Проект "Толерантик"
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад №9 «Малахитовая шкатулка» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Проект по нравственно- познавательному развитию « Толерантик » Дошкольный возраст( 6- 7 лет) Разработчик Саляева Олеса Павловна, воспитатель Содержание 1. Пояснительная записка 2. Цель и задачи проекта 3. Целевая аудитория 4. Основное содержание проекта 4. 1. Описание путей и методов достижения поставленных целей 4. 2. План реализации проекта 4. 3. Этапы реализации проекта 4. 4 Совместные мероприятия с родителями 5. Условия реализации проекта 5. 1. Организационные условия 5. 2 Кадровые условия 5. 3. Материально- техническое оснащение 5. 4. Работа с детьми 5. 5. Работа с родителями 6. Ожидаемые результаты 7. Критерии оценки результативности проекта 8. Используемая литература 1. Пояснительная записка Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия. Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Проследив историю русского этноса, мы видим, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно- угорские, тюркские, балтийские племена и народности. Финно- угорская группа- третья по численности среди всех народов России, которые у нас представлены 16 народами: ханты, манси, удмурты, мордва, марийцы и другие. Частичкой финно- угорского народа являются ханты, которые в основном проживают на территории Ханты- Мансийского автономного округа. Характерной их особенностью является открытость к этнокультурному взаимообмену. Поиск путей укрепления связей с родственными народами не разрывает традиционные культурные контакты с другими народами. Ханты сберегли и сохранили свой язык, основные элементы культуры. Связь с этнической традицией в сфере культуры в основном выражается у них в национальных песнях, музыке, танцах, в национальных блюдах, одежде, а также в сохранении некоторых старинных обрядовых действий, например, свадебных и т. д. В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Поэтому пришла к выводу, что необходима определенная система по формированию у дошкольников основ толерантного сознания, которая позволит сформировать готовность к толерантному взаимодействию с окружающими на основе представлений о разнообразии людей и культур на земле. Проект по формированию основ толерантности по ознакомлению с культурой хантыйского народа, его природными и культурными особенностями составлен в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, имеет план работы, четко выстроенную методику, содержит познавательный региональный материал, конкретные разделы и последовательные этапы работы совместной деятельности детей, педагогов, родителей. В связи свышеперечисленным был разработан педагогический проект по формированию основ толерантности детей дошкольного возраста. Данный проект предусматривает связь с такими образовательными областями, как «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие» в соответствии ФГОС дошкольного образования. 2. Цель и задачи проекта Цель: формирование основ толерантности дошкольников посредством ознакомления с культурой народов России( хантыйского народа) . Задачи: Образовательные сформировать представление о России как о родной стране, Москве – столице России, Ханты- Мансийске – столице Югорского края, приобщить ребенка к традициям финно- угорского народа Развивающие формировать интерес к традициям и промыслам финно- угорского народа развивать интерес к истории и традициям своей семьи, своей национальности развивать умение порадоваться, видеть плоды добра и зла развивать дружеские взаимопонимания Воспитательные помочь ребенку выработать уважительное отношение к людям другой национальности формировать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу воспитывать уважительное отношение к традициям, истории и культуре своей семьи, России, финно- угорского народа формировать толерантное поведение и чувство уважения к разным народам, населяющих Россию, их традициям. Поставленные в проекте задачи решаются во всех видах детской деятельности: в игре( сюжетно- ролевая игра) , фольклор и художественная литература, самообслуживание и элементарно- бытовой труд, конструирование, ИЗО( рисование, лепка, аппликация, восприятие музыки) , двигательная активность( физкультминутки, подвижные игры) Именно эти виды деятельности помогают воспитывать в ребенке толерантные чувства, сформировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. 3. Целевая аудитория Целевой аудиторией проекта являются дети дошкольного возраста от 6 до 7 лет, педагоги, родители. 4. Основное содержание проекта 4. 