Проект в средней группе " Золотые краски осени"
Документы для скачивания
Педагогический прое кт в ср едней группе Тема: «Золотые краски осени» Воспитатели: Никитина Ю. Г. Доронина Н Е. Саратовская обл. р. п. Самойловка, МБДОУ « Ромашка» Руководители проекта: Воспитатели. Участники: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель. Возраст детей: проект рассчитан на детей 4- 5 лет Учебный предмет, по которому проводится проект: художественно – эстетическое развитие; познанное развитие; речевое развитие; социально – коммуникативное развитие. Состав проектной группы: вся группа. Продолжительность проекта: краткосрочный( октябрь 201 7 г. ) . Тип проекта: познавательно- творческий, детско- взрослый Проблема: В период детства дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации. Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь. Экологическая проблема является глобальной, от решения которой зависит будущее всего человечества. Поэтому формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Актуальность. Эта тема очень интересна и всегда актуальна, можно много узнать о мире природы, расширить свой кругозор, создать творческие работы по этой теме. В связи с тем, что дети постоянно задают вопросы про время года- осень, их интересуют многие осенние явления, мы решили изучить эту тему. Мы постарались наладить более тесный контакт ребёнка с родителями( сбор природного материала, создание совместной творческой поделки) . В условиях образовательного процесса в МАДОУ укрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома. Цель проекта: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о сезонных изменениях в природе, пополнение и обогащение знаний детей о времени года осень. Задачи проекта: - Добиться пополнения и обогащения знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты». - Способствовать формирования у детей умение вести наблюдения в неживой природе. - Изучение детьми объектов неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно правильного взаимодействия с окружающим их большим миром природы. - Показать конкретные способы экспериментирования и исследования объектов природы. - Способствовать развитию умения делать выводы, устанавливая причинно- следственные связи между объектами природы. - Способствовать развитию диалогической форме речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. - Вызвать желание к стремлению импровизировать на несложные сюжеты песен; закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу. - Обеспечить развития умения читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умение драматизировать небольшие отрывки. - Способствовать формированию умение передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки; развивать эстетическое восприятие. - Обеспечить развитие навыков художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение. - Способствовать развитию чувства сотрудничества родителя с ребёнком- Способствовать формированию начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста; развивать познавательную активность; воспитывать любовь к природе. Обеспечение проектной деятельности: Методическое- «Конспекты занятий в средней группе детского сада» В. Н. Волчкова. - «Тематические дни и недели в детском саду» Е. А. Алябьева. - «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Л. Г. Горькова. - «Место игры в экологическом воспитании дошкольников» С. Н. Николаева. - «Оригинальные пальчиковые игры» Е. Ф. Черенкова. - диски с песнями. - Интернет. Материально- техническое: - альбомы «Осень», «Овощи», «Фрукты»- картинки, иллюстрации на тему «Осень», «Урожай»- демонстрационный материал- художественные произведения- компьютер Основные методы и формы реализации проекта: 1. Определение темы, постановка цели и задачи. 2. Определение методов и приемов работы. 3. Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала. 4. Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности. 5. Подбор материала для творческого труда. 6. Изготовление дидактических игр. 7. Составление перспективного плана. Предполагаемый результат: - расширить и закрепить знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах; - расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики; - применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения; - отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, вразличных видах деятельности( изобразительной, театрализованной, умственной, игровой) ; - заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада. - дети смогут устанавливать причинно- следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы. Этапы реализации проекта. 1. Подготовительный этап: - Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями; - Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми; - Подборка фотографий, литературы; - Сбор листьев для работ, семян растений и косточек плодов; - Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах; - Рисование на тему «Золотые краски осени»- Предложить родителям посетить овощную ярмарку. 2. Основной этап: Мероприятия по работе с детьми: - Чтение художественной литературы- Просмотр мультфильмов- Беседы- разработка конспектов НОД- Рассматривание альбомов и картин- Наблюдение- Экспериментирование- Сбор природного материала- Рисование- Аппликация- Лепка- Конструирование- Дидактические игры- Пальчиковые игры- Музыка Мероприятия по работе с родителями: - участие в выставке работ на тему «Осень», подборка иллюстраций, литературы; - разучивание стихотворений об осени; - подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Деревья», «Ягоды, грибы», «Осень»; - оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта; - организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, природного материала; - беседы с родителями о серьезном отношении к воспитательно- образовательному процессу в ДОУ, привлечение к совместной деятельности. - Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»; - Привлечение родителей к созданию фотоальбома «Осень – славная пора! »- Изготовление папки – передвижки на тему «Осенние фантазии»( изготовление поделок из овощей и природного материала) ; - Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам; - Конкурс семейных поделок из даров осени «Осенние фантазии»; - Приобретение раскрасок для детей про осень. 