблюдений. Тема 6. Что такое компас? 5 ч. Практика Ознакомление со строением компаса, его магнитными свойствами; упражняться в определении сторон света. Тема 7. Что такое осадкомер? 6 ч. Практика Измерение количества воды, ее состоянии в разные времена года. Тема 8. Ветер – это движение. 5 ч. Практика Определение движения ветра по приборам: флюгер, анемометр, ветряной рукав. Тема 9. Как работает гигрометр? 4 ч. Практика Выполнение упражнения «Еловая шишка » Тема 10. Для чего нужен барометр? 5 ч. Практика Работа с прибором- барометр, фиксирование результатов в «Дневнике погоды» и отражение в календаре – с тенде. Тема 11 Метеоклумба. 4 ч. Практика Определение изменения в погоде по растениям( елка, одуванчик, клевер) Тема 12. Цветочные часы. 4 ч. Практика Определение времени по цветам( бархатцы, одуванчик, календула, колокольчик) Тема 13. Солнечные часы. 6 ч. Практика Определение времени по тени. Тема 14. Пернатые синоптики. 4 ч. Практика Определение погоды по поведению птиц( ласточки, воробьи) Тема 15. Насекомые предсказатели погоды. 4 ч. Практика Определение изменений в погоде по насекомым( паук, муравей) Тема 16 Оформление дневника впечатлений. 5 ч. Практика Оформление выставки фотографий по временам года. Тема 17. Коллаж примет в рисунках. 4 ч. Т ворческая мастерская. Тема 16 Квес т- игра «Тропа удивительных открытий» 1 ч. Игровые задания «Как рождается дождь? », «Капризы ветра», «Когда это бывает? ». 5. Четвертый год обучения 5. 1. Учебно- тематический план № п/ п Темы программы Теория Практика Всего 1. Наблюдения в живой и неживой природе 10 10 1. 1 Мы- юные гидрометеорологи. 2 1. 2 Народные приметы и загадки о природных явлениях. 4 1. 3 Климат нашего края. 4 2. Практическая деятельность 6 0 6 0 2. 1 Дневник наблюдений. 5 2. 2 Какие бывают термометры? 5 2. 3 Что такое компас и для чего он нужен? 5 2. 4 Приборы – помощники. 7 2. 5 Что такое осадкомер? 6 2. 6 Как работает гигрометр? 4 2. 7 Для чего нужен барометр? 6 2. 8 Метеоклумба. 4 2. 9 Животные синоптики. 4 2. 10 Солнечные часы. 6 2. 11 З агадочные насекомые. 4 2. 12 Пернатые синоптики. 4 3. Анализ результатов, выводы 1 0 10 3. 1 Портфолио группы «Времена года» 7 3. 2 Презентация собственных проектов. 2 3. 3 Квест- игра «Знатоки природы». 1 5. 2. Содержание учебно- тематического плана Тема 1. Мы- юные гидрометеоролог и. 2 ч. Теория Ознакомление детей с метеорологией, как наукой и профессией метеоролога. Тема 2. Народные приметы и загадки о природных явлениях. 4 ч. Теория Картотека рифмованных примет для краткосрочного, долгосрочного прогноза. Тема 3. Климат нашего края. 4 ч. Теория Презентация «Наш край в разное время года» Тема 4. Дневник наблюдений. 5 ч. Практика Выполнение заметок в д невник е наблюдений, используя условные обозначения погодных явлений, дней недели, составление схем измерения и определения погодных условий. Тема 5. Какие бывают термометры? 5 ч. Практика Отсчитывание температуры воздуха, почвы, воды по термометру и отмечаем ее в дневнике наблюдений. Тема 6. Что такое компас и для чего он нужен? 5 ч. Практика Ознакомление со строением компаса, его магнитными свойствами; упражняться в определении сторон света. Тема 7. Приборы – помощники. 7 ч. Практика Измерение скорости, направления, силы ветра. Составление алгоритм а снятия показателей. Тема 8. Что такое осадкомер? 6 ч. Практика Измерение осадков с помощью дождемера, снегомера. Запись в дневнике наблюдений. Тема 9. Как работает гигрометр? 4 ч. Практика Определение влажности воздуха. Тема 10. Для чего нужен барометр? 6 ч. Практика Работа с прибором- барометр, фиксирование результатов в дневнике погоды и отражение в календаре – с тенде. Тема 11. Метеоклумба. 4 ч. Практика Определение изменений в погоде по растениям. Тема 12. Животные синоптики. 4 ч. Практика Определение изменений в погоде по поведению животных( собака, кошка) . Тема 13. Солнечные часы. 6 ч. Практика Измерение времени по солнечным часам. Тема 14. Загадочные насекомые. 4 ч. Практика Определение изменений в погоде по поведению насекомых. Тема 15. Пернатые синоптики. 4 ч. Практика. Определение погоды по поведению птиц( ласточки, воробьи, галки) Тема 15. Портфолио группы «Времена года» 7 ч. Тема 16. Презентация собственных проектов. 