1. Пути и методы достижения поставленной цели Отбор содержания проекта основывается на следующих педагогических принципах: принцип гуманизации – личностно- ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания; возрастного и индивидуального подхода, предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей. принцип личностно- ориентированного общения – индивидуально- личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми; принцип деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности; культуросообразности, который основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно- средового подхода к организации деятельности в детском объединении; принцип тематического планирования материала –предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: семья, природа, культура, страна принцип наглядности- широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно( от простого к сложному) , чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе; принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые занятия виды занятий, стремиться к достижению результата; принцип интеграции. Этот принцип позволяет совместить аспекты научных и общечеловеческих знаний в области музыки, рисования, конструирования и др. Методы работы с детьми наглядные( рассматривание иллюстраций, показ видеоматериалов и т. д. ) словесные( беседа, устное изложение и т. д. ) практические( игры, инсценировки и т. д. ) Формы работы с детьми занятия познавательного цикла наблюдения беседы чтение художественной литературы театрализация игры( дидактические, развивающие, игры- фантазии, строительные) решение проблемных ситуаций 4. 2. План реализации проекта Месяц Тема Часы Сентябрь Толерантность. 2ч Октябрь Хантыйский народный фольклор 2ч Ноябрь Хантыйский национальный костюм 2ч Декабрь Национальное искусство 2ч Январь Хантыйские народные праздники 2ч Февраль Хантыйские народные сказки 2ч Март Национальное искусство 2ч Апрель Хантыйская кукла «Акань» 2ч Май Хантыйские народные сказки 2ч 4. 3. Этапы и сроки реализации проекта Проект предполагает наличие трех этапов, каждый из которых включает в себя определенные задачи и алгоритм действий: Аналитический –апрель- май 2020 г. г: анкетирование родителей, анализ имеющихся ресурсов: кадровых, материально- технических, информационно- технических, финансовых Основной – октябрь 2020 по май 2020 г, контроль за качеством Заключительный – май 2020 г. ( «круглый стол», анализ результатов) Сроки реализации проекта- 2020- 2021 учебный год 4. 4. Совместные мероприятия с родителями № Мероприятие Дата Ответственные 1 Выставка детских рисунков декабрь Воспитатель ИЗО, воспитатель 2 Медвежий праздник февраль Воспитатель, музыкальный работник 3 День рыбака март Воспитатель ИЗО, воспитатель 4 Родительское собрание с презентацией о проделанной работе май воспитатель 5. Условия реализации проекта 5. 1. Организационные условия обуславливают: создание в ДОУ систематизированного материала по всестороннему развитию воспитанников на разных этапах развития дошкольников; создание банка данных педагогической диагностики; организация хранения и систематизация полученного диагностического материала Содержание проекта ориентировано на формирование толерантного поведения дошкольников( отношение к окружающим, отношение к людям другой национальности 5. 2. Кадровые условия Вся работа проводится в тесном взаимодействии с узкими педагогами: музыкальным руководителем, педагогом- психологом. 5. 3. Материально- техническое обеспечение В дошкольном учреждении созданы все условия для формирования толерантного воспитания ребенка, а также создана развивающая предметно- пространственная среда: зеленая зона; музей русского быта; театральная студия; изостудия; картинная галерея; подбор художественной литературы хантыйского народа; куклы в национальном костюме финно- угорского народа; орнаменты, одежда, головной убор В зеленой зоне имеются птицы, рыбки, черепахи, кролик. Животные помогают детям психологически настроиться, успокоиться. Общение и уход за животными помогают детям научиться любить, заботиться о других. В музее расположен макет чума, картины с изображением посуды, хорея. Изделия из оленьего меха, сукна, плетения из бисера, поделки из дерева. Малица, женская шапка. Детские национальные игрушки( куколки «Акань», деревянные нарты, лодочки) . Натуральная детская малица из оленьего меха; оленья шкура. Одежда для девочки и мальчика в национальном стиле. В Музее дети знакомятся с традициями, обычаями, промыслами как русского, так народа. Все это развивает эмоционально- чувственное восприятие предметов старины, нравственное отношение к ним, бережное отношение к тому, что создали предки. В театральной студии все необходимое для драматизации русских