Проект "Берёзка - русская красавица"
Документы для скачивания
М униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №10 г. Апатиты Экологическо- патриотический проект для детей разновозрастной группы № 2 «Березка- русская красавица » Подготовили: Воспитатели: Розова И. В. Столяренко О. С. 2018 год Тема проекта: «Березка- русская красавица ». Участники проекта: дети 4- 7 лет, воспитатели группы и родители воспитанников. Тип проекта: познавательно- исследовательский Вид проекта: краткосрочный( 2недели) . Актуальность проекта: Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. С чего начинается Родина? С речки, с песчаного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома? Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семье. В старину березу называли «деревом четырех дел»: первое дело – мир освещать; второе – крик утешать; третье – больных исцелять; четвертое – чистоту соблюдать. Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет! Ни в одной стране нет столько берез, как у нас, поэтому деревом многих россиян является русская береза. Белоствольная, величавая, изящная она напоминает невесту. О ней со старины ведутся песни, сказки, стихи. Она является образом России. Со времен глухой старины вошла она в нашу жизнь. Мила она русскому человеку. Любит наш народ красавицу за ее пользу, которую она приносит народу. Поэтому в настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней. Цель: Приобщение детей к традиционной отечественной культуре, воспитание любви к Родине, формированиезаботливого и бережного отношения к природе. Задачи: 1. Сформировать представления у детей о жизни березы, как живого существа, показать, что береза считается символом и гордостью русского народа, что она является олицетворением нашей Родины, что береза и Россия – неразделимые понятия; 2. Расширить знания детей о берёзе, ее использовании в хозяйственных целях, в медицине, в быту 3. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания. 4. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней. Предполагаемые результаты: Углубленные знания и представления детей о березе. Сформированное представления о жизни растения, его развитии и значении. Развитие у детей активности, творческого потенциала. Вовлечение родителей в совместную деятельность, в условиях семьи и детского сада. Интегративные области развития воспитанников социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно- эстетическое развитие; физическое развитие. Этапы работы над проектом: Подготовительный этап Подготовить наглядный дидактический, демонстрационный материал. Подобрать атрибуты, игры для самостоятельной игровой деятельности. Приготовить методическую, науч ную и художественную литературу. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности. Составить план мероприятий. Основной этап Намеченные мероприятия Задачи Познавательное развитие Выбор березки на территории детского сада. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы. Рассматривание иллюстраций и книг по теме: «Береза» Рассматривание поделок из берёзы. Исследование бересты под лупой. Дидактич еские игры: «Листья разных деревьев », «Закончи фразу», «Подбери слова – приятели», «С кем дружит береза? », «Что сначала, что потом». Развивать познавательную сферу и проведение действий, направленных на познание, для гармоничного развития детей. Помочь приобрести опыт взаимодействия с природой. Речевое развитие Чтение: В. Рождественский «Береза»; Т. Белозеров «Береза»; Н. И. Птухина «Ода березке»; Г. Н. Рахимов «Три березки под окном». Заучивание стихотворений о березе: С. Есенин «Белая береза». Луговская Н. Н. " Утро на Троицу» Рассматривание с обсуждениями картин русских художников таких как: Иван Иванович Шишкин «Березовая роща» Куинджи Архип Иванович «Березовая роща» Дидактическая игра «Назови, какая? » ( Дети поочереди придумывают красивые определения для березки, называют ее ласково. ) Беседа на тему: «Бережное отношение к природе» «Использование берёзы»* в медицине; * в народном хозяйстве. Развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх, на занятиях Активизировать речь детей словами: чечевички, береста, ра сширяя и уточняя знания детей о составляющей части дерева. Развивать память, мышление, воображение. Побуждать желание детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, стремиться к речевому общению между собой. Художественно- эстетическое развитие Рисование и вырезание «Русские берёзки» Закрепить знания о внешнем виде берёзы; учить передавать образ берёзы с помощью красок. Лепка «Лес» Учить лепить, образно отражая действительность, правильно передавая форму, величину, строение, пропорции частей, относительно основной части, передавая отдельные характерные признаки предмета. Физическое развитие Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу». Подвижные игры: «1, 2, 3- до березы добеги », «Кто больше соберет грибов подберезовиков», На прогулке хороводная подвижная игра « Во поле береза стола » Физкультминутки: «Мы березу посадили», «Наступило утро». Поход в Академический парк. Вызвать желание совершенствовать свои физические качества, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость. Социально- коммуникативное развитие Беседы: " Что я знаю о берёзе" , «Где растет береза» «Белоствольная красавица», «О березе и её коре», «Береза- лекарь», «Береза- символ России». Помочь усвоить правила поведения, безопасного для человека и окружающего мира природы. - Углубить представления детей о березе, об условиях, необходимых для ее жизни. Воспитывать любовь к своей Родине и желание беречь её. Подготовка и проведение сюжетно – рол евой игры «Экологи »; «Исследователи» Игры- задания: «Узнай по форме»; «Время- г ода ». Праздник «Люблю березку русскую…» с украшением березки. Вызвать интерес детей к развёртыванию сюжетно- ролевых, дидактических игр. Стимулировать использование предметов- заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками. Развивать творческий потенциал, способность совместно со сверстниками развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с мнениями сверстников. Воспитывать умения работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща. Работа с родителями 1. Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию. 2. Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми. Совместное разучивание стихов. 3. Помощь в организации похода Вызвать желание родителей помочь педагогам удовлетворить потребность детей в познании, участвовать в жизни ДОУ, помочь детям углубить знания о березе, увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее. Заключение. Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России – березке, потому что она красива и целебна. Данный проект способствовал развитию творческого и интелле ктуального мышления детей, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке и к природе в целом. Л итература: 1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2. Брем А. , Жизнь растений. Новейшая ботаническая энциклопедия- М. : Эксмо, 2005. 3. Данников Н. , Дерево жизни. Всё о целебных свойствах берёзы. , М. Лабиринт, 1993. 4. Горобец Ю. И. , Симонов А. А. , " Береза" , Просвещение, 1998. 5. Поликарпова Татьяна" Две березы на х олме" , Детская литература, 2003. 6. Интернет ресурсы.
Консультация для родителей. «Гендерное воспитание в условиях детского сада». От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности ребенка. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в дошкольном возрасте. Часто, родители забывают, что девочки и мальчики по- разному видят, слышат, осязают, по- разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по- разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые. Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. В старших группах многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность. Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков. Нельзя воспитывать детей по принципу" так, как воспитывали меня" . Рекомендации по воспитанию девочек: Во- первых, очень важно чтобы между дочерью и мамой( а также папой) были теплые, доверительные отношения. В свою очередь родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни. Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины. Уважать личность дочери, проявляя удовлетворённость её поступками, формировать позитивную самооценку девочки. У мамы с дочерью должны быть свои" женские секреты" : мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными. Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению. Мама должна привлекать дочь к" женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства. Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды. Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь. Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят. Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими! Рекомендации по воспитанию мальчиков: Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно. Мальчикам нужно реже ЗАПРЕЩАТЬ, а чаще РАЗРЕШАТЬ что- то дополнительное за хороший поступок. Мальчикам должны быть естественными проявлять свою эмоциональность( не ругать за слезы) . Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе: он ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину. Формировать в мальчиках чувство ответственности. Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу! Обязательно должен быть физический, телесный контакт- для повышения самооценки мальчика. Мама- ЗАБОТИТСЯ, а папа- ФОРМИРУЕТ мужчину. Задача родителей- проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности. Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по- разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по- своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.