2 ч. Тема 17. Квест- игра. «Знатоки природы» 1 ч. Игровые зада ния «Какая температура », «Капризы ветра», «Когда это бывает? » 6. Методическое обеспечение программы Метеорологические наблюдения на площадке проводятся для получения характеристики погоды в установленные сроки. Устройство метеоплощадки Метеоплощадка имеет квадратную форму и с направлением сторон с севера на юг и с востока на запад. Для сохранения поверхности метеоплощадки в естественном состоянии по территории площадки разрешается передвигаться только по специально проложенной дорожке. Флюгер Флюгер состоит из неподвижного вертикального стержня и подвижной части— фл югарки, которая вращается на стержне и устанавливается по ветру так, что положение стрелки показывает то направление, откуда дует ветер. Флюгарка состоит из лопасти и стрелки, укрепленных на трубке. Ветряной рукав Позволяет определить силу ветра: • Штиль- листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается по ветру. • Тихий ветер- колышутся отдельные листья, колеблется рукав. • Легкий ветер – слегка колеблется рукав, листья временами шелестят. • Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает рукав. • Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав. • Свежий ветер – качаются ветви и тонкие стволы деревьев. Вытягивается рукав. • Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, шумит лес. Анемометр- прибор для измерения скорости ветра. Термометр Термометр служит для определения температуры воздуха. Он состоит из шкалы и стеклянной трубки с окрашенной жидкостью. На шкале есть деления. Каждое деление обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль—граница между градусами тепла и градусами холода. Отсчет температуры ведут от 00. Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз— гр адусы холода. Конец столбика подкрашенной жидкости показывает число градусов. Барометр- прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды. Гигрометр – прибор для определения влажности воздуха, им служит сосновая шишка. Е сли воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается. Дождемер- служит для измерения количества осадков. Количество осадков измеряется высотой слоя воды, образовавшегося на горизонтальной поверхности от выпавшего дождя, мороси, обильных рос, тумана, растаявшего снега. Снегомер. Наблюдения за снежным покровом состоят из измерения его высоты. Характер залегания снежного покрова определяется по признакам: • Равномерный( без сугробов) . • Умеренно неравномерный( небольшие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами. • Очень неравномерный( большие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами. • С проталинами. • Лежит только местами. Для ежедневных наблюдений высоты снежного покрова применяется снегомерная рейка. Рейка изготовлена из гладкого прямого бруска, сухого дерева длиной 180 см. шириной 6 и толщиной 2 см. Окрашена( белой) масляной краской и на лицевой стороне имеет шкалу в сантиметрах. Компас – прибор для определения сторон света. Солнечные часы- для определения времени по солнцу. Метеоклумба. Предсказать погоду могут некоторые растения. Они заранее реагируют на изменение погоды. Стенд магнитно- маркерный Стенд магнитно- маркерный для рисования мелом. Так же можно вести таблицу прогноза погоды на каждый день. Результаты наблюдений фиксируются детьми в групповых календарях природы и погоды. Для эффективной реализации содержания программы предусмотрена программ разработка рабочих прог рамм на каждый период обучения. 7. Список используемой литературы. 1. Владимирская Л. А. От осени до лета. – Учитель, 2015 2. Масленникова О. Н. , Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2012г 3. Н. А. Рыжова «Экологическое воспитание в детском саду» 2014 г. 4. Н. Г. Комратова «Мир, в котором я живу: Методическое пособие по ознакомлению детей с окружающим миром» 2013 г. 5. Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова «Дети, взрослые и мир вокруг» 2012 г. 6. Л. А. Владимирская «От осени до лета» 2015 г. 7. А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Т. ц. М. , 2014 8. Е. А. Мартынова. , И. М. Сучкова. Организация опытно экспериментальной деятельности детей 2- 7 лет( тематическое планирование) . «Учитель». Волгоград. 2011 9. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва. 2012 10. Л. Д. Морозова. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. Сфера. М. , 2013 11. Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. Образовательные проекты в детском саду. Арис- пресс. М. 2015. 12. А. И. Иванова. Естественно- научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Сфера. М. , 2013. 60426609076055 29 00 29- 8229606542405 2800 00 28 00