Методическая разработка по развитию речи
Документы для скачивания
Методическая разработка «Развитие речи дошкольников в игре» Составила: Филатова О. В. Пояснительная записка Программа «Развитие речи дошкольников в игре» составлена с учётом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. и представлена следующими направлениями: - Развитие речи в игре – драматизации, - Развитие речи в сюжетно – ролевой игре; - Развитие речи в дидактической игре; Составлена на основе программ и пособий: О. С. Ушаковой «Придумай слово»; В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду»; В. В. Гербовой «Наглядно- дидактические пособия РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДЕТСКОМ САДУ». Программа реализуется на базе ДОУ. Актуальность и целесообразность составления данной образовательной программы. Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы. Развитие речи ребенка( наряду с эмоциональной, интеллектуальной, психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в шк оле, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Даная образовательная программа «Развитие речи дошкольников в игре» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит развитие речи ребенка во всех её аспектах, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности. Реализация программы на основе различных игр основана на потребности ребёнка в игре, как основном виде деятельности в дошкольном возрасте. Использование речевых, сюжетно- ролевых, дидактических игр и игр драматизаций способствует естественному решению речевых задач в дошкольном возрасте и является отличительной чертой данной образовательной программы. Новизна Зачастую развитие речи дошкольников сводится к обучению на занятии и носит формальный обучающий характер. Однако исследования психологов, многолетний опыт педагогов- практиков показывают, что в игровой деятельности, обучающие задачи решаются комплексно и лучше усваиваются ребёнком. В связи с этим в данной программе работа с дошкольниками строится на основе следующей системы дидактических принципов: - создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса; - обеспечивается возможность разно уровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом; - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира. Возраст детей Программа рассчитана на детей всего дошкольного периода. «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»- отмечал В. А. Сухомлинский Общие задачи программы 1. Обучающие задачи: 1. 1. Воспитание слуховой культуры речи; 1. 2. Формирование выразительности речи, выработка дикции. 1. 3 Обогащение, закрепление и активизация словаря; 1. 4. Совершенствование грамматической правильности речи; 1. 5. Развитие диалогической и монологической речи; 1. 6. Воспитание интереса к художественному слову; 2. Развивающие задачи: 2. 1. Развитие произвольности психических процессов. 2. 2. Развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей. 2. 3. Развитие способности к само регуляции поведения и проявления волевых усилий. 3. Воспитательные задачи: 3. 1. Развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих. Формой осуществления образовательного процесса является учебная группа, с постоянным составом, составленная по возрастному принципу. Планируемые результаты Умение свободно изъяснятся на родном языке. Методические рекомендации Дети 3- 4 лет: В этом возрасте у детей присутствуют богатые эмоциональные реакции, они с удовольствием выполняют просьбы взрослого. Изображают в движении и звукоподражании героев сказки. Налаживается эмоциональный контакт со взрослым, как главным организатором совместной деятельности. Основной является сюжетно- отобразительная игра. Дети могут играть, не принимая на себя какой- то конкретной роли с одним или несколькими персонажами( режиссёрская игра) . К трём годам дети изменяют слова, используя морфологические средства, Говорят короткими грамматически оформленными предложениями. Короткие, неполные предложения уместны и закономерны. Речь ситуативна и непроизвольна, что характерно для диалогической формы. Развитие грамматического строя речи, как и в более раннем возрасте осуществляется через игры, и не носит узкой дидактической направленности. Это совместные со взрослым инсценировки и игры драматизации. Игру предваряет знакомство с игрушкой, действие с ней. Педагог старается вовлечь в игру каждого