3. Заключительный этап: Продукт проектной деятельности: - оформление выст авки детских творческих работ; - семейные поделки из овощей, фруктов, природного материала «Осенние фантазии»; - музыкальное развлечение для детей « Домовёнок на осеннем празднике »; - фотографии НОД, прогулок, игр, утренника; - выставка книг по теме «Осень»; - дидактические игры, настольно – печатные игры; - цикл НОД на тему «Осень» План работы с детьми по осуществлению проекта «Золотые краски осени» Образовательные области Формы работы с детьми Познавательное развитие Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени. РМП: д\ и «Выложи узор из листьев», «Посчитай сколько…», «Где спрятались листочки», Ознакомление с окружающим: «Осенний лес. Дары леса», «Овощи и фрукты», «Приметы осени» «В гости к осени», «Лесные жители осенью», «У бабушки в деревни». Конструирование из природного материала: «Рыбка », « Бабочкка »( из листьев) , «Ежик в гости к нам пришел»( из шишек) Беседы: « Что мы знаем о лесе и его жителях », « Что такое листопад », «Осенние хлопоты людей», «Осень. Что ты о ней знаешь? » Цикл наблюдений: - за изменениями осенней природы во время прогулок( за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём) - за красотой и богатством осенних красок- за цветником- за перелетными птицами- за насекомыми- за деревьями, растущими на территории детского сада Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада», «Ищем приметы осени» Экспериментирование: «Опыты с глиной и песком» Ситуативная беседа: «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт? » «Почему медведь зимой спит, а заяц – нет? » « Почему я люблю( не люблю) осень? » Речевое развитие Творческое рассказывание детей по темам: «Приметы осени», «Мы гуляли на участке» «Что я видел в парке? »- Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок с использование м мнемотаблиц; «Наступила осень», «Листопад», «Золотой дождь». Словесные игры: «Опиши словами осень! », «Осень в лесу», «Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие( признак) », «Оденем куклу на прогулку», «Скажи наоборот». Чтение художественной литературы: Пословицы, поговорки, загадки об осени; « Война грибов и ягод» обр. В Даля, « Воробьишка » М. Горького, «Заяц и еж » Бр. Гримм, «Листопад»( отрывок) И Бунин, «Уж небо осенью дышало…»( отрывок) А. Пушкин, «Осенние листья по ветру летят» А. Майков, Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи» Чтение сказки «Осень на пороге» Н. Сладкова, «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снигерев. Чтение рассказа" Последний лист" П. Молчанова Социально – коммуникативное развитие Сюжетно- ролевые игры: «Магазин семян», «Семья – Собираемся на прогулку в лес», «Сем ейный праздник», «Магазин «Овощи и Фрукты»». Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек" , «Отгадай загадку – нарисуй отгадку! », «Что было бы, если из леса исчезли…», «Две корзины», «Целое- часть», «С какой ветки детки? », «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы», «Парные картинки ». Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме»; Настольно – печатные игры: «Времена года», «Что к чему…», Трудовая деятельность: уч астие в субботнике «Чистый детсад » сбор природного материала на прогулке( сбор шишек, семян, листочков для гербария) уборка опавшей листвы укрывание корней деревьев опавшей листвою. Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью» Беседы по ОБЖ: «Почему в лесу нельзя ничего пробовать? » «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья? » «Почему нельзя бегать с ветками и палками » Художественно- эстетическое развитие Аппликация: «Отговорила роща золотая… » «Что нам осень принесла? ! » Рисование: «Осенние деревья», «Осеннее настроение », « Осенние веточки », « Тарелочка для госпожи Осени » Лепка «Наливное яблочко», «В лес за грибами », «Осенние листочки»; Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»; «Осень в деревне ». Самостоятельная художественная деятельность: Аппликация «Ветка рябины» Рисование «Чем нам осень нравится» «Наш участок осенью» «Как звери готовятся к зиме» Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Осенняя песнь» А. Вивальди «Осень» Пение: «Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой «Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой «В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой Музыкальная игра с пением: «Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку» Самостоятельная музыкальная деятельность: «Сочини песню об осени» «Сыграй песенку дождя» Досуги, развлечения: «Час загадки»( дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки, из котор ых потом оформляем выставку рисунков » Осенний утренник «». Физическое развитие Беседы: «Как одеваться осенью? » «Если хочешь быть з доров! » Подвижные игры: «Съедобное- несъедобное! », «Я знаю 3 названия! », «Осенние листочки», «Вороны и собачка! », «Перелёт птиц», «Гуси – лебеди», «Поймай грибок», «Вершки- корешки», «Овощи- фрукты»; Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи» Физкультминутки: «Клён», «Листопад», «Грибы», «Осень», «Дождь», «Птички». Пальчиковая гимнастика: «Листья», «Дождик, дождик», «Ветер», «Овощи к обеду», «Варим мы компот», «Мы капусту рубим…», «Огород»; Презентация проекта: - выставка детского творчества «Золотые краски осени»; - утренник « Королева Осень »; Аналитический этап Анализ эффективности работы по проекту, обобщение опыта. Внедрение проекта в воспитательно- образовательный процесс помогло обогатить его содержание, активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени у детей средней группы, а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно- образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр- инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать. Результаты проектной деятельности: в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров; на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом; большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта. ПРИЛОЖЕНИЕ Познавательное развитие ПРИЛОЖЕНИЕ №1 РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Соционально – коммуникативное развитие ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Художественно – эстетическое развитие ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Физическое развитие ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Работа с родителями П РИ ЛОЖЕНИЕ №7