народных сказок и кукольного театра. Хантыйские народные сказки перекликаются с русскими сказками. Предметно- развивающая среда представлена народными инструментами( дудки, гусли, балалайки, шумовые инструменты( трещотки, рубель, полешки, ложки, свистульки) . Все это направлено на обогащение детей знаниями о фольклоре, инструментах, способствует музыкальному развитию. В изостудии собран демонстрационный материал по декоративно- прикладному искусству: коллекция народных игрушек. В группе имеется мини- музей хантыйской культуры, где можно увидеть костюмы, куклы в национальном костюме, кухонные доски с резьбой, сборники хантийского фольклора, иллюстрированные журналы, газеты. Все это оказывает большое влияние на формирование душевных качеств, позволяет развивать у детей любознательность, ощутить себя частью великого народа, воспитывает чувство прекрасного, гуманное отношение к людям другой национальности. Педагог использует метод коллективного детского творчества, что способствует развитию позитивного отношения, создания благоприятного психологического климата воспитанников. 5. 4. Работа с детьми. Содержание образовательной работы с детьми дошкольного возраста строится по тематическим блокам. Все блоки взаимосвязаны между собой. Оформление альбомов, совместное оформление детей и родителей стендов( «Состав финно- угорского народа») , проведение совместных праздников. Формирование представления детей о том, что Россия- многонациональная страна, у каждой нации своя культура. Ознакомление с государственными символами Российской Федерации, Ханты- Мансийского автономного округа( флаг, герб, символика) . Ознакомление детей с природой Ханты- Мансийского автономного округа, искусством, фольклором хантыйского народа, просмотр презентаций. Чтение хантыйских сказок, потешек, прибауток, знакомство снациональными героями. Первые представления о традициях, культуре хантыйского народа ребенок получает через беседы, показ иллюстраций. 5. 5. Работа с родителями Работа по воспитанию у детей толерантного поведения предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого необходимо использовать разнообразные формы работы с родителями: родительские собрания, консультации, выставки детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, индивидуальные беседы с родителями, совместные посещения краеведческого музея, оформление уголка «Состав финно- угорского народа» в группе. Такая согласованность работы детского сада и семьи является важнейшим условием толерантного воспитания ребенка, формирования у него нравственных форм поведения. Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. 6. Ожидаемые результаты Результаты- эффекты: гуманное отношение к людям другой национальности формирование у ребенка чувство любви к своей Родине, к Югорскому краю формирование представление о традициях хантыйского народа, как одного из представителей финно- угорского народа участие родителей в формировании толерантного воспитания ребенка Итоги практической деятельности по проекту Макет «Стойбище оленеводов» Альбом «Животный и растительный мир ХМАО» Альбом: «Промыслы ХМАО» Альбом: «История ХМАО» Изготовление поделки- куклы детей ханты и манси Кукла в народном костюме хантов Альбом: «Жизнь и быт народов севера Карта – Югры Альбомы: «Игры народов ханты и манси», «Орнамент» 7. Критерии оценки результативности проекта № Ф. И. ребенка Отношение к делу Отношение к людям Отношение к себе Средний балл Октябрь 2020 г. Апрель 2021 г. Октябрь 2020 г. Апрель 2021 г. Октябрь 2020 г. Апрель 2021 г. Октябрь 2020 г. Апрель 2021г. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. В группе обучающихся: у ровень развития выше среднего_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ средний уровень развития_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ уровень развития ниже среднего_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ низкий уровень развития_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8. Используемая литература 1. Волдина Т. В. Хантыйский фольклор: история изучения. - Томск: Изд- во Том. ун- та, 2002. - 258 с. 2. История и культура хантов. Под ред. Н. В. Лукиной- Томск: Издательство Томского университета, 1995 г. 3. Народы Северо- Западной Сибири/ Под ред. Н. В. Лукиной. Томск: Изд- во Том. ун- та, 2002. Вып. 9. - 214 с. 4. Сирелиус У. Т. Путешествие к хантам/ Перевод с нем, публикация д- ра ист. наук Н. В. Лукиной. - Томск: Изд- во Том. ун- та, 2001- 344с. 5. Языки и культура народов ханты и манси: Материалы Междунар. конференции, посвященной 10- летию НИИ обско- угoрских народов. Ч. 1: Этнология, социология, экономика. - Томск: Изд- во Том. унта, 2002. – 234с.