ребёнка( приветствуется большое количество одинаковых игрушек) . Имеет место импровизация, возможность для ребёнка брать из сказки именно то, что ему нравится. Желание действовать подкрепляется метким словом. Например, медведь тяжёлый, косолапый; лягушка шлёпает, прыгает; Лисичка лёгкая, красивая, игривая… Пластичные этюды выполняются коллективно или индивидуально, параллельно организу ется ряжень е. Дети могут предлагать себя на роль Я – высказывания. «Я буду…». При выборе костюмов для ряженья можно использовать приём с «волшебным» мешочком. Педагог может также показать действия персонажа, не навязывая ребёнку. Для обыгрывания хороши сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок». Также можно организовать инсценировку по картине «Гули- гули», «Таня кормит голубей», «Медвежонок и козлята и др. » Во время игры дети могут свободно перемещаться. Лучше планировать такую работу на вечер, когда часть малышей разошлась. Имеет место выбор нескольких однотипных персонажей( две мышки, две лягушки) . Воспитатель рассказывает сказку, побуждая детей к импровизации диалогов. Затем можно перейти к небольшому театрализованному действию( со зрителем) . Сначала участвуют самые активные дети, остальные играют молча. После игры дети в костюмах продолжают играть в уголке игрушек, педагог может предложить детям продолжить сказку. Наряду с инсценировками и играми – драматизациями в развитии речи присутствуют игры на формирование структуры предложения, например: «Попроси правильно» и пальчиковые игры «Гусь», «Сорока» и др. Вводятся игры на активизацию словаря и развитие связной речи «Угадай игрушку», ставится задача угадать игрушку по признаку( Сначала1- 2, постепенно 3- 4) . 4- 5 лет: Идёт формирование контекстной речи( Взаимосвязь структуры слова и его значения) . На первый план выступает обучение связной речи и рассказыванию. Происходит взрыв словотворчества( словообразования) . Детей привлекает повествование – импровизация. Драматизации можно проводить по сказкам: «Гуси- лебеди», «Зимовье зверей», «Рукавичка», использовать авторские рассказы Сутеева «Кто сказал мяу », «Под грибом». Для формирования монологической связной речи, взрослый организует процесс ситуации устного рассказа. Перед ребёнком ставится цель оформить свои мысли в виде рассказа, взрослый подсказывает сюжетные ходы, логические связи, часто начало и конец предложения. Педагог также может создавать ситуацию письменной речи, тогда темп речи ребёнка замедляется, что создаёт условия для более правильного оформления высказывания( данный приём используется в индивидуальной работе, таким образом совершенствуется связная речь, Понимание смысловой стороны слова, а особенно – синтаксическая структура предложения. Взрослый предлагает детям также игры на словообразование, например «Почтальон принёс открытку». Актуальны игры на развитие понимания смысловой стороны слова: «Подбери другие слова», «Угадай и нарисуй». 5- 7 лет: Возраст освоения речевых конструкций разного типа, освоение формы монолога. Речь становится контекстной( позволяющей понять смысл присутствующих в речи слов, предложений) . Совершенствуется грамматический строй речи, освоение смысловой стороны слова. Целенаправленное обучение может осуществляться в игровой форме, для этого организуются игровые ситуации, включение заданий «рассказать» с сюжетно – ролевыми играми: «Фотовыставка», «Музей посуды», «Экскурсия по Москве» и др. В играх испол ьзуются приёмы: «Задай вопрос» Почему? Когда? А что если …? , распространение взрослым высказывания ребёнка, обобщение начала фразы, образец по аналогии( у взрослого одна картинка, у ребёнка другая) . Создаётся игровая мотивация «Расскажи игрушке». Развитие и усложнение синтаксических конструкций формируется посредством инсценировок и драматизаций по сказкам «Лиса, заяц и петух», «Гуси- лебеди», К. Чуковский «Муха- цокотуха» и сказкам более младшего возраста. Этому же способствует ситуация письменной речи. Широко используются игры на формирование грамматического строя речи: Согласование подлежащего и сказуемого, Числительного и подлежащего, Определение родовой принадлежности существительных, образование временных форм глагола, представление о неизменяемых словах и др. Примеры Сюжетно- ролевых игр для развития речи в старшем дошкольном возрасте «День рождения в кафе», «Моряки на необитаемом острове», «Ателье» и др.